3. Открытые уроки
материал по теме
Открытые уроки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Используемые ЦОРы:
№ ЦОРа | Пункты плана урока | Название ЦОРа | Объём | Адрес |
113584 | Понятие банка и банковской системы | Интерактивная схема «Банковская система РФ» | 1582Кб | |
113615 | Понятие банка и банковской системы Функции банков | Схема «Банки и их функции» | 95Кб | |
113505 | История возникновения банков | Текст «История возникновения банков России» | 14Кб | |
113544 | Основные операции банков | Презентация «Виды банковских операций» | 185Кб | |
113537 | Другие финансовые институты | Анимация «История развития страхования» | 1277Кб | |
113655 | Банковское законодательство | Схема «Банковское законодательство» | 99Кб |
Для работы с ЦОРами в виде интерактивных схем необходимо установить программу Flash Player:
http://school-collection.edu.ru/programs/view/
Тема: Финансы.
Цели:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с основными понятиями темы, рассмотреть принципы построения финансовой системы, классификацию финансов.
Развивающая:
- Развивать познавательный интерес к экономическим процессам, происходящих в государстве.
Воспитательная:
- Воспитывать стремление к реализации экономических способностей.
Задачи:
- Углубить , обобщить и систематизировать знания по финансовой системе.
- Формировать навыки и умение анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами, делать выводы.
- Развивать системное мышление.
- Воспитывать стремление к саморазвитию личности учащихся и компетентности в области финансовой деятельности.
Оборудование: схемы, пакет документов, учебник, рабочие тетради, экран, компьютер, проектор.
Тип урока - комбинированный с использованием ИКТ и технология развивающего обучения.
Ход урока
1.Организационный момент:
- проверка учащихся на уроке;
- наличие у учащихся ручек и тетрадей
2. Изучение нового материала.
Преподаватель:
вопрос к учащимся- Какую роль деньги играют в жизни общества, в жизни экономики страны?
Ответ учащегося- Деньги в жизни людей играют важную роль. С помощью их удовлетворяются потребности людей. Они для общества и счастье, и несчастье. Деньги бывают разные: наличные и безналичные, монеты, бумажные, богатство, товар, недвижимость, антиквариат. Всё это составляет финансы.
Вопрос преподавателя: Попробуем назвать тему и цель урока, и определить план урока.
Ответ учащегося - Тема урока: "Финансы в жизни общества". (тема высвечивается на экране, слайд-1).
Цель: определим место финансов в жизни общества. (высвечивается на экране слайд-1).
Преподаватель: Финансы это реалии современной экономики, которые окружают нас по всюду, являясь частью нашей жизни. И по этому совершенно очевидно актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.
Для нас в будущем зарабатывание финансов будет основной частью жизни. Многие сегодня стали предпринимателями, зарабатывают большие деньги, и распоряжаются своими финансами.
Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, что бы понять тему финансов?
Что необходимо знать?
Учащиеся: предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока. (план высвечивается на доске слайд-2).
План урока:
1. Значение финансов в экономике.
2. Понятие банка и банковской системы.
3. Функции банков.
4. История возникновения банков.
5.Основные операции банков.
6. Другие финансовые институты.
7. Банковское законодательство.
При изучении данной темы возможно использование нескольких ЦОРов, представленных в единой коллекции цифровых ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Данные ЦОРы позволяют сформировать у учащихся более полное представление об изучаемой теме.
Педагогически целесообразный вариант урока – комбинированный. Он может включать работу с учебником, самостоятельную работу учащихся с опорой на учебный текст и различные способы более полного осмысления содержания раздела и получения опыта применения знаний на практике.
2.1. Значение финансов в экономике. (Сообщение преподавателем информации, раскрывающей роль и значение финансов в экономической системе).
2.2. Понятие банка и банковской системы. (ЦОР № 113615, ЦОР № 113584)
Данные ЦОРы используются при самостоятельном знакомстве учащихся с материалом учебника. Они позволяют и помогают ученикам выделить самое существенное в тексте и наглядно представить структуру изучаемых вопросов.
ЦОР № 113615 предлагается учащимся для рассмотрения и ответа на следующие вопросы:
-Что такое банк?
- Какие виды банков существуют?
2.3. Функции банка.
