Калейдоскоп игровых ситуаций на уроках физики
по теме
Практические развивающие задания на уроках и внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемные.развивающие задания | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Калейдоскоп игровых ситуаций
на уроках физики
Пример 1. (7 класс)
Фрагмент обобщающего урока по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Класс делится на группы по рядам.
Задание: изобразить модель строения газообразного, жидкого и твердого состояния вещества и обосновать их свойства.
Пример 2. (8класс)
Фрагмент изучения теплопроводности разных веществ. Учащиеся разбиты на три группы по рядам. Третий ряд – наблюдатели.
Два ряда выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Учитель дает задание последнему ученику в каждом ряду. Услышав хлопок учителя передать информацию об этом впереди стоящему. Когда информация доходит до первого ученика в последнем ряду, он поднимает руку вверх. Как правило, это не происходит одновременно. Третий ряд объясняет происходящее на основе темы занятия. Полученные выводы подтверждаются опытом.
Пример 3. (8 класс)
На обобщающем занятии по видам теплопередачи группам ребят предлагается по выбранным карточкам показать пантомимой один из видов теплопередачи, группа наблюдателей должна угадать изображаемый вид, назвать его особенности, привести примеры.
Пример 4. (9 класс)
На обобщающем занятии по законам динамики учащиеся должны представить рисунки, демонстрирующие основные законы, а также озвучить стихи или буриме, посвященные одному из законов (рисунки и др. прилагаются).
Пример 5. (8 класс)
При изучении проводимости полупроводников во время рассказа о движении электронов и дырок в электрическом поле ребятам предлагается изобразить это – в роли электронов – учащиеся одного варианта, в качестве дырок – стулья. Электроны и дырки движутся в противоположные стороны.
Пример 6. (7 класс). Урок-сочинение
При изучении темы «Сила трения» учащимся в качестве домашнего задания предлагается написать сочинение (рассказ, сказку, стихотворение и др.) на тему «Если бы не было трения» (сочинения прилагаются).
Пример 7. (7 класс)
Ученики еще не знакомы с понятием «плотность». Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить их массу и объем как можно точнее. У каждой группы свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы группы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки, поэтому таблица выглядит примерно так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Масса в граммах | 22 | 42 | 90 | 50 | 150 | 74 | 55 |
Объем в миллитрах | 15 | 30 | 150 | 35 | 100 | 53 | 25 |
Учитель: «Вот такая таблица результатов. Посмотрите на нее внимательно – какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?»
В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы – меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят… Наконец, возникает смутная догадка – масса, деленная на объем, дает число, примерно одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь можно ввести понятие «плотность». Теперь оно будет осознанно как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная кем-то умными дяденьками.
Пример 8. (7 класс)
Класс делится на группы. Каждая группа определяет плотность какого либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу. Психологический сверх-эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. Учитель использует это и не раз еще обращается к полученной таблице.
Пример 9.
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы – найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: «Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем». В результате работы заменяют его на такое: «Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности называют уровнем».
Пример 10. (8 класс). Задача: «Дырка в трубке»
Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится некруглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие получится неаккуратное – обгорелые края. Как быть?
Ответ: сделать трубку временно твердой, залив нее воду и заморозив. Затем трубку, заполненную льдом, можно спокойно просверлить – получится аккуратное круглое отверстие.
Пример 11. (7 класс). Задача: «Основания пирамид»
Основание древних египетских пирамид – строго горизонтальная поверхность. Как удалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности?
Ответ: Поверхность воды всегда горизонтальна. Египтяне заливают строительную площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из-под нее показывались вершинки – неровности, которые тут же срывали.
Пример 12. (7 класс). Задача: «Чем надуть корабль?»
Известен способ подъема затонувших кораблей путем закачивания воздуха вовнутрь трюма. Но он требует герметизации всех мелких щелей, что очень трудоемко выполнить под водой. Как использовать этот способ подъема, но обойтись без герметизации?
Ответ: нужно закачивать не газ, а быстро твердеющую пену или легкие шарики - что-то вроде шариков для тенниса или пенопласт. Конечно, понятие «шарики» условно – форма роли не играет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций на уроке
статья об использовании игровых ситуаций на уроках в младших классах...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Как использовать игровые ситуации в своей работе на уроках различных типов, в разных классах....
Использование игровых ситуаций на уроке английского языка»
Все мы знаем, что играть – интересно, весело, забавно. Однако некоторые считают, что развлечения – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. И это заб...
«Снятие психологического напряжения через игровые ситуации на уроке английского языка»
Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов:По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 б...
«Снятие психологического напряжения через игровые ситуации на уроке английского языка»
Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов:По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 б...
Выступление с методической темой "Игра и игровая ситуация на уроке английского языка"
Игра и игровая ситуация на уроке английского языка...
«Игры и игровые ситуации на уроках географии и их образовательная функция»
Применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету, способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащих...