Дорогою добра
план-конспект урока по теме
Открытый урок по самопознанию в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogoyu_dobra_otkrytyy_urok.doc | 47.5 КБ |
razdatochnyymaterial.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОРОГОЮ ДОБРА
Цель: формирование начальных представлений о понятии «добро».
Задачи:
- раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
- развить потребность делать добро окружающим;
- воспитывать добродушное отношение к окружающим людям.
Ресурсы: карточки с названиями профессий.
Круг радости
Поприветствовав учеников, учитель приглашает детей в круг с пожеланиями доброго дня. Читается четверостишие Андрея Лесных:
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
Упражнение
Определив начальные знания учащихся о добре, учитель предлагает выполнить задание 1 в тетради, решить кроссворд.
Вставьте в знакомые вам слова пропущенные буквы и прочитайте, что получилось.
Угаданное слово «добро» поможет детям сосредоточиться: на ключевом понятии урока.
Чтение
Учитель рекомендует прослушать письмо-рассуждение. Осмысление этого текста поможет учащимся уточнить смысл понятия «добро». При обсуждении содержания письма по вопросам важно объяснить учащимся, что автор имел в виду, говоря: добру надо учиться всю жизнь. В жизни каждого человека встречаются моменты, когда нужно проявить добро, это становится правилом. Если человек совершит добро не задумываясь, значит, такой урок для него пройден, и ни поднимается на ступень выше.
Лев Толстой
Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову
(Отрывок)
Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минута пойми, что тебе надо быть добрым.
Анализ произведения проводится по вопросам:
- Как вы думаете, почему учиться добру нужно бесконечно?
- Что произойдет, если не будет добра?
Василий Сухомлинский Обыкновенный человек
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Анализ произведения проводится по вопросам:
- Про кого из проезжающих дед сказал: «Это не человек». Почему?
- Почему третьего путника дед назвал обыкновенным человеком? Обсуждение вопросов к тексту подводит учащихся к выводу о том,
что главным в человеке является его духовная суть.
Игра
Рекомендуется игра «Добрые профессии»
Для ее проведения надо заранее приготовить карточки с названиями профессий.
Учитель делит детей на пары. Каждая пара вытягивает карточку с названием той или иной профессии. Если на карточке написало «повар», дети должны представить себя добрыми поварами и придумать рецепт доброго пирога. Если на карточке написано «врач» дети должны представить себя добрыми врачами и придумать рецепт лекарства от злости. Если на карточке - «пилот», дети должны придумать самолет, который возит людей в страну доброты, и т.д.
Побеждает пара, которая придумает самый интересный способ сделать людей добрее.
Учебная информация
Учитель предлагает ученикам прочитать учебную информацию в рубрике «Узнаем новое», которая может служить обобщением всему сказанному в ходе урока. Важно подчеркнуть мысль о том, что доброта украшает человека, делает его открытым и чутким.
Добро - это все хорошее и полезное. Добро - это добрые поступки человека.
Цитата урока
Учитель переходит к рубрике учебника «Мудрые слова». Прочитать пословицу может один из учеников.
Добрые дела сердце греют.
(Казахская пословица )
Можно предложить вопрос:
• Как вы понимаете эти мудрые слова?
Размышления учащихся над сутью данной пословицы важно направить на понимание и принятие к руководству идеи о том, что Добрые дела никогда не забываются.
Упражнение
В завершение урока предлагается выполнить задание 2 в тетради. По его результатам можно будет судить об уровне усвоения темы учениками.
Представьте, что добро-это яркое солнышко. Что можно написать на его лучах?
Резюме
Подводя итоги урока, учитель предлагает прочитать и запомнить «Добрые советы». Осмысливая их, учащиеся поймут значимость добра для каждого человека.
Ребята!
• Совершайте хорошие поступки.
• Будьте добры к себе, людям и природе.
• Цените доброе отношение к вам
Наше творчество
Для завершения урока предлагается выполнить творческое задание, в котором воплотятся образные представления учащихся о добре.
Сделайте оригами «Кораблик» для путешествия по реке добра. Как вы назовете свой кораблик? Почему?
Последовательность действий, озвучиваемая учителем:
1. Нужен лист бумаги прямоугольной формы. Согните его
пополам.
2. Со стороны линии сгиба загните уголки с обеих сторон.
- Снизу один лист согните вверх и подверните уголки на другую сторону. Теперь переверните изделие, еще раз согните нижнюю часть и подверните уголки на другую сторону.
- Раскройте треугольник и сложите его в другом направлении, чтобы получился ромб.
5. Несвязанные уголки ромба согните к вершине.
6. Вновь переложите фигуру так, чтобы из треугольника получился ромб.
7. Несвязанные уголки ромба согните к вершине.
8. Между согнутыми уголками - вершина из треугольников.
