Методическая разработка по баскетболу «Улучшение координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТГ-3 »
учебно-методический материал по теме
Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Считаю, что тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую и тактическую подготовку, которой должно хватить на весь игровой сезон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotki.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД ДЮСШ «Юность»
Учебно-методическая разработка
тема: «Улучшение координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТГ-3 »
Исполнитель:
Тренер-преподаватель
МАОУ ДОД ДЮСШ «Юность»
Османов Сумбат Юсуфович
г. Новый Уренгой
2013 г.
План
Введение
Баскетбол – является одной из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих регионах открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные, как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков.
Планируя учебно-тренировочные сборы необходимо, прежде всего, определиться с местом проведения и с составом участников тренировочного процесса.
Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы с баскетбольной командой. Считаю, что это самая сложная часть работы тренера. Планирование требует знаний, умений правильно выбирать средства и методы тренировки, рассчитывать необходимое время и является главной частью управленческой деятельности тренера.
При разработке плана учебно-тренировочных сборов, учитываю уровень и масштабы соревнований, в которых будет участвовать команда. Используя контрольные упражнения, и нормативы оцениваю уровень физической, технической, тактической и игровой подготовленности отдельных игроков и команды в целом.
Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Считаю, что тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую и тактическую подготовку, которой должно хватить на весь игровой сезон.
Цель программы:
- Создание условий для удовлетворения потребности учащихся двигательной активности через тренировочный процесс
- Сформировать и систематизировать профессиональные, теоретические знания и практические умения и навыки
Задачи программы:
- Отбор способных детей в команду ДЮСШ и сборную города.
- Формирование стойкого интереса к занятиям.
-Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепления здоровья
-Воспитание специальных способностей (скорости, быстроты, выносливости, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
План
работы с тренировочной группой (ТГ-3)
в Д О Л. «Радость» пос. Джубга, с 03.08.2013 г. по 23.08.2013г.
Основной объем тренировочной работы на УТС выполняется в группе, состоящей
из 16 учащихся.
УТС - 21день.
Весь объем тренировочных нагрузок разделен на 3 этапа.
I этап: Акцент работы: наращивание объемов беговой подготовки.
Структура: рабочих дней 6- (1 выходной - сауна). Дней-7.
ПЛАН ГРАФИК учебного материала первого этапа
Дни Виды под - ки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Атлетизм (акцентированное воздействие) | Общая выносливость | Скоростная выносливость | |||||
сила | |||||||
Прыгучесть | прыгучесть | прыгучесть | |||||
скорость | |||||||
перемещения | |||||||
Техника I;II;III индивидуальная подготовка. IV;V;VI; по игровым амплуа | перемещения | ||||||
ведение | ведение | ведение | |||||
Бросок | |||||||
Проход | Проход | ||||||
Передачи | Передачи | ||||||
Игра на щите | Игра на щите | ||||||
Тактика | ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ||||||
2х Игроков (наведение) | 3х Игроков «восьмерка» | 3х Игроков «двойка» | Зонный прессинг 1-2-1-1 | ||||
Игровая | 1х1 | 2х2 |
3х3 | 4х4 | 5х5 |
День Тренировка | 1-й | 2-й |
Утренняя | Равномерный бег 15 минут Прыжковые упражнения 15 минут. Броски 30 минут. | Равномерный бег 20 минут. Прыжковые упражнения 10 минут. Броски 30 минут. |
Дневная | Упражнения на растягивания 15 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса .1час. | Упражнения на растягивания 20 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса , (силовая под-ка) 1час |
Вечерняя | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 1х1. 1ч45минут | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 2х2. 1ч30минут. |
День Тренировка | 3-й | 4-й |
