3. Открытые уроки
материал по теме

Довгаль Зинаида Степановна

Предварительный просмотр:

Используемые ЦОРы:

№ ЦОРа

Пункты плана урока

Название ЦОРа

Объём

Адрес

113584

Понятие банка и банковской системы

Интерактивная схема «Банковская система РФ»

1582Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2445c6b8-7d04-4dc7-af2a-85c9053dae91/?from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid[]=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id[]=60077

113615

Понятие банка и банковской системы

 Функции банков

Схема «Банки и их функции»

95Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/aa36de2c-526c-48b5-be97-23de8d73e630/?from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid[]=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id[]=60077

113505

История возникновения банков

Текст «История возникновения банков России»

14Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1dc0fd5b-79de-4545-b914-981fb4cf0518/?from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid[]=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id[]=60077

113544

Основные операции банков

Презентация «Виды банковских операций»

185Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9ef38908-8068-47d1-9bd7-5763661ba421/?from=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&interface=pupil&class=54&subject=21&rub_guid[]=22c2359f-cc09-4251-a8fd-2e8739e6143f&rubric_id[]=60077

113537

Другие финансовые институты

Анимация «История развития страхования»

1277Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8c50086a-d426-4506-99d5-db068c3e577a/?interface=pupil&class=54&subject=21

113655

Банковское законодательство

Схема «Банковское законодательство»

99Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e058fe80-3c8c-4ac9-9c10-1d6b45a028fa/?interface=pupil&class=54&subject=21

Для работы с ЦОРами в виде интерактивных схем необходимо установить программу Flash Player: 
http://school-collection.edu.ru/programs/view/ 

Тема: Финансы.

Цели:

Образовательная:

      - Познакомить учащихся с основными понятиями темы, рассмотреть принципы построения финансовой системы, классификацию финансов.

Развивающая:

       

       - Развивать познавательный интерес к экономическим процессам, происходящих в государстве.

Воспитательная:

     

      - Воспитывать стремление к реализации экономических способностей.

Задачи:

       - Углубить , обобщить и систематизировать знания по финансовой системе.

       - Формировать навыки и умение анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами, делать выводы.

        - Развивать системное мышление.

       

        - Воспитывать стремление к саморазвитию личности учащихся и компетентности в области финансовой деятельности.

Оборудование: схемы, пакет документов, учебник, рабочие тетради, экран, компьютер, проектор.

Тип урока - комбинированный с использованием ИКТ и технология развивающего обучения.

Ход урока

1.Организационный момент:

- проверка учащихся на уроке;

- наличие у учащихся ручек и тетрадей

2. Изучение нового материала.

Преподаватель:

вопрос к учащимся- Какую роль деньги играют в жизни общества, в жизни экономики страны?

Ответ учащегося- Деньги в жизни людей играют важную роль. С помощью их удовлетворяются потребности людей. Они для общества и счастье, и несчастье. Деньги бывают разные: наличные и безналичные, монеты, бумажные, богатство, товар, недвижимость, антиквариат. Всё это составляет финансы.

Вопрос преподавателя: Попробуем назвать тему и цель урока, и определить план урока.

Ответ учащегося - Тема урока: "Финансы в жизни общества". (тема высвечивается на экране, слайд-1).

Цель: определим место финансов в жизни общества. (высвечивается на экране слайд-1).

Преподаватель: Финансы это реалии современной экономики, которые окружают нас по всюду, являясь частью нашей жизни. И по этому совершенно очевидно актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.

Для нас в будущем зарабатывание финансов будет основной частью жизни. Многие сегодня стали предпринимателями, зарабатывают большие деньги, и распоряжаются своими финансами.

Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, что бы понять тему финансов?

Что необходимо знать?

Учащиеся: предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока. (план высвечивается на доске слайд-2).

План урока:

1. Значение финансов в экономике. 
2. Понятие банка и банковской системы. 
3. Функции банков. 
4. История возникновения банков. 
5.Основные операции банков. 
6. Другие финансовые институты. 
7. Банковское законодательство.

При изучении данной темы возможно использование нескольких ЦОРов, представленных в единой коллекции цифровых ресурсов: http://school-collection.edu.ru 
Данные ЦОРы позволяют сформировать у учащихся более полное представление об изучаемой теме. 
Педагогически целесообразный вариант урока – комбинированный. Он может включать работу с учебником, самостоятельную работу учащихся с опорой на учебный текст и различные способы более полного осмысления содержания раздела и получения опыта применения знаний на практике.

