Урок по дисциплине «Инженерная геодезия» 3-й курс специальность 120701 «Землеустройство»
план-конспект занятия по теме
Цель: научить учащихся построению координатной сетки по линейке Дробышева; построению плана землеустройства (землепользования) по координатам; нанесению внутренней ситуации различными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inzh_geod.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по дисциплине «Инженерная геодезия»
3-й курс специальность 120701 «Землеустройство»
(Игнатьева А.О. преподаватель спец.дисциплин)
Инструкционная карта для выполнения практической работы № 1.
Тема: «Подготовка плановой основы для составления проектов внутрихозяйственного землеустройства».
Цель: научить учащихся построению координатной сетки по линейке Дробышева; построению плана землеустройства (землепользования) по координатам; нанесению внутренней ситуации различными способами.
Оборудование: линейка Дробышева, карандаш, линейка, ластик, лист чертежной бумаги формата А1, циркуль-измеритель, масштабная линейка, транспортир.
Исходные данные: координаты вершин границ землепользования, абрисы теодолитной съёмки.
Задание 1. На листе чертежной бумаги А1 с помощью линейки Дробышева построить сетку квадратов со сторонами 10 см.
Порядок выполнения:
Координатная сетка необходима для повышения точности построения плана, удобства пользования им при проектировании и перенесении проекта в натуру, а также при нанесении точек на план по координатам. Стороны квадратов координатной сетки принимают равными 10 см (для масштаба 1:25 000 — 8 см).
От точности построения координатной сетки зависит точность планa. Для построения взаимно перпендикулярных линий координатной сетки нельзя применять даже проверенный прямоугольный треугольник.
Для построения координатной сетки большого размера (например, 30х40 см, 50x50 см и более) целесообразно использовать линейку Дробышева. Линейка Дробышева металлическая (рис. 1, а), имеет скошенный край. Через каждые 10 см в ней расположены вырезы, которые имеют скошенные края по дуге окружности. Радиусы окружностей соответствуют расстоянию от нуль-пункта до данного выреза. Построение координатной сетки при помощи линейки Дробышева основано на свойстве прямоугольного треугольника (теореме Пифагора): в равнобедренном прямоугольном треугольнике с катетом 50 см гипотенуза равна 70,711 см. Именно такую длину имеет линейка Дробышева от нуль-пункта до окончания закругленного края. Можно строить координатную сетку, используя катеты прямоугольного треугольника в 30 и 40 см. В этом случае гипотенуза будет равна 50 см. Для нанесения на лист чертежной бумаги координатной сетки при помощи линейки Дробышева необходимо соблюдать следующий порядок (рис. 1,6). Начинают построение с проведения первой горизонтальной линии в нижней части листа по скошенному краю линейки» твердым, хорошо заточенным карандашом (3Т, 4Т). На этой линии по скошенным краям вырезов делаются короткие засечки (1-й прием). Затем линейку устанавливают приблизительно перпендикулярно, совмещая штрих на вырезе линейки с последней засечкой размеченной линии, и вновь по вырезам делают засечки (2-й прием).
В третьем приеме совмещают штрих первого выреза линейки с первой засечкой, полученной при 1-м приеме, а последним вырезом пересекают последнюю засечку, полученную при 2-м приеме.
В результате получают первый прямоугольный треугольник. Второй прямоугольный треугольник строится аналогично первому. Эти треугольники имеют общую гипотенузу. В итоге построений получают квадрат (приемы 4, 5, 6-й), стороны которого размечены через 10 см. Соединяют точки, расположенные на противоположных сторонах квадрата (прямоугольника) и получают сетку прямоугольных координат. Правильность построения сетки проверяют по диагоналям. В случае правильного построения сетки линейка будет проходить через вершины квадратов.
После построения координатной сетки ее проверяют также при помощи контрольного метра, представляющего линейку таврового сечения, на скошенном крае которого нанесена штриховая шкала с шагом 0,2 мм. Для отсчета делений вдоль линейки имеются передвигающиеся лупы. При контроле проверяют все стороны квадратов сетки и все диагонали. Если расхождение относительно точных размеров сторон квадратов и диагоналей превышают 0,2 мм, то координатная сетка должна быть построена заново.