Опираясь на схему ЦОР № 113615, ребятам предлагается назвать функции банка и, обращаясь к учебнику, раскрыть каждую из этих функций.
Наиболее успешным учащимся дается опережающее задание: охарактеризовать банковскую систему РФ, используя при этом в качестве наглядного материала ЦОР № 113584.
2. 4. История возникновения банков.
Организуется самостоятельная работа учащихся с текстом (ЦОР № 113505) с целью выполнения следующего задания:
знакомясь с предлагаемой информацией проследить этапы формирования банков в России и составить хронологическую таблицу.
Этап развития банковского дела | Краткая характеристика этапа |
|
|
|
|
2.5. Основные операции банков.
Класс делится на две группы, которые, опираясь на схему (ЦОР № 113544) и на материал учебника готовят ответы на следующие вопросы:
- Какие операции осуществляет Центральный банк?
- Какие операции осуществляют коммерческие банки?
С целью расширения у учащихся представления о банковских операциях сильным ученикам дается опережающее задание: по вопросу «Виды банковских операций» подготовить сообщение, используя схему (ЦОР №113544).
2.6. При рассмотрении вопроса «Другие финансовые институты» ученикам предлагается, опираясь на схему
(ЦОР № 113537), выделить особенности страховых компаний, отличающих их от других финансовых институтов (пенсионного фонда, Инвестиционных компаний, фондовых бирж).
2.7. Банковское законодательство.
В процессе заключительной беседы учащимся предлагаются следующие вопросы:
-Какие документы, регулирующие банковское дело вы можете назвать?
-Какие положения по данному вопросу могут отражаться в Гражданском Кодексе РФ?
-Что регулирует Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» 2001г.?
Для проверки правильности своих ответов учащимся предлагается схема «Банковское законодательство» (ЦОР № 113655).
3.Для закрепления изученного материала учащимся предлагается, опираясь на полученную информацию, составить свой ЦОР в виде словаря, содержащего основные термины по данной теме.
4. Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме "Финансовая деятельность".
Предварительный просмотр:
Тема: Роль экономики в жизни общества.
Цели:
Образовательная:
- Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитие цивилизованной рыночной экономики.
Развивающая:
-Продолжить развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, способность использовать проектно-исследовательскую деятельность в сфере экономики для решения практических задач.
Воспитательная:
- Формировать отношение к проблемам экономики.
Задачи:
- Развивать умение анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами.
- Развивать системное мышление.
Оборудование: схемы, пакет документов, учебник, рабочие тетради, экран, компьютер, проектор.
Тип урока - урок усвоения новых знаний с использованием проектно-исследовательской технологии.
Ход урока
1. Организационный момент:
- проверка учащихся на уроке;
- наличие учащихся, ручек и тетрадей.
2. Изучение нового материала:
В "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина главный герой, старик, мог получить любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, какие желания она выполняла? Сначала корыто, затем изба, потом красивый терем и прочее. Красивая сказка..... Кому же из нас не хочется получить всё, что не пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая рыбка.....
Какую роль играет экономика в жизни общества? Экономика и жизнь людей в обществе мы видим очень связаны. Надо экономикой восхищаться или ругать ? Определим это на уроке.
Вопрос преподавателя: Попробуем назвать тему урока и цель?
Ответ учащегося: Тема урока: "Роль экономики в жизни общества" (тема высвечивается на экране, слайд 1)
Цель: определим место экономики в жизни общества. (высвечивается на экране, слайд 1)
Преподаватель:
План урока: (высвечивается на экране, слайд 2)
1. Экономика как подсистема общества.
2. Экономика и уровень жизни.
3. Экономика и социальная структура общества.
4. Экономика и политика.
5. Экономика и культура.
Преподаватель даёт общее представление об экономике как подсистеме общества (лекция прилагается).
Преподаватель предлагает учащимся разбиться по группам образуя четыре группы. Разбившись на группы обсудите и назовите основные направления экономической сферы жизни современного общества на рубеже двух веков. Оцените в целом эти перемены.
Ответ учащихся: Основные направления развития экономической сферы:
- компьютеризация, информатизация, новые технологии, появление экономики знаний;
- человеческий интеллект превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства;
- развитие творческих индивидуальных качеств и способностей человека- основного участника производства.
Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь, разбившись на четыре творческие группы проведите исследовательскую работу по анализу и роли и место экономики в жизни общества. Результаты работы оформите в мини- проекты. Задание по группам высвечивается на экране (слайд 3).
Первая группа оформляет проект, исследуя вопрос "Экономика и уровень жизни". Используется материал пункта 2 параграф 3 и дополнительный материал.
Вторая группа - "Экономика и социальная структура общества". Используется материал пункт 3 параграф 3.
Третья группа - "Экономика и политика". Используется материал пункт 4 параграф 3.
Четвёртая группа - "Экономика и культура". Используется материал пункта 5 параграф 3.
По окончанию каждая группа представляет результаты работы : мини - проект, и презентацию проекта.
Предварительный просмотр:
Тема: Предпринимательство и творчество
Цели:
Образовательная:
- Продолжить закрепление знаний о факторах производства, что же является движущей силой экономики.
Развивающая:
-Продолжить развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, способность использования МФО в сфере предпринимательства, для решения практических задач.
Воспитательная:
-Продолжить воспитание самостоятельной активности творческого человека-" Предпринимателя новой формации".
Задачи:
1. Показать учащимся возможности развития творческих способностей человека используя технологию "Теория решения изобретательских задач (Метод фокальных объектов) и использовать этот метод на конкретных примерах .
2. Развивать у учащихся мыслительную деятельность в том, что изобретательство не является уделом одарённых людей, а обыкновенная технология ,которой сегодня пользуются предприниматели в своём бизнесе.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал.
Тип урока- урок усвоения новых знаний с использованием технологии ТРИЗ
Ход урока
1 . Организационный момент:
-проверка учащихся на уроке;
- наличие у учащихся ручек и тетрадей.
2. Изучение нового материала:
Вопрос преподавателя: В какой системе мы сегодня живём? Охарактеризуйте систему?
Ответ учащегося: Мы живём в рыночной системе с 1991 года. Особенности этой системы в том, что земля и капитал находятся в руках частных собственников, а распределение благ распределяется через рынки. В этот период появился "Новый класс"- сословие предприниматели и конкуренция.
Преподаватель: Кто такой предприниматель и какими способностями он владеет?
Ответ учащегося :
1- Это люди, готовые принять на себя риск потери своих сбережений, или взять в кредит средства
2- Какие товары можно предложить покупателям, как расширить ассортимент.
3- Это человек, который обладает творческими способностями создать новый товар- продукцию , расширить ассортимент, как продвигать свой товар на рынке и по какой цене.
Преподаватель: Какие мы знаем факторы производства?
Ответ учащегося: Труд, земля, капитал.
Преподаватель: Как вы думаете- предпринимательство можно отнести к факторам производства?
Ответ учащегося: Да, можно. Предпринимательство можно отнести к фактору производства- труд. Его можно назвать "четвёртым фактором"- движущей силой экономики.
Преподаватель: Почему движущей силой экономики и какое значение играют творческие способности предпринимателя в экономической жизни страны?
Ответ учащегося: Основное производство в экономике составляют фирмы предпринимателей. И как они работают - успех страны. Если предприниматель не будет творческим человеком, изобретателем и обладать творческими способностями, фирма не будет приносить прибыль, будет убыточной. От того , как работают фирмы зависит экономика страны.
Преподаватель: Попробуем назвать тему урока и цель?
Ответ учащегося: Предпринимательство и творчество.
Преподаватель: Как вы думаете- каждый человек обладает творческими способностями?
Ответ учащегося: Да, сейчас доказано, люди все обладают творческими способностями. И если они не применяют эти способности в жизни, то это от того, что стандартно думают.
Преподаватель: Сформулируйте цель урока? Какие вопросы мы будем рассматривать?
Ответ учащегося: Нам сегодня предстоит понять, что творчество и изобретательство не являются уделом одарённых людей- а обыкновенная технология, которой пользуются предприниматели в своём бизнесе
Преподаватель:
План урока:
1- Труд людей и "Его величество случай" ,открытия и предпринимательство.
2- История человечества -история изобретений. Открытие МФО.
3- Применение МФО в предпринимательстве для расширения ассортимента продукции фирмы.
