Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
материал (11 класс) по теме

Кустова Валентина Ивановна

Данная рабочая тетрадь предусмотрена для проведения практических занятий по анатомии животных для СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_po_anatomii.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Правила техники безопасности

при обследовании сельскохозяйственных животных

  1. Работать в спецодежде (халат, колпак или косынка).
  2. Выполнять указания преподавателя быстро и четко.
  3. Соблюдать существующий на ферме распорядок.
  4. Не включать и выключать без разрешения рубильник или другие приборы.
  5. Не загораживать рабочее место предметами, не относящимися к работе.
  6. Общаться с животными ласково и спокойно, но подходить смело и решительно.
  7. Обследование животного проводить после его фиксации (за рога, сдавливая носовую перегородку).
  8. К крупному рогатому скоту подходить сбоку и сзади, положить руку в области холки проводить, не отрывая ладонь от кожи, в нужном направлении.
  9. При обследовании лошадей их необходимо окликнуть, подходить сзади и сбоку, осторожно поглаживая шею, решительно взять за недоуздок, а при необходимости взять за ухо. Неспокойным животным накладывают закрутку на ухо или верхнюю губу.
  10. При обследовании  крупных свиней держат их за уши или привязывают веревкой к столбу.
  11. После окончания занятия привести в порядок рабочее место.

Техника безопасности при работе с трупным материалом.

  1. Работать только в перчатках, при их отсутствии необходимо обработать край ногтевого ложа 5%-спиртовым раствором йода, ссадины залить коллодием.
  2. Для очистки рук во время работы лучше использовать полотенце или вату.
  3. При повреждении рук во время работы, вскрытие приостановить, руки обмыть, дать крови стечь из раны, смазать 5%-спиртовым раствором йода, наложить повязку, одеть перчатки.

Практическое занятие №1(4 часа)

Тема: костная система.

Название работы: изучение  строения скелета и отдельных костей туловища, скелета головы- черепа, скелета грудной и тазовой конечностей.

Цель занятия: научиться определять в костях осевого скелета и скелета конечностей составные части, количество позвонков, ребер, видовую принадлежность, топографию костей.

Место проведения: лаборатория.

Оснащенность рабочего места:

  1. Скелеты разных  видов домашних животных.
  2. Распилы костей (трубчатой и пластинчатой).
  3. Наборы костей осевого скелета (черепа, позвонки, ребра, грудная кость) разных видов  животных.
  4. Распилы черепов коровы, лошади, свиньи, собаки, овцы.
  5. Стенды сравнительной  анатомии черепов, позвоночного столба разных видов животных.

Форма организации занятия: звеньевая.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе с распилами костей.

Литература для самоподготовки:

Контрольные вопросы при допуске к работе

  1. На какие отделы подразделяется скелет?

_________________________________________________________

  1. Количество шейных позвонков и их название?

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что различают на ребре, как подразделяются ребра, количество ребер у коровы, лошади, свиньи, северного оленя?

_______________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Чем отличаются грудные позвонки от типичных шейных позвонков?

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем отличается по строению грудная кость жвачных от грудной кости лошади?

__________________________________________________________

  1. Чем отличаются поясничные позвонки лошади от позвонков жвачных?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие кости относятся к мозговому и лицевому отделам черепа?

_______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие кости участвуют в образовании орбиты глаза и носовой полости?

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие пазухи образуют кости черепа?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В какой  кости черепа различают небный и зубной отросток?

_________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №1. Изучите строение и топографию шейных позвонков, сделайте обозначения к рисункам и определите, какому животному принадлежит позвонок.

Методика выполнения

Вначале изучите общие закономерности деления скелета на отделы, а затем приступите к изучению каждого отдела.

Шейный отдел: изучите строение типичных шейных позвонков. Обратите внимание на массивность, четырехгранную форму из-за сильного развития суставных отростков(1) и ветвящихся поперечно-реберных отростков(2), остистые отростки направлены краниально(3)(у лошади их нет). Сильно развиты головки(4) и ямки(5)типичны для лошади и жвачных.

