урок учебной практики ПМ 06 "Приготовление и оформление холодных блюд и закусок" на тему "Приготовление и оформление салатов из вареных овощей"
учебно-методический материал по теме
Методическая разработка урока представляет собой подробное описание проведения урока в рамках учебной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 67.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 7»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ № 06
«Приготовление и оформление холодных блюд и закусок»
Приготовление и оформление салатов из вареных овощей
Выполнил:
мастер производственного обучения
Деменкова Евгения Николаевна
Тымовское
2013
ПМ.06. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок.
Раздел 1 ПМ. 06. Приготовление бутербродов и гастрономических продуктов порциями, салатов из сырых и вареных овощей, винегретов.
Тема урока: Приготовление и оформление салатов из вареных овощей
Цель урока:
Обучающая: закрепить знания по предметам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и оформлении салатов из вареных овощей.
Развивающая: развивать способности к анализу и обобщению, самоконтролю, самооценке; анализировать учебно – производственные работы с целью достижения лучших результатов, уметь применять полученные знания на практике.
Воспитывающая: формировать культуру отношений в процессе учебного труда, эстетический навык оформления блюд, воспитание бережливости и аккуратности при выполнении работ.
Связь с ОП и МДК:
ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены;
ОП 02. Физиология питания с основами товароведения,
ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места,
ОП.04. экономические и правовые основы производственной деятельности,
МДК 06. 01. Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок.
Тип урока: Практическое занятие учебной практики.
Вид урока: Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся).
Материально-техническое оснащение урока:
Посуда, инвентарь, оборудование: доски разделочные ОВ и ОС, ножи поварские ОВ и ОС, миски, кастрюли, ложки, вилки, посуда для подачи, электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.
Сырье: картофель, свекла, морковь, соленые огурцы, репчатый лук, соль, перец, масло растительное, майонез, зеленый горошек, капуста квашеная или свежая, яйцо.
Ход урока
Организационный момент: (1-2 мин.)
Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Николаевна. Мне очень приятно видеть вас и я надеюсь, что эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы и достигнет желаемых результатов.
Вводный инструктаж: (40 мин)
Сообщение темы и цели урока: (слайд №1, №2)
Обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены названия блюд и первая наша задача исключить только те блюда, которые готовятся из сырых овощей. Итак, посмотрим что у нас получилось. (На доске остались блюда, которые готовят из вареных овощей).
Следовательно, тема нашего урока – «Приготовление и оформление салатов из вареных овощей»
Цель - закрепить знания по предметам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса, сформировать профессиональные компетенции при приготовлении и оформлении салатов из вареных овощей
Сегодня у нас урок пройдет в необычной форме. Мы будем соревноваться за звание лучший повар группы. Победители сегодняшнего мероприятия заработают деньги на открытие собственного бизнеса и получат звание «Лучший повар».. Денежки вы будете зарабатывать на протяжении всего урока: за устные ответы, за приготовление и оформление салатов из ……. Но за различные нарушения будет накладываться штраф. Таким образом оценить себя по достоинству на сегодняшнем уроке сможет каждый. Кто больше всех заработает сегодня денег, тот и становиться победителем.
Актуализация опорных знаний:
А теперь, давайте «встряхнем ваш багаж знаний»
- Что же такое салаты? (слайд №3)
(Холодное блюдо или закуска из мелко нарезанных овощей с добавлением яиц, мяса или рыбы, фруктов. Салаты – блюда, которые можно употреблять каждый день и готовить круглый год, используя различные овощи. Это источник витаминов, минеральных солей и органических кислот. Хорошо оформленный салат возбуждает аппетит и приносит эстетическое наслаждение. )
- Из каких последовательных операций складывается процесс приготовления салатов из вареных овощей?
(Первичная обработка продуктов, варка продуктов, нарезка овощей и нарезка украшений, заправка, оформление и подача салата).
- Какими формами нарезки вы будете нарезать овощи для приготовления салатов? (Мелкий или средний кубик, соломка)
- Что используют в качестве заправок?