Утренняя | Равномерный бег 20 минут. Интенсивность средняя Прыжковые упражнения 15минут Броски 25минут | Равномерный бег 25 минут Прыжковые упражнения 15минут Броски 20минут |
Дневная | Упражнения на растягивания 15 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса, (силовая под-ка) 1час | Упражнения на растягивания 10 минут. Работа с резиной и экспандером. Работа с гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса, (силовая под – ка) 1час |
Вечерняя | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений Тактические взаимодействия 2х2 3х3. 1ч45минут | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 3х3 4х4.1ч45минут |
День Тренировка | 5-й | 6-й |
Утренняя | Равномерный бег 25 минут. Интенсивность средняя Прыжковые упражнения 15минут Броски 20минут | Равномерный бег 30 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 20минут |
Дневная | Упражнения на растягивания 15 минут. Работа с гантелями на развитие мышц ног, спины, бицепса, (силовая подготовка) 1час | Упражнения на растягивания 10 минут Работа с резиной и гантелями на развитие мышц груди, плеч, трицепса, (силовая под-ка) 1час |
Вечерняя | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 3х3 4х4. Зонный прессинг. 1ч 45минут | Индивидуальная техника владения мячом. Упражнения на координацию движений. Тактические взаимодействия 4х4 5х5.Зонный прессинг 1ч45минут . |
II- этап: Акцент работы:
1. повышение уровня развития физических качеств с воздействием специализированных упражнений.
2. Улучшение скоростной техники.
3 Совершенствование тактических построений в защите и нападении в условиях близких
к игровым.
Атлетическая подготовка – 20%
Техническая подготовка – 30%
Тактическая подготовка – 25%
Игровая подготовка – 25%
Структура: рабочих дней 6- (1выходной - сауна). Дней-7.
ПЛАН ГРАФИК учебного материала второго этапа
Дни Виды п - ки | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Атлетизм (акцентированные воздействия) | Общая выносливость | Скоростная выносливость | ||||
Сила | ||||||
прыгучесть | прыгучесть | прыгучесть | ||||
Скорость | ||||||
Техника | Индивидуальные защитные действия | Индивид. Защитные действия | ||||
Бросок | ||||||
Комплексное совершенствование техники | Скоростная техника | |||||
Игра на щите | Игра на щите | Игра на щите | ||||
Тактика | Элементы личного прессинга | Групповой отбор | Личная защита с подстраховкой | Зонный прессинг 1-2-1-1 | ||
Позиционное нападение
| Позиционное нападение с атакой через центрового. | Позиционное нападение Выведение игрока на бросок с использованием центрового. | ||||
Быстрый прорыв | Быстрый прорыв | Быстрый прорыв | ||||
Игровая | 1х1 2х2 | 3х3 4х4 |
5х5 |
День Тренировка | 7-й | 8-й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут . Броски 10минут. | Равномерный бег 45 минут Броски 15минут. |
Дневная | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс |
Вечерняя | Работа в защитной стойке. Ведение, передача, бросок. Выбивание, перехват Позиционное нападение 3-2. Бросок со средней дистанции. Штрафной бросок. | Позиционное нападение 3-2 .Групповой отбор, (зонный прессинг). Бросок со средней дистанции. Штрафной бросок. |
День Тренировка | 9-й | 10-й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 10минут. | Равномерный бег 40 минут Броски 10минут.Быстрый прорыв, в тройке.10минут |
Дневная | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс. | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс |
Вечерняя | Челночный бег 6х4х2;2х4х6. Прыжковые упражнения. Бросковая часть. Скоростное ведение с использованием финтов. Работа ног и рук в защите. | Позиционное нападение 3-2 , и 2-1-2 с продолжением. Игровая 5х5 |
День Тренировка | 11- й | 12- й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 10минут. | Равномерный бег 40 минут Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут |
Дневная Вечерняя | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс. Зонный прессинг. | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс. Позиционное нападение 2-1-2 с продолжением. |
Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите. Бросок со средней и дальней дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. . Игровая 5х5 | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5 |
III- этап: Акцент работы:
Повышение интенсивности тренировок в 13; 14; 15день.