2.1. Значение финансов в экономике. (Сообщение преподавателем информации, раскрывающей роль и значение финансов в экономической системе).

2.2. Понятие банка и банковской системы. (ЦОР № 113615, ЦОР № 113584)

Данные ЦОРы используются при самостоятельном знакомстве учащихся с материалом учебника. Они позволяют и помогают ученикам выделить самое существенное в тексте и наглядно представить структуру изучаемых вопросов. 
ЦОР № 113615 предлагается учащимся для рассмотрения и ответа на следующие вопросы: 
-Что такое банк? 
- Какие виды банков существуют?

2.3. Функции банка.

Опираясь на схему ЦОР № 113615, ребятам предлагается назвать функции банка и, обращаясь к учебнику, раскрыть каждую из этих функций. 
Наиболее успешным учащимся дается опережающее задание: охарактеризовать банковскую систему РФ, используя при этом в качестве наглядного материала ЦОР № 113584.

2. 4. История возникновения банков.

Организуется самостоятельная работа учащихся с текстом (ЦОР № 113505) с целью выполнения следующего задания: 
знакомясь с предлагаемой информацией проследить этапы формирования банков в России и составить хронологическую таблицу.

Этап развития банковского дела

Краткая характеристика этапа

 

 

 

 

2.5. Основные операции банков. 
Класс делится на две группы, которые, опираясь на схему (ЦОР № 113544) и на материал учебника готовят ответы на следующие вопросы:

  1. Какие операции осуществляет Центральный банк?
  2. Какие операции осуществляют коммерческие банки?

С целью расширения у учащихся представления о банковских операциях сильным ученикам дается опережающее задание: по вопросу «Виды банковских операций» подготовить сообщение, используя схему (ЦОР №113544).

2.6. При рассмотрении вопроса «Другие финансовые институты» ученикам предлагается, опираясь на схему 
(ЦОР № 113537), выделить особенности страховых компаний, отличающих их от других финансовых институтов (пенсионного фонда,  Инвестиционных компаний, фондовых бирж).

2.7. Банковское законодательство. 
В процессе заключительной беседы учащимся предлагаются следующие вопросы: 
-Какие документы, регулирующие банковское дело вы можете назвать? 
-Какие положения по данному вопросу могут отражаться в Гражданском Кодексе РФ? 
-Что регулирует Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» 2001г.? 
Для проверки правильности своих ответов учащимся предлагается схема «Банковское законодательство» (ЦОР № 113655).

3.Для закрепления изученного материала учащимся предлагается, опираясь на полученную информацию, составить свой ЦОР в виде словаря, содержащего основные термины по данной теме. 

4. Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме "Финансовая деятельность".



Предварительный просмотр:

Тема: Роль экономики в жизни общества.

Цели:

Образовательная:

- Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитие цивилизованной рыночной экономики.

Развивающая:

-Продолжить развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, способность использовать проектно-исследовательскую деятельность в сфере экономики для решения практических задач.

Воспитательная:

- Формировать отношение к проблемам экономики.

Задачи:

- Развивать умение анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами.

- Развивать системное мышление.

Оборудование: схемы, пакет документов, учебник, рабочие тетради, экран, компьютер, проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний с использованием проектно-исследовательской  технологии.

Ход урока

1. Организационный момент:

- проверка учащихся на уроке;

- наличие учащихся, ручек и тетрадей.

2. Изучение нового материала:

В "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина главный герой, старик, мог получить любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, какие желания она выполняла? Сначала корыто, затем изба, потом красивый терем и прочее. Красивая сказка.....  Кому же из нас не хочется получить всё, что не пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая рыбка.....

Какую роль играет экономика в жизни общества? Экономика и жизнь людей в обществе мы видим очень связаны. Надо экономикой восхищаться или ругать ? Определим это на уроке.

Вопрос преподавателя: Попробуем назвать тему урока и цель?

Ответ учащегося: Тема урока: "Роль экономики в жизни общества" (тема высвечивается на экране, слайд 1)

Цель: определим место экономики в жизни общества. (высвечивается на экране, слайд 1)

Преподаватель:

План урока: (высвечивается на экране, слайд 2)

1. Экономика как подсистема общества.

2. Экономика и уровень жизни.

3. Экономика и социальная структура общества.

4. Экономика и политика.

5. Экономика и культура.

Преподаватель даёт общее представление об экономике  как подсистеме общества (лекция прилагается).

