Методическая разработка по баскетболу «Улучшение координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТГ-3 »
учебно-методический материал по теме

Османов Сумбат Юсуфович

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Считаю, что тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую и тактическую подготовку, которой должно хватить на весь игровой  сезон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotki.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД ДЮСШ «Юность»

Учебно-методическая разработка

 тема: «Улучшение координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТГ-3 »

Исполнитель:

Тренер-преподаватель

МАОУ ДОД ДЮСШ «Юность»

Османов Сумбат Юсуфович

г. Новый Уренгой

2013 г.

План         

Введение

         Баскетбол – является одной  из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих регионах  открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные, как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков.

Планируя учебно-тренировочные сборы необходимо, прежде всего, определиться с местом проведения и с составом участников тренировочного процесса.

 Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы с баскетбольной командой. Считаю, что это самая сложная часть работы тренера. Планирование требует  знаний, умений правильно выбирать средства и методы тренировки, рассчитывать необходимое время и является главной частью управленческой деятельности тренера.

При разработке плана учебно-тренировочных сборов, учитываю уровень и масштабы соревнований, в которых будет участвовать команда. Используя  контрольные упражнения, и нормативы  оцениваю уровень физической, технической, тактической и игровой подготовленности отдельных игроков и команды в целом.

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Считаю, что тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую и тактическую подготовку, которой должно хватить на весь игровой  сезон.

 Цель программы:

 - Создание условий для удовлетворения потребности учащихся двигательной активности через тренировочный процесс

- Сформировать и систематизировать профессиональные, теоретические знания и практические умения и навыки

Задачи программы:  

- Отбор способных  детей в команду ДЮСШ и сборную города.

 - Формирование стойкого интереса к занятиям.

 -Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,                                                                                                                                                                                                                         укрепления здоровья

-Воспитание специальных способностей (скорости, быстроты, выносливости,  ловкости) для успешного овладения навыками игры.

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

- Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.

План 

работы с тренировочной группой  (ТГ-3)

 в  Д О Л. «Радость» пос. Джубга, с 03.08.2013 г. по 23.08.2013г.

Основной объем тренировочной работы на УТС выполняется в группе, состоящей

из 16 учащихся.

УТС - 21день.

Весь объем тренировочных нагрузок разделен на 3 этапа.

I этап:  Акцент работы: наращивание объемов беговой подготовки.

Структура: рабочих дней 6- (1 выходной - сауна). Дней-7.

ПЛАН ГРАФИК учебного материала первого этапа

           Дни  

Виды под - ки

    1

      2

3

4

5

6

Атлетизм

(акцентированное

воздействие)

     Общая          выносливость

        Скоростная    выносливость

        сила

Прыгучесть

  прыгучесть

          прыгучесть

скорость

перемещения

Техника I;II;III индивидуальная подготовка.

IV;V;VI; по игровым амплуа

перемещения

ведение

ведение

ведение

Бросок

Проход

          Проход

           Передачи

Передачи

Игра на щите

Игра на щите

Тактика

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Игроков

(наведение)

Игроков

«восьмерка»

Игроков

«двойка»

Зонный      прессинг

1-2-1-1

Игровая

1х1

2х2

 

                3х3

4х4

5х5

             День

Тренировка

1-й

2-й

Утренняя

Равномерный бег 15 минут

Прыжковые упражнения 15 минут.

Броски 30 минут.

Равномерный бег 20 минут.

Прыжковые упражнения 10 минут.

Броски 30 минут.

Дневная

Упражнения на растягивания

15 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса .1час.

 Упражнения на растягивания

20 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа  с гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса , (силовая под-ка) 1час

Вечерняя

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 1х1.  1ч45минут

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 2х2. 1ч30минут.

             День

Тренировка

3-й

4-й

Утренняя

Равномерный бег 20 минут. Интенсивность средняя

Прыжковые упражнения 15минут

Броски 25минут

Равномерный бег 25 минут

Прыжковые упражнения 15минут

Броски 20минут

Дневная

Упражнения на растягивания 15 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с  гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса, (силовая под-ка) 1час

Упражнения на растягивания 10 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса, (силовая под – ка) 1час

Вечерняя

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений           Тактические взаимодействия 2х2 3х3. 1ч45минут

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 3х3 4х4.1ч45минут

             День

Тренировка

5-й

6-й

Утренняя

Равномерный бег 25 минут. Интенсивность средняя

Прыжковые упражнения 15минут

Броски 20минут

Равномерный бег 30 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 20минут

Дневная

Упражнения на растягивания 15 минут. Работа с гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса, (силовая подготовка) 1час

Упражнения на растягивания 10 минут Работа с резиной и  гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса, (силовая под-ка) 1час

Вечерняя

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 3х3 4х4. Зонный прессинг.     1ч 45минут

Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 4х4  5х5.Зонный прессинг  1ч45минут .

