РИТМИКА. Методическое сопровождение.
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
7 класс
Учить детей по возможности согласовывать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, передавать игровые образы различного характера.
Исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений, пытаться выразительно передавать характерные элементы музыкально – игровых образов.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение.
Совершенствование навыка ходьбы:
- Бодрый шаг - обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Такой характер придают ему хорошая осанка, приподнятая голова, свободные активные движения рук - одна впереди, другая сзади; обычно этот шаг несколько удлинен. Благодаря устремленности движения тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни, что делает походку более легкой.
- Спокойный шаг - отличается от бодрого меньшей устремленностью. Шаги делают меньше, активное движение рук сменяется непроизвольным покачиванием вперед-назад. Движение выполняется под музыку неторопливого характера. Спокойный шаг является подготовительным к хороводному шагу
- Мягкий, пружинистый шаг - нога, опускаясь на пол на всю ступню, слегка сгибается в колене и сразу, пружинно выпрямляясь, встает на носок; движение похоже на поскоки с ноги на ногу, исполняемые без отскока от пола. Этот шаг является подготовительным к танцевальному упражнению «Пружинки». Движение выполняется под спокойную танцевальную музыку
Совершенствование навыка бега:
- Легкий бег - устремленный, непринужденный бег с более активной работой ступни, чем при обычном беге. При обычном беге руки двигаются одна вперед, другая назад (одна вперед, другая назад); если музыка легкая, неторопливая, - руки поднимаются в стороны.
- Неторопливый танцевальный бег - представляет собой серию легких пружинных прыжков с одной ноги на другую. Величина их и устремленность меняются в зависимости от музыки. Шаг обычно равен ¼.
Прыжки:
- Подпрыгивание на двух ногах исполняется с большим или меньшим отскоком от пола (в зависимости от музыкально-двигательного образа); приземление бесшумное на носки, для чего колени легко сгибаются; корпус остается прямым.
Пространственные построения и перестроения:
- Колонна - ряд детей, стоящих в затылок один другому на расстоянии длины руки. Необходимо учить детей соблюдать это расстояние на глаз во время движения колонны. При ходьбе и беге в колонне дети учатся двигаться в разных направлениях, в т.ч. вдоль стен зала, срезая углы и не сужая круг; делать вслед за ведущим четкий поворот под прямым углом (каждый ребенок должен поворачивать, дойдя точно до того места, где повернул ведущий или до дополнительного ориентира).
- Цепочка - колонна детей, взявшихся за руки. Образуется она либо из колонны, либо из шеренги. В последнем случае дети, взявшись за руки, выполняют поворот за ведущим (не только головы и корпуса, но и ног), т.е. становятся в затылок друг другу.
- Круг - стоя в кругу, дети повернуты лицом к центру (рис.4), стоя по кругу - боком к центру, лицом по линии круга. Перестраиваться в круг удобно и легко из шеренги, держась за руки: ведущий и последний ребенок бегут навстречу друг другу, увлекая за собой остальных детей и образуя круг. Необходимо учить детей строиться в круг свободно, из движения врассыпную.Для того чтобы дети не сужали круг, следует объяснить им, что двигаться надо точно друг за другом, след в след, чтобы получалась узкая тропинка, а не несколько. Правильно сужать и расширять круг вначале дети учатся, держась за руки, позднее - без сцеплений рук.
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения.
Комплекс №1 (без предметов)
1.И.п.-о.с.
1 - руки вперед;
2 - руки в стороны;
3 - руки вверх;
4-И.п.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину.
1 - мах правой рукой вперед;
2 - и.п.
3 - мах левой рукой вперед;
4-и.п.
З. И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.
1-3 - три пружинящих наклона вправо, правая рука на пояс, левая
- вверх;
5-8 - три пружинящих наклона влево, левая рука на пояс, правая
- вверх;
9 - и.п.
4. И.п. - сидя, ноги скрестить, руки вперед.
1 - повернуться вправо;
2 - и.п.
3 - повернуться влево;
4 -и.п.
5. И.п. – о.с.
1 -наклониться вперед-вниз, касаясь пальцами колен;
2 -и.п.
6 И.п. - лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища,
1 - подтянуть ноги, согнутые в коленях;
2 - положить ладони на колени;
3 _ руки вдоль туловища;
4 - и.п.
7. И.п. – о.с.
1-3 – разнонаправленное раскачивание рук вперед-назад;
4 - и.п.
Комплекс 2 (с флажками)
1. И.п. - стойка, руки с флажками за спиной.
1-3 - поднять руки в стороны, покачать руки вперед-назад; 4 - и.п.
2. И.п. - сед, скрестив ноги, флажки в руках стоят палочками на коленях.
1 - поворот туловища вправо, флажки за спину;
2 - и.п.
3 - поворот туловища влево, флажки за спину;
4 - и.п.
3. И.п. - стойка ноги слегка расставить, руки с флажками вдоль туловища.
1-3 - наклон вперед и постучать палочками флажков об пол;
4 - и.п.
4. И.п. - лежа на спине, руки с флажками вдоль туловища.
1-3 - приподнять голову и плечи, подуть на флажок;
4 - и.п.
5. И.п. - сед, скрестить ноги, флажки в руках перед грудью.
1 - поворот туловища влево-назад; левой рукой положить сзади себя флажок;
2 - и.п.
3 - левой рукой взять погремушку и вернуться в и.п.
То же выполнить правой рукой.
6. И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки с флажками вдоль туловища.
1-3 - наклониться вперед-вниз, помахать флажками;
4 - и.п.
7. И.п. - лежа на спине, руки с флажками вдоль туловища.
1-3 - поднять руки и ноги вверх, окрестные движения ногами;
4-и.п.
Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.
Упражнения на координацию движений.
Комплекс №1. «С отставанием на один счет» И.п. - основная стойка.
1 - левую руку на пояс;
2 - левую руку к плечу, правую руку на пояс;
3 - левую руку вверх, праву руку к плечу;
4 - руки вверх;
5 - левую руку к плечу;
6 - левую руку на пояс, правую руку к плечу;
7 - левую руку вниз, правую руку на пояс;
8 - руки вниз.