Снижение интенсивности тренировок 16; 17; 18 день.
Атлетическая подготовка – 30%
Техническая подготовка – 40% (30% скоростная техника)
Тактическая подготовка – 15%
Игровая подготовка – 15%
Структура: рабочих дней 6- ( 1выходной - сауна). Дней-7.
ПЛАН ГРАФИК учебного материала третьего этапа
День Виды п - ки | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Атлетизм (акцентированные воздействия) | Скоростная выносливость | |||||
Сила | ||||||
прыгучесть | прыгучесть | прыгучесть | ||||
Скорость | ||||||
Техника | Индивидуальные защитные действия | Индивид. Защитные действия | ||||
Бросок | ||||||
Комплексное совершенствование техники | Скоростная техника | |||||
Игра на щите | Игра на щите | Игра на щите | ||||
Тактика | Элементы личного прессинга | Групповой отбор | Личная защита с подстраховкой | Зонный прессинг | ||
Позиционное нападение 3-2 | Позиционное нападение 3-2 . | Позиционное нападение 2 -1-2 с продолжением. | ||||
Быстрый прорыв | Быстрый прорыв | Быстрый прорыв | ||||
Игровая | 1х1 2х2 | 3х3 4х4 |
5х5 |
День Тренировка | 13- й | 14- й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 10минут. | Равномерный бег 40 минут Броски 10минут. Быстрый прорыв. .10минут |
Дневная | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс. Зонный прессинг. | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс. Позиционное нападение 2-1-2. |
Вечерняя | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите. Бросок со средней и дальней дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. Игровая 5х5 | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5 |
День Тренировка | 15- й | 16- й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 10минут. | Равномерный бег 40 минут Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут |
Дневная | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс. Зонный прессинг. | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс. Позиционное нападение3- 2 . |
Вечерняя | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите. Бросок со средней и дальней дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. . Игровая 5х5 | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5 |
День Тренировка | 17- й | 18- й |
Утренняя | Равномерный бег 40 минут Прыжковые упражнения 10минут Броски 10минут. | Равномерный бег 40 минут Броски 10минут. Быстрый прорыв, в тройке.10минут |
Дневная | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Ноги, спина, бицепс. Зонный прессинг. | Упражнения на баланс и координацию движений с гантелями на фитболе. Грудь, плечи, трицепс. Позиционное нападение 2 -1-2 |
Вечерняя | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Работа ног и рук в защите. Бросок со средней и дальней дистанции. Штрафной бросок. Игра на щите. Игровая 5х5 | Cкоростная выносливость с мячом и без мяча. Прыжковые упражнения. Скоростное ведение с сопротивлением. Передачи в движении с сопротивлением. Игровая 5х5 |
УПРАЖНЕНИЯ НА БАЛАНС И КООРДИНАЦИЮ
Над каждым упражнением работаем по 2 подхода 30 секунд каждый
- Два игрока стоят на одной линии, цель вывести соперника из равновесия. Одна нога чуть согнута, вторая на весу. Беремся одной рукой, (правой или левой) и выводим соперника из равновесия.
2. Тоже, но держимся двумя руками.
3. Руки за спиной, сцепление ногами и стараемся вывести друг друга из равновесия.
4. Стоим боком на левой ноге, правая нога на весу, взявшись за руки, стараемся вывести
из равновесия.
5. Прыжок с разворотом на 90-180-270-360(градусов), основная задача приземлиться одним движением без повторной подпрыжки. Ноги не должны двигаться после приземления. Можно выполнять с подшага, с двух - трех шагов разбега.
Разновидность прыжковых упражнений
От 200 до 300 прыжков в день
Прыжки без предметов
а). Прыжки с полу приседа 1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.
б). Прыжки «Кенгуру» 1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.
в). Прыжки с полного приседа.1х10 на месте и с ускорение на 5-6метров.
