Универсальные учебные действия.
статья по теме
Классификация универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnye_uchebnye_deystviya.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия
В основе формирования универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности и формирования его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, знания видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.С. Савинов).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД (результаты)
Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях:
• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
• готовность к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватная позитивная самооценка и Я-концепция;
• компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; моральное осознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
• устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
• жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
В процессе самоопределения решаются две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Когнитивный компонент сформированности гражданской идентичности:
• создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• формирование образа социально-политического устройства России, представление о ее государственной организации, знание государственной символики (герб, флаг, гимн, знание государственных праздников);
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; знания о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали
• сформированность социально-критического мышления, умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ценностный и эмоциональный компонент:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории страны, ее культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент (определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности как системы психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности):
• участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство по школе и классу, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
• выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;
• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• участие в общественной жизни (благотворительные акции, умение ориентироваться в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий в театрах, музеях, библиотеках, реализация установок здорового образа жизни);
• умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные ууд (результаты)
Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
• целеполагание (действия постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);
• планирование – составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль (действия в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• элементы волевой саморегуляции – осознание самого себя как движущей силы своего научения;
• самооценка (уровень притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе);
Самоэффективность – убеждение личности в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов (А. Бандура
Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (соотнесенность с процессом порождения личностного смысла и мотивации учения);
- Развитие способностей регуляции учебной деятельности (самоконтроля):
– формирование самостоятельности;
– инициативности;
– ответственности;
– относительной независимости;
– устойчивости в отношении воздействий среды;
– направленности на результат или способ действия;
- Формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта:
– ценностного;
– рефлексии;
– привычной активизации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижений);
– операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции);
– сотрудничества в совместном решении задач;
– проектирования траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Изменение содержания и конкретности цели:
– изменение содержания целей во всех сферах жизнедеятельности (смещение акцента на цели, связанные с межличностными отношениями и общением;
– возрастание значения целей саморазвития (развитие определенных личностных качеств и умений);
– возрастание удельного веса конкретных целей и уменьшение числа неопределенных целей-желаний;
– переориентирование с целей процессуального характера на цели достижения;
– замещение целей-желаний активными целями, связанными с активными действиями и волевыми усилиями;
– сопровождение цели составлением плана ее достижения с учетом условий и средств;
– замена неопределенной временной перспективы целеполагания более четким временным планированием;
– возрастание степени активности в достижении поставленных целей.
- Изменение уровня притязаний (соотнесенность с новыми идеалами; изменение образа «Я»).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (результаты)
Общеучебные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Знаково-символические включают:
• моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия;
• контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, выполнение недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения;
• сериация, классификация объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений, доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение нормами взаимоотношений с разными людьми;
• формирование умений переходить от одного вида общения к другому;
• выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
• формирование способности к освоению новых видов деятельности;
• проявление интереса к индивидуальному и коллективному творчеству;
• овладение навыками:
– создания проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса;
– аргументирования актуальности проблемы;
– анализа актуальности проводимого исследования;
– целеполагания;
– формулирования задач, которые следует решить;
– выбора средств и методов, адекватных поставленным целям;
– проведения проектных работ или исследования;
– постановки проблемы;
– умения видеть проблему;
– выдвигать гипотезы;
– структурировать текст;
– формулировать определения;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– классифицировать;
– оформлять результаты в соответствии с замыслом, целями проекта;
– предъявлять результаты в соответствующем использованию виде;
• формирование:
– творческой активности;
– собранности;
– аккуратности;
– целеустремленности;
– высокой мотивации;
• интеллектуальное, личностное развитие;
• рост компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере;
• формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать;
• уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы как показателя успешности исследовательской деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД (результаты)
Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы):
• умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• умение обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
• умение переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
• уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности;
• адекватное межличностное восприятие;
• готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
Речевые действия:
• использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
• речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентации (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Умение ставить и решать коммуникативные речевые задачи (И.А. Зимняя):
• описание;
• объяснение;
• доказательство;
• убеждение.
Готовность к диалогу (С.Ю. Курганов, И.М. Соломадин):
• умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения;
• умение обосновывать и доказывать собственное мнение;
• умение слушать и вступать в диалог;
• участие в коллективном обсуждении проблем.
Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
• определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• формулирование вопросов;
• инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликта;
• управление поведением партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение понимать:
• возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;
• относительность оценок и выбора, совершаемого людьми;
• мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Навыки самоорганизации:
• поддержка и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
• бесконфликтная совместная работа в группе;
• теплые отношения взаимопонимания с людьми;
• эффективные групповые обсуждения;
• обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений;
• четкое формулирование цели группы с учетом мнения ее участников;
• проявление собственной энергии для достижения этих целей;
• адекватное реагирование на нужды других;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Resource id #5616
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений
Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...