Типичные шейные позвонки

Шестые шейные позвонки

Седьмые шейные позвонки

Атлант.  Обратите внимание на кольцевидную форму, отсутствие тела, найдите дорсальную(1), вентральную(2) дужки с мускульными бугорками, крылья(3) с крыловыми ямками(4), суставную ямку для соединения с мыщелками затылочной кости(5), суставную поверхность (6)для сочленения с зубовидным отростком эпистрофея.

Эпистрофей. У этого позвонка вместо головки - зубовидный отросток(1), вместо остистого отростка - гребень (2), у жвачных прямоугольной формы, у лошади массивный, на конце раздваивающийся.

Задание №2. Изучите строение и костей грудного отдела, сделайте обозначения к рисункам, и определите, к какому виду животных они принадлежат.

Методика выполнения 

Познакомьтесь с формой грудного отдела, расположением его в скелете, посчитайте позвонки, ребра и сегменты, образующие грудную кость. Определите тип костей грудного отдела, а затем приступите к изучению отдельных костей.

Позвонки. Найдите тело(1), головку(2),поперечные(3) и остистые(4) отростки цилиндрической формы. Головка и ямка уплощенные, остистые отростки пластинчатые, с острыми каудальными краями и наклонены сильно каудально, длина их убывает с 1 по 11 позвонок. Имеются боковые отверстия(5), реберные ямки на поперечных позвонках седлообразные(6).

Обратите внимание, что тела позвонков у лошади короткие, призматической формы, с хорошо выраженными реберными ямками. Остистые отростки на конце утолщены, уменьшаются с 5 по 16 позвонок.

У свиньи имеются специальные отверстия в основании поперечных отростков, которые направлены дорсовентрально, вентральный гребень на теле отсутствует, остистые отростки широкие, пластинчатые, длина их убывает с 1 по 11 позвонок.

Ребра. Обратите внимание на длину и ширину ребер, подсчитайте их количество, найдите головку(1), шейку(2), бугорок(3), тело(4).на теле ребра имеются два желоба: мускульный и сосудистый. Изучите соединение костного ребра с реберным хрящом, определите количество ложных и истинных ребер. Обратите внимание, что у жвачных ребра широкие, ширина не одинакова по всей длине, шейка длинная, желоба слабо развиты, а у лошади ширина ребра одинакова по всей длине, с хорошо выраженными желобками, шейка короткая.

У свиньи тела ребер спиралевидно изогнуты, с хорошо выраженными реберными углами.

Грудная кость.  Найдите рукоятку(1), тело(2), мечевидный отросток(3) или мечевидный хрящ. Обратите внимание, что у жвачных тело грудной кости сплюснуто дорсовентрально, сильно расширяясь каудально. Рукоятка массивная, цилиндрическая, соединяется с телом посредством сустава. У лошади кость сжата с боков, рукоятка сращена с  телом и дополняется  хрящом-соколком(4), мечевидный отросток отсутствует.

Задание №3. Изучите строение и топографию поясничных позвонков, сделайте обозначения к рисункам, определите, какому животному они принадлежат.

Методика выполнения.

Обратите внимание  на количество позвонков, установите их отличие  от  грудных позвонков.

У жвачных тела позвонков длинные(1), полуцилиндрической формы с вентральными гребнями(2), с сильно выраженными поперечно – реберными отростками(3),  края неровные, изрезанные, суставные отростки(4) в виде  желоба, остистые отростки(5) широкие, низкие.

У лошади тела  позвонков  короткие, трехгранной формы. Суставные отростки с плоскими ямками, поперечно-реберные отростки поставлены горизонтально с ровными краями, у 5- го и 6- го  позвонка соединяются тугими суставами. Также соединяются поперечно-реберные отростки 6- го  позвонка с крыльями  крестцовой кости, остистые отростки в виде широких пластинок, слегка наклонены дорсокраниально.

