Урок по учебному предмету "Автодело" по теме "Обгон"
план-конспект занятия (11 класс) по теме

Тема урока "Обгон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_avtodelo._obgon.odt40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обгон»

Цели урока:

1) совершенствование знаний, умений учащихся по правилам выполнения обгона, приобретение учащимися навыков решения ситуационных задач, познавательную активность учащихся, прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора;

2) развитие творческого мышления учащихся путем решения сложных ситуационных задач;

3) формирование у учащихся ответственности.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний, умений

- пояснение термина ПДД «обгон»;

·-  типы перекрестков на схемах;

- признаками по которым определяется главная дорога на перекрестке;

  1. Сообщение цели и темы урока

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня, вашему вниманию предлагается очередная тема - обгон. На вопрос - что такое обгон применительно к дорожному движению - исчерпывающий ответ даётся в пункте 1.2 Правил.

  1. “Обгон - это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы”.

4. Изучение нового материала.

  • Решение ситуационных задач с использованием интерактивной доски

  • Прогнозирование ситуаций, характеризующихся признаками ограниченного обзора при выполнении обгона.

  • Анализ учебных маршрутов

В самом дорожном движении можно выделить два основных режима движения транспортных средств - движение в прямом направлении и маневрирование. Если в маневрировании рассматривать только те манёвры, в которых присутствует изменение направления движения транспортных средств, то мы получим повороты, разворот, движение задним ходом и обгон. Вот среди этих манёвров обгон занимает особое место. Здесь можно указать на два отличия.

Во-первых, при выполнении, поворотов, разворотов или двигаясь задним ходом, водитель действует по собственной инициативе и может спокойно выбирать место и момент для них. А вот с обгоном дело обстоит иначе. Почему мы вынуждены обгонять? С точки зрения обгоняющего, обгон в значительной мере носит вынужденный характер, поскольку полоса, по которой движется он, занята другим водителем. А тот едет медленнее, чем позволяет дорожная обстановка. Проявляя нетерпение, действуя по принципу “здесь и сейчас” обгоняющий водитель часто делает обгон рискованно. В поддержку этого говорит тот факт, что на многополосных дорогах обгоны редки, а наиболее опасные их виды - с выездом на встречную сторону - зачастую просто исключены разделительной полосой. А вот на узких дорогах и при интенсивном движении обгоны выполняются часто и очень опасны. Во-вторых, в основе обгона, в отличие от всех других манёвров, присутствует элемент навязанного соперничества. Обгоняющий водитель, приступая к обгону, не согласовывает свои действия с соседями по дороге. Он явно хочет обеспечить себе преимущество в движении. В этом отношении все обгоны можно разделить на корректные и некорректные. Корректный обгон - это когда действия обгоняющего не ущемляют интересы обгоняемого или встречного водителей, и не требуют от них какого - либо содействия для обеспечения безопасности. Корректный обгон - это правильный обгон, это - обгон по Правилам. Сказанное, на наш взгляд, подтверждает существующее мнение о том, что обгон является наиболее опасным и сложным манёвром в дорожном движении. Он требует от водителя высокой ответственности и мастерства управления автомобилем. Соблюдение правил выполнения обгона, которые мы рассмотрим ниже, как раз и должно содействовать обеспечению безопасности всех вольных или невольных участников обгона.

Обгон - это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. (п.1.2) В зависимости от формы траектории движения обгоняющего транспортного средства возможны следующие схемы обгонов:

- обгон с выездом на попутную полосу слева (в дальнейшем - попутный обгон слева),

- обгон с выездом на встречную полосу слева (в дальнейшем - встречный обгон слева),

- обгон с выездом на попутную полосу справа (в дальнейшем - попутный обгон справа,

- двойной обгон (обгон транспортного средства, производящего обгон другого движущегося транспортного средства или объезд неподвижного транспортного средства или другого препятствия), рис. 4;

Как правило, разрешены обгоны только с левой стороны - попутный слева и встречный слева.

Обгон справа (попутный справа) разрешен, как исключение, в случае, когда водитель обгоняемого транспортного средства подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению.

Двойной обгон или объезд запрещены во всех случаях.

Перед началом обгона водитель обязан убедиться в том, что:

  • перестроение на другую полосу не создаст помех движущимся по ней другим транспортным средствам (попутным или встречным);
  • - возвращение на прежнюю полосу не создаст помех обгоняемому транспортному средству);

В общем случае обгон состоит из трёх фаз:

- выезд на смежную полосу (I);

- опережение по этой полосе (II);.

- возвращение на ранее занимаемую полосу (III),

При смене полосы движения, как и при обычном перестроении, должен включаться предупредительный сигнал соответствующего поворота (выключают указатель поворота, как правило, вручную).

Обгон должен быть по возможности кратковременным, для чего следует обеспечить превышение скорости по отношению к обгоняемому транспортному средству примерно на 20 км/ч.

Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости или другими действиями.

После завершения второй фазы обгона - опережения обгоняемого транспортного средства по смежной полосе - переход к третьей фазе - возвращению на ранее занимаемую полосу - обязателен в большинстве случаев. Исключения из этого правила составляют: разрешённый обгон справа и двухфазный обгон, который можно назвать “укороченным”.