II- этап: Акцент работы:

1.  повышение уровня развития физических качеств с воздействием  специализированных  упражнений.

2.   Улучшение скоростной техники.

3    Совершенствование тактических построений в защите и нападении в условиях близких

       к игровым.

 Атлетическая подготовка – 20%

 Техническая подготовка – 30%

 Тактическая подготовка – 25%

 Игровая подготовка – 25%

Структура: рабочих дней 6- (1выходной - сауна). Дней-7.

ПЛАН ГРАФИК учебного материала второго этапа

Дни

 Виды п - ки

7

8

9

10

11

12

Атлетизм (акцентированные воздействия)

Общая

выносливость

       Скоростная выносливость

Сила

прыгучесть

прыгучесть

прыгучесть

Скорость

Техника

Индивидуальные защитные действия

Индивид. Защитные действия

Бросок

Комплексное совершенствование техники

Скоростная техника

Игра на щите

Игра на щите

Игра на щите

Тактика

Элементы

личного

прессинга

Групповой

отбор

Личная защита с подстраховкой

Зонный прессинг            

1-2-1-1

 Позиционное нападение

                   

Позиционное нападение с атакой через центрового.

Позиционное нападение

Выведение игрока на бросок с использованием центрового.

Быстрый

прорыв

Быстрый

прорыв

Быстрый

прорыв

Игровая

1х1

2х2

3х3

4х4

        

5х5

             День

Тренировка

7-й

8-й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут . Броски 10минут.

Равномерный бег 45 минут

Броски 15минут.

Дневная

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе.  Грудь, плечи, трицепс

Вечерняя

Работа в защитной стойке. Ведение, передача, бросок.

Выбивание, перехват

Позиционное нападение 3-2.  Бросок со средней дистанции. Штрафной бросок.

Позиционное нападение 3-2 .Групповой отбор,

(зонный прессинг). Бросок со средней дистанции. Штрафной бросок.

             День

Тренировка

9-й

10-й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 10минут.

Равномерный бег 40 минут

Броски 10минут.Быстрый прорыв, в тройке.10минут

Дневная

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс.

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе.  Грудь, плечи, трицепс

Вечерняя

Челночный бег 6х4х2;2х4х6. Прыжковые упражнения.  Бросковая часть. Скоростное ведение с использованием финтов. Работа ног и рук в защите.

Позиционное нападение

3-2 , и 2-1-2 с продолжением.

Игровая 5х5

             День

Тренировка

11- й

12- й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 10минут.

Равномерный бег 40 минут

Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут

Дневная

Вечерняя

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс.         Зонный прессинг.

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе.  Грудь, плечи, трицепс.

Позиционное нападение 2-1-2 с продолжением.

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите.   Бросок со средней и дальней  дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. . Игровая 5х5

 Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5

III- этап: Акцент работы:  

Повышение интенсивности тренировок в 13; 14; 15день.

Снижение интенсивности тренировок 16; 17; 18 день.

Атлетическая подготовка – 30%

Техническая подготовка – 40%  (30% скоростная техника)

Тактическая подготовка – 15%

Игровая подготовка – 15%

Структура: рабочих дней 6- ( 1выходной - сауна). Дней-7.

ПЛАН ГРАФИК учебного материала третьего этапа

День

 Виды п - ки

13

14

15

16

17

18

Атлетизм (акцентированные воздействия)

Скоростная выносливость

Сила

прыгучесть

прыгучесть

прыгучесть

Скорость

Техника

Индивидуальные защитные действия

Индивид. Защитные действия

Бросок

Комплексное совершенствование техники

Скоростная техника

Игра на щите

Игра на щите

Игра на щите

Тактика

Элементы

личного

прессинга

Групповой

отбор

Личная защита с подстраховкой

        Зонный прессинг

                 Позиционное

                      нападение

                   3-2

Позиционное нападение

3-2 .

Позиционное нападение

2 -1-2 с продолжением.

Быстрый

прорыв

Быстрый

прорыв

Быстрый

прорыв

Игровая

1х1

2х2

3х3

4х4

        

5х5

             День

Тренировка

13- й

14- й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 10минут.