Раньше считалось изобретательство удел одарённых людей, но сейчас разработаны технологии, которыми пользуются в бизнесе. Многие из них мы знаем: Это "Мозговой штурм" , "Метод пробы ошибок" . Сегодня мы познакомимся и применим на практике МФО. Сейчас познакомимся с историей появления МФО; ( следует интересный, увлекающий рассказ подготовленный учащимся о легендах и достоверных событиях, когда "Его величество случай" приводил к открытиям, изобретениям обогатившим человечество- Приложение -1)
Далее следует видео-лекция преподавателя о МФО более подробно с использованием иллюстраций , видео-рассказ.
После просмотра фильма преподаватель предлагает закрепить метод на конкретном примере, выбрав объект и цель усовершенствования.
Этапы МФО | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающегося | Результаты |
Шаг 1. Выбор объекта и цели усовершенствования Шаг-2 Выбор 3 -4 объектов (произвольных) Шаг 3 Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов | Преподаватель предлагает выбрать объект и цели усовершенствования Предлагает выбрать 3-4 произвольных(наугад из словаря, технического журнала, книги) объекта (не обязательно технических). Предлагает каждой группе взять по одному объекту и составить список таблицу характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват-(включаются не только основные, но и малозначительные признаки) тем лучше. | Учащиеся выбирают объект и ставят цели Выбирают 3-4 произвольных объекта Выбирают признаки по группам выбранных объектов. 1 группа- объект лист 2 группа- объект катер 3 группа- объект клетка 4 группа- объект сетка И заполняют таблицу 1 | Объект- часы; Цель- расширение ассортимента продукции фирмы для увеличения спроса Лист, катер, клетка, сетка. 1 группа-объект лист. Признаки: широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний. 2 группа- объект катер Признаки: скороходный, самоходный, управляемый, нетонущий,сигнальный, морской, спасательный. 3 группа- объект клетка Признаки: самоорганизующаяся, самонастраивающияся, не энергоёмкая, живая, закодированная, растущаяся, матричная, для зверей, с циклами жизнидеятельности. 4 группа: объект сетка Признаки: плетёная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглащающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная. |
Этапы МФО | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающегося | Результаты |
Шаг 4 Генерирование идей путём присоединения фокальных признаков случайных объектов. Шаг 5 Развитие полученных сочетаний путём свободных ассоциаций Шаг 6 Оценка полученных идей и отбор полезных решений Шаг 7 Презентация полученного товара Шаг 8 Рефлексия | Преподаватель предлагает всем группам проделать генерирование идей путём присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Преподаватель предлагает проделать работу- развитие полученных сочетаний путём свободных ассоциаций Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Преподаватель предлагает серьёзно и профессионально выбрать хорошие варианты решений, имеющие свои достоинства в разных условиях применения каждой группе и обосновать своё решение выбора. Преподаватель оценивает ответ с другими группами ( анализ). Выставляет оценку. Преподаватель предлагает ответить на вопросы: -Как вы думаете, где ещё вы сможете применять данный метод? - Встречали ли вы данный метод в других предметах изучения? Преподаватель раздаёт листы обратной связи | Учащиеся генерируют идеи путём присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов: (присоединение одного объекта, присоединение двух объектов, присоединение трёх объектов, и заполняют таблицу 2 Учащиеся рассматривают ассоциации: часы цветные, не тонущие, складные, самонастраивающиеся..... Учащиеся выбирают решение , которое подходит для их фирмы, учитывая имеющийся ассортимент продукции, рынок сбыта, экономические ресурсы, и возможности фирмы. Защищают свою идею. Учащиеся отвечают на вопросы заполняя лист обратной связи. | Смотреть приложение 2 Могут применяться в морских условиях с цветным блестящим циферблатом, само--настраиваются на волну спутниковой связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны. 1 группа Часы не тонущие, могут применятся в морских условиях с цветным блестящим циферблатом. Компактны. 2 группа Часы складные, цветные, могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны. 3 группа Часы самонастраивающиеся, не тонущие, с блестящим циферблатом, само--настраиваются на волну спутниковой связи. Компактны и удобны. Выбрана лучшая идея. Заполненный лист обратной связи. Листы обратной связи учащиеся возвращают преподавателю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...