Комплекс № 5. «Хлопни – топни» И.п. - стойка, ноги слегка расставить.
1 - взмахом отвести правую ногу в сторону;
2 - поднять руки через стороны вверх;
3 - хлопнуть в ладоши;
4 - повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги;
5 - и.п.
Упражнения на расслабление с речевым сопровождением
1. Для мышц рук, плечевого пояса.
«Кулачки». И.п. - о.с.; сесть на пол, ноги врозь, руки свободно положить на колени: покрепче сжать руки в кулак, чтобы напряглись кисти рук; перестать сжимать пальцы, распрямить их; приподнять и уронить расслабленную кисть.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем -
отпускаем, разжимаем.
«Олени». И.п. - из положения о.с.; стойка ноги врозь: поднять над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами; напрячь руки; быстро опустить руки (уже не скрещивая); расслабить руки.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь немного лени ...
Руки не напряжены
И ... рассла- а - бле - ны ...
Движение повторяется 3-4 раза.
2. Для мышц туловища.
«Шарик». Из и.п. стойка; стойка, ноги врозь: положить руку на живот (область диафрагмы): спокойный вдох животом (плечи не поднимать); выдох (мышцы расслабились).
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (делается вдох).
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко ... ровно ... глубоко .. Упражнение повторить 3 раза.
3. Для мышц ног.
«Пружинки». Из и.п. стойка; стойка, ноги врозь: перенести тяжесть тела на носки и обратно.
Что за странные пружины
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок - отдыхай! Упражнение повторяется 3-4 раза
4. Для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног.
«Штанга». Из и.п. о.с.; стойка ноги врозь: наклониться вперед, руки опущены; пальцы сжаты в кулаки; выпрямиться, медленно поднять напряженные руки; резко расслабить руки и опустить вниз.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклоняться вперед).
Штангу с пола поднимаем ... (Распрямиться)
Крепко держим ...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление - приятно. Упражнение повторить 3 раза.
«Кораблик» Из и.п. о.с.; стойка ноги врозь, руки сцеплены за спиной, перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Нам становится понятно:
Расслабление - приятно.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах.
Упражнения на детских музыкальных инструментах: погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки, треугольник, пианино. Выполнение простых ритмических рисунков, по возможности простых песен. Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле. Знакомство с детским ксилофоном.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведение, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ:
1. «Медвежонок идет в гости». Музыка М.Раухвергера.
Дети стоят в кругу. Педагог, держа в руках игрушечного медвежонка, говорит детям, что медвежонок пойдет к ним в гости. Под музыку А педагог «водит» медвежонка в середине круга. С окончанием музыки медвежонок останавливается перед одним из детей «здоровается» с ним. Ребенок отвечает: «Здравствуй, медвежонок», берет медвежонка в руки, выходит в середину круга и танцует под музыку Б. Остальные дети хлопают в ладоши. С окончанием музыки ребенок возвращает медвежонка педагогу и становится на свое место. Игра продолжается, медвежонок выбирает другого ребенка.
После 3-4 повторов игры педагог предлагает всем детям потанцевать вокруг медвежонка, которого сажает в центре круга.
2. «Бабушка, цветы и дети». Музыка: Белорусская народная мелодия.
Перед началом игры вдоль трех стен расставляются стульчики так, чтобы за ними могли спрятаться дети. У каждого ребенка в руках букетик цветов. Бабушкой назначается один из детей. В начале игры «бабушка» сидит в стороне.
На музыку 1 дети свободно танцуют по залу; с окончанием музыки они подбегают к стульчикам, которые стоят вдоль одной из стен и приседают за их спинками, чтобы было видно только цветы. На музыку 2 со своего места идет «бабушка» и любуется цветами, которыми дети слегка помахивают. С окончанием музыки она говорит: «Какие красивые цветы! Соберу их в корзинку и сделаю огромный букет».
На музыку 1 «бабушка» дробными шагами спешит домой за корзинкой, а дети в этот момент перебегают к другой стене и прячутся за стульчиками, выставляя цветы с окончанием музыки. На музыку 2 «бабушка» подходит к тому месту, где она видела цветы и удивляется, что они куда-то пропали. Она ставит корзинку на пол, разводит руки в стороны и тут замечает, что цветы колышутся в другом месте и подходит к ним «забыв» взять корзинку. На музыку 1 «бабушка» спешит за корзинкой, а дети перебегают к третьей стене и прячутся за стульчиками.
На музыку 2 «бабушка» идет на прежнее место, но не находит цветов. С окончанием музыки собирается уйти.
Под музыку 1 дети выбегают из-за стульчиков, свободно бегают по залу и с окончанием музыки отдают «бабушке» цветы. «Бабушка» рада детям, гладит их по голове. Она довольна и танцует для детей. Дети хло-паютдладоши, а затем танцуют вместе с «бабушкой».
3. «Игра с игрушками». Музыка: Чешская народная мелодия, обработка И. Гойды.
На стульчиках, стоящих вдоль боковой стены, лежат игрушки (медведи, куклы, собаки, зайчики и др.). К игрушкам подходят дети и садятся на стульчики.
На музыку А они качают игрушки. На 1-2 такты музыки Б игрушки просыпаются, дети приседают перед стульчиками, держа игрушки. Игрушки танцуют ножками на стульчиках в ритме музыки. На музыку Б дети бегают с игрушками по залу. С окончанием музыки они прижимают игрушки к себе, затем сажают их на стульчики.
4 «Лошади в конюшне». Музыка М Раухвергера.
Дети изображают лошадок, педагог - сторожа.
Двумя стульчиками и веревкой, которая натянута между ними, отделяется место для лошадей (конюшня).
На одном из стульев сидит сторож. На музыку А лошади спят, закрыв глаза.
На музыку Б лошади бьют копытами. Сторож отвязывает один конец веревки от своего стульчика, открывает ворота конюшни, подходит к противоположному стульчику.