Равномерный бег 40 минут

Броски 10минут. Быстрый прорыв. .10минут

Дневная

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс.         Зонный прессинг.

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе.  Грудь, плечи, трицепс.

Позиционное нападение 2-1-2.

Вечерняя

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите.   Бросок со средней и дальней  дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. Игровая 5х5

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5

             День

Тренировка

15- й

16- й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 10минут.

Равномерный бег 40 минут

Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут

Дневная

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс.         Зонный прессинг.

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе.  Грудь, плечи, трицепс.

Позиционное нападение3- 2 .

Вечерняя

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите.   Бросок со средней и дальней  дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. . Игровая 5х5

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5

             День

Тренировка

17- й

18- й

Утренняя

Равномерный бег 40 минут

Прыжковые упражнения 10минут

Броски 10минут.

Равномерный бег 40 минут

Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут

Дневная

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс.         Зонный прессинг.

Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс.

Позиционное нападение 2 -1-2

Вечерняя

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите.   Бросок со средней и дальней  дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. Игровая 5х5

Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5

УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС И КООРДИНАЦИЮ

Над каждым упражнением работаем  по 2 подхода 30 секунд каждый

  1. Два игрока стоят на одной линии, цель вывести соперника из равновесия. Одна нога чуть согнута, вторая на весу. Беремся одной рукой, (правой или левой) и выводим соперника из равновесия.

           

      2.   Тоже,  но держимся двумя руками.

        

      3.    Руки за спиной, сцепление ногами и стараемся вывести друг друга из равновесия.

      4.     Стоим боком на левой ноге, правая нога на весу, взявшись за руки, стараемся вывести            

               из равновесия.

       

      5.     Прыжок с разворотом на 90-180-270-360(градусов), основная задача приземлиться     одним движением  без повторной подпрыжки. Ноги не должны двигаться после приземления.    Можно выполнять с  подшага, с двух  -  трех шагов разбега.    

Разновидность прыжковых упражнений

От 200 до 300 прыжков в день

Прыжки без предметов

а). Прыжки с полу приседа 1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.

б). Прыжки «Кенгуру» 1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.

в). Прыжки с полного приседа.1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.

Прыжок с разворотом на 90-180-270-360 (градусов), основная задача приземлиться одним

движением  без повторной подпрыжки. Ноги не должны двигаться после приземления. Можно

выполнять с  подшага, с двух  -  трех шагов разбега.    

Прыжки на скакалке

а). Прыжки на правой ноге 1х25

б). Прыжки на левой ноге  1х25

в). Прыжки на двух ногах  1х50

Прыжки с использованием  гимнастической скамейки

а). Прыжки, через гимнастическую скамейку отталкиваясь двумя ногами с продвижением          

      вперед змейкой 2х10

б). Из исходного положения: гимнастическая скамейка между ног. Отталкиваемся, вверх подтягивая колени к груди и соединяя стопы, продвигаемся вперед. 2х10

Прыжки на тумбе высотой до 50 см

а). Поочередное отталкивание с тумбы правой и левой ногой 1х20

б). Вскок  на тумбу толчком двух ног 1х20

Прыжки у баскетбольного щита

а). Выпрыгивания с места вверх толчком правой ноги, до отметки на щите 1х10

б). Выпрыгивания с места вверх толчком левой ноги, до отметки на щите 1х10

в). Выпрыгивания с места толчком двух ног вверх, до отметки на щите 1х10

Упражнения на  стабилизацию, координацию движений и баланс, т.е. сохранение равновесия

ДВИЖЕНИЕ И ОСТАНОВКА

Выполняем после разминки

1.Лицом вперед выполняем  2 беговых шага, на 3й шаг выполняем наскок на правую или левую ногу, удерживаем баланс, своего тела. Упражнение выполняем от лицевой до лицевой линии и обратно.

2. Стоя правым или левым боком в защитной стойке начинаем выполнять передвижение и напрыгиваем (выполняем наскок) с одной ноги на другую удерживаем баланс, своего тела.

                                                                                                                                                     0

3. Выполняем бег  по прямой вперед, выполняем наскок на правую или левую ногу под  45

4. Остановка с сопротивлением. Для имитации сопротивления  используем эластичную резину с экспандером.  

Выполняем все те же упражнения, но с использованием эластичной резины и экспандера

РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ

        

Выполняем в медленном и быстром темпе

       

       1. Бег вокруг конуса: лицом вперед, спиной вперед, в защитной стойке правым и левым  

           боком, лицом вперед с остановкой и прыжком вверх у конуса. с использованием эластичной резины и экспандера.