Прыжок с разворотом на 90-180-270-360 (градусов), основная задача приземлиться одним
движением без повторной подпрыжки. Ноги не должны двигаться после приземления. Можно
выполнять с подшага, с двух - трех шагов разбега.
Прыжки на скакалке
а). Прыжки на правой ноге 1х25
б). Прыжки на левой ноге 1х25
в). Прыжки на двух ногах 1х50
Прыжки с использованием гимнастической скамейки
а). Прыжки, через гимнастическую скамейку отталкиваясь двумя ногами с продвижением
вперед змейкой 2х10
б). Из исходного положения: гимнастическая скамейка между ног. Отталкиваемся, вверх подтягивая колени к груди и соединяя стопы, продвигаемся вперед. 2х10
Прыжки на тумбе высотой до 50 см
а). Поочередное отталкивание с тумбы правой и левой ногой 1х20
б). Вскок на тумбу толчком двух ног 1х20
Прыжки у баскетбольного щита
а). Выпрыгивания с места вверх толчком правой ноги, до отметки на щите 1х10
б). Выпрыгивания с места вверх толчком левой ноги, до отметки на щите 1х10
в). Выпрыгивания с места толчком двух ног вверх, до отметки на щите 1х10
Упражнения на стабилизацию, координацию движений и баланс, т.е. сохранение равновесия
ДВИЖЕНИЕ И ОСТАНОВКА
Выполняем после разминки
1.Лицом вперед выполняем 2 беговых шага, на 3й шаг выполняем наскок на правую или левую ногу, удерживаем баланс, своего тела. Упражнение выполняем от лицевой до лицевой линии и обратно.
2. Стоя правым или левым боком в защитной стойке начинаем выполнять передвижение и напрыгиваем (выполняем наскок) с одной ноги на другую удерживаем баланс, своего тела.
0
3. Выполняем бег по прямой вперед, выполняем наскок на правую или левую ногу под 45
4. Остановка с сопротивлением. Для имитации сопротивления используем эластичную резину с экспандером.
Выполняем все те же упражнения, но с использованием эластичной резины и экспандера
РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ
Выполняем в медленном и быстром темпе
1. Бег вокруг конуса: лицом вперед, спиной вперед, в защитной стойке правым и левым
боком, лицом вперед с остановкой и прыжком вверх у конуса. с использованием эластичной резины и экспандера.
Упражнения с использованием гантелей, блинов от штанги,
весом от 2х до 3 кг
Все упражнения разделяем на два дня
1 день 2 день
ноги грудь
спина плечи
бицепс трицепс
2-3 упражнения на каждую группу мышц.
1й день - ноги 1й день - спина
1. Приседания с гантелями. 1. Подтягивания.
2. Приседания одна нога на фитболе. 2. Тяга гантели одной рукой,
3. Разножка с гимнастической палкой.
1й день - бицепс
1. Сгибание рук с гантелями стоя на балансировочной подушке.
2. Разведение и сведение рук с гантелями стоя на балансировочной подушке.
2й день - грудь 2й день - Плечи
1. Жим гантелей, лежа. 1. Жим гантелей, сидя на фитболе.
2 Разведение рук с гантелями, лежа на фитболе. 2. Разведение рук стоя на одной ноге
3 Отжимания от гантелей . 3. Фронтальный подъем.
2й день - Трицепс
1. Отжимания в упоре на брусьях.
Упражнения на развитие мышц спины
Всем известно, что в современном баскетболе игрок со слаборазвитой спиной, под щитом выглядит беспомощным. Поэтому для развития мышц спины я использую в процессе тренировок следующие упражнения.
- Выполняем подтягивание, из виса лежа, но с 2х кг, блином на груди. Все упражнения выполняем в 2 подхода от15 до 30сек.
Работают широчайшие мышцы спины, ягодицы, руки, ноги.
- Тяга гантели одной рукой без упора. Колени согнуты в полу приседе, спина прямая. Упражнение выполняем с гантелями от2х до 5и кг. Здесь развиваются глубочайшие мышцы спины, широчайшие мышцы спины, прямые мышцы спины.