На музыку В лошади передвигаются галопом по залу в одном направлении.
С окончанием музыки лошади останавливаются. Потом (без музыки) выходит сторож и загоняет лошадей в конюшню и закрывает ворота.
Примечание: 19 такт повторяется 2-4 раза. Далее лошади должны прибежать в конюшню с окончанием музыки,
5. «Игры с воздушными шарами».
Дети предварительно разделены на пары.
Одни из пар без шаров стоят свободно по всему залу, другие сидят около стены на стульчиках; у каждого в руках воздушный шар.
Первая фигура. Музыка А. На 1-4 такты дети без шаров бегают свободно по залу - «ищут воздушные шары».
На 5-8 такты - останавливаются, смотрят то в одну, то в другую сторону: «Где же шары?»
На 9-12 такты дети повторяют движения 1-4 тактов.
На 13-16 такты повторяются движения 5-8 тактов.
С окончанием музыки дети приседают, закрыв глаза.
Музыка Б. Дети с шарами подбегают к своей паре и обегают вокруг.
На последний такт музыки говорят: «Возьми!» и протягивают шар.
Вторая фигура. Музыка А. Дети, взявшись за руки, свободно разбегаются парами по залу.
Музыка Б. Один из детей пары, подняв шар вверх, кружится, а другой - хлопает ладоши.
На повторении музыки Б дети бегут на место. Ребенок с шаром, подняв его вверх, бежит впереди; за ним, поставив руки на пояс, бежит второй.
Игры с пением.
1. «Будет дом». Музыка Т.Шутенко, слова В.Кукловской.
Дети становятся в круг. Один ребенок - Матрешка - стоит в стороне, держа в руке платочек. Все поют песню.
Куколке Матрешке
Строим дом хороший:
Вот такой высокий! Дети поднимают руки вверх.
Вот такой широкий! Разводят руки в стороны.
В дом вошла Матрешка, Дети, держась за руки, поднимают
Наша кукла-крошка их вверх (делают ворота)
Весело так пляшет, В ворота заходит Матрешка.
Всем платочком машет. Все хлопают в ладоши, а Матрешка танцует.
2. «Курочка, цыплята и собачка». Музыка А.Кориневской. Роль курицы берет на себя педагог, дети - цыплята. На музыку А курица ходит, около нее бегают цыплята. Курица в ритм музыке произносит слова (цыплята вторят ей):
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
С окончанием музыки курица и цыплята останавливаются и на музыку Б клюют зерна. Курица с цыплятами в ритм музыке произносят слова:
Будем зерна искать
Будем зернышки клевать.
А потом все опять
Будем по двору гулять.
Под музыку В курица с цыплятами снова гуляют. С окончанием музыки выбегает собачка и лает. Курица квохчет и прячет цыплят за спину (раскрывает крылья, становится впереди цыплят).
3. «Медвежонок спрятался». Музыка И.Кишко, слова В. Куклов-ской.
Перед началом игры педагог говорит, что в гости к детям пришел медвежонок, но он хочет спрятаться. Предлагает закрыть глаза и в это время назначает одного из детей медвежонком и помогает ему спрятаться. Педагог говорит детям: «Откройте глаза, медвежонок уже спрятался. Мы споем про него песню и поищем его».
Дети поют песню «Медвежонок спрятался». Убежал наш Мишка
Топ, топ-топ, топ, топ-топ.
Спрятался малышка
В уголок, в уголок.
Мишеньку поищем
И найдем, и найдем.
С Мишенькой скорее
В пляс пойдем, в пляс пойдем.
На музыку 2 дети бегут искать медвежонка и, найдя его, говорят: «Медвежонок, потанцуй!»
На музыку 3 (часть А) медвежонок танцует, а дети хлопают в ладоши.
На часть Б все вместе с медвежонком танцуют.
Танцевальные движения
Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца:
Русский хороводный шаг. Это плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой. От обычного шага он отличается большей плавностью и устремленностью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер - более оживленный и задорный.
Русский переменный шаг. На «раз» - удлиненный шаг вперед правой ногой, на «и» - небольшой шаг вперед левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и» - небольшой шаг вперед правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчеркнутой устремленностью вперед,
Дробный шаг. Исходное положение: ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются: правой, левой, правой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола невысоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполняться с продвижением вперед, при кружении на месте.
Притопы. Эти движения соответствуют веселой плясовой музыке, часто передают ее ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной. На «раз» следует топнуть ногой впереди, на «два» - приставить ногу к ноге.
Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом: на «раз» делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два» - притоп левой ногой впереди правой, без переноса на нее тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп - на счет «два». Затем движения исполняются, начиная с левой ноги. Шаг с притопом в сторону: шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.
Танцевальный шаг. Исходное положение: третья позиция ног, шаг с носка. Партнерша придерживает края юбки, у партнера руки за спиной.
Танцевальный репертуар.
- «Полька-мазурка» - Отрывок А.Гурилев
- «Песенка жнецов» - Альбом для юношества Р.Шуман. Соч. 68,№18
- «Зеркало» - Русская народная песня Обработка М. Раухвергера
- «Круговая пляска» - Русская народная мелодия Обработка С. Разоренова
- «Заводная лошадка» - муз. В. Герчик.
- «Пляска с предметами» - муз. А. Жилинского «Детская полька».
- На лошадке Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- У дедушки Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Машинист Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Зайцы Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Паровозик Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
8 класс
Согласовывать с музыкой следующие движения: бегать быстро, с относительно высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера.
Учить ускорять и замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений. Самостоятельно начинать движение после вступления.
Выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично). Учить по возможности передавать различные игровые образы.
Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы:
- Приставной шаг - на «раз» - шаг в сторону правой (левой) ногой, на «два» - левая (правая) нога приставляется к правой (левой) в исходное положение. Исполняется в разном характере, в зависимости от музыкального сопровождения: под марш - четко почти без сгибанвд колена; под танцевальную музыку - мягко пружиня на одной или обеих ногах, а под музыку с яркими метрическими акцентами на «раз» - с притопом. Во всех этих движениях пятки должны соединяться на каждом шаге. Приставной шаг является подготовительным к исполнению шага галопа
Совершенствование навыка бега:
- Высокий бег - нога, согнутая в колене, поднимается вперед; корпус прямой и слегка отведен назад; ноги с силой отталкиваются от пола; опуская ногу, дети энергично ударяют носком об пол. Движение исполняется под четкую отрывистую музыку.
Виды прыжков:
- Легкие поскоки - нога лишь слегка выносится вперед; движение скользящее, почти без вертикального отскока от пола. Работает главным образом ступня. Руки несколько подняты в стороны и слегка двигаются одна вперед, а другая назад. Движение соответствует очень легкой, радостной музыке в размере 6/8.
- Галоп вперед «Лошадки» - ступающая вперед нога поднимается согнутой в колене, ударяется об пол носком ноги (прыжок); другая нога придвигается к первой и подталкивает ее вперед; корпус держится очень прямо.
Пространственные построения и перестроения:
- «Стайка» - образуется из «круга» - дети поворачиваются лицом в одну сторону и идут или бегут, не обгоняя друг друга, приблизительно сохраняя первоначальный строй.
- «Змейки» - несколько противоходов. При простой «змейке» дети строятся в колонну, взявшись за руки, затем - не держась за руки. Ведущий идет поперек зала, дойдя до стены, поворачивает обратно и идет противоходом снова поперек комнаты к противоположной стене и т.д.
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию.
Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения.
Комплекс №4 «Железная дорога» (без предметов)
1. «Рельсы» И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища.
1-3 - движения руками вперед-назад;
4 - и.п.
2. «Паровоз» И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу.
1-3 - разноименные движения согнутыми руками вперед-назад.
При движении рук вперед произносить: «Чу».
4 - и.п.
3. «Починим рельсы» И.п. - сед, скрестив ноги, руки на поясе.
1-3 повернуться вправо-назад, постучав кулаками по полу сзади, сказать: «Тук-тук»;
4 - и.п.
5-8 - то же выполнить левой рукой
4. «Проверим колеса» И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки за спиной.
1-3 - наклониться вперед-вниз, похлопать себя по коленям;
4 - и.п.
5. «Колеса стучат» И.п. - сед, ноги широко расставлены, руки на поясе.
1-3 - постучать ладонями по полу перед собой.
4 - и.п.
6. «Гудок» И.п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-3 - наклониться вперед и посмотреть перед собой, произнося: «У-у-у»;
4 - и.п.
Комплекс №6 (с лентами)
1. И.п. - стойка, руки с лентами за спиной.
1-3 - поднять руки в стороны, покачать руки вперед-назад;
4 - и.п.
2. И.п. - сед, скрестив ноги, ленты руках
1 - поворот туловища вправо, ленты за спину;
2 - и.п.
3 - поворот туловища влево, ленты за спину;
4 - и.п.
3. И.п. - стойка ноги слегка расставить, руки с лентами вдоль туловища.
1-3 - наклон вперед и постучать кулаком об пол;
4 - и.п.
4. И.п. - лежа на спине, руки с лентами вдоль туловища.
1-3 - приподнять голову и плечи, подуть наленту;
4 - и.п.
5. И.п. - сед, скрестить ноги, ленты в руках перед грудью.
1 - поворот туловища влево-назад; левой рукой положить сзади себя ленту;
2 - и.п.
3 - левой рукой взять ленту и вернуться в и.п.
То же выполнить правой рукой.
6. И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки с лентами вдоль туловища.
1-3 - наклониться вперед - вниз, помахать лентами;
4 - и.п.
7. И.п. - лежа на спине, руки с лентами вдоль туловища.
1-3 - поднять руки и ноги вверх, окрестные движения ногами; 4-и.п.
Упражнения на координацию движений
Комплекс № 4. «Средние круги» И.п. - стойка, руки в стороны.
1-2 средний круг левым предплечьем кверху, правым предплечьем книзу;
3-4 - средний круг правым предплечьем книзу, левым предплечьем кверху.
Комплекс № 6. «Взмахи руками» И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища.
1 - правая рука вверх, левая - от себя перед грудью;
2 - правая рука вниз, левая к себе (смена рук);
3 - левая рука вверх, правая от себя;
4 - левая рука вниз, правая к себе.
Комплекс № 7. «Маршируем» И.п, - стойка, ноги слегка расставить.
1.- правая нога вперед, левую руку согнуть к плечу;
2-и.п.
Упражнения на расслабления мышц
1. Для мышц рук, плечевого пояса;
- «Загораем». Из и.п. - лежа на спине с опорой на предплечья, поднять напряженные ноги; вернуться в исходное положение, резко опустив ноги.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим ... держим ... напрягаем ...
Загораем! Опускаем!
Ноги не напряжены
И рассла - а - бле - ны ... Упражнение повторить 3 раза.
- «Лодочка». Из и.п. лежа на спине (животе): одновременно поднять прямые ноги, руки, голову; вернуться в исходное положение.
- «Солнышко и тучка». Из и.п. о.с.. Солнце зашло за тучу, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание), Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).
- «Игра с песком». Из и.п. сед: сидя ноги врозь. Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Упражнения на детских музыкальных инструментах: погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки, треугольник, пианино, ксилофон, маракасы. Выполнение простых ритмических рисунков, по возможности простых песен. Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле. Знакомство с детским музыкальным инструментом - .бубенчики на ручке.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ:
1. «Мячики». Музыка М.Сатулиной.
Дети делятся на две подгруппы.
Одна подгруппа - красные мячики - находится в одном углу зала, а другая - синие мячики - в противоположном.
На музыку А (1-8 такты) дети легко бегают по всему залу (покатились красные мячики). С окончанием музыки останавливаются.
На музыку Б (9-12 такты)дети хлопают ладоши; на 13-16 такты прыгают на дух ногах (мячики скачут).
На повторение музыки А красные мячики бегут на свои места (покатились), в этот момент выбегают синие мячики и выполняют те же самые лишения.
