Этиология нарушения чтения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах возникновения болезней 3 % « Дислексия» - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера
Ч Т Е Н И Е зрительный анализатор речедвигательный анализатор речеслуховой анализатор
- овладение звукобуквенными обозначениями - послоговое чтение - становление синтетических приемов чтения - синтетическое чтение С Т У П Е Н И формирования навыков чтения А Б В
Основные приёмы овладения навыком чтения формирование устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико- грамматического строя развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, синтеза и мнезиса.
М.Лами, К. Лонай отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения Рейнхольд отмечает наследие незрелости головного мозга в его отдельных зонах
ПРИЧИНЫ нарушения чтения ОРГАНИЧЕСКОГО характера ФУНКЦИОНАЛЬНОГО характера внутренние факторы внешние факторы длительное соматическое заболевание неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов ОРГАНИЧЕСКИМИ повреждениями зон головного мозга
ОСОБЕННОСТИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ частое сочетание с психическим ифантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные структуры интеллекта, отмечается недоразвитие тех или иных сукцессивных и симультанных процессов, нарушение кратковременной речеслуховой памяти и т. д Недостаток: - внимания - памяти - зрительного гнозиса - сукцессивных и симультанных процессов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Дислексия и нарушения пространственных представлений трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, в определении правого, левого, верха, низа неточность в определении формы, величины несформированность оптико – пространственных представлений в рисовании при составлении целого из частей при конструировании в неспособности воспроизведения заданной формы задержка в дифференциации правой и левой частей тела латерализация или её нарушение (левшество, смешанная доминанта)
Дислексия и нарушения устной речи нарушения звукопроизношения бедность словаря неточность употребления слов неправильное оформление своей речи не произносят сложные фразы, ограничиваются короткими предложениями часто встречаются нарушения связной речи неусвоение букв не различают звуки на слух недостаточное развитие фонематического восприятия отсутствует направленность на морфологический анализ слов Нарушение устной речи и чтения - это результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, соотнесение со смыслом
МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ несформированность сенсомоторных операций (зрительно -пространственный анализ букв и их сочетаний в слове несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом)
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ категории: проявления степень выраженности нарушений чтения (Р.Беккер) нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О.А.Токарева) нарушение тех или иных психических функций ( Хватцев М.Е.) учет операций процесса чтения(Р.И.Лалаева) ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ литеральная вербальная
недо- развитие звукослогового синтеза Недифференциро-ванность представ-лений о синтакси-ческих связях слов в предложении СЕМАНТИЧЕСКАЯ недоразвитие дифференциации фонем ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ недоразвитие фонематического анализа Упрощение Неправильное пространственное расположение Недо- развитие грамматических обобщений АГРАММАТИЧЕСКАЯ ОПТИЧЕСКАЯ Неустойчивость зрительного восприятия и представлений МНЕСТИЧЕСКАЯ Наблюдается у слепых детей ТАКТИЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ
СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ Нарушения чтения часто сопровождаются неречевыми расстройствами, которые не включаются в симптоматику дислексии, представляя собой патологические механизмы (нарушения пространственных представлений)
ОШИБКИ ПРИ ДИСЛЕКСИИ ЗАМЕНА И СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ ИСКАЖЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НАРУШЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО АГРАММАТИЗМЫ ПРИ ЧТЕНИИ
ВЛИЯНИЕ ДИСЛЕКСИИ на формирование личности ребёнка Неуверенность в себе Робость Тревожная мнительность Озлобленность Агрессивность Склонность к негативным реакциям
У С П Е Х О В В Р А Б О Т Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по теме: Работа над речью и по нарушению чтения и письма
Про себя и про ребят...
«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».
Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с...
Методы обследования нарушений чтения и письма у детей
Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями
Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...