У свиньи тела позвонков длинные, ближе к крестцовой кости уменьшаются, становятся плоскими, остистые отростки высокие и наклонены верхи вперед, а у последнего позвонка остистый отросток короче и направлен вверх. Суставные отростки цилиндрической формы, а поперечно-реберные отростки широкие, направлены в стороны, несколько вниз и назад.

Задание №4. Изучите строение и топографию крестцовых позвонков, сделайте обозначения к рисункам, определите, какому животному они принадлежат.

Методика выполнения.

Обратите внимание на то, что крестцовые позвонки срослись, образовав одну кость.

У жвачных животных крестцовая кость имеет вид треугольного тела.  Найдите на ней  ягодичную(1) и тазовую(2) поверхности, крестцовый гребень(3), крыло(4) четырехугольной формы с ушковидной поверхностью(5) для сочленения с крылом подвздошной кости, суставные отростки(6), образующие латеральные крестцовые гребни(7), а на тазовой поверхности - крестцовые отверстия(8).

У лошади увидите, что остистые отростки срослись только у основания, на концах утолщены, крылья треугольной формы, тело кости слабо  изогнуто.

У свиньи  крестцовая кость состоит из четырех позвонков, слабо изогнута, остистых отростков нет, вместо них слабые гребни. Крылья слабо развиты, суставные поверхности поставлены отвесно и обращены в стороны и назад.

Задание №5. Изучите строение и топографию хвостовых позвонков, сделайте обозначения к рисункам, найдите отличия в их строении от других позвонков позвоночного столба, подсчитайте их количество.

Задание №6. Изучите строение костей черепа домашних животных, зарисуйте строение черепа крупного рогатого скота.

Методика выполнения.

При изучении строения черепа необходимо уяснить топографию отдельных костей. Границы между костями лучше выражены в молодом возрасте. Сравните черепа животных разных видов и выявите различия между ними на целом черепе и на саггитальных и поперечных распилах. Эти различия заключаются в следующем:

  1. У лошади и жвачных глазницы замкнутые, отделены от височных ямок, у свиньи и собаки не замкнутые.
  2. Ширина верхней и нижней челюсти  у собаки одинаковая. У травоядных – нижние челюсти уже верхних.
  3. У коровы лобные кости сильно удлинены кзади (до шеи) и с роговидными отростками, направленными в стороны и в перед. У овцы и козы лобные кости значительно короче, у барана роговидные отростки отходят от них на середине расстояния между глазницами и затылком. У козы рога направлены вверх и назад, у барана закручены спирально, у овцы роговидных отростков не бывает.
  4. У лошади и собаки височные ямки сближены и разделены продольным гребнем.
  5. У свиньи сильно развит затылочный гребень, направленный вверх.
  6. У жвачных на верхней челюсти нет резцов, поэтому тело резцовой кости слабо выражено.
  7. Носовые кости у свиньи и лошади кпереди заострены, у коровы раздвоены, у собаки расширены.
  8. Яремные отростки затылочной кости,  у свиньи прямые и длинные.   У  лошади отростки  прямые и короткие.  У жвачных отростки  короткие загнутые к середине.

Для изучения внутреннего строения черепа используйте его продольные распилы, на которых видны носовые раковины, твердое костное небо, отделяющее носовую полость от  ротовой.

Обратите внимание на то, что в передней стенке черепно-мозговой полости находится решетчатая кость, несущая со стороны носовой полости обонятельный лабиринт из мелких трубочек.  На дне черепно-мозговой полости вы увидите множество отверстий и щелей для кровеносных сосудов и черепно-мозговых нервов.

Обратите внимание на расположение придаточных носовых пазух: верхнечелюстные пазухи наиболее развиты у лошади, затем у коровы, свиньи и наименее выражены у собаки.  Лобные пазухи наиболее развиты у коров, теменные и затылочные у свиней, пазухи клиновидной кости.

Приобретенные умения и навыки____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________                 Подпись преподавателя _______________  

 Практическое занятие №1(4 часа)

Тема: костная система.

