Универсальные учебные действия.
статья по теме

Митрофанова Татьяна Владимировна

Классификация универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_uchebnye_deystviya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия

В основе формирования универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности и формирования его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, знания видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.С. Савинов).

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД (результаты)

Действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях:

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

• готовность к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватная позитивная самооценка и Я-концепция;

• компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; моральное осознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;

• устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

• жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В процессе самоопределения решаются две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).

Действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Когнитивный компонент сформированности гражданской идентичности:

• создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• формирование образа социально-политического устройства России, представление о ее государственной организации, знание государственной символики (герб, флаг, гимн, знание государственных праздников);

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; знания о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали

• сформированность социально-критического мышления, умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компонент:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории страны, ее культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент (определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности как системы психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности):

• участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство по школе и классу, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

• выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;

• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• участие в общественной жизни (благотворительные акции, умение ориентироваться в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий в театрах, музеях, библиотеках, реализация установок здорового образа жизни);

• умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные ууд (результаты)

Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

целеполагание (действия постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);

планирование – составление плана и последовательности действий;

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль (действия в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• элементы волевой саморегуляции – осознание самого себя как движущей силы своего научения;

самооценка (уровень притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе);

Самоэффективность – убеждение личности в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов (А. Бандура

Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (соотнесенность с процессом порождения личностного смысла и мотивации учения);

  • Развитие способностей регуляции учебной деятельности (самоконтроля):

– формирование самостоятельности;

– инициативности;

– ответственности;

– относительной независимости;

– устойчивости в отношении воздействий среды;

– направленности на результат или способ действия;

  • Формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта:

– ценностного;

– рефлексии;

– привычной активизации (подготовка, адаптивная готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижений);

– операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции);

– сотрудничества в совместном решении задач;

– проектирования траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  • Изменение содержания и конкретности цели:

– изменение содержания целей во всех сферах жизнедеятельности (смещение акцента на цели, связанные с межличностными отношениями и общением;

– возрастание значения целей саморазвития (развитие определенных личностных качеств и умений);

– возрастание удельного веса конкретных целей и уменьшение числа неопределенных целей-желаний;

– переориентирование с целей процессуального характера на цели достижения;

– замещение целей-желаний активными целями, связанными с активными действиями и волевыми усилиями;

– сопровождение цели составлением плана ее достижения с учетом условий и средств;

– замена неопределенной временной перспективы целеполагания более четким временным планированием;

– возрастание степени активности в достижении поставленных целей.

  • Изменение уровня притязаний (соотнесенность с новыми идеалами; изменение образа «Я»).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (результаты)

Общеучебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Знаково-символические включают:

• моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексию способов и условий действия;

• контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, выполнение недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения;

• сериация, классификация объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений, доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

• овладение нормами взаимоотношений с разными людьми;

• формирование умений переходить от одного вида общения к другому;

• выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

• формирование способности к освоению новых видов деятельности;

• проявление интереса к индивидуальному и коллективному творчеству;

• овладение навыками:

– создания проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса;

– аргументирования актуальности проблемы;

– анализа актуальности проводимого исследования;

– целеполагания;

– формулирования задач, которые следует решить;

– выбора средств и методов, адекватных поставленным целям;

– проведения проектных работ или исследования;

– постановки проблемы;

– умения видеть проблему;

– выдвигать гипотезы;

– структурировать текст;

– формулировать определения;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– классифицировать;

– оформлять результаты в соответствии с замыслом, целями проекта;

– предъявлять результаты в соответствующем использованию виде;

• формирование:

– творческой активности;

– собранности;

– аккуратности;

– целеустремленности;

– высокой мотивации;

• интеллектуальное, личностное развитие;

• рост компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере;

• формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать;

уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы как показателя успешности исследовательской деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД (результаты)

Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы):

• умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• умение обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

• умение переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:

• уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности;

• адекватное межличностное восприятие;

• готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Речевые действия:

• использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

• речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентации (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Умение ставить и решать коммуникативные речевые задачи (И.А. Зимняя):

• описание;

• объяснение;

• доказательство;

• убеждение.

Готовность к диалогу (С.Ю. Курганов, И.М. Соломадин):

• умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения;

• умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

• умение слушать и вступать в диалог;

• участие в коллективном обсуждении проблем.

Умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

• определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• формулирование вопросов;

• инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликта;

• управление поведением партнера;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение понимать:

• возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;

• относительность оценок и выбора, совершаемого людьми;

• мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Навыки самоорганизации:

• поддержка и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

• бесконфликтная совместная работа в группе;

• теплые отношения взаимопонимания с людьми;

• эффективные групповые обсуждения;

• обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений;

• четкое формулирование цели группы с учетом мнения ее участников;

• проявление собственной энергии для достижения этих целей;

• адекватное реагирование на нужды других;

• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Resource id #5616

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...