Преподаватель предлагает учащимся разбиться по группам образуя четыре группы. Разбившись на группы обсудите и назовите основные направления экономической сферы жизни современного общества на рубеже двух веков. Оцените в целом эти перемены.

Ответ учащихся: Основные направления развития экономической сферы:

- компьютеризация, информатизация, новые технологии, появление экономики знаний;

- человеческий интеллект превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства;

- развитие творческих индивидуальных качеств и способностей человека- основного участника производства.

Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь, разбившись на четыре творческие группы проведите исследовательскую  работу по анализу и роли и место экономики в жизни общества. Результаты работы оформите в мини- проекты. Задание по группам высвечивается на экране (слайд 3).

Первая группа оформляет проект, исследуя вопрос "Экономика и уровень жизни". Используется материал пункта 2 параграф 3 и дополнительный материал.

Вторая группа - "Экономика и социальная структура общества". Используется материал пункт 3 параграф 3.

Третья группа - "Экономика и политика". Используется материал пункт 4 параграф 3.

Четвёртая группа - "Экономика и культура". Используется материал пункта 5 параграф 3.

По окончанию каждая группа представляет результаты работы : мини - проект, и презентацию проекта.



Предварительный просмотр:

Тема: Предпринимательство и творчество

Цели:

Образовательная:

- Продолжить закрепление знаний о факторах производства, что же является движущей силой экономики.

Развивающая:

-Продолжить  развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, способность использования МФО в сфере предпринимательства, для решения практических задач.

Воспитательная:

-Продолжить  воспитание самостоятельной активности творческого человека-" Предпринимателя новой формации".

Задачи:

1. Показать учащимся возможности развития творческих способностей человека используя технологию "Теория решения изобретательских задач (Метод фокальных объектов) и использовать этот метод на конкретных примерах .

2. Развивать у учащихся мыслительную деятельность в том, что изобретательство не является уделом одарённых людей, а обыкновенная технология ,которой сегодня пользуются предприниматели в своём бизнесе.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал.

Тип урока- урок усвоения новых знаний с использованием технологии ТРИЗ

Ход урока

1 . Организационный момент:

-проверка учащихся на уроке;

- наличие у учащихся ручек и тетрадей.

2. Изучение нового материала:  

Вопрос преподавателя: В какой системе мы сегодня живём? Охарактеризуйте систему?

Ответ учащегося:   Мы живём в рыночной системе с 1991 года. Особенности этой системы в том, что земля и капитал находятся в руках частных собственников, а распределение благ распределяется через рынки. В этот период появился "Новый класс"- сословие предприниматели  и конкуренция.

Преподаватель:  Кто такой предприниматель и какими способностями он владеет?

Ответ учащегося :

1- Это люди, готовые принять на себя риск потери своих сбережений, или взять в кредит средства

2- Какие товары можно предложить покупателям, как расширить ассортимент.

3- Это человек, который обладает  творческими способностями создать новый товар- продукцию , расширить ассортимент, как продвигать свой товар на рынке и по какой цене.

Преподаватель: Какие мы знаем факторы производства?

Ответ учащегося: Труд, земля, капитал.

Преподаватель: Как вы думаете- предпринимательство можно отнести к факторам производства?

Ответ учащегося: Да, можно. Предпринимательство можно отнести к фактору производства- труд. Его можно назвать "четвёртым фактором"- движущей силой экономики.

Преподаватель: Почему движущей силой экономики и какое значение играют творческие способности предпринимателя в экономической жизни страны?

Ответ учащегося: Основное производство в экономике составляют фирмы предпринимателей. И как они работают - успех страны. Если предприниматель не будет творческим человеком, изобретателем и обладать творческими способностями, фирма не будет приносить прибыль, будет убыточной. От того , как работают фирмы зависит экономика страны.

Преподаватель: Попробуем назвать тему урока и цель?

Ответ учащегося: Предпринимательство и творчество.

Преподаватель: Как вы думаете- каждый человек обладает творческими способностями?

Ответ учащегося: Да, сейчас доказано, люди все обладают творческими способностями. И если они не применяют эти способности в жизни, то это от того, что стандартно думают.

Преподаватель: Сформулируйте цель урока? Какие вопросы мы будем рассматривать?

Ответ учащегося: Нам сегодня предстоит понять, что творчество и изобретательство не являются уделом одарённых людей- а обыкновенная технология, которой пользуются предприниматели в своём бизнесе

Преподаватель:

План урока:

1- Труд людей и "Его величество случай" ,открытия и предпринимательство.

2- История человечества -история  изобретений. Открытие МФО.

3- Применение МФО в предпринимательстве для расширения ассортимента продукции фирмы.

Раньше считалось изобретательство удел одарённых людей, но сейчас разработаны технологии, которыми пользуются в бизнесе. Многие из них мы знаем: Это "Мозговой штурм" , "Метод пробы ошибок" . Сегодня мы познакомимся и применим на практике МФО.                                                      Сейчас познакомимся с историей появления МФО; ( следует интересный, увлекающий рассказ подготовленный учащимся о легендах и достоверных событиях, когда "Его величество случай" приводил к открытиям, изобретениям обогатившим человечество- Приложение -1)

Далее следует видео-лекция преподавателя о МФО более подробно с использованием иллюстраций , видео-рассказ.

После просмотра фильма преподаватель предлагает закрепить  метод на конкретном примере, выбрав объект и цель усовершенствования.

 

Этапы МФО

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающегося

Результаты

Шаг 1.

Выбор объекта и цели усовершенствования

Шаг-2

Выбор 3 -4 объектов (произвольных)

Шаг 3

Составление списков-таблиц характерных признаков этих случайных объектов

Преподаватель предлагает выбрать объект и цели усовершенствования

Предлагает выбрать 3-4 произвольных(наугад из словаря, технического журнала, книги) объекта (не обязательно технических).

Предлагает каждой группе взять по одному объекту и составить список таблицу характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват-(включаются не только основные, но и малозначительные признаки) тем лучше.

Учащиеся выбирают объект и ставят цели

Выбирают 3-4 произвольных объекта

Выбирают признаки по группам выбранных объектов.

1 группа- объект лист

2 группа- объект катер

3 группа- объект клетка

4 группа- объект сетка

И заполняют таблицу 1

Объект- часы;

Цель- расширение ассортимента продукции фирмы для увеличения спроса

Лист, катер, клетка, сетка.

1 группа-объект лист.

Признаки: широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний.

2 группа- объект катер

Признаки: скороходный, самоходный, управляемый, нетонущий,сигнальный, морской, спасательный.

3 группа- объект клетка

Признаки: самоорганизующаяся, самонастраивающияся, не энергоёмкая, живая, закодированная, растущаяся, матричная, для зверей, с циклами жизнидеятельности.

4 группа: объект сетка

Признаки: плетёная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглащающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная.

Этапы МФО

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающегося

Результаты

Шаг 4

Генерирование идей путём присоединения фокальных признаков случайных объектов.

Шаг 5

Развитие полученных сочетаний путём свободных ассоциаций

Шаг 6

Оценка полученных идей и отбор полезных решений

Шаг 7

Презентация полученного товара

Шаг 8

Рефлексия

Преподаватель предлагает всем группам проделать генерирование идей путём присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

Преподаватель предлагает проделать работу- развитие полученных сочетаний путём свободных ассоциаций

Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Преподаватель предлагает серьёзно и профессионально выбрать хорошие варианты решений, имеющие свои достоинства в разных условиях применения каждой группе и обосновать своё решение выбора.

Преподаватель оценивает ответ с другими группами

( анализ). Выставляет оценку.

Преподаватель предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, где ещё вы сможете применять данный метод?

- Встречали ли вы данный метод в других предметах изучения?

Преподаватель раздаёт листы обратной связи

Учащиеся генерируют идеи путём присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов: (присоединение одного объекта, присоединение двух объектов, присоединение трёх объектов, и заполняют таблицу 2

Учащиеся рассматривают ассоциации: часы цветные, не тонущие, складные, самонастраивающиеся.....

Учащиеся выбирают решение , которое подходит для их фирмы, учитывая имеющийся  ассортимент продукции, рынок сбыта, экономические ресурсы, и возможности фирмы.

Защищают свою идею.

Учащиеся отвечают на вопросы заполняя лист обратной связи.

Смотреть приложение 2

Могут применяться в морских условиях с цветным блестящим циферблатом, само--настраиваются на волну спутниковой связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

1 группа

Часы не тонущие, могут применятся в морских условиях с цветным блестящим циферблатом. Компактны.

2 группа

Часы складные, цветные, могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны.

3 группа

Часы самонастраивающиеся, не тонущие, с блестящим циферблатом, само--настраиваются на волну спутниковой связи. Компактны и удобны.

Выбрана лучшая идея.

Заполненный лист обратной связи.

Листы обратной связи учащиеся возвращают преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...