Рис.1 Линейка Дробышева (а) и построение координатной сетки с её помощью (б).
Задание 2. По координатам (приложение 1) нанести вершины границ землепользования.
Порядок выполнения:
Оформление начинают с оцифрования координатной сетки, т. е. устанавливают начало координат. Сетку подписывают с таким расчетом, чтобы весь план землепользования поместился симметрично относительно краев листа бумаги. Расчеты по такому размещению плана землепользования на листе бумаги состоят из двух основных частей:
расчет размеров плана землепользования и определение размеров листа бумаги, на котором он будет строиться;
расчет для размещения координатной сетки на листе бумаги.
Для получения размеров плана землепользования и листа бумаги для его построения необходимы координаты вершин землепользования. По координатам крайних северной и южной точек землепользования получают его протяженность с севера на юг как разность наибольшей и наименьшей абсцисс. Разность наибольшей и наименьшей ординат крайних западной и восточной точек дает протяженность землепользования с запада на восток. Если значения координат крайних точек по направлениям север—юг и запад—восток имеют разные знаки, то при вычислениях необходимо пользоваться правилом алгебраического сложения. Например, значения максимальной и минимальной абсцисс соответственно равны —187,90 м и —1.156,26 м. В этом случае протяженность землепользования с севера на юг составит величину: Хтах—Хmin = —187,90 — (—1156,26 м) =968,36 м.
Для получения размера землепользования на плане полученную величину надо разделить на знаменатель масштаба. Например, план составляется в масштабе 1 :5000, т. е. 1 см на плане соответствует 50 м горизонтального проложения местности. В этом случае размер плана с севера на юг составит 19,4 см.
Таким же способом выполняются вычисления и для определения протяженности плана с запада на восток.
При определении размеров листа бумаги необходимо учитывать, что, кроме плана землепользования, на нем должны быть размещены различные надписи, таблицы и др. Для того, чтобы их можно было разместить, к полученным размерам плана прибавляют примерно по 8—10 см.
В большинстве случаев размер листа увеличивают преимущественно по направлению север — юг, т. е. его вертикальную сторону. В общем случае вертикальный размер листа бумаги больше размера плана землепользования примерно на 20 см, а горизонтальный — примерно на 16 см.
На построенную координатную сетку наносят вершины границ землепользования по координатам, пользуясь ведомостью координат. Сначала по значениям координат и их знакам определяют квадрат, в котором должна находиться соответствующая вершина. Затем по сторонам квадратов откладывают значения абсцисс и ординат с помощью масштабной линейки и циркуля-измерителя. Причем, откладывают не полные значения координат, а их разности, кратные длине стороны квадрата. Через полученные на сторонах квадрата точки проводят линии параллельно осям координат. Пересечение этих линий дает положение искомой точки полигона. Во избежание ошибок из-за неправильного откладывания циркулем-измерителем расстояний по масштабной линейке обязательно выполняется контроль. По стороне квадрата сетки откладывают два расстояния: первое — от одной вершины, второе — от другой вершины. В сумме эти два расстояния равны длине стороны квадрата сетки. Если эти два отложенных расстояния дают одну и ту же точку, то ее накалывают и обводят кружком диаметром 1,5—2,0 мм.
Выполняя указанные действия, на план наносят точку 1 полигона. Таким же образом наносят точку 2. Правильность построения контролируется горизонтальным проложением линии 1—2, которое берут в раствор циркуля-измерителя по масштабной линейке и сравнивают его с расстоянием между точками 1 и 2 на плане. Расхождение не должно превышать 0,2 мм.
В таком же порядке наносят на план все остальные точки, контролируя их положение.
Задание 3. Пользуясь абрисами теодолитной съёмки (приложение 2), нанести контуры внутренней ситуации.
