"Русские богатыри" классный час во 2 классе
классный час по теме
Во внеурочной деятельности младшим школьникам необходима свобода действий. В совместной подготовке к праздникам проявляется интерес детей к познанию нового, происходит развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_bogatyri.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Олейникова А.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 62 г. Краснодара
Р у с с к и е б о г а т ы р и
( Классный час посвящен 23 февраля)
Цели:
- познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»;
- учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;
- воспитывать интерес к живописи;
- создать условия для воспитания чувств патриотизма, гордости за свой народ;
- развития чувства ответственности, коллективизма и сплоченности.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- слайды по картине В.М.Васнецова «Богатыри»;
- диск с записью Богатырская сила// Гимн солнцу: Группа Стаса Намина М.:Мелодия;
- книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет».
Предшествующая работа:
-знакомство с творчеством В.М.Васнецова («Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке»);
- чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.
Эпиграф к уроку
…Я всегда только и жил Русью
В.М.Васнецов
Учитель: - Как, ребята, вы понимаете Слова В.М.Васнецова?
- Прочитайте название книжной выставки. Как вы поняли эти слова? - Ребята, кто читал книги, которые стоят на выставке? О чем они? - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Ведущий 1. - Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. И откуда русские люди берут силу великую?
Ведущий 2. – Говорят, она досталась нам от предков – русских богатырей.
(Звучит музыка Группа Стаса Намина «Богатырская сила» Дети рассматривают картину В.М.Васнецова «Богатыри»)
Учитель:
- Перед нами картина В.М.Васнецова «Богатыри». Художник работал над картиной почти 20 лет.
Богатыри: Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого? Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких елочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
Ведущий 1. А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам
По нашей земле!
Не топтать их конями
Землю Русскую!
Не затмить им солнце
Наше красное!
Век стоит Русь –
Не шатается!
И века простоит –
Не шелохнется!
Учитель:
- Сегодня мы с вами поговорим о русских богатырях – славных защитниках родной земли.
Ведущий 2.
В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один – единственный сын. Звали его Алеша, прозывали по отцу Поповичем.
Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть. Из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алеша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял.
Вот подрос Алеша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копье острое да лук со стрелами.
Напал на землю русскую злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень. Между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь – как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит.
Алеша Попович хитростью одолел Тугарина.
Ведущий 1.
Жила – была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын – богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит , и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит.
Напал на землю русскую Змей Горыныч, страшный змей о трёх головах, о семи когтях, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят. И пошёл тут жестокий бой, который длился три дня и три ночи. Добрыня бил, бил Змея плеткой шелковой, укротил, как скотину, и отрубил все головы.
Отдохнул Добрыня Никитич, вымылся, почистил доспехи богатырские и пошёл к пещерам змеиным. Все пещеры медными дверями затворены, железными засовами заперты, тяжелыми замками увешаны. Разбил Добрыня медные двери, сорвал замки и засовы, зашёл в первую пещеру. А там людей несметное число с сорока земель, с сорока стран, в два дня не сосчитать.
Стали выходить они на волю, до земли Добрыне кланяться. А Добрыня дальше идёт, пещеру за пещерой открывает, пленных людей освобождает.
Учитель:
В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом вышел Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям – дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Вылечили Илью калики перехожие, наградили его силушкой богатырской и наказали: «Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек»
Ведущий 2.
И поехал Илья к Киеву, Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. А в Чернигове плачь, да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: обложили город татары. Три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. Разгорелось у Ильи сердце. Вырвал из земли зелёный дуб с кореньями да каменьями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать и доскакал Илья до трех царевичей, ухватил их за желтые кудри и говорит им такие слова: «Эх вы, татары-царевичи! Головы с вас снять – чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь-ка вы по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают»
Учитель: - Кого вы видите на картине? (Трех богатырей)
- Кто эти богатыри?
- Как они одеты? (Шлем,…сапоги сафьяновые…)
- Какие у них кони? (Сильные. На вороном – Илья, гнедой масти – Алеша, на светло-сером – Добрыня).
- Где остановились всадники, что они делают? (На границе русской земли…)
- Как они всматриваются вдаль? Почему? (Зорко…)
- В каком состоянии их оружие? (Наготове)
- Какие детали картины подтверждают это? (Вынимаемый из ножен меч, наложенная на лук стрела)
- Как выглядит окружающая богатырей природа?
Ведущий 2.
Рассказали мы
Про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались.
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет
Слава русская!
Ведущий 1.
- Интересно, а наших мальчишек можно назвать богатырями?
Ведущий 2.
– Давай проверим.
Мальчики делятся на две команды и соревнуются.
Конкурсы:
- «На все руки мастер»
Необходимо как можно быстрее пришить пуговицу, забить гвоздь и очистить картофелину.
- «Меткий стрелок»
Для конкурса необходимо приготовит мишень и дротики (или пистолет с присосками). Каждому участнику даётся три попытки. Побеждают те, кто набрал наибольшее количество очков.
- «Бойцовые петухи»
На полу очерчивается круг диаметром 1 метр. Двум участникам завязывают сзади руки. Прыгая на одной ноге, игрок должен вытолкнуть соперника за границу круга или лишить его равновесия так, чтобы он встал на обе ноги.
4 «Зоркое око»
Показать картину В.М.Васнецова «Богатыри» и убрать.
Командам задаются по 3 вопроса.
- В какой руке у Ильи Муромца булатная палица? (правой)
- Что вынимает из ножен Добрыня Никитич? (меч)
- Что изображено справа от Алеши Поповича? (Илья Муромец, конь…)
- В какой руке у Ильи Муромца копье? (левой)
- Что в руках у Алеши Поповича? (лук со стрелами)
- Что изображено справа от Ильи Муромца ( конь, Добрыня…)
5 «Богатырская смекалка»
Командам задаются по 4 вопроса
- Головной убор богатыря? (шлем)
- Оружие оборонительного значения для защиты тела? (щит)
- Рубящее холодное оружие богатыря? (меч)
- Оружие, состоящее из рукоятки и круглой ударной части? (булава)
- Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)
- Быстрострельное оружие на дальность? (лук)
- Колющее оружие на длинном древке? (копье)
- Музыкальный инструмент, притороченный к богатырскому коню? (гусли)
Учитель: - Вот подошла к концу наша встреча (Награждение команд). Все мальчики, будущие наши защитники, показали себя ловкими, умелыми, смелыми. Сегодня мы вспомнили былинных героев, от которых по преданию пошла сила русского народа. Эти герои сражались, защищая русскую землю и, конечно, они достойны, чтобы мы еще раз вспомнили о них и хранили память, преумножая славу Русскую.
Литература для выставки:
- «Святые земли Русской» Изд. М., журнал «Детская энциклопедия» № 9, 2009г.
- «Древняя Русь» Изд.М., журнал «Детская энциклопедия» № 2, 2011г.
- «Былины» Сказания о богатырях земли Руссой. Изд.М., «Самовар», 2007г.
- «Богатырская застава». Девять былин. М.,Изд. «Детская литература»,1975г.
- Т.Ю.Круглов «Былины» М., «Просвещение», 1985г.
- Русский фольклор. М., Худ.лит., 1985г.
- «Былины», М., МНПП «Ангстрем», 1991 г.
- Репродукция картины в.М.Васнецова «Богатыри» и другие картины, изображающие величие силы народной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...