ОРКСЭ. Эссе. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
статья на тему
Данное эссе является зачетной работой на курсах повышения квалификации по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ. Эссе. | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Школа, в которой я преподаю, находится в Октябрьском районе Пермского края. Октябрьский район – многонациональный. 59,6 % составляют русские, 34, 8 % - татары, 2,2 % - башкиры. Татары и башкиры, как правило, исповедуют ислам, а русское население – православие.
Живя среди русских и татар, наблюдаю самые разнообразные противоречивые ситуации, касающиеся религиозной принадлежности. Однажды я была свидетельницей конфликта молодых родителей, которые, будучи приверженцами разных религий, спорили о том, какую религию должен исповедовать их ребёнок. В прошлом году подросток пришел в школу в тюбетейке, что вызвало противоречивые споры о том, является ли тюбетейка атрибутом костюма мусульманина или это только национальный головной убор. На своих страничках в социальных сетях подростки активно стали демонстрировать свою национальную и конфессиональную принадлежность. Вот какие цитаты можно встретить на страничках девочек 12 – 15 лет в социальных сетях: «Для меня хиджаб является самой надёжной защитой, моей крепостью, возведённой над внутренним миром». Или: «Мне холодно, дайте надеть Хиджаб! Мне больно, дайте совершать Намаз! Не мучайте меня, я не могу без Имана! Как птица в клетке, я умру без Ислама!» и подобные. Всё это говорит о том, что в обществе, во-первых, растет интерес к религии, во-вторых, существуют значительные пробелы в знаниях о культуре разных конфессий, в- третьих, появляется нарочито яркая, даже вызывающая, демонстрация своей религиозной принадлежности, которая может порой оскорблять религиозные чувства других людей, нарушать закон. Пример тому нашумевшая ставропольская история с хиджабами в школе.
Незнание основ религиозной культуры неизбежно ведет к интолерантным отношениям в обществе. Поэтому курс «Основы религиозных культур и светской этики» на сегодняшний день в школе необходим.
С моей точки зрения, даже если в классе дети только, например, мусульмане, курс для них должен быть направлен не только на изучение культуры ислама, но должен приобщать учащихся к духовно-нравственной составляющей буддизма, православия, католичества и других религий. Такой курс будет прямо соответствовать главной идее Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором говорится о том, что «подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания…»
На сегодняшний день родителям предлагается выбрать один из шести модулей:
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
Посещая лекции С.В.Рязановой, Д.М.Софьина, Н.П. Горбацевич, А.В.Черных я поняла, что преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» - дело непростое. Нужна серьезнейшая подготовка педагогических кадров. Сегодня нередко под видом преподавателей в школу пытаются проникнуть проповедники, цель которых – обращение детей в ту или иную религию. Это противоречит идее светского образования, которая закреплена в Конституции РФ. Также важно, чтобы занятия носили деятельностный характер, а не сводились к заучиванию новых понятий и терминов, а также к формальным нравоучениям. Президент России В.В. Путин на встрече с представителями религиозных структур сказал: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди».
Цель курса – акцентировать внимание учащихся на нравственных поступках. На занятиях дети подключаются к решению тех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни. «Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России», отметил А.Я. Данилюк.
Основными формами работы на занятиях ОРКСЭ должны стать следующие:
- игра;
- проблемное обучение;
- конструирование;
- проектный метод.
Результат таких занятий – формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, но прежде всего личностных.
Курс предполагает безотметочное обучение. Но это не значит, что нет оценивания на таком уроке. В качестве оценки может быть похвала, экскурсия, представление продукта проектной деятельности, например, выставка работ, фестиваль, конференция и подобное. Важно, чтобы ребёнок почувствовал значимость своей работы на уроке, увидел результат своего труда. В идеале каждый такой урок должен иметь конкретный продукт деятельности учащихся. Например, при изучении культуры буддизма на занятиях учащиеся могут составить икебану, объяснив принципы её составления. А при изучении православной культуры можно разработать с ребятами сценарий праздника «Масленица» и провести масленичные гуляния, но при этом акцентировав внимание на главной идее праздника - идее прощения, примирения с ближними.
Я живу в районе, где проживает около 30 этносов. За всю историю Октябрьский район не знал межнациональных конфликтов. Более того здесь очень заметен синтез мусульманской и православной культуры. Растет количество браков между русскими и татарами. В пасхальную неделю некоторые татары – мусульмане красят яйца, молодёжь с удовольствием участвует в святочных гаданиях, а православное русское население - в празднике «Сабантуй». И когда в январе во время святок ко мне в дверь стучаться «ряженые», я с удовольствием отмечаю, что среди них не только дети из православных семей, но и ребята из семей мусульман. Это наводит на мысль, что Россия действительно может стать неким мостиком между Европой и Азией, между христианством и исламом, стать примером толерантного общества, сплоченного общества, общества единого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»
Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....