Упражнения с использованием гантелей, блинов от штанги,

весом от 2х до 3 кг

Все упражнения разделяем на два дня

                                                 

                                                    1 день                                2 день

                             ноги         грудь

                                                      спина          плечи

                            бицепс           трицепс

        

2-3 упражнения на каждую группу мышц.

                        1й день - ноги                                                                 1й день - спина

                        1. Приседания с гантелями.                                      1. Подтягивания.

                        2. Приседания одна нога на фитболе.                     2. Тяга гантели одной рукой,

                        3. Разножка с гимнастической палкой.                                                                

1й день - бицепс

                           1. Сгибание рук с гантелями стоя на балансировочной подушке.

                           2. Разведение и сведение рук с гантелями стоя на балансировочной подушке.

             2й день - грудь                                                                              2й день - Плечи

     1. Жим гантелей, лежа.                                                            1. Жим гантелей, сидя на фитболе.

     2  Разведение рук с гантелями, лежа на фитболе.          2.  Разведение рук стоя на одной ноге                  

     3  Отжимания от гантелей        .                                               3. Фронтальный подъем.

        2й день - Трицепс

1. Отжимания в упоре на брусьях.

Упражнения на развитие мышц спины

Всем известно, что в современном баскетболе игрок со слаборазвитой спиной, под щитом выглядит беспомощным. Поэтому для развития мышц спины я использую в процессе тренировок следующие упражнения.

  1. Выполняем подтягивание, из виса лежа, но с 2х кг, блином на груди. Все упражнения выполняем в 2 подхода от15 до 30сек.

      Работают широчайшие мышцы спины, ягодицы, руки, ноги.

  1. Тяга гантели  одной рукой без упора. Колени согнуты в полу приседе, спина прямая. Упражнение выполняем с гантелями от2х до 5и кг. Здесь развиваются глубочайшие мышцы спины, широчайшие мышцы спины, прямые мышцы спины.

      3. Тяга гантели с упором на мяч, используемый в фитнесе, (фитбол). Выполняем упор      левым коленом на фитбол, в правой руке гантеля, а правая нога в упоре на полу, спину держим прямо. Тяга гантели на фитболе не позволяет расслабиться необходимо, держать равновесие-баланс своего тела.

Упражнения на развитие мышц ног

1. Приседания на одной ноге, вторая зафиксирована на фитболе, в руках блин весом до 5кг.

Необходимо держать равновесие, и правильную опору на всю стопу на фитболе.

2.Вышагивание с гантелей весом до 5 кг, на гимнастическую скамью. Одна нога находится на скамейке, вторая на полу.  Выполняя вышагивание, мы поднимаем гантель от груди вверх, руки выпрямляем до конца. Толчковую ногу подтягиваем вверх.

3.Разножка в разные стороны. В этом упражнении задействованы все группы мышц, которые игрок использует  при передвижении в защитной стойке. В этом упражнении главное держать ровно тело и делать глубокие выпады вперед и в сторону. Нельзя наклонять туловище вперед и заваливаться на переднюю часть стопы. Если игрок делает вышагивание правой ногой, то и поворот туловища должен быть в правую сторону.

Упражнения на развитие мышц груди

1. Отжимания от пола  с гантелями  весом от 2х до 5 кг. Из упора лежа на полу,

а) выполняем отжимание и подтягиваем правую руку с гантелей к области поясницы.

б) и.п.

в) выполняем отжимание и подтягиваем левую руку с гантелей к области поясницы.

г) и.п.

2. Из упора лежа на полу.

а) выполняем отжимание и поднимаем правую руку с гантелей вверх, разворачивая  туловище, при этом остаемся в упоре на левой руке.

б) и.п.

в) выполняем отжимание и поднимаем левую руку с гантелей вверх, разворачивая  туловище, при этом остаемся в упоре на правой руке.

3.Упражнение на фитболе с гантелями от 2х до 3кг

а) первое положение: мяч находится в районе поясницы, ниже лопаток, гантели на вытянутых руках вверх. Выполняя поочередный жим, правой и левой рукой баскетболисту необходимо держать равновесие своего тела на фитболе.

б) Мяч находится ниже лопаток, гантели в руках. В этом упражнении активизируются ягодичные мышцы и мышцы ног. Спина и таз находятся на одной прямой линии. Выполняем одновременный жим двух гантелей. Для сохранения равновесия работает все тело. Основное усилие в процессе выполнения жима приходится на  мышцы груди.

