ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ.
статья по теме

Митрофанова Татьяна Владимировна

ВЫступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_konsultatsiy_v_vecherney_shkole.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ.

Особенности учебной работы в вечерней  школе при использовании лекционно-семинарской и зачетной системы занятий, нуждаются в проведении консультаций. Какими должны быть консультации, их виды, подготовка к ним, методика и организации их проведения,  вы найдёте в этой статье.

 Проведение консультаций требует от учителя творческого подхода к каждому определённому составу обучающихся. Дополнительное время, установленное учебным планом, должно быть для одних обучающихся - продолжением обучения, восполнением знаний и умений, которые были по тем или иным причинам ими не усвоены; для других – развитием, углублением знаний; для третьих – тщательной проверкой работы, выполненной самостоятельно.

 В зависимости от цели и задач, от содержания учебной темы консультации можно классифицировать следующем образом:

  • Тематические консультации объявляются учителем заранее. На них приглашаются все желающие обучающиеся, у которых возникли какие – либо вопросы по теме. Проводятся они в середине или конце зачетного раздела. На них рассматривается материал, вызывающий наибольшие затруднения у обучающихся.
  • Текущие консультации учитель проводит с определёнными обучающимися, плохо усвоившими учебный материал. Заранее выделяются вопросы, которые будут разбираться на консультации.
  • На свободные консультации обучающиеся приходят по своему желанию: получить ответы на возникшие у них вопросы; можно провести с ними тестирование, этот вид работы вызывает большой интерес. Конечно учитель при такой работе, приучает своих обучающихся к систематическим самонаблюдениям и самопроверке.

По форме консультации подразделяются на групповые, индивидуальные и смешанные (индивидуально – групповые).

На групповых консультациях обучающиеся работают по единому плану, прослушивают объяснение учителя, выполняют упражнения единого типа, просматривают презентации по теме.

       Значительно труднее организовать и провести индивидуальные и особенно индивидуально – групповые консультации.

    Исходя из организационных принципов, консультации подразделяются на три типа: вводно – обобщающие, повторительно – обобщающие и инструктивные.

   Во время подготовки к этим консультациям учитель продумывает методы, развивающие самостоятельность обучающихся, применяет методы беседы, ИКТ, организует взаимопомощь обучающихся, готовит заранее карточки – задания, вопросы для обучающихся.

   Специальной подготовки требуют инструктивные консультации, предшествующие контрольным, практическим работам, семинарам, рефератам, зачётам, экзаменам.

При проведении таких консультаций учитель разъясняет цели, характер требований, указывает, что нужно знать в первую очередь из изучаемого теоретического материала.

Необходимо также показать обучающимся, какие типы задач и упражнений нужно уметь решать и выполнять. Обучающимся, которые пропустили много уроков, даётся возможность выполнять самостоятельную работу с помощью учебника, опорных конспектов, проработать основные вопросы темы.

Консультационные занятия можно организовывать по-разному: в течение всей учебной недели, до уроков, после уроков, в середине рабочего дня.

Такое расписание даёт возможность учителю и обучающимся подготовиться к предстоящей консультации: накапливается информация о знаниях и умениях обучающихся за неделю, обучающиеся определяют для себя во время самонаблюдений и самоконтроля, что именно им не ясно, не усвоено из пройденной темы.

Какое оптимальное число обучающихся должно присутствовать на консультации?

Малое количество обучающихся вызывает быстрое переутомление, большое – снижает эффективность занятий. Наиболее оптимальной группой считается группа из 6 человек, которая работает в течение 45 минут.

Как организовать подготовку и проведение индивидуальной консультации?

   Начать надо с учета устных и письменных ответов обучающихся по каждому зачетному разделу. Причем учет ведет не только учитель в журнале, но и обучающиеся в своих тетрадях для самостоятельных работ. Они хранятся в кабинете.

За выполнение этих работ, устные и письменные ответы выставляются соответствующие оценки в журнал и тетрадь. Такой учёт знаний даёт представление учителю и самому обучающемуся о степени готовности к зачету, позволяет выбрать форму работы на  консультации, подготовить оборудование, дидактический и методический материал. Обучающийся знает, какие вопросы он хочет выяснить, какая помощь ему необходима.

   Учитель постепенно накапливает в кабинете систему заданий, исходя из информации о знаниях каждого своего обучающегося. В заданиях – инструкциях подробно указано, что делать и как делать, как себя проверить. В них даётся инструкция, например, такая: какой вопрос надо прорабатывать самостоятельно по учебнику, или написан текст – часть теории, плохо усвоенной обучающимся. Предлагаются упражнение, задача для закрепления знаний и умений, прилагается образец ответа на заданный вопрос, ключ к упражнению, решению задачи. Такая карточка экономит время учителя на проверку заданий. На индивидуальных или индивидуально – групповых консультациях учитель выдаёт карточку или обучающийся сам выбирает определённую серию доступных для него заданий и вопросов.

  Большое значение для повышения эффективности консультаций имеют компьютеры. Применение их в сочетании с карточками – заданиями позволяет работать одновременно всем обучающимся.

  Время консультации ограничено: оказав помощь одному обучающемуся или одной группе обучающихся, дав задание для самостоятельной работы, учитель переходит к другому обучающемуся (или другой группе обучающихся). И так постепенно учитель  консультирует всю группу.

Такая методика проведения учебных занятий развивает интерес у обучающихся к индивидуальной самостоятельной работе в коллективе.

  Энергии учителю приходится тратить много, особенно в начале учебного года, а потом – по мере накопления достаточных средств обучения. Информации и наблюдений, когда обучающиеся начинают понимать цель и смысл такой организации консультаций, - становится легче и интересней.

Resource id #3138

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Опорный конспект по теме "Официально-деловой стиль речи, 12 класс вечерней школы, 11 класс дневной школы"

Опорный конспект "Официально-деловой стиль речи" компактно представляет материал по указанной теме: сферы использования, лексические и синтаксические особенности. Предназначен для обучающихся вечерней...

Логопедическая консультация. Ребёнок с особенностями речевого развития в школе.

Памятки педагогам, ученикам и родителям.Некоторые приёмы самопомощи, ккторык могут применяться учащимися самостоятельно в школе и дома....

Особенности проведения индивидуальных занятий по математике обучающихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга.

 Основные особенности обучение учащихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с требованиями  законодательства об образовании в  Российской...