3. Тяга гантели с упором на мяч, используемый в фитнесе, (фитбол). Выполняем упор левым коленом на фитбол, в правой руке гантеля, а правая нога в упоре на полу, спину держим прямо. Тяга гантели на фитболе не позволяет расслабиться необходимо, держать равновесие-баланс своего тела.
Упражнения на развитие мышц ног
1. Приседания на одной ноге, вторая зафиксирована на фитболе, в руках блин весом до 5кг.
Необходимо держать равновесие, и правильную опору на всю стопу на фитболе.
2.Вышагивание с гантелей весом до 5 кг, на гимнастическую скамью. Одна нога находится на скамейке, вторая на полу. Выполняя вышагивание, мы поднимаем гантель от груди вверх, руки выпрямляем до конца. Толчковую ногу подтягиваем вверх.
3.Разножка в разные стороны. В этом упражнении задействованы все группы мышц, которые игрок использует при передвижении в защитной стойке. В этом упражнении главное держать ровно тело и делать глубокие выпады вперед и в сторону. Нельзя наклонять туловище вперед и заваливаться на переднюю часть стопы. Если игрок делает вышагивание правой ногой, то и поворот туловища должен быть в правую сторону.
Упражнения на развитие мышц груди
1. Отжимания от пола с гантелями весом от 2х до 5 кг. Из упора лежа на полу,
а) выполняем отжимание и подтягиваем правую руку с гантелей к области поясницы.
б) и.п.
в) выполняем отжимание и подтягиваем левую руку с гантелей к области поясницы.
г) и.п.
2. Из упора лежа на полу.
а) выполняем отжимание и поднимаем правую руку с гантелей вверх, разворачивая туловище, при этом остаемся в упоре на левой руке.
б) и.п.
в) выполняем отжимание и поднимаем левую руку с гантелей вверх, разворачивая туловище, при этом остаемся в упоре на правой руке.
3.Упражнение на фитболе с гантелями от 2х до 3кг
а) первое положение: мяч находится в районе поясницы, ниже лопаток, гантели на вытянутых руках вверх. Выполняя поочередный жим, правой и левой рукой баскетболисту необходимо держать равновесие своего тела на фитболе.
б) Мяч находится ниже лопаток, гантели в руках. В этом упражнении активизируются ягодичные мышцы и мышцы ног. Спина и таз находятся на одной прямой линии. Выполняем одновременный жим двух гантелей. Для сохранения равновесия работает все тело. Основное усилие в процессе выполнения жима приходится на мышцы груди.
Упражнения на плечи и руки с гантелями 2 и 3кг,
(на балансировочной подушке)
1. Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем разведение и сведение рук с гантелями, держим при этом равновесие.
2. Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем подтягивание гантели к груди,
держим при этом равновесие.
Упражнения на бицепс
1. . Стоя одной ногой на балансировочной подушке, выполняем сгибание рук с гантелями, держим при этом равновесие.
2. Жим гантелей сидя на фитболе и сведение рук с гантелями. В этом упражнении, спину держим прямо и не опускаем вниз локти.
Больше упражнений.
Меньше подходов.
От 6 до 10 повторений.
Не работать над одним и тем же два дня подряд.
Основная работа в начале тренировки.
Работа на выносливость в конце тренировки.
Тактическая подготовка
Тактика игры – это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. Процесс обучения тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения техники игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над возможным или конкретным противником. Чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики.
Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды целом.
Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействий 2х или 3х игроков и составляют основу командной игры в атаке.
Типичным взаимодействием 2х игроков в нападении является «двойка».
1) Игрок передает мяч партнеру и ставит для него заслон. Нападающий, получив мяч, использует финт вышагиванием на проход. Как только заслон поставлен, нападающий прорывается в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита.
