Программа учебной дисциплины Приборы энергосбережения и волоконная оптика
рабочая программа по теме

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования   210413 Радиоаппаратостроение.

Разработчик: Харитонова М. С., преподаватель.

Организация   ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_i_ktp_pes_i_vo.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       Приборы энергосбережения и волоконная оптика  

2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования   210413 Радиоаппаратостроение.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

Разработчик:

Харитонова М. С., преподаватель.

Утверждена Методическим советом ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный  колледж имени П.И. Пландина»

Протокол Методического совета № 1  от « 30 » августа  2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Приборы энергосбережения и волоконная оптика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  210413 Радиоаппаратостроение, укрупненная группа специальностей Электронная техника, радиотехника и связь.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке

Код по Общероссийскому
классификатору    
профессий рабочих,  
должностей служащих и
тарифных разрядов  
(ОК 016-94)      

Наименование профессий рабочих, должностей    
служащих                    

1          

2                        

14618          

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и      
приборов                                      

18569          

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры  
и приборов                                    

13047          

Контролер радиоэлектронной аппаратуры и      
приборов                                      

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке

Код по Общероссийскому
классификатору    
профессий рабочих,  
должностей служащих и
тарифных разрядов  
(ОК 016-94)      

Наименование профессий рабочих, должностей    
служащих                    

1          

2                        

18458        

Слесарь-механик по ремонту авиационных приборов  

18559        

Слесарь-ремонтник                                

14919        

Наладчик контрольно-измерительных приборов и      
автоматики                                        

18561        

Слесарь-сборщик авиационных приборов              

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  ОП  17. Дисциплина  относится  к  группе  общепрофессиональных  дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать параметры и оценивать работоспособность волоконно-оптических линий,

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

структуру и назначение волоконно-оптических компонентов

основные типы и области использования приборов энергосбережения

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 104

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе: лабораторные занятия

Практические занятия

                18

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация в форме                                  дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание дисциплины  Приборы энергосбережения и Волоконная оптика

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект)

Объем часов

Уровень освоения.

   1

2

3

4

Раздел 1 . Приборы энергосбережения

 Введение. Энергосбережение. Основные понятия.

2

2

Тема 1. Счетчики электроэнергии

.

Содержание учебного материала.

Активная и реактивная мощность. Связь мощности и энергии . Основные принципы измерения  электроэнергии

Типы приборов для измерения электроэнергии :электромеханические и электронные. Конструкция, принцип работы, особенности                                                                                                                                                          

8

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме  Преимущества электронных счетчиков

2

2

Тема 2. Измерение расхода жидкостей и газов. Расходомеры

Содержание учебного материала.

Основные принципы  измерения текущего и интегрального  расходов жидкости и газа. Типы расходомеров                                                                                            

2

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Возобновляемые  источники энергии»

2

2

Тема 3. Тахометрические расходомеры

Содержание учебного материала.

Основные принципы работы тахометрических расходомеров :крыльчатого и турбинного. Защищенные и незащищенные расходомеры ,достоинства и недостатки, область применения.                                                                                              

4

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме Устройство тахометра

2

2

Тема 4 Электромагнитные расходомеры

Содержание учебного материала.

Электромагнитные расходомеры: конструкция ,принцип работы ,достоинства и недостатки применение.                                                                                                                                                                

2

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Электропроводные жидкости»

2

2

Тема 5 Ультразвуковые расходомеры

Содержание учебного материала.

 Ультразвуковые расходомеры :конструкция ,принцип работы ,достоинства и недостатки применение.                                                                                                                                                                

2

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме Вихревые расходомеры  Струйные расходомеры

2

2

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект)

Объем часов

Уровень освоения.

   1

2

3

4

Тема 6 Манометрические расходомеры

Содержание учебного материала.  

Расходомеры переменного перепада давления

Расходомеры постоянного перепада давления: ротамеры, поршневые, конструкции, принцип работы ,достоинства и недостатки ,области использования.   Рациональное использование газа                                                                                                                                                        

6

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Экономия водных ресурсов»

2

2

Тема 7.Тепловые расходомеры.

Содержание учебного материала.

Основные конструктивные элементы , принцип работы тепловых расходомеров, области использования.                                                                                                                                        

2

2

Контрольная работа по разделу 1

2

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект)

Объем часов

Уровень освоения.

   1

2

3

4

Раздел 2. Волоконная оптика

Краткий обзор развития ВО.

Содержание учебного материала:

Характеристика учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана, ее роль в развитии науки и техники. Краткий исторический обзор и основные направления развития и применения волоконной оптики.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад по теме «Перспективы развития ВО»,выучить конспект по теме.

2

2

Тема 1.

Преимущества волоконной  оптики как коммуникационной среды.

Содержание учебного материала:

Основное достоинство волоконно-оптического способа передачи информации- отсутствие электрического тока. Преимущество волоконной оптики перед традиционными кабелями.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить конспект по теме ,подготовить доклад по теме «Материалы для изготовления оптических волокон »

2

2

Тема 2.

Основные положения передачи информации по оптоволокну.

Содержание учебного материала:

Основные составные части ВОС: источник оптического сигнала, приемник, оптическое волокно, соединители. Законы оптики, в том числе условие полного внутреннего отражения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме « Нобелевские лауреаты по ВО»

2

2

Тема 3.

Оптическое волокно.

Содержание учебного материала:

Принципиальное устройство волокна. Классификация волокон по материалу и модовой структуре. Процесс производства. Основные параметры и характеристики волокна: дисперсия, апертура, затухание.

4

2

Практическое занятие. Расчет характеристик и параметров оптических волокон.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся  Выучить конспект по теме ,подготовить доклад по теме «Применение оптического волокна в системах связи »

2

2

Тема 4.