Порядок выполнения:
В зависимости от способа съемки контуров ситуации применяют соответствующие способы их нанесения на план. Материалами для нанесения ситуации служат полевые журналы и абрисы.
Контуры, снятые по способу обхода (проложением теодолитного хода внутри полигона), наносят на план либо по координатам, либо по румбам. При построении углов хода, измеренных хордами, надо сохранить ту точность, с которой эти хорды были измерены. Например, при измерении хорды с ошибкой 3 см и при ее длине 10 м угол поворота будет измерен с ошибкой примерно 10'. Относительная погрешность измерения составит 1/333. Точность отложения измерителем по масштабной линейке равна 0,1 мм на плане.
Для того, чтобы сохранить величину относительной погрешности, при построении на плане от вершины угла необходимо откладывать расстояние, определяемое из соотношения: 0,1 мм/d = 1/333, откуда d = 33 мм = 3,3 см.
Следовательно, расстояния меньше 3,3 см при построении угла хордами на плане откладывать нельзя. Для уменьшения ошибок в построении угла рекомендуется в несколько раз увеличить величину отложения линий, чтобы отношение длины линии на местности и плане выражалось круглым числом.
Для нанесения на план контуров ситуации, снятых по способу прямоугольных координат, используют линейку, треугольник, циркуль-измеритель и масштабную линейку. Треугольником пользуются для построения перпендикуляров. Расстояния до оснований перпендикуляров и длины перпендикуляров можно определять при помощи линейного масштаба.
Точки контуров ситуации, снятые полярным способом, наносят на план при помощи транспортира и циркуля-измерителя. Для нанесения точек при помощи транспортира совмещают его центр с точкой, на которой выполнялась съемка полярным способом. Нулевой диаметр транспортира устанавливают по начальному направлению, т. е. по линии полигона, от направления которой начинался отсчет полярных углов. Затем по дуге транспортира отсчитывают величины углов. Соединяют полюс с отмеченными точками тонкими прямыми линиями и откладывают расстояния от полюса до снятых точек в соответствии с абрисом.
Для нанесения на план точек, снятых по способу засечек, используют транспортир. При помощи транспортира на концах линии (базиса) строят соответствующие величины углов. В точке пересечения лучей на плане получают снятую точку.
В процессе нанесения точек на план каждую последующую точку данного контура соединяют прямой линией с предыдущей согласно абрису. При этом внимательно изучают абрис, чтобы не пропустить точки. Точки хода соединяют остро заточенным твердым карандашом 2Т—ЗТ сплошными или пунктирными линиями в соответствии с условными знаками для данного масштаба топографических съемок.
При любых построениях планов в карандаше необходимо помнить, что карандашная работа является вспомогательной, подготовительной для окончательного оформления тушью и красками. Поэтому качество построения плана карандашом во многом определяет качество всей работы в целом.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: С.Д.Дубов, А.Н.Поляков «Геодезия» стр. 60-63, 130-132; С.Д.Дубов, А.Н.Поляков «Практикум по геодезии» стр.116-118; М.В.Федорченко, В.П.Раклов «Землеустроительное черчение» стр. 94-103.
Вопросы для зачёта:
- Правила построения сетки координат. Контроль за построением.
- Как построить сетку координат при помощи линейки Дробышева?
- Расскажите о порядке нанесения на план координат?
- Как проверить правильность построения плана по координатам?
5. Назовите способы нанесения внутренней ситуации на план.
Приложение 1
ВЫПИСКА
ИЗ ВЕДОМОСТИ КООРДИНАТ ТЕОДОЛИТНЫХ ХОДОВ,
ПРОЛОЖЕННЫХ ПРИ СЪЁМКЕ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬ ТОО "МИР".
