Воспитательная система КМКК «вчера, сегодня, завтра…»
статья на тему
Воспитательная система Кронштадтского морского кадетского корпуса многогранна, разнообразна, но в тоже время и сложна, как для преподавателей, воспитателей, так и для кадет. Потому что одни участники педагогического процесса в этой системе работают, а другие живут, учатся, развиваются. Поэтому важно найти новые пути организации воспитательного процесса в Корпусе для воспитания инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, личности умеющей выбирать профессиональный путь и готовой обучаться в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_kmkk.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ерохина Елена Юрьевна
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Тема: Воспитательная система КМКК «вчера, сегодня, завтра…»
Воспитательная система Кронштадтского морского кадетского корпуса многогранна, разнообразна, но в тоже время и сложна, как для преподавателей, воспитателей, так и для кадет. Потому что одни участники педагогического процесса в этой системе работают, а другие живут, учатся, развиваются. Поэтому важно найти новые пути организации воспитательного процесса в Корпусе для воспитания инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, личности умеющей выбирать профессиональный путь и готовой обучаться в течение всей жизни.
В современных условиях воспитательная система требует изменений, воспитательный процесс должен обновляется с учётом новых требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, где чётко обозначена позиция педагога, которая учитывает интерес обучающихся, признаёт за ним право на самостоятельность мнений и поступков, а также даёт установку на себя меняющегося человека и профессионала ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы. Педагог должен стремиться к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников.
Педагог в традиционной классификации - это человек, который является источником знаний, образцом для подражания, планирует и контролирует деятельность обучающегося. В новых условиях он должен быть организатором, участником воспитательного процесса, помощником и стимулятором. И в результате тем самым, помочь кадетам стать всесторонне образованными, развитыми и патриотически настроенными гражданами, готовыми к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а также помочь воспитанникам стать гражданами мирового сообщества, активно участвующим в его жизни, обладающими широким кругозором, хорошо знающими культуру своего народа и при этом готовыми воспринимать различные точки зрения, с уважением относиться к ценностям и традициям других национальных культур.
В Программе развития ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации» на 2012-2020 год существует направление «Воспитательная система-среда жизнетворчества», где чётко определены цели и задачи направленные на создание условий для присвоения личности системы ценностей (прежде всего, ценностей семьи, России, общенациональных ценностей), на основании которой формируется способность эффективно и ответственно действовать в целях достижения личного и общественного благополучия. Сложность воспитательного процесса в этом направлении обусловлена противоречивым характером формирования нравственного российского идеала. Цель данной подпрограммы - сохранение, поддержка и развитие таких традиционных источников нравственности, как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные русские религии, искусство и литература, природа, человечество. Для эффективной реализации подпрограммы выдвинуты основные задачи, некоторые из которых касаются непосредственно работы воспитателя - это повышение квалификации педагогов, с учетом планируемых изменений и инновационных потребностей образовательной системы Корпуса, формирования творческих компетенций всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности.
Таким образом, задача воспитателя Корпуса рассматривается, как попытка выстроить жизнь кадет таким образом, чтобы воспитательная среда помогала совершенствовать личность воспитанников. Общение, труд, игра, состязание и другие базовые виды человеческой деятельности были и остаются основными средствами воспитания, поэтому важно выделять в качестве основы любого воспитательного мероприятия конкретный вид этой деятельности. Поскольку реально существующий в Корпусе воспитательный процесс невозможно описать какой-либо одной моделью, многообразие воспитательной практики, заложенное в Программе развития КМКК, отражено в двенадцати базовых моделях-векторах воспитания:
1.Адаптивно-нормативное воспитание (целенаправленное воздействие на воспитанника, обеспечивающее адаптацию воспитанника к условиям внешнего мира и его преобразование в соответствии с внешне заданным идеалом);
2. Культурно-средовое воспитание (целенаправленное воздействие, формирующее систему жизненных смыслов и ценностей воспитанника);
3. Педагогика сотрудничества (сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на организацию, упорядочение и улучшение пространства жизнедеятельности);
4. Культуросообразное воспитание (ценностно-смысловое согласование взглядов на мир воспитателя и воспитанника, способствующее развитию пространства человеческой культуры);
5. Проблемно-развивающее воспитание (субъект-субъектного взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленного на выявление и решение жизненных проблем);
6. Воспитание в творческом диалоге (ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника, порождающий новые смыслы в каждом из участников диалога);
7. Личностно-ориентированное воспитание (создание условий для успешной адаптации воспитанника в окружающем пространстве);
8. Культуротворческое воспитание (актуализация усилий в процессе культурного самоопределения. Основная идея отражена в названии модели: воспитанник творит культуру — воспитатель поддерживает его в этом);
9. Рефлексивная педагогика (создание условий для осознанного принятия решения воспитанником в различных жизненных ситуациях);
10. Педагогика «Я» (создание условий для самосовершенствования воспитанников в различных жизненных ситуациях);
11. Педагогика деятельностного воспитания (целенаправленное управление развитием субъектных качеств воспитанника в процессе формирования его способностей выявлять и решать проблемы, мешающие достижению поставленных целей);
12. Педагогика индивидуальности (целенаправленное управление развитием творческих способностей воспитанника).