Упражнения на плечи и руки с гантелями 2 и 3кг,

(на балансировочной подушке)

1. Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем разведение и сведение рук с гантелями, держим при этом равновесие.

2. Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем подтягивание гантели к груди,

     держим при этом равновесие.

Упражнения на бицепс

1. . Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем сгибание рук с гантелями, держим при этом равновесие.

2. Жим гантелей сидя на фитболе и сведение рук с гантелями. В этом упражнении, спину держим прямо и не опускаем вниз локти.

Больше упражнений.

Меньше подходов.

От 6 до 10 повторений.

Не работать над одним и тем же два дня подряд.

Основная работа в начале тренировки.

Работа на выносливость в конце тренировки.

Тактическая подготовка

Тактика игры – это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. Процесс обучения тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения техники игры  занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над возможным или конкретным противником. Чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды целом.

Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействий 2х или 3х игроков и составляют основу командной игры в атаке.

Типичным взаимодействием  игроков в нападении является «двойка».

1) Игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, нападающий прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита.

2)После постановки заслона  игрок его поставивший проваливается в трех секундную зону с поднятыми руками  и, получая передачу от нападающего, завершает атаку броском из-под щита. Взаимодействие «двойка» дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с различных позиций.

Рис 1. Групповое взаимодействие «двойка»:

а – с поддержкой атакующего игрока;

б – с передачей поддерживающему игроку

Взаимодействие в 2х  используемое  при получении мяча из-за боковой или из-за лицевой линии называется «наведение» Нападающий освобождается от опеки защитника, используя обманные движения без мяча, наводит своего защитника на стоящего в определенной позиции партнера (заслон) и получает передачу.

                         Рис.2. Наведение:

              а – для подготовки броска мяча;

              б - для прохода с ведением мяча

Взаимодействие в тройке. «Малая восьмерка»

Она предназначена для розыгрыша мяча на задней линии нападения и  на многократном наведении и пересечении нападающих.

Игрок с мячом начинает ведение мяча в сторону одного из партнеров в (правый или  левый край) который выполнив обманное движение для своего защитника, выполняет движение навстречу игроку ведущему мяч. И получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Игрок, передавший мяч останавливает движение защитника постановкой заслона, а игрок, с мячом выполняя ведение, следует в направлении третьего партнера, так же совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит передача мяча и постановка заслона. Игрок, получивший передачу, может продолжать выполнение «восьмерки», но если он освободился от опеки защитника можно проводить атаку самому с помощью прохода под щит или со  скидкой центровому входящему в трех секундную зону.

              Рис 3. Групповое взаимодействие

                           «малая восьмерка»

Зонный прессинг

Взять на вооружение Зонный прессинг, меня побудила ситуация в команде с высокорослыми игроками.

Защитник №1 Игрок задней линии, должен быть подвижный, активный в защите и нападении.

Защитники 2 и 3 Должны уметь быстро смещаться прикрывать слабые места на площадке.

Игрок №4 Быстрый игрок команды, умеющий предвидеть развитие событий на площадке и выполнить перехват мяча.

Игрок№5 Это высокий игрок команды ( центровой) предотвращает броски с близкого расстояния, нацеленный на перехват мяча после дальней передачи противника.

Расположение игроков при выполнении зонного прессинга 1-2-1-1

        

                          Рис 4

Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке.

(после первой передачи)

Защитник№1 смещается в направлении игрока №1, затем меняя направление, двигается к игроку с мячом. Защитник №2 сближается с игроком№2 владеющим мячом.Защитник№3 смещается в сторону игрока№1, нос движением игрока №2 отступает к центру. Защитник №4 должен находиться в позиции для перехвата мяча, при  передаче игроку№3.Защитник№5 смещается в сторону игрока№5.

Рис.5.

Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке.

(после  передачи игроку 3 в вдоль боковой линии )

Игрок№2 передает мяч игроку№3  вдоль боковой линии. Игрок№3 получив мяч уходит от защитника№4. Защитник№4 сближается с игроком №3.Защитник№2,двигается за мячом вдоль боковой линии и вместе с защитником№4 атакует игрока№3.Защитник№1,отступает к центру, для перехвата передачи игроку№1 или№2. Защитник№3 смещается для перехвата возможной передачи игроку№4. Защитник№5 смещается к игроку№5 для перехвата мяча при передаче игроку№5.         

