Дорогою добра
план-конспект урока по теме

Пушнина Наталья Владимировна

Открытый урок по самопознанию в 4 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogoyu_dobra_otkrytyy_urok.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyymaterial.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 ДОРОГОЮ ДОБРА

Цель: формирование начальных представлений о понятии «добро».

 Задачи:

  • раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
  •  развить потребность делать добро окружающим;
  • воспитывать добродушное отношение к окружающим людям.

 Ресурсы: карточки с названиями профессий.

Круг радости

Поприветствовав учеников, учитель приглашает детей в круг с пожеланиями доброго дня. Читается четверостишие Андрея Лесных:

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

Упражнение

Определив начальные знания учащихся о добре, учитель предлагает выполнить задание 1 в тетради, решить кроссворд.

Вставьте в знакомые вам слова пропущенные буквы и прочитайте, что получилось.

Угаданное слово «добро» поможет детям сосредоточиться: на ключевом понятии урока.

Чтение

Учитель рекомендует прослушать письмо-рассуждение. Осмысление этого текста поможет учащимся уточнить смысл понятия «добро». При обсуждении содержания письма по вопросам важно объяснить учащимся, что автор имел в виду, говоря: добру надо учиться всю жизнь. В жизни каждого человека встречаются моменты, когда нужно проявить добро, это становится правилом. Если человек совершит добро не задумываясь, значит, такой урок для него пройден, и ни поднимается на ступень выше.

Лев Толстой

Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову

(Отрывок)

Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минута пойми, что тебе надо быть добрым.

Анализ произведения проводится по вопросам:

  • Как вы думаете, почему учиться добру нужно бесконечно?
  • Что произойдет, если не будет добра?

Василий Сухомлинский Обыкновенный человек

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

  • Что это за человек? - спросил внук деда.
  • И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

  • А это что за человек? - спросил внук.
  •  Обыкновенный человек, - ответил дед.

 Анализ произведения проводится по вопросам:

  • Про кого из проезжающих дед сказал: «Это не человек». Почему?
  • Почему третьего путника дед назвал обыкновенным человеком? Обсуждение вопросов к тексту подводит учащихся к выводу о том,

что главным в человеке является его духовная суть.

Игра

Рекомендуется игра «Добрые профессии»

Для ее проведения надо заранее приготовить карточки с названиями профессий.

Учитель делит детей на пары. Каждая пара вытягивает карточку с названием той или иной профессии. Если на карточке написало «повар», дети должны представить себя добрыми поварами и придумать рецепт доброго пирога. Если на карточке написано «врач» дети должны представить себя добрыми врачами и придумать рецепт лекарства от злости. Если на карточке - «пилот», дети должны придумать самолет, который возит людей в страну доброты, и т.д.

Побеждает пара, которая придумает самый интересный способ сделать людей добрее.

Учебная информация

Учитель предлагает ученикам прочитать учебную информацию в рубрике «Узнаем новое», которая может служить обобщением всему сказанному в ходе урока. Важно подчеркнуть мысль о том, что доброта украшает человека, делает его открытым и чутким.

Добро - это все хорошее и полезное. Добро - это добрые поступки человека.

Цитата урока

Учитель переходит к рубрике учебника «Мудрые слова». Прочитать пословицу может один из учеников.

Добрые дела сердце греют.

(Казахская пословица )

Можно предложить вопрос:

•  Как вы понимаете эти мудрые слова?

Размышления учащихся над сутью данной пословицы важно направить на понимание и принятие к руководству идеи о том, что Добрые дела никогда не забываются.

Упражнение

В завершение урока предлагается выполнить задание 2 в тетради. По его результатам можно будет судить об уровне усвоения темы учениками.

Представьте, что добро-это яркое солнышко. Что можно написать на его лучах?

Резюме

Подводя итоги урока, учитель предлагает прочитать и запомнить «Добрые советы». Осмысливая их, учащиеся поймут значимость добра для каждого человека.

Ребята!

•        Совершайте хорошие поступки.

•        Будьте добры к себе, людям и природе.

•        Цените доброе отношение к вам

Наше творчество

Для завершения урока предлагается выполнить творческое задание, в котором воплотятся образные представления учащихся о добре.

Сделайте оригами «Кораблик» для путешествия по реке добра. Как вы назовете свой кораблик? Почему?

Последовательность действий, озвучиваемая учителем:

1.        Нужен лист бумаги прямоугольной формы. Согните его
пополам.

2.        Со стороны линии сгиба загните уголки с обеих сторон.

  1.      Снизу один лист согните вверх и подверните уголки на другую сторону. Теперь переверните изделие, еще раз согните нижнюю часть и подверните уголки на другую сторону.
  2.     Раскройте треугольник и сложите его в другом направлении, чтобы получился ромб.

5.        Несвязанные уголки ромба согните к вершине.

6.        Вновь переложите фигуру так, чтобы из треугольника получился ромб.