Для более эффективного взаимодействия и реализации целей и задач подпрограммы «Воспитательная система-среда жизнетворчества» воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию, быть заинтересованным в овладении современными методами воспитания активно осваивать методы и техники эффективного лидерства, познавать современное мироощущение воспитанников, изучать новое в педагогике и психологии, овладевать интенсивными способами получения и переработки информации. Сегодня уже отмечен позитивный эффект в осознании педагогами необходимости владения знаниями и умениями по ИКТ. Активизировалась работа по применению ИКТ, ресурсов Интернета в учебно-предметном обучении. Все это позволяет говорить о наметившихся продвижениях в культуре педагогической деятельности как целостном образовании, включающем ценностно-ориентирующий, теоретико-информационный и технико-технологический компоненты.
Состав и профессионализм педагогического коллектива Корпуса определяет возможность и способность эффективно применять в образовательной деятельности, проведении обучения и воспитания кадет те методики, которые в современных условиях являются наиболее эффективными, использовать возможности созданного информационного пространства и имеющихся технических средств обучения, в том числе интерактивных
В Корпусе, на сегодняшний день, помимо военно-спортивной подготовки, которая является и являлась основным воспитательным направлением, сложились традиционные творческие дела, в которых ребята выражают себя в художественной форме. Например, занятия в хореографическом ансамбле Кронштадтского кадетского корпуса, который существует в корпусе 3 года, но уже радует зрителей яркими, профессиональными выступлениями на концертах и мероприятиях разного уровня. С удовольствием ребята посещают вокальные ансамбли Корпуса, один из них «Морские мечтатели», ансамбль существует второй год, но уже добился существенных успехов на музыкальных конкурсах.
Ведётся работа по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга и пригородов. Через систему экскурсий, краеведческую работу ребята и педагоги изучают историю г. Кронштадта, г. Санкт-Петербурга и пригородов города.
Системный характер носит совместная деятельность педагога и обучающегося в подготовке статей в журнал «Кадет Кронштадта» и на сайт корпуса, ребята с большим удовольствием пишут работы в журнал, сообщения на сайт и подбирают фотографии для публикаций. Многие кадеты увлеклись фотографией, воспитатели сразу поддержали начинания ребят и теперь у нас есть свои фотографы, которые фиксируют все интересные события жизни Корпуса и отдельных рот.
В летней период времени, кадеты Кронштадтского морского кадетского корпуса проходят летнюю практику на базе детского оздоровительного лагеря «Радужный». Воспитательная работа в лагере направлена на выявление индивидуальных способностей ребёнка и дальнейшего их совершенствования.
Совместное участие воспитателей и кадет в различных мероприятиях способствует лучшему взаимодействию ребёнка и педагога. Ребята открываются с неожиданной стороны, проявляют ранее незаметные для педагогов способности, что позволяет в дальнейшем педагогическому составу учебных рот планировать свою работу с учётом личностных качеств и индивидуальных особенностей ребёнка.
В заключение своего сообщения хочется отметить, что только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к личностному росту педагога и воспитанников.
Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год;
2. Программа развития ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
на 2012-2020 год
3.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря
2010 г. №1897)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...
Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"
Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....
Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».
Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...
Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".
В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...
Екатеринбург: вчера сегодня, завтра
Презентация к классному часу...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (5-11 классы)
Из опыта работы в качестве классного руководителя...