2)После постановки заслона игрок его поставивший проваливается в трех секундную зону с поднятыми руками и, получая передачу от нападающего, завершает атаку броском из-под щита. Взаимодействие «двойка» дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с различных позиций.
Рис 1. Групповое взаимодействие «двойка»:
а – с поддержкой атакующего игрока;
б – с передачей поддерживающему игроку
Взаимодействие в 2х используемое при получении мяча из-за боковой или из-за лицевой линии называется «наведение» Нападающий освобождается от опеки защитника, используя обманные движения без мяча, наводит своего защитника на стоящего в определенной позиции партнера (заслон) и получает передачу.
Рис.2. Наведение:
а – для подготовки броска мяча;
б - для прохода с ведением мяча
Взаимодействие в тройке. «Малая восьмерка»
Она предназначена для розыгрыша мяча на задней линии нападения и на многократном наведении и пересечении нападающих.
Игрок с мячом начинает ведение мяча в сторону одного из партнеров в (правый или левый край) который выполнив обманное движение для своего защитника, выполняет движение навстречу игроку ведущему мяч. И получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Игрок, передавший мяч останавливает движение защитника постановкой заслона, а игрок, с мячом выполняя ведение, следует в направлении третьего партнера, так же совершающего встречное движение. В момент их пересечения происходит передача мяча и постановка заслона. Игрок, получивший передачу, может продолжать выполнение «восьмерки», но если он освободился от опеки защитника можно проводить атаку самому с помощью прохода под щит или со скидкой центровому входящему в трех секундную зону.
Рис 3. Групповое взаимодействие
«малая восьмерка»
Зонный прессинг
Взять на вооружение Зонный прессинг, меня побудила ситуация в команде с высокорослыми игроками.
Защитник №1 Игрок задней линии, должен быть подвижный, активный в защите и нападении.
Защитники 2 и 3 Должны уметь быстро смещаться прикрывать слабые места на площадке.
Игрок №4 Быстрый игрок команды, умеющий предвидеть развитие событий на площадке и выполнить перехват мяча.
Игрок№5 Это высокий игрок команды ( центровой) предотвращает броски с близкого расстояния, нацеленный на перехват мяча после дальней передачи противника.
Расположение игроков при выполнении зонного прессинга 1-2-1-1
Рис 4
Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке.
(после первой передачи)
Защитник№1 смещается в направлении игрока №1, затем меняя направление, двигается к игроку с мячом. Защитник №2 сближается с игроком№2 владеющим мячом.Защитник№3 смещается в сторону игрока№1, нос движением игрока №2 отступает к центру. Защитник №4 должен находиться в позиции для перехвата мяча, при передаче игроку№3.Защитник№5 смещается в сторону игрока№5.
Рис.5.
Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке.
(после передачи игроку 3 в вдоль боковой линии )
Игрок№2 передает мяч игроку№3 вдоль боковой линии. Игрок№3 получив мяч уходит от защитника№4. Защитник№4 сближается с игроком №3.Защитник№2,двигается за мячом вдоль боковой линии и вместе с защитником№4 атакует игрока№3.Защитник№1,отступает к центру, для перехвата передачи игроку№1 или№2. Защитник№3 смещается для перехвата возможной передачи игроку№4. Защитник№5 смещается к игроку№5 для перехвата мяча при передаче игроку№5.
Рис 6.
Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке
Взаимодействия при обратной передаче вбрасывающему игроку
Защитник 1 оттесняет игрока1в сторону защитника 3 к боковой линии. Защитник3 пытается остановить ведение игрока 1Защитник2 отступает назад в центр после того как мяч передан игроку 1. Защитник4 смещается к боковой линии в сторону мяча. Защитник 5 занимает место на
вершине области штрафного броска в готовности перехватить мяч при передачи игроку5.
Рис 7.