Растяните эти треугольники в стороны.
Кораблик готов!
От сердца к сердцу
Пригласив учащихся в круг, учитель предлагает исполнить песню «Доброта». Учитель может пояснить, что доброта присуща человеку, делающему добро.
Доброта
Сл. Аркадия Хаита, Муз. Бориса Савельева
Позабудем все, что было.
Я давно сказать хотел,
Что на драку жалко тратить силы,
Нам она нужна для добрых дел.
Ярко солнце светит,
Щебечет воробей.
Добрым жить на белом свете веселей.
Я не трус, признаюсь честно,
Просто я считаю так:
На земле прекрасной нету места
Для недобрых и для забияк.
Ярко солнце светит,
Щебечет воробей.
Добрым жить на белом свете веселей.
Предварительный просмотр:
Добрый доктор
Добрый учитель
Добрый фармацевт
Добрый повар
Добрый садовод
Добрый писатель
Добрый строитель
Добрый папа
Добрая мама
Добрый внук
Чтение
Учитель рекомендует прослушать письмо-рассуждение. Осмысление этого текста поможет учащимся уточнить смысл понятия «добро». При обсуждении содержания письма по вопросам важно объяснить учащимся, что автор имел в виду, говоря: добру надо учиться всю жизнь. В жизни каждого человека встречаются моменты, когда нужно проявить добро, это становится правилом. Если человек совершит добро не задумываясь, значит, такой урок для него пройден, и ни поднимается на ступень выше.
Лев Толстой
Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову
(Отрывок)
Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь учиться изо всех сия тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минута пойми, что тебе надо быть добрым.
Анализ произведения проводится по вопросам:
- Как вы думаете, почему учиться добру нужно бесконечно?
- Что произойдет, если не будет добра?
Василий Сухомлинский Обыкновенный человек
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? - спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
Анализ произведения проводится по вопросам:
- Про кого из проезжающих дед сказал: «Это не человек». Почему?
- Почему третьего путника дед назвал обыкновенным человеком? Обсуждение вопросов к тексту подводит учащихся к выводу о том,
что главным в человеке является его духовная суть.
Учебная информация
Учитель предлагает ученикам прочитать учебную информацию а рубрике «Узнаем новое», которая может служить обобщением всему сказанному в ходе урока. Важно подчеркнуть мысль о том, что доброта украшает человека, делает его открытым и чутким.
Добро - это все хорошее и полезное. Добро - это добрые поступки человека.
Цитата урока
Учитель переходит к рубрике учебника «Мудрые слова». Прочитать пословицу может один из учеников.
Добрые дела сердце греют.
(Казахская пословица )
Можно предложить вопрос:
• Как вы понимаете эти мудрые слова?
Размышления учащихся над сутью данной пословицы важно ни править на понимание и принятие к руководству идеи о том, что Добрые дела никогда не забываются.
Наше творчество
Для завершения урока предлагается выполнить творческое задание, в котором воплотятся образные представления учащихся о добре.
Сделайте оригами «Кораблик» для путешествия по реке добра. Как вы назовете свой кораблик? Почему?
Последовательность действий, озвучиваемая учителем:
1. Нужен лист бумаги прямоугольной формы. Согните его
пополам.
2. Со стороны линии сгиба загните уголки с обеих сторон.
- Снизу один лист согните вверх и подверните уголки на другую сторону. Теперь переверните изделие, еще раз согните нижнюю часть и подверните уголки на другую сторону.
- Раскройте треугольник и сложите его в другом направлении, чтобы получился ромб.
5. Несвязанные уголки ромба согните к вершине.
6. Вновь переложите фигуру так, чтобы из треугольника получился ромб.
7. Несвязанные уголки ромба согните к вершине.
8. Между согнутыми уголками - вершина из треугольников.
Растяните эти треугольники в стороны.
Кораблик готов!
От сердца к сердцу
Пригласив учащихся в круг, учитель предлагает исполнить песню «Доброта». Учитель может пояснить, что доброта присуща человеку, делающему добро.
Доброта
Сл. Аркадия Хаита, Муз. Бориса Савельева
Позабудем все, что было.
Я давно сказать хотел,
Что на драку жалко тратить силы,
Нам она нужна для добрых дел.
Ярко солнце светит,
Щебечет воробей.
Добрым жить на белом свете веселей.
Я не трус, признаюсь честно,
Просто я считаю так:
На земле прекрасной нету места
Для недобрых и для забияк.
Ярко солнце светит,
Щебечет воробей.
Добрым жить на белом свете веселей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"
Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....
Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...
Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи
Сценарий семейного праздника " Дорогою добра" посвящен Дню семьи. В нем подобраны песни, стихотворения, посвященные семье....
проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...
проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...
ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...
Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"
В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...