Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Риторика»
материал (5 класс) по теме
Программа внеурочной образовательной деятельности «Риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам основного общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Калачинска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО: Педсовет № ___от Директор :
Программа
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Риторика»
Михайловой
Светланы Петровны
2013 - 2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 5 класса
«Риторика»
(общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
Программа внеурочной образовательной деятельности «Риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам основного общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.
Актуальность
Являясь курсом общеинтеллектуального направления «Риторика» даёт возможность школьнику пополнить словарный запас, научиться бережно относиться к слову, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в выступлениях разного уровня, при общении, участвовать в творческих конкурсах различного уровня.
Программа направлена на развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, приобретение знаний и умений ораторского искусства и говорения ,повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.
Цель занятий: узнать, что такое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда – нет;
научиться
Основные задачи курса:
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Краткая аннотация к программе
Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся один раз в неделю.
Целевая аудитория программы – учащиеся 5-х классов.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
Содержание занятий данной программы соответствуют темам, представленным в программе « риторика» ладыженская 5 класс. Возможности программы расширяются за счёт условий внеурочной деятельности: увеличения количества часов практических занятий, углубленного изучения теоретического материала,
Предлагаемый курс состоит из теоретической и практической частей. На теоретической части учащиеся получают знания по риторике. На практической части обучаются овладевать различными тонкостями ораторского искусства. Итогом работы является бой риторов.
Требования к результатам освоения программы
Первый уровень результатов
В результате освоения программы ученик должен:
- знать основные элементы ораторского искусства,
- знать приемы построения и произношения грамотной речи.
- пользоваться приёмами правильного говорения
- владеть навыками работы в группах
- использовать полученные навыки в повседневной жизни в общении
Второй уровень результатов
В результате освоения программы ученик должен уметь:
- работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- анализировать и высказывать суждение о своей речи и речи одноклассников;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Третий уровень результатов
В результате освоения программы ученик должен уметь:
- разрабатывать и презентовать собственные творческие проекты, выступления;
- приобретать социальный опыт через участие в социальных практиках;
- самореализоваться посредством участия в разнообразной конкурсной деятельности.
Контроль
Показателем результативности деятельности студии будет успешное участие обучающихся в выступлениях,(индивидуальных и коллективных).
Условия освоения программы
Программа составлена для учащихся пятых классов, неимеющих базовый уровень знаний по риторике
Формы проведения занятий
Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие,практические занятия ,игра,дискуссия,общественно полезные практики. Рекомендуемые формы проведения занятий:
–практические занятия
- викторины
- исследования
- турниры
-индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск .
Ведущая идея программы: «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».
Ключевые понятия программы
Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии, наука о целесообразном и уместном слове.
Культура речи и культура общения являются условиями и средствами развития личности, формирования ее индивидуальной культуры.
Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.
Содержательная характеристика программы
1.Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность)
№ п/п | Тема | Содержание и форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | |
Раздел 1 «Общение» | Тема | Практическая работа | ||
1 | Что такое общение | Коммуникативная (речевая) задача. | Рассказ о себе: «Давайте познакомимся», «Моё хобби», «Моё имя» | 1 |
2 | Виды общения | Словесное и несловесное общение. | Инсценировка «Визит инопланетян» | 1 |
3 | Речь правильная и хорошая | Речь без ошибок. Чья речь богаче? Говорите – пишите точно. | Анализ текста (поиск и устранение речевых ошибок) Письменное высказывание «Я люблю…» Мини-исследование «Слова-паразиты в моей речи» | 1 |
4 | Учимся писать - редактировать |
| Редактирование текста | 1 |
5 | Будьте вежливы | Вежливый отказ. | Составление диалога. | 1 |
6 | Учимся слушать | Учимся слушать. | Игра «Задуманное слово» | 1 |
7 | Учимся читать | Умеем ли мы читать? | Мини сочинение-рассуждение «Что меня затрудняет при чтении текстов школьных учебников?» | 1 |
2. Блок «Речевые жанры» даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
№ п/п | Тема | Содержание и форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | |
Раздел 2 «Речевые жанры» | Тема | Вид работы, задание | ||
1 | Текст |
| Пересказ | 1 |
2 | Вторичные тексты |
|
| 1 |
3-4 | Комплименты | О чём ещё может рассказать объявление?Афиша. | Составление объявлений. Создание афиш. | 2 |
5 | Объявления | Как строить рассказ. | Создание рассказа «Как я однажды…» | 1 |
6 | «Что произошло хоть раз» | Как можно избежать ссоры? | Инсценирование (спор, но не ссора) | 1 |
7 | Спорить или ссориться? | Сказочная страна. Конкурс на лучшего казочника. | Подготовка викторины по русским народным сказкам. Написание сказки. | 1 |
8-9 | Сочините сказку |
| Мини-исследование «На каком языке говорили мои предки». Автобиография. | 2 |
10 | Начало моей биографии | 1 | ||
итого | 17 |
Форма итогового контроля - бой риторов учащихся.
Ресурсное обеспечение программы
Технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ, проектная технология, игровые технологии.
Оборудование:
- технические средства обучения компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, графический планшет;
Рекомендуемая литература
1.Учебник «Школьная риторика»Т. А Ладыженская .Балассювента.
2.Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
3.Е. И .Никитина.»Русская речь 5-7»Москва . Просвещение.1993.
4.Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург.отд-ние, 1995.
5.Ю. М . Лотман» в школе поэтического слова»Москва . Просвещение. 1998.
6.Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.
7.Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
8.Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб.пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
9.Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
10.. С. И Львова»Уроки словесности 5-9» .Дрофа.2000
11. Шанский, Н. М. Жизнь русского слова : кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. :Вербум-М, 2006.
Словари
1.Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С.С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
2.Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
3.Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
4.Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
5.Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
6.Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
7.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
8.Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.
9.Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).
Resource id #4548
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса
программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса "Психологическая азбука"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я говорю. Основы риторики»
Основа программы – работа над речью учащихся не только подготовленной, но и спонтанной, импровизированной. Используя различные методы и формы занятий, я стараюсь научить ребят правильно говорить...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика» направлена на развитие речи обучающихся, формирование следующих умений:объяснять значение эффекти...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Риторика"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Риторика» способствует овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим ...
Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ «Комсомольская ООШ», локальными актами школы, на основе мет...