(Холодные соусы, сметана, растительное масло, салатные заправки)
- Когда следует заправлять салаты и почему?
(Желательно перед подачей, так как ухудшается внешний вид и вкусовые качества).
- Почему приготовление салатов из вареных овощей должно проводится в строгом соответствии с санитарными правилами?
(Т. к. они не подвергаются тепловой обработке).
7. Какова температура подачи салатов?
(10-120С)
- Каковы сроки хранения салатов?
(не заправленные при Т 4-80С, заправленные – 1 час)
Объяснение нового материала:
В мире существует множество салатов. Но мы с вами рассмотрим приготовление салата «Оливье» и винегрета овощного (слайд № 4, № 5)
Для приготовления данных салатов нам понадобится необходимый инвентарь, посуда и оборудование: (слайд № 6, №7, № 8)
- доски разделочные ОВ и ОС,
- ножи поварские ОВ и ОС,
- миски, кастрюли, ложки, вилки,
- посуда для подачи,
- электроплиты, электронные весы, производственные столы, моечные ванны.
Но прежде чем мы с вами приступим к приготовлению данных салатов, давайте вспомним правила по технике безопасности, санитарии: (слайд №9, №10)
1. Подготовка к работе
— оставлять верхнюю одежду, головные уборы в гардеробной;
— ногти должны быть коротко острижены, без лака;
— перед началом работы надеть чистую санитарную одежду, обувь;
— подбирать волосы под колпак или косынку;
— перед началом работы тщательно вымыть руки с мылом, после чего, вытереть насухо индивидуальным полотенцем;
В течение рабочего дня, мытье рук с мылом повторяют:
— после каждой производственной операции;
— в случае если работник что-либо поднимал с пола;
— после посещения туалета;
— санитарную одежду менять по мере загрязнения;
— бак для пищевых отходов должен освобождаться через каждые 1-1,5часа по мере наполнения.
Во время работы запрещается:
— выходить из лабораторного кабинета или столовой в санитарной одежде.
4. Завершение работы:
— участники рабочего процесса убирают рабочие места, лабораторный кабинет.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом
1. при работе с ножом соблюдать осторожность;
2. правильно держать руку при обработке, нарезке продуктов;
3 переносить, передавать нож с перевязанным лезвием к себе, ручкой к передаваемому;
4 при остановке работы с ножом убирать его в специальную ячейку для ножей;
5 о любом несчастном случае немедленно сообщить мастеру производственного обучения.
Инструктаж по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой
1.Перед началом работы
— проверить наличие и цельность ручек, переключатель электроплиты;
— проверить наличие и исправность заземления (надежность подсоединения к корпусу);
— включить конфорочную плиту;
2. Во время работы:
2.1. максимально заполнять посудой рабочую поверхность электроплит, своевременно включить секции электроплиты и переключать их на меньшую мощность;
2.2. не допускать включения конфорок на максимальную мощность и среднюю мощность без загрузки;
3. Требования безопасности в аварийном случае
3.1. при обнаружении неисправностей в работе кухонной плиты, а также нарушение защитного заземления её корпуса, работу прекратить и отключить кухонную электроплиту, немедленно сообщить мастеру производственного обучения;
3.2. до устранения замеченных неполадок припустить к работе не рекомендуется;
3.3. самому не разрешается производить какой-либо ремонт оборудования или устранять неисправность;
4.Требование безопасности по окончанию работы:
4.1. выключить кухонную электроплиту и после её остывание вымыть горячей водой.
И первым блюдом которое мы будем готовить, будет салат «Оливье». Для данного салата берем уже подготовленные овощи и нарезаем кубиком. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание, слайд №11).
Сообщение из истории салата «Оливье».
Салат «Оливье» изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье– владелец трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».
Первоначально француз изобрел для своего ресторана вовсе не салат, а блюдо под названием «Майонез из дичи». Сие чудо состояло из выложенных по периметру, чёрной икры, отварного филе куропатки и рябчика, языка, куриного желе и свежих огурцов. В середине блюда помещалась горка картофеля с перепелиными яйцами.