Волоконно- оптические кабели.

Содержание учебного материала:

Устройство ОК:буферная, силовая и внешние оболочки, их состав и назначение.. Типы  кабелей. Особенности применения.

2

2

Практическое занятие. Изучение структуры оптических кабелей.

4

2

Самостоятельна работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «применение оптического волокна в авиационной технике и Солитонные волны»

2

2

Тема 5.

Источники излучения в волоконной оптике.

Содержание учебного материала:

Характеристики источников: выходная мощность, спектральная ширина, срок службы, применение. Сравнительная характеристика источников.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме « применение оптического волокна в бытовой технике и принцип работы шторочного датчика»

2

2

Тема 6.

Приемники излучения.

Содержание учебного материала:

Основные принципы работы фотоприемников. Виды фотодиодов, характеристики, применение.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Технология изготовления пластиковых волокон и преимущества датчиков на ВО»

2

2

Тема 7.

Соединители и разветвители.

Содержание учебного материала:

Основные принципы Разъемные соединители  технологии закрепления волокна в соединителях: эпоксидная и бесклеева, достоинства и недостатки. Неразъемные ВО-соединители: сварные и механические, сравнительная характеристика. Разветвители: назначения, виды: мультиплексоры и коммутаторы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Применение пластиковых волокон и ВО-гироскопы»

2

2

Тема8.

Волоконно-оптическая линия связи.

Содержание учебного материала.

Основные принципы: Состав и виды ВОЛС. Методы расчета потерь.

2

2

Практические занятия. Методы анализа потерь ВОЛС

8

3

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Маркировка оптических кабелей и разрывные ВО-датчики»

2

2

Тема 9.

Волоконно-оптические датчики.

Содержание учебного материала.

Основные принципы: Принципы Функционирования и области применения Вод физических величин. Классификация ВОД: с модуляцией интенсивности, фазовые, поляризационные, особенности и области применения.                                                                                                                                                                

4

2

Самостоятельная  работа обучающихся. Выучить конспект по теме, подготовить доклад по теме «Волоконно-оптические мультиплексоры и Безразрывные  ВО-датчики »

2

2


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  программы учебной дисциплины требует наличия кабинета

Оборудование :

  • рабочие места по количеству обучающихся (стол, стул);
  • оборудованное рабочее место преподавателя
  • плакаты по разделам и темам программы;
  • демонстрационный стол;
  • карточки для  контроля знаний по темам программы;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • персональный компьютер, локальная сеть ;
  • проекционный (настенно-потолочный) экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Кремлёвский П.П.Расходомеры и счётчики количества веществ: Справочник/Под общ.ред.Е.А.Шорникова.-СПб:Политехника,2004.
  2. Панфилов В.А.Электрические измерения :Учебник для студ. сред. проф. образования. -М .:Изд.центр “Академия”,2006.
  3. Портнов Э Л  Оптические кабели связи и пассивные компоненты волоконно-оптических   линий связи: Учебное пособие для вузов-М.: Горячая линия-Телеком, 2007
  4. Родина О.В. Волокно- оптические линии связи. Практическое руководство – М.: Горячая линия- Телеком, 2009. – 400с.

Дополнительные источники:

  1. Волоконная оптика и приборостроение/М. М. Бутусов и др.; Под ред. М.Бутусова-Л.:Машиностроение.Ленингр. отд-е, 1987.
  2. Гроднев И.И., Верник С.М. Линии связи. – М.: Радио и связь, 1988.
  3. Гуржий А.Н.Электрические и радиотехнические измерения. Учебное пособие/-М. :Изд.центр”Академия”,2004.
  4. Ионов А.Д., Попов Б.В. Линии связи. – М.: Радио и связь, 1990. – С. 20-23.
  5. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах. Учебное пособие/Под общ. редакцией Б.А.Тихонова -М. :Горячая линия-Телеком,2007.
  6. Строительство и техническая эксплуатация волоконно-оптических линий связи./ Под ред. Б.В. Попова. – М.: Радио и связь, 1996.

Интернет ресурсы:  

      http://ru.science.wikia.com/wiki/Оптическое_волокно                                         

       

      http://www.ph4s.ru/book_ph_opt_volok.html

       http://physics.psuti.ru/fovo_lekzii.pdf

       http://www.osp.ru/lan/1998/07-08/133602/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, различных видов опроса, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения  задач.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

умения:

рассчитывать параметры и оценивать работоспособность волоконно-оптических линий,

 наблюдение и оценка на практических занятиях, решение ситуационных задач, контрольная работа

Знания:

структуры и назначения волоконно-оптических компонентов

основные типы и области использования приборов энергосбережения

Различные виды устного опроса, тестирование

Разработчик:  Харитонова  М.С., преподаватель спецдисциплин АПК имени П.И.Пландина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Интерактивный учебный курс по изучению темы «Оптика»

Цель работы: показать, что использование мультимедиа технологии на уроках физики при изучении темы «Оптика» в 11 классе позволяют повышать   интерес к  изучению предмета, расширяют возможнос...

Интерактивный учебный курс по изучению темы «Оптика»

Цель работы: показать, что использование мультимедиа технологии на уроках физики при изучении темы «Оптика» в 11 классе позволяют повышать   интерес к  изучению предмета, расширяют возможнос...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

Учебное пособие по разделу физики «Оптика» для выполнения проектов и творческих заданий

Учебное пособие рассматривает взаимосвязь физики и искусства в разделе "Оптика",а именно-взаимосвязь света и цвета на примере картин Русского музея....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Энергосбережение и энергоэффективность"

Данный курс предназначен дляучащихся 10-11 классов, изучающих физику на профильном уровне....