Применение зонного прессинга 1-2-1-1 по всей площадке
Взаимодействие при обратной передаче игроку 2
Защитник 1 и 2 атакуют игрока2, получившего обратную передачу от игрока 1. Защитник 4 находится возле игрока 3.Защитник3 смещается назад параллельно с игроком4. Если игрок2вновь передает передачу игроку1,защитник3 переключается на игрока1 снаружи, используя с защитником1 защитную технику двое против одного. Защитник5 располагается возле игрока5.
Рис 8
Быстрый прорыв
Скоростная контратака после перехвата или выбивания мяча из рук соперника, атак же после съема мяча на своем щите.
Мы рассматриваем и готовим два варианта быстрого прорыва.
- Использование длинной передачи убегающему в отрыв игроку.
Рис 9.
- По боковой линии (справа или слева).
Рис 10.
Позиционное нападение
В первом варианте используем позиционное нападение с атакой через центрового игрока, который располагается на усике трех секундной зоны. Его задача освободится от своего защитника, занять выгодную позицию для получения мяча и броска по кольцу противника, или для борьбы за отскок на щите.
Рис 11.
Во втором варианте позиционного нападения используем центрового игрока для освобождения и выведения другого игрока на бросок.
Рис 12.
Вывод
Отработав с командой юношей на тренировочных сборах по данному плану, мы получили следующий результат. Команда вошла в тройку призеров на Первенстве Тюменской области, стала Чемпионом Спартакиады школьников ЯНАО, и на Зональном первенстве России в городе Челябинске вошла в пятерку лучших команд Уральского Федерального Округа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2007.- 100 с.;
2. Нестеровский Д.И, Баскетбол: Теория, и методика обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с;
3. Коузи Б. и Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ. Сокр. пер. с англ. Е. Р. Яхонтова. М., «Физкультура и спорт», 1975. 272с.
Видео материалы:
4. http://basketball-training.org.ua/trenirovka_myshc/fizicheskaya-podgotovka-basketbolistov-chast-1.htm
5. http://basketball-training.org.ua/trenirovka_myshc/fizicheskaya-podgotovka-basketbolistov-chast-2.html
6. http://sparta-city.ucoz.ru/forum/23-44-1
7. http://www.youtube.com/playlist?list=PL2903D940E18621F9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………….стр 2
ПЛАН ГРАФИК учебного материала первого этапа…………………………………………….стр 3
ПЛАН ГРАФИК учебного материала второго этапа…………………………………………….стр 5
ПЛАН ГРАФИК учебного материала третьего этапа……………………………………………стр 7
Упражнения на баланс и координацию…………………………………………………………..стр 8
Разновидность прыжковых упражнений………………………………………………………….стр 9
Упражнения на стабилизацию, координацию
движений и баланс…………………………………………………………………………………стр 10
Упражнения с использованием гантелей, блинов от штанги……………………………………стр 11
Упражнения на развитие мышц груди, спины, и ног……………………………………………стр 12
Упражнения на плечи и руки с гантелями 2 и 3кг,
(на балансировочной подушке)……………………………………………………………… стр 13
Тактическая подготовка……………………………………………………………………………стр 14
Вывод………………………………………………………………………………………………..стр 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".
Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...
«Развитие координационных, физических и технических способностей учащихся в группе ТЭ-1,2 на УТС и в тренировочном процессе»
Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы с баскетбольной командой. Считаю, что это самая сложная часть работы тренера. Планирование требует знаний, умений тренера ...
Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»
Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...
Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...
Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе
Баскетбол – является одной из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих ...
Методическая разработка по баскетболу: Физическая, тактическая и техническая подготовка баскетболистов.
Современная баскетбольная игра, в которой спортсмены соревнуются за победу в командном первенстве, характеризуется высокой интенсивностью двигательной активности, требующей от спортсменов с максимальн...
Методическая разработка на тему:«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей среднего школьного возраста посредством баскетбола»
В методической разработке описаны : средства и методы развития координационных способностей,методика воспитания координационных способностей,особенности развития координационных способностей,также ест...