Вскоре Оливье увидел, что многие русские невежи поданный на стол «Майонез из дичи» сразу перемешивают ложкой как кашу, разрушая тщательно продуманный дизайн, затем раскладывают по своим тарелкам и с удовольствием едят эту смесь. От увиденного он пришел в ужас. Но на следующий день изобретательный француз в знак презрения демонстративно смешал все компоненты, обильно полив их майонезом. В творческом учете русского вкуса Люсьен Оливье оказался прав – успех нового блюда был грандиозен!
Салат стал главной приманкой для посетителей. Его рецепт был тайной, которую Оливье унес с собой в могилу. Но, после недолгого забвения, рецепт был восстановлен по памяти одного из гурманов – завсегдатаев ресторации.
Основная тайна изумительного вкуса салата заключалась в небольшом количестве неких приправ, которые Оливье лично в тайной комнате вводил в свой майонез.
Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем майонезом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание, слайд №12).
Следующее блюдо, которое мы будем готовить – это винегрет овощной. Для винегрета также аналогично нарезаем подготовленные овощи кубиком, свеклу отдельно заправляем растительным маслом. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда). (слайд №13)
О винегрете
Винегрет – одно из любимых наших блюд и не уступающее по популярности знаменитому салату « Оливье ». Это холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины 19 века так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом. Утверждают, что название « винегрет» появилось в царствование Александра 1.
Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: «Винегр?», что по-французски означает уксус. Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: «Винегрет, винегрет..» Так в царском меню появилось новое название блюда.
Винегрет – это смесь всячины. Поэтому разновидностей приготовления винегрета очень много. Приготавливают с мясом, отварной рыбой, селедкой, с грибами, с фасолью, жареным мясом, квашеной капустой, со сметаной и т.д.
Затем смешиваем все ингредиенты, заправляем растительным маслом, выкладываем в салатник горкой, оформляем и подаем. (Мастер производственного обучения демонстрирует показ трудовых приемов с объяснениями, а затем обучающиеся выполняют задание. Разбирают типичные ошибки, обращают внимание на охрану труда) (слайд №14)
Выдача обучающимся задания на урок учебной практики:
1. Приготовить салат «Мясной»;
2. Приготовить салат «Столичный»;
3. Приготовить Винегрет с сельдью;
4. Приготовить салат картофельный с соленой рыбой
Мастер п/о сообщает обучающимся о норме времени на практическое занятие, напоминает о правилах охраны труда, критериях оценки (в соответствии с картой обхода) (Приложение № 1, № 2). (слайд № 15)
Подведение итогов вводного инструктажа.
Текущий инструктаж: (5 часов)
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Деятельность обучающихся | Деятельность мастера |
1. Организация рабочего места | 1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места |
2. Подготовка продуктов и их взвешивание | 2. Наблюдение за деятельностью обучающихся |
3.Первичная обработка продуктов, их варка, охлаждение | 3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. |
4. Нарезка продуктов для салатов | 4. Обход с целью контроля соблюдения правил по техники безопасности. Наблюдение за деятельностью обучающихся. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. |
5.Соединение ингредиентов. Заправка салатов | 5. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. Обход с целью контроля соблюдения правил по санитарии и гигиене. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. |
6. Оформление салатов | 6. Обход с целью оказания практической помощи по оформлению салатов. Наблюдение за деятельностью обучающихся. |
7. Подача салатов | 7 Принятие работ. Бракераж готовых салатов. Оценка качества. |
Заключительный инструктаж
1. Подведение итогов за день.
2. Демонстрация лучших изделий.
3. Разбор ошибок, допущенных во время работы, а также способы их устранения
4. Сообщение оценок за выполнение работы.
5. Дегустация изделий.
6. Уборка рабочих мест и лаборатории
Домашнее задание: самостоятельно приготовить салат – коктейль с ветчиной и сыром. Технология приготовления представлена в инструкционно- технологических картах. (слайд № 16) (Приложение № 3)
Мастер производственного обучения отмечает работу каждого обучающегося и группы в целом. Объявляет обучающегося, который заслужил звание «Лучший повар»
Рефлексия: Техника «рефлексивный спектр».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры рефлексии состоявшейся деятельности. Участник вкладывает смайлики в «кармашки» сектора:
- Активно;
- Было интересно;
- Было понятно;
- Узнал новое.
