Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности.
статья по теме

Мои мысли о духовности и нравственности и мысли великих педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Болгова Светлана Ивановна,

заместитель директора по УВР

        МБОУ « Весенненская СОШ»

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ  КАК ВАЖНЕЙШИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ.

 Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностей, присущих обществу во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

  • Повышение человеческого в человеке (В.И. Мурашов);
  • Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л. Е. Плескач);
  • Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств (К.Д.Ушинский) [3].

 Таким образом, духовно - нравственное воспитание личности– сложный, многогранный и длительный процесс, включающий: педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный.

Духовность и нравственность  являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям- это ценностная характеристика сознания. Нравственность- это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

В сочетании эти два качества составляют основу личности, где духовность- вектор ее движения( к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию), она является основой нравственности.

Можно выделить  аспекты духовно-нравственного образования:

  • Воспитание у ребенка благоговения- глубочайшего почтения, уважения.

Это чувство, близкое к страху обидеть, огорчить близких, вызвать их недовольство. Ребенок должен учиться побеждать свою волю и привыкать к воздержанности, неудобствам, самоотверженности. Благоговение способствует формированию послушания.

В наши дни распространение эгоизма, своеволия в семейной и общественной жизни, когда потеряны критерии «можно» и «нельзя», когда провозглашаются «удовлетворения всех его потребностей», может привести к нежелательным, отрицательным результатам. Без добродетели послушания не будет ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина России.

  • Чувство стыда является естественным, прирожденным чувством каждого человека.

Воспитание призвано его развивать и укреплять, чтобы не дать ему исчезнуть. В воспитании чувства стыдливости велика роль семьи, поэтому школа должна вести работу с родителями.  Понятие стыда охватывает всю область отношений человека к самому себе, для чего важно воспитывать воздержание и самоограничение: режим, закаливание, труд, посильные обязанности дома и в школе, приучение к аккуратности и порядку, умеренность в пище.

  • Воспитание влагоговейного отношения к другому человеку- это воспитание чувства понимания и сострадания.

Для этого надо усвоить два правила: «никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай».

К первому правилу « не обижай» или « не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе» относили: осуждение, ябедничество, зависть, воровство, ложь, лень, непослушание. Теперь прибавились новые пороки: пьянство, наркомания, сквернословие, растление, блуд, дерзость, бесстыдство.

 Второе правило « всем, насколько можешь, помогай»- это значит, и воспитание добродетели учите делать добро. Это воспитание милосердия, великодушия, терпения, кротости, незлобия, мужества, трудолюбия, простодушия, прямоты, братской любви и др.

  • Воспитание правдивости. Для этого необходимо быть примером детям, показывать в делах и словах любовь к истине, не обманывать детей, не делать детям ложных сообщений.
  • Воспитание чувств через классическое искусство, которое есть в содержании образования.

Важное место в воспитании чувств имеет слово. В христианской педагогике сформулировано отношение к слову как святыне, которая насыщает ум истиной, украшая  его и предохраняя от заблуждений.

  • Воспитание воли способствует формированию стержня в характере и заключается в ее укреплении.А.С.Макаренко предполагал упражнения «гимнастика поведения».
  • Воспитание совести, самого значительного проявления духовности в человеке.

            Совесть- это одно из выражений самосознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку различить добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя.

 По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души [3].
И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания, духовно развитого ответственного гражданина.

Великий русский писатель А.И.Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз» [1]. Устраивает ли современного педагога жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача- сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.
            Роль педагога в духовно-нравственном воспитании огромна, это:

- каждый поступок, слово учителя должны быть выверены;

- движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей;

- педагог должен быть примером для ребенка, оказывать влияние на его внутренний мир;

- педагог должен уметь понимать и сострадать другим и уделять внимание своему собственному внутреннему миру;

- учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.

Эффективностью процесса духовно-нравственного воспитания могут быть: уровень духовно-нравственных ценностей, самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов.

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. К.Д.Ушинский писал: « Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки» [3].

Таким образом, насыщенная жизнь в школе, теплая атмосфера в семье, культура в обществе играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка- эти условия должны быть подчинены воспитанию души и духа, воспитанию любви и определению  базовых  национальных  ценностей:  патриотизм,  гражданственность,     человечество, мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, наука,      семья,      труд и творчество,     традиционные российские религии и традиции,  искусство и литература, природа.

По словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, и  долг учителя, помочь детям определиться в этой сложной нестабильной жизни [4]. Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в ещё несформировавшихся нравственно детских душах.

      Список литературы:

1.     Сергеева В.П., Инновационные направления в развитии системы воспитания.М.:УЦ « Перспектива»,2012г.
2. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:
Народное образование, 2002.

3. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974.
4.    Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие: Высш. Шк., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Данный материал имеет методическое содержание по воспитанию школьников в коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся приемы методов воспитания, которые можно использовать на классных час...

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных...

Статья "Духовно - нравственное воспитание важно в наше время"

В современном мире каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Тяжелое состояние духовно-нравственной сферы общества и се...

Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...