7.        Несвязанные уголки ромба согните к вершине.

8.        Между согнутыми уголками - вершина из треугольников.
Растяните эти треугольники в стороны.

Кораблик готов!

От сердца к сердцу

Пригласив учащихся в круг, учитель предлагает исполнить песню «Доброта». Учитель может пояснить, что доброта присуща человеку, делающему добро.

Доброта

Сл. Аркадия Хаита, Муз. Бориса Савельева

Позабудем все, что было.

 Я давно сказать хотел,

Что на драку жалко тратить силы,

Нам она нужна для добрых дел.

Ярко солнце светит,

Щебечет воробей.

Добрым жить на белом свете веселей.

 Я не трус, признаюсь честно,

 Просто я считаю так:

На земле прекрасной нету места

Для недобрых и для забияк.

Ярко солнце светит,

Щебечет воробей.

Добрым жить на белом свете веселей.



Предварительный просмотр:

Добрый доктор

Добрый учитель

Добрый фармацевт

Добрый повар

Добрый садовод

Добрый писатель

Добрый строитель

Добрый папа

Добрая мама

Добрый внук

Чтение

Учитель рекомендует прослушать письмо-рассуждение. Осмысление этого текста поможет учащимся уточнить смысл понятия «добро». При обсуждении содержания письма по вопросам важно объяснить учащимся, что автор имел в виду, говоря: добру надо учиться всю жизнь. В жизни каждого человека встречаются моменты, когда нужно проявить добро, это становится правилом. Если человек совершит добро не задумываясь, значит, такой урок для него пройден, и ни поднимается на ступень выше.

Лев Толстой

Письмо семилетнему мальчику Захару Шевцову

(Отрывок)

Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь учиться изо всех сия тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минута пойми, что тебе надо быть добрым.

Анализ произведения проводится по вопросам:

  • Как вы думаете, почему учиться добру нужно бесконечно?
  • Что произойдет, если не будет добра?

Василий Сухомлинский Обыкновенный человек

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

  • Что это за человек? - спросил внук деда.
  • И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

  • А это что за человек? - спросил внук.
  •  Обыкновенный человек, - ответил дед.

 Анализ произведения проводится по вопросам:

  • Про кого из проезжающих дед сказал: «Это не человек». Почему?
  • Почему третьего путника дед назвал обыкновенным человеком? Обсуждение вопросов к тексту подводит учащихся к выводу о том,

что главным в человеке является его духовная суть.

Учебная информация

Учитель предлагает ученикам прочитать учебную информацию а рубрике «Узнаем новое», которая может служить обобщением всему сказанному в ходе урока. Важно подчеркнуть мысль о том, что доброта украшает человека, делает его открытым и чутким.

Добро - это все хорошее и полезное. Добро - это добрые поступки человека.

Цитата урока

Учитель переходит к рубрике учебника «Мудрые слова». Прочитать пословицу может один из учеников.

Добрые дела сердце греют.

(Казахская пословица )

Можно предложить вопрос:

•  Как вы понимаете эти мудрые слова?

Размышления учащихся над сутью данной пословицы важно ни править на понимание и принятие к руководству идеи о том, что Добрые дела никогда не забываются.

Наше творчество

Для завершения урока предлагается выполнить творческое задание, в котором воплотятся образные представления учащихся о добре.

Сделайте оригами «Кораблик» для путешествия по реке добра. Как вы назовете свой кораблик? Почему?

Последовательность действий, озвучиваемая учителем:

1.        Нужен лист бумаги прямоугольной формы. Согните его
пополам.

2.        Со стороны линии сгиба загните уголки с обеих сторон.

  1.      Снизу один лист согните вверх и подверните уголки на другую сторону. Теперь переверните изделие, еще раз согните нижнюю часть и подверните уголки на другую сторону.
  2.     Раскройте треугольник и сложите его в другом направлении, чтобы получился ромб.

5.        Несвязанные уголки ромба согните к вершине.

6.        Вновь переложите фигуру так, чтобы из треугольника получился ромб.

7.        Несвязанные уголки ромба согните к вершине.

8.        Между согнутыми уголками - вершина из треугольников.
Растяните эти треугольники в стороны.

Кораблик готов!

От сердца к сердцу

Пригласив учащихся в круг, учитель предлагает исполнить песню «Доброта». Учитель может пояснить, что доброта присуща человеку, делающему добро.

Доброта

Сл. Аркадия Хаита, Муз. Бориса Савельева

Позабудем все, что было.

 Я давно сказать хотел,

Что на драку жалко тратить силы,

Нам она нужна для добрых дел.

Ярко солнце светит,

Щебечет воробей.

Добрым жить на белом свете веселей.

 Я не трус, признаюсь честно,

 Просто я считаю так:

На земле прекрасной нету места

Для недобрых и для забияк.

Ярко солнце светит,

Щебечет воробей.

Добрым жить на белом свете веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...