Затем мастер п/о проводит краткий анализ деятельности обучающихся на уроке учебной практики (производственного обучения).
Карта обхода рабочих мест
№ п/п | Ф. И. О. | Виды обхода | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 |
1 – Организация рабочих мест.
2 – Первичная обработка продуктов.
3 – Нарезка продуктов
4 – Соединение ингредиентов, заправка
5 – Оформление салатов
6 - Соблюдение правил санитарии и гигиены.
7 – Соблюдение требований охраны труда.
8 – Норма времени
Приложение 2
Тест качества и производительности труда
Профессия | 260807 «Повар, кондитер» |
Специальность | Повар, кондитер |
Задание | Приготовить: салат – коктейль с ветчиной и сыром |
Учебные элементы программы | Подготовка продуктов, нарезка продуктов соломкой, выкладывание в креманки, оформление и подача. |
Норма времени 5ч 00мин | |
Условия выполнения | Учебный кулинарный цех |
Эталонные требования к качеству
1 | Цвет: соответствует продуктам входящих в состав салата | 5 | Вкус: соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый |
2 | Внешний вид: эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая | 6 | Выполнение нормы времени: 5 ч. 00 мин. |
3 | Консистенция: продуктов упругая, не разваленная | 7 | Соблюдение охраны труда, техники безопасности и правил санитарии и гигиены |
4 | Запах: соответствует продуктам входящих в состав салата |
Критерии оценки качества и производительности труда
№ | Показатель оценки | Оценка в баллах | ||
«5» | «4» | «3» | ||
1 | Цвет | соответствует продуктам входящих в состав салата | соответствует продуктам входящих в состав салата | соответствует продуктам входящих в состав салата |
2 | Внешний вид | эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая | эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая | эстетически оформлен, зелень свежая, не вялая |
3 | Консистенция | продуктов упругая, не разваленная | Продукты слегка не сохранили форму | продукты форму нарезки не сохранили |
4 | Запах | соответствует продуктам входящих в состав салата | Без изменений | Имеет посторонний запах |
5 | Вкус | соответствует продуктам входящих в состав салата, в меру соленый | Без изменения | Пересолен |
6 | Выполнение нормы времени | 5 ч. 00 мин. | 5 ч. 30 мин. | 5 ч. 40 мин. |
7 | Организация рабочего места, Т.Б., санитария и гигиена | Без нарушений | Без изменений | Мелкие нарушения требований охраны труда. |
Сумма баллов : 35-32 баллов – «отлично», 31-27 баллов – «хорошо», 26-21 баллов – «удовлетворительно»
Инструкционно-технологическая карта Приложение 3
Тема: приготовление и оформление холодных блюд и закусок
Тема урока: приготовление и оформление салатов из вареных овощей.
Приготовить: Салат – коктейль с ветчиной и сыром
Посуда, инвентарь: миска, кастрюли. разделочные доски, поварские ножи, посуда для подачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».
Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов)) по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...
План урока учебной практики по профессии "Повар, кондитер" ПМ.01 «Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов» Тема урока: «Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд, виды подачи»
Методическая разработка урока учебной практики по теме: "Приготовление полуфабрикатов и блюд из жареных овощей, бракераж готовых блюд , виды подачи" разработана по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер
Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия 19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля П...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторно-практических занятий по МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок Специальность (профессия): 19.01.17 Повар, кондитер
Выполнение студентами лабораторно-практических занятий по МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок служит для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении р...
Рабочая программа учебной практики ПМ 02 Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
Рабочая программа учебной практики...
Методическая разработка урока учебной практики По ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента по теме: «Приготовление сложных горячих закусок». Профессия: 43.01.09 Повар,
Методическая разработка урока учебной практикиПо ПМ.03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортиментапо теме: «Пригото...
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.02 Приготовление и оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного а
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС СПО по основным видам профессио...