№ точек | Увязанные углы | Дирекционные углы | Горизонтальные проло-жения | Координаты | |
X | Y | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
1. | 2400.0 | 2700.0 | |||
179°56' | 1186.6 | ||||
2. | 180°19' | 1213.4 | 2701.4 | ||
179°37' | 879.6 | ||||
3. | 101°52' | 333.8 | 2707.3 | ||
257°45' | 1570.8 | ||||
4. | 83°27' | 0.5 | 1172.3 | ||
354°18' | 574.2 | ||||
5. | 210°58' | 571.9 | 1115.3 | ||
323°20' | 1167.8 | ||||
6. | 129°06' | 1508.6 | 417.9 | ||
14°14' | 1337.7 | ||||
7. | 80°48' | 2805.2 | 746.9 | ||
113°26' | 767.3 | ||||
8. | 191°48' | 2500.1 | 1450.9 | ||
101°38' | 524.3 | ||||
9. | 192°04' | 2394.4 | 1964.4 | ||
89°34' | 735.6 | ||||
1. | 89°38' | 24000 | 2700.0 | ||
22. | 2557.8 | 1452.5 | |||
293°55' | 745.3 | ||||
12. | 180°00' | 2860.0 | 771.2 | ||
293°55' | 804.7 | ||||
13. | 107°39' | 3186.2 | 35.6 | ||
6°16' | 1006.2 | ||||
14 | 156°29' | 4186.4 | 145.3 | ||
29°47' | 934.0 | ||||
15. | 109°39' | 4997.0 | 609.2 | ||
100°08' | 998.9 | ||||
16. | 178°16' | 4821.3 | 1592.5 | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
101°52' | 1184.0 | ||||
17. | 167°48' | 4577.8 | 2751.2 | ||
114°04' | 676.1 | ||||
18. | 124°38' | 4302.1 | 3368.5 | ||
169°26' | 1041.3 | ||||
19. | 140°43' | 3278.5 | 3559.5 | ||
208°43' | 929.7 | ||||
20. | 119°09' | 2463.1 | 3112.9 | ||
2б9°34' | 1159.1 | ||||
21. | 167°54' | 2454.3 | 1953.8 | ||
281°40' | 511.9 | ||||
22. | 177°45' | 2557.8 | 1452.5 | ||
8. | |||||
101°38' | |||||
9. | 111°20' | 2394.4 | 1964.4 | ||
170°18' | 918.7 | ||||
10. | 92°33' | 1488.8 | 2119.2 | ||
257°45' | 476.6 | ||||
11. | 88°04' | 1387.7 | 1653.4 | ||
349°4 ' | 1130.7 | ||||
8. | 68°03' | 2500.1 | 1450.9 | ||
21. | |||||
281°40' | |||||
22. | 90°23' | 2557.8 | 1452.5 | ||
11°17' | 576.9 | ||||
23. | 89°35' | 3123.5 | 1565.4 | ||
101°42' | 189.1 | ||||
24. | 133°32' | 3085.2 | 1750.6 | ||
148°10' | 81.9 | ||||
25. | 228°04' | 3015.0 | 1793.8 | ||
100°06' | 216.2 | ||||
26. | 94°20' | 2977.7 | 2006.6 | ||
185°46' | 526.1 | ||||
21. | 84°06' | 2454.3 | 1953.8 |
Приложение 2
АБРИСЫ ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЁМКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по дисциплине "Математика" для студентов 2 курса специальности 060501 Сестринское дело
Материал содержит вопросы по применению математики в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала...
Презентация "Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
"Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины:Физическая культура для 1 курса специальности:13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" 2016
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ...
Методическая разработка теоретического занятия по общеобразовательной дисциплине Математика для студентов первого курса специальностей сестринское дело и лабораторная диагностика
Пояснительная записка. "Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойств...
Календарно-тематическое планирование на 1 семестр по учебной дисциплине "Химия" для обучающихся 1 курса, специальность "Сестринское дело"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН На 1 семестр 2018 - 2019 учебного года, курс 1 специальности "Сестринское дело"по по дисциплине ОДП. 18 &laq...
Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"
Рабочая программа по дисциплине Биология для обучающихся 1 курса специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"...
Тесты для проведения промежуточной аттестации по дисциплине"Экономика" для студентов 1 курса специальности Право и ОСО
Тесты по дисциплине "Экономика"...