ОРКСЭ. Эссе. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
статья на тему

Коновалова Ольга Леонидовна

Данное эссе является зачетной работой на курсах повышения квалификации по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ. Эссе.18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ  

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Школа, в которой я преподаю, находится в Октябрьском районе Пермского края. Октябрьский район – многонациональный. 59,6 % составляют русские, 34, 8 % - татары, 2,2 % - башкиры.  Татары и башкиры, как правило, исповедуют ислам, а русское население – православие.  

Живя среди русских и татар, наблюдаю самые разнообразные  противоречивые ситуации, касающиеся религиозной принадлежности.  Однажды я была свидетельницей конфликта  молодых родителей, которые, будучи приверженцами разных религий, спорили о том, какую религию должен исповедовать их ребёнок. В прошлом году  подросток пришел в школу  в тюбетейке, что вызвало противоречивые споры о том, является ли тюбетейка атрибутом костюма мусульманина или это  только национальный головной убор.  На своих страничках в социальных сетях подростки активно стали  демонстрировать свою национальную и конфессиональную принадлежность. Вот какие цитаты можно встретить на страничках девочек 12 – 15 лет в социальных сетях: «Для меня хиджаб является самой надёжной защитой, моей крепостью, возведённой над внутренним миром». Или: «Мне холодно, дайте надеть Хиджаб! Мне больно, дайте совершать Намаз! Не мучайте меня, я не могу без Имана! Как птица в клетке, я умру без Ислама!» и подобные. Всё это говорит о том, что в обществе, во-первых, растет интерес к религии, во-вторых, существуют значительные пробелы в знаниях о культуре разных конфессий, в- третьих, появляется нарочито яркая, даже вызывающая, демонстрация своей религиозной принадлежности, которая может порой  оскорблять религиозные чувства других людей, нарушать закон. Пример тому нашумевшая ставропольская история с хиджабами в школе.  

Незнание основ религиозной культуры неизбежно ведет к интолерантным отношениям в обществе. Поэтому курс «Основы религиозных культур и светской этики» на сегодняшний день в школе необходим.

С моей точки зрения, даже если в классе дети только, например, мусульмане, курс для них должен быть направлен не только на изучение  культуры  ислама, но  должен приобщать учащихся к духовно-нравственной составляющей буддизма, православия, католичества и других религий. Такой курс будет прямо соответствовать главной идее Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором говорится о том, что «подтверждая право каждого на свободу совести и  свободу вероисповедания, а также на равенство перед  законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания…»

На сегодняшний день родителям предлагается выбрать один из шести модулей:

  1. Основы мировых религиозных культур.
  2. Основы светской этики.
  3. Основы православной культуры.
  4. Основы исламской культуры.
  5. Основы буддийской культуры.
  6. Основы иудейской культуры.

Посещая лекции С.В.Рязановой, Д.М.Софьина, Н.П. Горбацевич, А.В.Черных  я поняла, что преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» - дело непростое. Нужна серьезнейшая подготовка педагогических кадров. Сегодня нередко под видом преподавателей в школу пытаются проникнуть проповедники, цель которых – обращение детей в ту или иную религию. Это противоречит идее светского образования, которая закреплена в Конституции РФ.  Также важно, чтобы занятия носили деятельностный характер, а не сводились к заучиванию новых понятий и терминов, а также к формальным нравоучениям.  Президент России В.В. Путин на встрече с представителями религиозных структур сказал: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди».  

Цель курса – акцентировать внимание учащихся на нравственных поступках. На занятиях дети подключаются к решению тех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.  «Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России», отметил  А.Я. Данилюк.

Основными формами работы на занятиях ОРКСЭ должны стать следующие:

- игра;

- проблемное обучение;

- конструирование;

- проектный метод.

Результат таких занятий – формирование универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, но прежде всего личностных.

Курс предполагает безотметочное обучение. Но это не значит, что нет оценивания на таком уроке. В качестве оценки может быть похвала, экскурсия, представление продукта проектной деятельности, например, выставка работ, фестиваль, конференция и подобное.  Важно, чтобы ребёнок почувствовал значимость своей работы на уроке, увидел  результат своего труда. В идеале каждый такой урок должен иметь конкретный продукт деятельности учащихся.  Например, при изучении культуры буддизма на занятиях учащиеся могут составить  икебану, объяснив принципы её составления. А при изучении православной культуры можно разработать с ребятами сценарий праздника «Масленица» и провести  масленичные гуляния, но при этом акцентировав внимание на главной идее праздника - идее прощения, примирения с ближними.  

Я живу в районе, где проживает около 30 этносов. За всю историю Октябрьский район не знал межнациональных конфликтов. Более того здесь очень заметен синтез мусульманской и православной культуры. Растет количество браков между русскими и татарами. В пасхальную неделю некоторые татары – мусульмане красят яйца, молодёжь с удовольствием участвует в святочных гаданиях, а православное русское население -  в празднике «Сабантуй».  И когда в январе во время святок ко мне в дверь стучаться «ряженые», я с удовольствием отмечаю, что среди них не только дети из православных семей, но и ребята из семей мусульман. Это наводит на мысль, что Россия действительно может стать неким мостиком между Европой и Азией, между христианством и исламом, стать примером толерантного общества, сплоченного общества, общества единого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»

Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....