2. «Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой.
Ребенок-кот сидит на корточках около стены зала. Глаза у кота закрыты.
Дети-мыши - около противоположенной стены (в норке).
На 1-12 такты мыши тихонько приближаются к коту.
Котик делает вид, что спит. Дотрагиваться до кота запрещено.
На 13-16 такт кот открывает глаза, ловит мышей, которые убегают назад в свою нору.
Мыши, которых поймали, садятся в стороне на стульчики.
Игра повторяется.
По окончании игры мыши, которых не поймали, идут выручать тех, кого поймали.
3. «Зайцы и дети». Музыка О.Гейдике.
В одном из углов зала (лес) живет зайчиха с зайчатами. Напротив на стульчиках сидят дети.
На музыку А зайчата спят. Зайчиха ходит около своих детей и любуется ими.
С началом музыки Б зайчата просыпаются и вместе с зайчихой начинают весело прыгать по всему лесу.
С окончанием музыки Б зайчата приседают.
На музыку В через лес на прогулку идут парами дети детского сада. Зайчиха с зайчатами быстро прячутся.
Дети проходят лесом и с окончанием музыки садятся на свои места.
Игра начинается с начала, когда дети меняются ролями.
4. «Лиса и цыплята». Музыка Ю.Рожавской.
В одном углу зала стоят цыплята, а в другом - лисица.
На музыку А лиса тихонько крадется к цыплятам, оглядывается и с окончанием музыки прячется.
На музыку Б цыплята весело разбегаются по всему залу.
На музыку В имитируют клевание зерна (стучат кулачком по полу). На последние три такта лиса подбегает к цыплятам, хочет схватить одногодо них, цыплята убегают в свой угол.
Игры с пением.
7. «Дети и мотылек». Музыка И.Кишко, слова В.Кукловской
Дети стоят в кругу. Ребенок-мотылек стоит за кругом. На вступление к песне
Дети, идя по кругу, поют песню.
На лугу зеленом дети подходят к мотыльку
Все мы встали в круг. сужая круг.
Мотылечек яркий
Прилетел к нам вдруг
Очень ты хорош,
Выбирай скорее,
С кем плясать пойдешь.
Все хлопают в ладоши; мотылек летает по кругу. На повторение вступления к песне все дети протягивают руки вперёд, а мотылек пробигает мимо. На последнем аккорде мотылек дотрагивается до одного из детей, который становится мотыльком.
8. «Кукла заболела» Музыка Сатулиной, сл. Г. Бокова
Дети поют:
Я сегодня куклу купала,
Кукла вдруг из ванны упала.
И ушибла бедняжка Матрешка
Свою правую, правую ножку.
Я медведя-доктора пригласила,
Я медведя бурого попросила:
-Полечи, полечи ты Матрешку,
Помоги, забинтуй ты ей ножку.
И пришел к нам в дом, к нам в дом косолапый Медведь гладит куклу по ноге
И Матрешку нежно погладил он лапой
-Потерпи, потерпи, моя крошка, Поет медведь
Заживет, заживет твоя ножка.
Дальше поют все дети:
Доктор дал бедняжке Матрешке
Сладкого меда целую, ложку
От лекарства, лекарства такого
Наша кукла как прежде здорова.
На повторение музыки без пения дети хлопают в ладоши, а кукла с медведем танцуют.
9. «Вояк и серые зайчики». Музыка Т.Шутенко, слова О. Марунич
В игре принимают участие: волк, две белочки и зайчики
На вступление вбегают зайчики и останавливаются группками. Поют все дети.
Зайчики резвилися, В роще веселилися, Прыг-скок, прыг-скок – Прямо на лужок. | Зайчики слегка приседают, поворачиваясь то вправо, то влево. |
Лютый волк скрывается, Чащей пробирается, И так, и сяк – А поймать то как? | Волк крадется вдоль стены. Оглядывает зайчиков то с одного то с другого бока. |
Поют все дети: Белочки пушистые Спрятались за листьями. | |
Поют белки: Зай-зай, давай, Быстро убегай! |
На музыку А зайчики прыгают по всему залу
На музыку Б из противоположных концов зала приближаются две белочки, грызут орешки, разбегаются. На повторение музыки белочки грызут орешки, подбегают друг к другу.
На музыку В волк догоняет зайчиков, которые от него убегают на свои места.
В танцевальных движениях
- Качалочка. На «раз» поднять невысоко вперед правую ногу, упасть на нее, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два» откачнуться назад на левую ногу, перенеся на нее центр тяжести. Все движение повторяется.
- Па-де-баск. Исходное положение: условная первая позиция. Выполняется на счет «к раз, и два». На «и» - небольшой прыжок толчком левой ноги, правую вынести полукругом вперед-вправо (невысоко над полом); на «раз» - приземлиться на правую ногу, левую согнуть, колено наружу; на «и» шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два» - шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть. Затем то же движение начинается с левой ноги. Выставление ноги вперед на пятку или на носок. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; корпус прямой. На носок - нога легко выставляется вперед, наискосок (по диагонали) или в сторону.
- Прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед. Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперед (колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад). Затем вперед выносится левая нога и т.д.
- Шаг польки.Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая нога впереди. Движение выполняется на счет «и раз, и два». На «и» (затакт) сделать маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» выполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. На счет «и» приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «два» сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить, начиная с подскока на правой ноге. Шаг польки можно развивать под музыку любой польки, подобранной преподавателем. Это движение не является обязательным для прохождения в первом классе. Все зависит от двигательной подготовки детей
Танцевальный репертуар.
- «Конфетки» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Русская плясовая» Обработка В. Золотарёв
- «травушка-муравушка» Русская народная песня.
- «Карусели» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Тихо, куколка» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
9 класс
Научить учащихся выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.
Продолжать работу по обучению отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям
Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы:
- Высокий шаг - согнутая в колене нога поднимается вперед при этом бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Корпус прямой, голова поднята, движения рук энергичные, кисти сжаты в кулаки; с поднятием левой ноги вперед выносится правая рука, и наоборот. Нога опускается на пол с притопом; шаг небольшой, но настойчивый и решительный, соответствует характеру энергичного, громкого марша.