                                       

 Рис 6.

Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке

Взаимодействия при обратной передаче вбрасывающему игроку

Защитник 1 оттесняет игрока1в сторону защитника 3 к боковой линии. Защитник3 пытается остановить ведение игрока 1Защитник2 отступает назад в центр после того как мяч передан игроку 1. Защитник4 смещается к боковой линии в сторону мяча. Защитник 5 занимает место на

вершине области штрафного броска в готовности перехватить мяч при передачи игроку5.

Рис 7.

Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке

Взаимодействие при обратной передаче игроку 2

Защитник 1 и 2 атакуют игрока2, получившего обратную передачу от игрока 1. Защитник 4 находится возле игрока 3.Защитник3 смещается назад параллельно с игроком4. Если игрок2вновь передает передачу игроку1,защитник3 переключается на игрока1 снаружи, используя с защитником1 защитную технику двое против одного. Защитник5 располагается возле игрока5.

Рис 8

        

Быстрый прорыв

Скоростная контратака после перехвата или выбивания мяча из рук соперника, атак же после съема мяча на своем щите.

Мы рассматриваем и готовим  два варианта быстрого прорыва.

  1. Использование длинной передачи убегающему в отрыв игроку.

Рис 9.

  1. По боковой линии (справа или слева).

Рис 10.

Позиционное нападение

В первом варианте используем позиционное нападение с атакой через центрового игрока, который располагается на усике трех секундной зоны. Его задача освободится от своего защитника, занять выгодную позицию для получения мяча и броска по кольцу противника, или для борьбы за отскок на щите.

Рис 11.

                            Во втором варианте позиционного нападения используем центрового игрока для                                  освобождения и выведения другого игрока на бросок.  

Рис 12.

Вывод

Отработав с  командой юношей на тренировочных сборах по данному плану, мы получили следующий результат. Команда  вошла в тройку призеров на Первенстве Тюменской области, стала Чемпионом  Спартакиады школьников ЯНАО, и на Зональном первенстве России в городе Челябинске вошла в пятерку лучших команд Уральского Федерального Округа.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2007.- 100 с.;

2.   Нестеровский Д.И, Баскетбол: Теория, и методика обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с;

3.  Коузи Б. и Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ. Сокр. пер. с англ. Е. Р. Яхонтова. М., «Физкультура и спорт», 1975. 272с.

Видео материалы:

4.   http://basketball-training.org.ua/trenirovka_myshc/fizicheskaya-podgotovka-basketbolistov-chast-1.htm

5.  http://basketball-training.org.ua/trenirovka_myshc/fizicheskaya-podgotovka-basketbolistov-chast-2.html

6. http://sparta-city.ucoz.ru/forum/23-44-1

7. http://www.youtube.com/playlist?list=PL2903D940E18621F9

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………….стр 2

ПЛАН ГРАФИК учебного материала первого этапа…………………………………………….стр 3

ПЛАН ГРАФИК учебного материала второго этапа…………………………………………….стр 5

ПЛАН ГРАФИК учебного материала третьего этапа……………………………………………стр 7

Упражнения на баланс и координацию…………………………………………………………..стр 8

Разновидность прыжковых упражнений………………………………………………………….стр 9

Упражнения на  стабилизацию, координацию                            

движений и баланс…………………………………………………………………………………стр 10

Упражнения с использованием гантелей, блинов от штанги……………………………………стр 11

Упражнения на развитие мышц груди, спины, и  ног……………………………………………стр 12

Упражнения на плечи и руки с гантелями 2 и 3кг,

       (на балансировочной подушке)……………………………………………………………… стр 13

Тактическая подготовка……………………………………………………………………………стр 14

Вывод………………………………………………………………………………………………..стр 19

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

«Развитие координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТЭ-1,2 на УТС и в тренировочном процессе»

Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы с баскетбольной командой. Считаю, что это самая сложная часть работы тренера. Планирование требует  знаний, умений тренера ...

Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»

Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...

Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе

Баскетбол – является одной  из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих ...

Методическая разработка по баскетболу: Физическая, тактическая и техническая подготовка баскетболистов.

Современная баскетбольная игра, в которой спортсмены соревнуются за победу в командном первенстве, характеризуется высокой интенсивностью двигательной активности, требующей от спортсменов с максимальн...

Методическая разработка на тему:«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей среднего школьного возраста посредством баскетбола»

В методической разработке описаны : средства и методы развития координационных способностей,методика воспитания координационных способностей,особенности развития координационных способностей,также ест...