Тесты по теме "Александр Невский. Ледовое побоище".
материал по теме
Материал для проведения классных часов, почвященных Дню воинской славы - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_gep_vysokiy_uroven.doc | 667.5 КБ |
test_gep_sredniy_uroven.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг по теме «Александр Невский. Ледовое побоище 1242.»
Высокий уровень сложности.
Олимпиадные задания. 10-11 класс.
1. Дайте названия частям известного триптиха Д.П. Корина.
_______________ ________________
_____________
2. Для росписи на стене храма специальной Комиссией были отобраны четыре эпизода из жития Св. Александра Невского, автором которых являлся Г. Семирадский: посещение князем Александром Ярославичем, одержавшим победу в Невской битве, ставки хана Батыя в Орде; прием князем папских послов Гальда и Ремонта; кончина Александра Невского в Городце после пострижения в монахи под именем Алексия; чудо при погребении князя в Рождественской церкви во Владимире. Но только одна картина вызвала особые нарекания. Что это за картина? Почему она вызвала возмущение комиссии?
3. В кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский» семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер. Расставьте части в нужном порядке.
А) "Ледовое побоище"
Б) "Крестоносцы во Пскове"
В) "Песня об Александре Невском"
Г) "Русь под игом монгольским"
Д) "Вставайте, люди русские"
Е) "Въезд Александра во Псков"
Ж) "Мертвое поле"
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
4. Прочтите отрывок из стихотворения. Вспомните название этого стихотворения. Укажите автора.
«В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты.»
__________________________________________________________________
5. Фильм С. Эйзенштейна «Александра Невский» начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Где была снята эта сцена?
______________________________________________________________
6. Памятник Александру Невскому, на горе Соколиха построен 24 июня 1993 года. Монумент выполнен из бронзы и меди. Высота композиции 30,7 метра, вес - 163 тонны. Н азовите
Назовите авторов этого монумента.
_______________________________________
- Перед вами картина В. Сибирского «Александр Невский». Напишите
мини-эссе. Какими качествами обладал этот человек? Хочется ли вам быть на него похожим? В чем? (50 слов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прочитайте отрывок из жития Александра Невского. О каком событии идет речь? Укажите дату события.
«… Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться …».
_________________________________________________________________
9. Перед вами боевые порядки армии новгородцев и Ливонских рыцарей. Объясните, с какой целью выбраны эти типы построения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №1. Ответы.
1. Северная баллада. Старинный сказ. Центральная часть.
2. «Св. Александр Невский принимает папских легатов»
3.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
5 | 3 | 2 | 1 | 4 | 7 | 6 |
4. Симонов К. «Ледовое побоище».
5. У села Городище, рядом с Переславлем-Залесским.
6. Скульптор И. Козловский и архитектор П. Бутенко.
7. Эссе.
8. Ледовое побоище. 1242г., 5 апреля.
9. (Примерный ответ) Рыцари построились "клином", или "свиньей". Клин состоял из закованных в броню всадников и мел своей задачей раздробление и прорыв центральной части войск противника, а следовавшие за клином колонны должны были охватом разгромить фланги противника. В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
Основные силы Александр сосредоточил не в центре ("челе"), как это всегда делали русские войска, а на флангах. Впереди расположился передовой полк из легкой конницы, лучников и пращников. Боевой порядок русских был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а княжеская конная дружина укрылась в засаде за левым флангом. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русского войска.
Приложение №2. Литература и Интернет ресурсы.
1. www.russianculture.ru.
2. Булгаков Ф.И. Наши художники.Т.1-2.. СПб., 1889-1890. Т.2. С.152-166;
3. Карпова Т. Генрих Семирадский. // Пинакотека, № 1, 1997. С.4-11.
4.Неизвестный Семирадский. По материалам экспертной практики Третьяковской галереи. - VIII Научная конференция. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы 2002. М., 2004. С.145-153.
5.dibase.ru
6. Кабалевский Д. Беседы о музыке для юношества. «Ровесники» выпуск 1, Москва, Музыка, 1980.
7. Материал с музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa.
8. www.magistral.177.livejournal.com/
10. www.dic.academic.ru.
11. new.niro.nnov.ru
Предварительный просмотр:
Мониторинг по теме «Александр Невский. Ледовое побоище 1242.»
Средний уровень сложности.
Часть А.
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А10) обведите кружком номер правильного ответа.
А1. Определите хронологические рамки борьбы новгородцев с немецкими рыцарями Ливонского ордена.
- лето 1240- апрель 1242
- март – апрель 1242
- март 1241 – апрель 1242
- лето 1240 – февраль 1243
А2. К кому обратились новгородцы за помощью в организации войска?
- Князь Ярослав Мудрый
- Князь Александр Невский
- Воевода Гаврила Олексич
- Дружинник Святополк
А3. Какое событие произошло 5- го апреля 1242 года?
- Заключением мира с немцами.
- Разгром немецких рыцарей на Чудском озере.
- Подписание ссудной грамоты.
- Побегом немцев из Новгорода.
А4. Прочтите строки о битве на Чудском озере, определите, откуда они.
« И бысть сеча зла, и треск от копий ломления, и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду: покры бо ся кровию"»
- Ливонская хроника
- Житие Александра Невского
- Отрывок из книги А. Пашуто «Александр Невский»
- Новгородская летопись.
А5. Битва Ливонских рыцарей и новгородцев на Чудском озере получило название.