- Тихая, осторожная ходьба - ноги ставятся мягко на всю ступню, беззвучно, тяжесть тела сразу переносится на переднюю часть ступни, корпус несколько наклоняется вперед, движения рук отсутствуют. Характер этого вида ходьбы зависит от музыкально-двигательного образа.
- Шаг на носках. Выделяют две его разновидности: 1) шаг наклонившись по своему характеру и выразительному значению близок к тихому - нога ставится на полупальцы, пятка почти не касается пола. Этот шаг соответствует очень тихому дискантовому звучанию музыки; 2) шаг выпрямившись - нога ставится на полупальцы, пятка больше отделяется от пола. Колени при этом не выпрямляются, шаги плавные, без толчков; сохраняется хорошая осанка; больше или меньше поднятые руки остаются ненапряженными, плечи опущены. Шаг соответствует плавной, тихой музыке в верхнем регистре.
Совершенствование навыка бега:
- Стремительный бег - корпус сильно выносится вперед, руки согнуты в локтях, ноги с силой и быстро отталкиваются от пола. Обычно исполняется без музыки или соответствует громкому, стремительному музыкальному заключению.
- Широкий бег - бег с большими прыжками, как бы перепрыгивая через воображаемые препятствия. Корпус сильно подается вперед, энергичный толчок ногами от пола, руки помогают сильными взмахами: одна вперед, другая назад. На первом этапе обучения необходимо класть на пол на равных расстояниях плоские предметы (шнурки, полоски картона), или рисовать мелом полосы, постепенно увеличивая между ними расстояние. Шаг равен ¼ . Движение выполняется под энергичную, стремительную музыку
Прыжки:
- Поскоки с ноги на ногу - шаг вперед правой на Ш такта, подскок на той же ноге на четвертую шестнадцатую такта; шаг левой на третью восьмую, подскок на последнюю шестнадцатую такта. Движение выполняется без большого напряжения; руки помогают подскоку легкими взмахами - одна вперед, другая назад. Поскоки необходимо разучивать в естественном ритме без замедления. При разучивании держать руки на поясе не следует, так как это стесняет движение, лишает его нужной динамичности, целостности.
Пространственные построения и перестроения:
- Колонна парами - дети, встав в пары, строятся в затылок друг другу. Уже на первом году обучения дошкольники учатся перестраиваться из колонны парами в колонну по одному (для этого ребенок, идущий ближе к центру, встает позади своей пары). На втором году обучения дети учатся перестраиваться в пары из колонны по одному (рис.2).
- Шеренга — ряд, стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону. Движение в шеренге для дошкольников представляет собой определенную трудность. Можно предложить детям держаться за руки просто или «корзиночкой» (стоя в шеренге, дети поднимают руки в стороны перед грудью своих соседей и берутся за руки со следующим ребенком
- Два концентрических круга - строятся обычно из пар, стоящих по кругу: дети поворачиваются лицом друг к другу и делают один-два шага друг от друга (одни к центру, другие от центра). Если концентрические круги строятся не из пар, целесообразно уменьшить количество детей во внутреннем круге, чтобы они могли свободно двигаться
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения
Комплекс №2 «Самолеты» (без предметов)
1. «Помашем самолету». И.п. - стойка ноги врозы
1-3 - руки вверх, помахать ими,
4 - и.п.
2. «Покажи, где самолет».
1 - отвести левую руку влево-назад, помахать ею;
2 - и.п.
3 - отвести правую руку вправо-назад, помахать ею;
4 -и.п.
3. «Самолет на посадке». И.п. - стойка ноги врозь.
1 - наклониться вперед, не сгибая ноги,
2 -и.п.
4 «Самолет полетел». И.п. - лежа на животе, ноги прямые, руки перед грудью.
1 - развести руки в стороны, прогнуться;
2 – и.п.
5. «Самолет гудит». И.п. лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища.
1-3 - согнуть ноги в коленях, потопать ногами, поднимая колени как можно выше;
4 - и.п.
6. «Болтанка» и.п. - стойка ноги врозь, руки вверх.
1-3 - опустить руки вниз, разноименные движения руками вперед-назад;
4 - и.п.
Комплекс №5 (с мешочками)
1. И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки опустить, мешочек в правой руке.
1 - руки в стороны;
2 - руки вверх, переложить мешочек в левую руку, посмотреть на него;
3 - руки в стороны;
4 - и.п.;
5 - руки в стороны;
6 - руки вверх, переложить мешочек в правую руку;
7 - руки в стороны; 8-и.п.
2. И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки в стороны на уровне плеч,
мешочек в правой руке.
1 - свести прямые руки перед грудью;
2 - переложить мешочек в левую руку;
3 - и.п.
4-6 - тоже.
3. И.п. - сед, ноги скрестить, мешочек в правой руке.
1 - наклониться в сторону вправо, положить мешочек подальше от себя на пол;
2-и.п.;
3-4 - то же выполнить влево.
4. И.п. - стойка, ноги слегка расставить, руки опустить, мешочек в правой руке.
1 - наклониться вперед-вниз, переложить мешочек из правой руки в левую за ногами;
2 - и.п.
5. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, мешочек в правой руке.
1-2 - прямые ноги вверх;
3 - переложить мешочек за ногами из правой руки в левую;
4 - и.п.
6. И.п. - стойка, пятки вместе, носки врозь, мешочек в правой руке.
1 - глубокие приседания с одновременным вынесением прямых рук вперед;
2 - и.п.
Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.
Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабления мышц:
Комплекс №2. «С отставанием на один счет»
1 - левую руку вперед ладонью кверху;
2 - согнуть левую руку вперед, правую руку ладонью кверху;
3 - левую руку вверх, согнуть праву руку вперед;
4 - руки вверх;
5 - согнуть левую руку вперед;
6 - левую руку вперед ладонью кверху, согнуть правую руку вперед;
7 - левую руку вниз, правую руку вперед, ладонью кверху;
8 - и.п.
