Активное обучение по методу CASE STUDY
статья (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
case_study.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
CASE STUDY - как активный метод обучения
Центральная задача в профессионально-личностном развитии студентов- формирование у них культуры профессионального мышления. В нашем понимании, культура мышления современного специалиста включает в себя: практичность мышления; ориентация его на решение различных профессиональных задач; творческий характер мышления; вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность мышления; диалектическая мышления; логичность и конкретность мышления; владение важнейшими мыслительными операциями; ориентацию в мышлении на диалог с другими людьми, понимание и уважение других мнений и точек зрения.
Для формирования у студентов культуры профессионального мышления важную роль играют активные методы обучения.
В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия студента в учебном процессе, ориентированный на поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем. Для этого необходимо, чтобы учебный процесс был имитацией той среде, в которой предстоит трудиться студентом в будущем, а также обеспечивать формирование у студента способностей решать практические задачи, изменять и улучшать тот предметный мир, в котором они живут и трудятся.
В последнее время в системе образования широкое распространение получили активные методы обучения, среди них: метод проектов, компьютерная моделирование, деловые игры и.т.д. Наименее изученным и используемым является метод Кейс-стади (Case study) несмотря на то, что он очень популярен на западе. Метод кейс-стади появился в школе права Гарвардского университета в Америке в 1870 году, а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. В последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, экологии, информатики и других наук.
В основе метода Кейс-стади лежит принцип ситуационного обучения. Идеи и технологии этого метода довольно просты. Во-первых, задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Во-вторых, цель образования здесь переносится не на овладении готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. В этом принципиальное отличие кейс-метода от традиционных, студент по сути дела, равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. В- третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. В- четвертых, простая технология метода. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, прошедшей в реальной жизни, и отражает тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Это модель представляет собой текст объемом нескольких страниц, который и называют «кейсом» (от английского case-«случай»). Студенты предварительно читают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. В- пятых, достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. В- шестых, хорошо организованное обсуждение Кейса напоминает театральный спектакль.
Кейс-метод-это техника обучения, использующая описание реальных проблемных ситуаций. Под Кейсом понимается письменное описание какой- либо конкретной реальной ситуации в заданной области знаний или сфера деятельности. Студентом просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод выступает - как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими, который являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. По отношению к другим технологиям обучения Кейс- метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания классификации, дискуссии, игровые методы, и др.
Технология использования Кейс-метода включает два этапа. Первый этап, представляет собой сложную творческую работу по созданию Кейса и вопросов дел его анализа. Она включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя и осуществляется за пределами аудитории. Второй этап, включает в себя деятельность преподавателя, где он вступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинают дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Кейс, как правило, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц, видео и аудио презентаций делает его более наглядным для студентов.
Кейсы, используемые в процессе обучения, могут быть выражены многими способами. Они могут быть достаточно длинными и краткими. В любом случае, их цель должен оставаться прежней, послужить поводом для студентов, прийти к каким либо умозаключением, исходя из изложенных в исследовании фактов, которые ведут к решениям и могут распространяться на реальные ситуации, возникающие у студентов на их местах работы.
Кейс, как конкретная ситуация, объединяет знание и практику, требует от студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. Поэтому хорошо подготовленный Кейс мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.
Чем отличается Кейс от задач и упражнений? Задачи обеспечивают материал дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью Кейсов помогают студентом приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Кейсы можно использовать на различных этапах обучения и для различных целей. Использование Кейс-метода в процессе обучения основывается на двух методах: открытая дискуссия и индивидуальный или групповой опрос. В ходе опроса, студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного Кейса, свои решения и рекомендации. Данный метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их чётко выражать свои мысли. В открытой дискуссии организация и контроль участников более сложен. Руководя дискуссией, преподаватель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого студента. Преподаватель может закончить дискуссию, очертив контур найденного группой решения.
Кейсы можно использовать не только на стадии обучения студентов, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Кейс-экзамен проводится с предварительной подготовкой или без предварительной подготовкой. В кейс-экзамена с предварительной подготовкой студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Также можно предложить студентам кейс прямо на экзамен, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым.
Каким должен быть Кейс–обучение? Кейс обучение или учебная ситуация специально готовится для целей обучения. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других целей, должно создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу, в процессе обсуждения. Кейс должен соответствовать определенному учебному курсу или программу, в рамках которого рассматривается.
Кейс метод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Метод анализа ситуаций, сегодня становится одним из доминирующих при подготовке будущих специалистов, так как позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт студентов, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументировано высказывать свою.
Кейс обучение–анализ ситуаций, открывающий двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый преподаватель, который немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по старому, не вернется методу традиционного обучения, ибо произойдет обновление мироощущения интеллекта и ценностей преподавателя.
Case study –как активный метод обучения формирует у студентов особое качество - независимость суждений, решений от какого либо мнения, критический подход к ситуациям и методическим рекомендациям в практической деятельности. Воспитывает также важное качество - гибкость мышления.
Литература:
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М.,1990
2. Решетников П.Е.Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Владос.-М., 2000
3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. -М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и теория метода case-study
Материал содержит теоретические основы метода обучения....
Статья на тему: Метод «Case Study» на уроке английского языка.
Применение метода "кейс стади" на уроках английского языка"....
Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников
Рядом факторов приоритетность и актуальность развития коммуникативных компетенций у современных школьников...
Метод обучения Case study
Метод обучения Case study...
Методический семинар «Метод case-study (технология коллективного взаимодействия) Фишки групповой работы»
Кейс-метод направлен на решение практических задач, приближённых к жизненным ситуациям, позволяет отработать навыки работы в группе....
Case-study как метод проблемного обучения школьников
Статья посвящена раскрытию метода case-study как метода проблемного обучения, анализу классификации и структуры кейсов, который позволит определить особенности кейсов и выбор вида в зависимости от цел...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...