- Чудская битва
- Ледовое побоище
- Невская битва
- Александрово побоище.
А6. Немецкие рыцари имели особое построение. Как оно называлось.
- «Клин», «свинья».
- «Каре».
- «Ромб».
- «Полукруг».
А7. Особенностью построения русских воинов, введенной Александром Невским являлось, то что…
- Основные силы были сосредоточены в центре.
- Основные силы были сосредоточены на флангах.
- Основные силы были оставлены в тылу врага.
- Основные силы были сосредоточены в засаде.
А8. По мнению авторов Ливонской рифмованной хроники, большая часть русского войска была представлена:
- Конницей.
- Лучниками, стрелками.
- Пращниками.
- Пехотой.
А9. Численность немецкого и новгородского войска составляла:
1) 10-12 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 15-17 тысяч человек.
2) 13-14 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 18-19 тысяч человек.
3) 15-17 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 50-51 тысяч человек.
4) 15-16 тысяч – немецкое войско, а новгородское войско - 20-21 тысяч человек.
А10. Последствием разгрома немецких рыцарей на Чудском озере стало:
- Александр составляет Псковскую судную грамоту и заключает мир с немецким Орденом и его союзниками.
- Александр захватывает большую часть немецких земель.
- Александр налаживает торговые отношения с побежденными рыцарями.
- Александр продолжает бороться с захватчиками.
Часть В.
Задания В1-В5 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события из жизни Александра Невского.
- Александр - князь-наместник в Новгороде.
- Александр Невский князь Киева и Новгорода
- Разгром дружиной Александра шведских войск на Неве.
- Разгром немецких рыцарей на Чудском озере.
В2. Установите соответствие между произведениями искусства и их авторами.
- Ледовое побоище. А) С. Эйзенштейн
- Баллада о древнерусском воине. Б) Прокофьев С.С.
- Кантата Александр Невский. В) Ария
- Александр Невский С) Симонов К.М.
А | Б | В | С |
В3. Прочтите описание известного произведения искусства, назовите его автора, определите вид.
«Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части картины, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части художник обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории.
На центральной картине изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году за вклад в защиту русских земель от врагов».
В4. Прочтите описание известного ордена, который являлся наивысшей наградой до 1917 года в России. Кем учрежден этот орден?
«Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Св. Александра Невского, а на другой стороне латинский его вензель под Княжескою короною».
В5. Александр Невский был канонизирован. Его мощи считаются святыми. Долгое время их перевозили из собора в собор. Где они находятся сейчас.
Часть С
Прочитайте фрагмент из описания «Ледового побоища 1242» года и выполните задания к нему. Используйте знания из курса истории и информацию из текста.
«Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Придуманный Александром Невским новый боевой порядок русских войск оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу.
Гибель такого количества профессиональных воинов сильно подорвала мощь Ливонского ордена в Прибалтике. Победа над немецким войском на льду Чудского озера спасла русский народ от немецкого порабощения».
С1. Опишите особенности подготовки к битве на Чудском озере.
С2. Какие факторы обеспечили успех данной битвы?
С3. Каково историческое значение победы русских воинов над немецкими рыцарями?
С4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по «Ледовому побоищу». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №1. Ответы.
№ задания | Ответ |
А1 | 1 |
А2 | 2 |
А3 | 2 |
А4 | 2 |
А5 | 2 |
А6 | 1 |
А7 | 2 |
А8 | 2 |
А9 | 1 |
А10 | 1 |
В1
1 | 3 | 4 | 2 |
В2
А | Б | В | С |
4 | 3 | 2 | 1 |
В3
Д. П. Корин, триптих.
В4
Екатерина 1.
В5
В Санкт-Петербурге, Александро-Невская Лавра.
Приложение №2.
Литература.
1) Э. К. Паклар. Где произошло Ледовое побоище? Истор зап. т 37, М., 1951, стр. 304.
2) А. И. Козаченко. Ледовое побоище. М., 1938, стр. 43. В кн.: Народ-богатырь (IX—XII1 вв.). М., 1948, стр. 90.
3) А. И. Яковлев. Разгром немецких псов-рыцарей в XIII веке. Александр Невский. Из Цикла лекций по истории СССР. М., 1944, стр. 2.
4) В. Т. Пашуто. Решающие победы русского народа над шведскими и немецкими захватчиками (1240 — 1242 гг.). В кн.: Очерки по истории СССР. Период феодализма (XI — XV вв.), ч. I. М, 1953, гл. 5, § 2, стр. 851.
5) С. В. Липицкий. Ледовое побоище, М., 1964, стр. 43, 44.
7) Кабалевский Д. Беседы о музыке для юношества. «Ровесники» выпуск 1, Москва, Музыка, 1980.
8) Материал с музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ледовое побоище
В 2012 году исполняется 770 лет со дня одной из значительнейших битв в истории Руси – Ледового побоища, произошедшего на льду Чудского озера 12 апреля 1242 года...
Презентация "Ледовое побоище", посвященная 770 летию этого исторического события.
Презентация включает слайды о личности Александра Невского, его православной вере, о вере в победу.Также включен отрывок из фильма "Александр Невский". В слайды включено изображение ордена Невского, у...
Презентация "Ледовое побоище"
Презентация к уроку истории...
" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)
Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...
На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
методическая разработка урока истории с применением ИМЭУ...
«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22
Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развит...