Комплекс № 3. «Кроль» И.п. - основная стойка.
1-2 - круг правой рукой вперед, а левой - назад;
3-4 - круг левой рукой вперед, а правой назад.
Упражнения на расслабление с речевым сопровождением
1. Для мышц рук, плечевого пояса:
«Любопытная Варвара». И.п. - о.с.; стойка ноги врозь: повернуть голову влево так, чтобы увидеть как можно дальше (мышцы шеи напряжены); повернуть голову вправо (мышцы шеи напряжены); вернуться в исходное положение (мышцы расслаблены).
Любопытная Варвара
Смотрит влево ...
Смотрит вправо ...
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла - а - бле - на ...
Поднять голову вверх, откинув назад (мышцы напряжены); вернуться в исходное положение (мышцы расслаблены).
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла - а - бле - на ...
Медленно опустить голову вниз как можно ниже (мышцы напряжены); выпрямиться (мышцы расслаблены).
А теперь посмотрит вниз
-Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла - а - бле – на
2. . Для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног:
- «Дерево». Из и.п. сед, голова спрятана в колени, колени обхватить руками (это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево); медленно подняться на ноги; распрямить туловище; вытянуть руки вверх; напрячь тело и вытянуть его вверх; раскачивание тела, имитируя дерево; резко расслабить руки и опустить вниз.
- «Снеговик». Из и.п. о.с.: напрячь все тело (как замерзший снег). Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Опустить голову, плечи, руки и т.д.; мягко опуститься на пол и лежать, как лужица воды.
- «Яйцо». Из и.п. сед, подтянув колени к животу, обхватив их руками, голову спрятать в колени: раскачивание из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах.
Упражнения на детских музыкальных инструментах: погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки, треугольник, пианино, кселофон. Выполнение простых ритмических рисунков, по возможности простых песен. Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле. Знакомство с детским .музыкальным инструментом – маракасы.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
1. «Птичий двор». Музыка народная.
Дети делятся на две подгруппы.
Первая подгруппа - девочки-птичницы (в фартуках и косыночках); вторая подгруппа - цыплята (шапочки - головки кур).
У каждой птичницы свой цыпленок. Площадь зала - птичий двор. Около стены стоят цыплята.
Птичницы выбегают (без музыки) и останавливаются полукругом лицом к цыплятам и зовут их:
Цып-цып,
Цып-цып!
Все сюда скорей бегом,
Мы накормим вас зерном!
Цыплята встают расправляют крылышки и громко отвечают: «пи-пи-пи!»
Первая фигура
На музыку А цыплята бегут дробными легкими шагами, каждый останавливается возле свей птичницы, присев с окончанием музыки. В это время каждая птичница поднимает рукою кончик своего фартука (придерживает зерно для цыплят).
На музыку Б птичницы имитируют кормление цыплят (рассыпают зерно, беря его правой рукой из фартука). В это время цыплята клюют, наклоняя головки в такт музыке.
Вторая фигура
На музыку А птичницы, а за каждою из них цыпленок, повернувшись вправо, бегут по кругу легким шагом. С окончанием музыки все останавливаются, образовав круг. Птичницы поворачиваются лицом к цыплятам, которые приседают перед ними.
На музыку Б повторяются движения первой фигуры, которые выполнялись под музыку Б.
Третья фигура
На музыку А птичницы бегут вольно по залу легкими шагами. За каждой из них бежит цыпленок.
С окончанием музыки А перед каждой птичницей приседает цыпленок.
На музыку Б повторяются движения первой фигуры. С окончанием музыки Б птичницы, говоря: «кыш-кыш!», загоняют цыплят в птичник (на свое место).
2. «Игра с мячом», музыка А.Жилина.
Дети стоят в большом кругу; в середине круга стоит ведущий с мячом. На музыку А дети бегут вправо по кругу, а ведущий - влево. С окончанием музыки все останавливаются.
На музыку Б (1-й такт) ведущий бросает мяч одному из детей.
На 2-й такт ребенок бросает мяч назад ведущему.
На 3-й такт ведущий снова бросает мяч второму ребенку, потом третьему и так до окончания музыки.
На музыку а! ведущий с мячом бежит за кругом, а все дети хлопают в такт музыке.
С окончанием музыки ведущий останавливается и отдает мяч ребенку, около которого остановился.
Игра продолжается.
3. «Платочек бери». Музыка И.Козловского.
Дети стоят свободно по всему залу. У каждого в руках платочек.
Один ребенок - ведущий (у него нет платочка) стоит в стороне около стены.
На музыку А дети с платочками свободно бегают по залу. На повторение музыки А дети, меняя направления, продолжают бегать.
С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом к ведущему.
На 1-4 такты музыки Б дети машут платочками в такт музыке (показывают какие они ловкие).
На 5-8 такты музыки Б кружатся вокруг себя дробными шагами.
Музыка Б и движения повторяются.
После окончания музыки все дети говорят: Раз, два, три -Платочек бери!
И бегут к противоположной стене.
Ведущий ловит кого-либо из детей.
4. «Игра с колокольчиками». Хорватская народная музыка.
Дети стоят парами по кругу. Один ребенок из пары стоит спиною к центру (внутренний круг), другой - лицом к своей паре (внешний круг). Дети стоящие во внутреннем кругу, держат в правой руке колокольчик, левая рука на поясе.
На музыку А дети внутреннего круга стоят, подняв колокольчики над головами звонят ими в такт музыке, а дети внешнего круга в это время бегут легкими шагами вправо по кругу. С окончанием музыки останавливаются около своей пары, обежав полный круг, прячут колокольчики за спину.
На музыку Б (1-4 такты) дети с колокольчиками отступают небольшими четкими шагами спиною назад к центру круга (суживают круг), дети внешнего круга, протягивая руки немного вперед, идут за ними (просят колокольчики)
На 5-8 такты дети внешнего круга, поставив руки на пояс, отступают спиною назад (расширяют круг), дети внутреннего круга идут от центра и звонят колокольчиками, подняв их над головой.
