Система и опыт работы школы по обучению детей с ОВЗ
по теме

Олейник Марина Вячеславовна

В работе описывается система и опыт работы школы г.Мамоново по обучению и работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система и опыт работы по обучению детей с ОВЗ

 в МБОУ СОШ г.Мамоново,  Калиниградской обл.

 В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования нашей страны. Это активно внедряется во многих  школах в том числе и в нашей.

 Средняя школа нашего города Мамоново была основана в 1946 году. Является одной из старейших в области, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние  15 лет школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с особыми возможностями здоровья с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети со слабо выраженной формой ДЦП, а также задержками интеллектуального развития. Мы тесно сотрудничаем  с Центром диагностики и консультирования детей и подростков г.Калининграда под руководством Стаховской В. П. Всегда получаем от них консультативную и методическую помощь. В тесном сотрудничестве с ними на базе нашей школы ежегодно работает комиссия ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы мы консультируем ежегодно до 30 человек для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка.

 ЦЕЛЯМИ  РАБОТЫ  ШКОЛЫ(по данному коррекциооно-развивающему направлению)ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ

       1. Все  дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в нашей школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.

  1. Учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на его получение, чтобы получить достойное образование.
  2. Школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям  социализироваться

 На сегодняшний день в школе обучается 785 учащийся. С которыми работают 64 квалифицированных педагога, социально-психологическая служба, которая включает в себя: психологов, логопеда, социального педагога, учителей-дефектологов, куратора всего коррекционно-образовательного процесса.

 Из всех учащихся нашей школы 19 процентов составляют ученики с особенными возможностями здоровья. Это значительная цифра - 149 человек Из них 27 человек обучаются по коррекционной программе VIII вида , 127 человек обучается по программе VII вида, 8 человек являются инвалидами по разным медицинским показателям.

 Все учащиеся имеют равные права для получения образования. А наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Что мы и стараемся делать. Хоть наша школа имеет два здания начальной и основной школы, но все  кабинеты хорошо оборудованы.  Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться всем детям в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия. Дети посещают секции, клубы, кружки которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных  мероприятий.

В нашем городе работает система единого образовательного пространства, и мы тесно сотрудничаем с Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой. Проводим совместные мероприятия, праздники. И дети с ОВЗ являются такими же равноправными участниками и получают дополнительное образование вместе со всеми.

Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. Учителя регулярно повышают свой уровень профессионализма на курсах, семинарах, мастер-классах не только на базе своей школы но и  благодаря центру развития, в школах г.Калиниграда и области.  Надо сказать, что дети с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и педагогов в первую очередь, поэтому вся система работы хорошо отработана и приносит свои положительные результаты.

Обучение детей с ОВЗ в нашей школе происходит в  разных формах. Это коррекционно-развивающие классы, интегрированные, индивидуальное-надомное обучение.

Коррекционные классы.

  • наполняемость класса 9-12 человек;
  • индивидуальные и коррекционные  занятия;
  •  психолого-педагогическое сопровождение детей;
  •  обучение по специальным программам;
  •  режим работы – I смена и группа продленного дня;
  •  бесплатное и 50% питание;
  •  зачисление на основе заключения и рекомендаций ПМПК ,

  заявления родителей

  Интегрированные классы

  • обучение ведётся по вариативным учебным   планам и программам, т.к количество детей с ОВЗ в классе 1-6 человек
  •  больше контактов  для социализации в обществе;
  •  более тщательный дифференцированный подход к учащимся;
  •  воспитание толерантности у детей;
  •  коррекционные занятия с узкими специалистами;
  •  зачисляются по заявлению родителей, имеются заключения и рекомендации ПМПК и школьного консилиума.

При организации учебного процесса в этих классах пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса на любой параллели. Согласно санитарным требованиям стараемся чтобы в классах обучалось 25-27 учеников. При этом количество детей с ограниченными возможностями от 1 до 6 человек в классе.

Расписание занятий в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах составляют календарно-тематическое планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Учителя стараются, чтобы  на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло.

В школе обучаются в основном дети ОВЗ по коррекционным программам VII и VIII вида. Для них характерна слабость интеллектуального развития. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, тесты с вариантами ответов, которые они выбирают. В период проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется возможность сдачи экзаменов в традиционной форме. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

 Ещё одна форма обучения. Это индивидуальная-надоманая. В этом году у нас 6 таких детей.

  • обучение ведётся по специальным учебным  планам и программам;
  •  основание медицинское заключение, рекомендации ПМПК, заявление    родителей, закреплено приказом директора школы;
  •  осуществляется индивидуальный  подход к учащимся;
  •  ученик имеет возможность посещать по желанию другие уроки и внеклассные занятия и воспитательные мероприятия;
  •  оказывается коррекционная помощь с узкими специалистами; 

В педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, где гуманность и толерантность является основой психологичекого климата в отношении с детьми с особыми возможностями здоровья их родителями, родственниками.

 

Школа в этом году была участником программы «Безбарьерная среда». Для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Вход в здание  основной школы  оборудован специальным пандусом, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы были также школьные туалеты и пока 1учебный  кабинет. В будущем ещё планируется для детей с ограниченными возможностями  закупить специальные парты с поддерживающими элементами для книг и тетрадей. Хотим приобрести комнату для  релаксации.

Программа «Безбарьерная среда»  работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Но вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт работы нашей школы  показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

Опыт работы школы по системе Латышева

Из опыта работы Сариновской школы по системе Латышева...

Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.Умелая педа...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...