Воспитательная система класса
методическая разработка (10 класс) по теме
«Мое будущее – в моих руках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassnogo_kollektiva.doc | 74.5 КБ |
prezentatsiya1_2.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система классного коллектива.
«Мое будущее – в моих руках».
Шаяхметова Надежда Евгеньевна учитель биологии
Классный руководитель 10 В класса
МБОУ « СОШ № 2 им. А. И. Исаевой»
Введение.
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.
И.Гете.
В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", – ответило бы большинство из нас. Но всё ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель," – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.
Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.
1. Понятие и сущность воспитательной системы.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.(табл.1)
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент. | 1. Классный руководитель. |
II. Ценностно-ориентационный компонент. | 1. Цели и задачи воспитания. |
III. Функционально-деятельностный компонент. | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. |
IV. Пространственно-временной компонент. | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. |
V. Диагностико-аналитический компонент. | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. |
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
2. Моделирование воспитательной системы класса.
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.
Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.
В ходе моей педагогической работы мной определены формы, методы и приемы, который можно использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)
Основные направления деятельности | Задачи деятельности | Средства реализации задач |
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. | 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. | 1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Мастерские общения. 3. Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью бесед. |
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. | 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. | 1. Организационно- деятельностные игры. Кл .час “ Класс, в котором я хотел бы учится” 2. Конкурс “Мой класс сегодня и завтра” |
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. | 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. | 1. экскурсии, поездки на базы отдыха. 2. Любые формы коллективной деятельности. |
3. Концептуальная модель воспитательной системы класса.
Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.
Этапы развития воспитательной системы.
Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни.
Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будут определены этапы этого процесса.
Для успешного развития воспитательной системы класса я выделила четыре этапа:
- Первый этап – этап проектирования системы ;
- Второй этап – этап становления системы ;
- Третий этап – этап стабильного функционирования системы ;
- Четвёртый этап – этап обобщения результатов класса.
Мой педагогический стаж скоро будет 25 лет, и всегда я была классным руководителем.
В 2011-2012 учебном году из пяти 9-х классов было создано три 10-х, и в одном из них я стала классным руководителем. У части детей я была классным руководителем в 9 классе. Главной своей целью в 10 классе я поставила – сплочение и дружба в коллективе, так как учащиеся были собраны из четырех 9 классов и из МБОУ « СОШ № 1». Я знала, что дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час “Давайте познакомимся”,и в сентябре был « Осенний марафон» где обучающиеся стояли ответственные на разных станциях. и в конце мероприятия была полевая кухня где детей корми кашей, пиццей и соком.
Аналитические основы.
В 10 «В» классе обучаются 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков. Возраст учащихся 15-16 лет. При формировании 10-гo класса 6 человек остались из 9 а класса, из 9 б класс-2 человека ,из 9 в -2 человека , из 9 г класса-3 человека и из первой школы -4 человека.
12 учеников живут в полных семьях, 5 - в неполных семьях.
Цель воспитательной работы – сплочение классного коллектива и дружба между обучающимися , а также подготовить обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.
Направление воспитательной работы:
- Художественно-эстетическое (“День знаний”, “День самоуправления”, “День матери”, участие в предметных декадах, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”, “Самая обаятельная и привлекательная”, “День смеха”, “Прощай школа”);
- Гражданско - патриотическое (,военные сборы, классные часы, День Победы.)
- Спортивно-оздоровительное (анкетирование, антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов ,акции “За здоровый образ жизни”, дни здоровья);
- Профессионально-трудовое ( по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение омского колледжа , беседы с преподавателями вузов, экскурсии на предприятия города).
Задачи воспитательной работы в 10-11 классе.
- Сформировать классный коллектив;
- Совершенствование нравственных качеств;
- Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Результативность системы.
Ожидаемый и прогнозируемый результат:
- физически и психически здоровая личность;
- социально активная;
- нравственно здоровая;
- стремящаяся к самообразованию, самосовершенствованию;
- готовая к самореализации;
- с чувством собственного достоинства;
- отсутствие правонарушений.
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:
- беседы и лекции;
- разнообразные классные часы;
- совместные с родителями мероприятия;
- деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- занятия-практикумы;
- тестирование, анкетирование;
- психологические тренинги;
- КТД.
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
Киямов Раиль, Кузнецов Сергей, Богданов Виктор.
Результативность:
Проблема успешности детей волнует всех участников образовательного процесса, потому что обучающиеся не всегда могут справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения самостоятельно. Поэтому всегда есть связь : учитель-ученик-родитель.
Свою задачу как педагога я вижу в создании условий для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение, а цель педагога помочь ему в этом. И при этом важно добиться между учителем и учеником доверительных, взаимообогащающих отношений и только тогда будет результат, ведь как сказал великий Гёте:
«Учатся у тех, кого любят. Чтобы изменять других, их надо любить».
Заключение.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А.С. Макаренко
Список литературы:
1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 .
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2002.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...