С окончанием музыки Б дети передают колокольчики своей паре и меняются местами
Игры с пением.
4. «Мы флажки свои поднимем». Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высотской.
Дети стоят в кругу, держа в правой руке флажок, и поют:
Греет солнышко теплее, Дети шагают на месте,
Стало в доме веселее. держа флажки перед собой.
Мы в кружок, мы в кружок
Встанем поскорее
Мы флажки свои поднимем, Дети идут свободно по залу,
Зашагаем дружно с ними держа флажок у плеча.
Выше всех, выше всех
Мы флажки поднимем.
Мы покружимся немножко, Дети поднимают над головой
Веселей пляшите, ножки. флажки и кружатся на носочках.
И вот так, и вот так
Попляшите, ножки!
5. «Сапожки». Музыка А.Филипенко, слова Т.Волгиной.
Дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Сейчас, дети, мы споем с вами про Олечку. Оля, выйди в круг и покажи свои сапожки». На вступление к песне Оля выбегает в середину круга. Дети поют:
Скачут по дорожке Оля прыгает.
Желтые сапожки
Это не сапожки
Оленькины ножки
На проигрыш все дети хлопают в ладоши, а Оля танцует При повторении песни называют имя другого ребенка
6. «Танец». Музыка Т.Вилькорейской, слова Т.Вилькорейской.
Дети стоят в кругу и поют-. в такт музыке
Раз -два, еще раз!
Вот какой веселый пляс!
Расплясались понемножку Дети хлопают в ладоши
И захлопали в ладошки.
Раз -два, еще раз!
Вот какой веселый пляс!
Дети машут руками и танцуют. нх~1.
Высоко над головами
Мы помашем все руками
Раз -два, еще раз!
Вот какой веселый пляс!
Танцевальные движения
Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца:
Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Исходное положение: условная первая позиция. На счет «раз и» - пружинящее полуприседание, на «два и» - выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперед на пятку, носок поднят вверх, левая нога остается прямой, корпус чуть откинут назад. На «раз» следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два» - выставляется вперед левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.
Веревочка. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение: третья позиция (правая нога впереди левой, под углом к ней), руки на поясе.
На затакт подскоком на низких полупальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону. На счет «раз» поставить правую ногу на низкие полупальцы позади левой ноги в третью позицию. На счет «и» подскоком на правой ноге слегка проскользнуть на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести за правую ногу. На счет «два» поставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «и» повторить движение, исполняемое на затакт. Затем движение исполнить сначала (со счета «раз»).
Шаг с припаданием. Исходное положение: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» правую ногу приподнять вправо; на «раз» сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на «и», выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги (позади правой), правую отвести в сторону; на «два и» повторить движение. Во время движения корпус не поворачивается.
Боковой галоп. Разучивается на счет «раз и, два и». Движения легкие, полетные, пружинящие. На счет «раз» делается небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая нога тотчас же отводится ъ сторону (левая нога как бы выбивает правую в сторону). На счет «два и» следует выполнить то же, что и на счет «раз и». Затем движение начинается сначала. Таким образом танцующий продвигается вправо. Галоп можно исполнять и влево. В этом случае движение начинается с левой ноги.
Шаг польки. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая нога впереди. Движение выполняется на счет «и раз, и два». На «и» (затакт) сделать маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» выполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. На счет «и» приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «два» сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить, начиная с подскока на правой ноге. Шаг польки можно развивать под музыку любой польки, подобранной преподавателем. Это движение не является обязательным для прохождения в первом классе. Все зависит от двигательной подготовки детей.
Танцевальный репертуар.
- «Полька» М.Балакирев.
- «Аннушка» Чешская народная песня. Обработка В.Ребикова.
- «Маленькая полька» Д.Кабалевская.
- Марш Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Солнышко Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Куколка Катюшка Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Дождик Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Качели Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
«Бездомный заяц» - муз. английская народная песня.
«Заданная поза» - (игра) муз. Л. Шварца.
«Танец вокруг елки» - муз. В. Курочкина.
«Цветные флажки» - муз. Ю. Чичкова.
«Вертушки» - муз. Е. Туманян.
«Русский хоровод» - русская народная песня.
«Возле речки, возле моста» - обработка Н. Метлова.
«Снежинки» - муз. А. Верстовского «Вальс».
«Школьный вальс» - муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высоцкой.
«Плетень» - русская народная мелодия.
«Голубчик» - муз. В Герчик, слова народные.
«С чем будем играть?» - муз. Л. Шульгина
«Экскурсия на птицеферму» - муз. Е. Тиличеевой.
«Отойди и подойди» - хоровод мелодия, обработка В. Герчик.
«Смени пару» - украинская народная полька.
«Звери и коза» - муз. В. Каменникова.
«Тень-тень-потетень»
«Поездка за город» - муз. В. Герчик «Поездка за город»
«Рыбаки и рыбки» - муз. В. Герчик
«Ловишки» - хорватская народная мелодия.
«Придумки» - муз. В. Свирского.
«Салют» (танец) – муз. Т. Ломовой.
«Покажи ладошки» - латвийская народная полька
«Летчики, следите за погодой» - муз. М. Раухвергера.
«Пляска парами» - латвийская народная мелодия
Resource id #4544
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебная программа по физкультуре ( ритмика) методическая разработка
Программапо предмету Ритмика (ритмическая гимнастика) на возрастную группу детей 7-12 лет, расчинана на 2 года...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Данные методические рекомендации помогут педагогам «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»
Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...
Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"
Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
5. Аттестация. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (для высшей категории)
Справка о работе в методической комиссииСправка о реализации программы внеурочной деятельности (волонтерский отряд "Импульс")...
5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...
Специфика методического сопровождения при организации мероприятий в Республиканском центре дистанционного образования (РЦДО) БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
В статье раскрываются особенности организации работы по дистанционному проведению мероприятий республиканского центра дистанционного образования в рамках образовательного процесса...