«Укороченный» обгон, состоящий из двух первых фаз, когда транспортное средство, совершающее обгон, может остаться на левой полосе (полосе опережения), допускается только на четырёхполосных (и более) дорогах с двусторонним движением, в следующих случаях:

- если после выполнения третьей фазы обгона ему пришлось бы сразу начать новый обгон,

- если при движении по полосе опережения не создаётся помех для транспортных средств, движущихся сзади с более высокой скоростью,

«Укороченный» обгон по крайней левой полосе этих дорог разрешается только при интенсивном движении или когда заняты другие полосы всем транспортным средствам, кроме грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 2,5т., которым выезд на эту полосу разрешается только для поворота налево или разворота

Обгон (всех видов) запрещён:

- на железнодорожных переездах и ближе 100м перед ними;

- на пешеходных переходах (при наличии пешеходов на них);

- на нерегулируемых равнозначных перекрёстках;

Однако, как исключение, на этих перекрёстках допускается:

- обгонять одноколейные транспортные средства;

- производить разрешённый попутный обгон справа;

- производить обгон на перекрёстках с круговым движением;

- на нерегулируемых неравнозначных перекрёстках при движении по второстепенной дороге (знак 2.4 или выезд с грунтовой дороги);

Однако, как исключение, на этих перекрёстках при движении по второстепенной дороге, также как и по равнозначным дорогам, допускается:

- обгонять одноколейные транспортные средства;

- производить разрешённый попутный обгон справа;

- производить обгон на перекрёстках с круговым движением;

[Кроме того, обгон (всех видов) запрещён:

- между перекрёстками - при знаке 3.20 - всех транспортных средств;

- между перекрёстками - при знаке 3.22 - грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой свыше 3.5т всех транспортных средств;

- там же, тракторам - всех транспортных средств, кроме гужевых повозок и велосипедов;

- в местах нанесения разметки 1.1, 1.3, 1.9 и 1.11 (со стороны сплошной линии) между смежными полосами для встречного движения (при разметке 1.11 разрешено закончить обгон через сплошную линию)

 Обгон с выездом на встречную полосу запрещён:

- на регулируемых перекрёстках;

- в местах с ограниченной (до 100м), видимостью дороги в любом направлении

(в том числе в конце подъёмов);

- на четырёхполосных (и более) дорогах с двусторонним движением;

Требования Правил, связанные с обеспечением порядка выполнения обгона, а также общие требования к порядку маневрирования транспортных средств, поддерживаются следующими статьями КоАП РФ:

- Ст. 12.15 часть 2. «Нарушение правил … обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения … влечёт штраф в размере 2 МРОТ.

  • Ст. 12.15 часть 3. «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено Правилами … влечёт штраф … в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение права управления транспортным средством на срок от 2 до 4 месяцев с изъятием водительского удостоверения.

5. Проведение итогов занятия, выставление оценок.

  • Заключение

Ребята, я представил вам подробное изложение правил выполнения обгона. Хотя по форме, с учётом требований учебного процесса, наш вариант этих правил существенно отличается от текста главы 11 Правил, их содержательную часть я постарался передать точно.

Сейчас же обращаю ваше внимание на то, как выполняется обгон в условиях реального дорожного движения. Можно не сомневаться, что в той, или иной степени, правила выполнения обгона известны каждому аттестованному водителю. Однако приходится с сожалением признать, что знание правил вовсе не побуждает значительную часть водителей к их соблюдению на практике. И это - несмотря на довольно суровые, по меркам нашей страны, санкции, которые мы привели выше.

Парадокс, но водители знают правила, понимают, что пренебрежение ими опасно, что может последовать суровое наказание, и, тем не менее, нарушают. Проще всего объяснить происходящее на наших дорогах злостной недисциплинированностью водителей. Конечно, это - есть, конечно - с этим следует непримиримо бороться. Но ситуация, как нам кажется, не столь однозначна.

Из теории права известно, что не столько суровость наказания, сколько неотвратимость его является главным фактором, сдерживающим преступность. Эту аксиому признают все. Однако, от признания, до исполнения - дистанция огромного размера. Безнаказанность водителей поощряет их на новые нарушения. Начиная от использования электронных систем управления светофорами, оперативно реагирующих на интенсивность транспортных потоков, и до снятия неоправданных запретов, в том числе - и на совершение обгонов.

Вот, собственно, и всё. Как обычно, пожелаю вам всего доброго, благополучия, здоровья и, конечно, спокойной езды под защитой правил дорожного движения.

6. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры "Учебно-тренировочные устройства в пространстве урока физической культуры"

Урок с использованием тренажёров и учебно-тренировочных устройств для учащихся 2 класса.Урок построен в игровой форме с использованием электронной презентации "Правила безопасности при выполнении упра...

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Открытый урок по учебной практике. Тема 5.5 " Обработка рабочего халата". Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов.

Тема 5.5. «Обработка рабочего халата»Тема урока: Внешний вид. Детали кроя. Название срезов. Обработка мелких деталей. Обработка полочек, спинки. Обработка плечевых срезов....

Открытый урок по учебной практике УП. 01 Профессия – 19601 ШВЕЯ Тема урока: Пошив наволочек от 28.11.2022 г.

Открытый урок учебной практики разработан в соответствии с программой учебной практики УП. 01 по ПМ.01 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ» адаптированной для  лиц с ог...