Название работы: изучение  строения скелета грудной и тазовой конечностей разных видов домашних  животных.

Цель занятия: научиться определять строение и топографию костей грудной и тазовой конечностей на скелете, наборах костей разных видов домашних животных.

Место проведения: лаборатория.

Оснащенность рабочего места:

  1. Скелеты всех видов домашних  животных.
  2. Наборы костей грудной и тазовой конечностей разных видов  животных.
  3. Стенды сравнительной  анатомии конечностей разных видов животных.
  4. Схемы строения грудной и тазовой конечностей.
  5. Собранные кости конечностей разных видов домашних животных.

Форма организации занятия: звеньевая.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе с распилами костей.

Литература для самоподготовки:

Контрольные вопросы при допуске к работе

  1. Что является поясом грудной и тазовой конечностей?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы отличия в строении лопатки и плеча у разных видов животных?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как располагаются кости запястья, чем отличаются кости пясти от костей плюсны?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Сколько пальцев у животных, и из каких фаланг состоят?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Строение тазовых костей у домашних животных, что различают на подвздошной кости?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем отличаются по строению бедренная кость жвачных от кости лошади?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Строение костей голени?

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из каких костей состоят кости заплюсны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Изучите строение и топографию костей грудной конечности ,  их особенности у разных видов домашних животных. Сделайте обозначения к рисункам и  определите,  какому животному принадлежит кость.

Методика выполнения

Лопатка. Обратите внимание на форму лопатки, найдите рудимент коракоидной кости, определите краниальный(1) и каудальный(2) края. На проксимальном конце свежей кости будет гиалиновый хрящ(3) серповидной формы, а на дистальном конце суставная ямка(4). Осмотрите латеральную поверхность и найдите ость лопатки(5), предостную(6) и заостную(7) ямки, а на медиальной поверхности – подлопаточную ямку(8) и зубчатую шероховатость. На краниальном крае суставного угла - бугорок лопатки(9), на медиальной поверхности угла выступает клювовидный отросток(10).

Плечевая кость. Определите тип и положение кости в скелете. Возьмите кость и определите на ней проксимальный(1) и дистальный концы(2), а также принадлежность ее к правой или левой конечности. На проксимальном конце найдите мускульные бугры - большой(3) (латеральный)  и малый(4) (медиальный). Вниз от большого бугра опускается дельтовидный отросток(5), между буграми имеется хорошо выраженный желоб, по которому движется сухожилие двухглавого мускула плеча. Ниже малого бугра расположена круглая шероховатость(6). На дистальном конце рассмотрите суставную поверхность(7) и локтевую ямку(8), надмыщелки(9). Отметьте различия в строении плечевой кости коровы, свиньи, лошади, собаки.

Кости предплечья. Обратите внимание на то, что кости предплечья состоят из локтевой(1) и лучевой(2) костей, хорошо развита лучевая кость, а локтевая кость лошади прирастает к проксимальному концу лучевой.

Лучевая кость. Определите ее форму, обратите внимание на то, что кость сдавлена спереди и несколько изогнута вперед. На проксимальном конце найдите три суставные поверхности(3), разделенные небольшими гребнями, а на дистальном конце – суставной блок(4).

Локтевая кость.  У крупного рогатого скота локтевая кость тянется  во всю длину предплечья.   На локтевом отростке найдите локтевой бугор(5), полулунную вырезку(6), клювовидный отросток(7).  Локтевая кость длиннее лучевой,   на дистальном конце имеется грифелевидный  отросток.   У свиней локтевая кость хорошо развита, с большим локтевым отростком.

Кости запястья.   Расположены в два ряда,  изучите кости в собранном виде и в суставе.  Счет костей начинайте с медиальной поверхности.

Кости пясти.   Изучите их на скелете и на препаратах костей, обратите внимание на их форму, тип, расположение в скелете, функцию.

Кости пальцев.     Изучите их на скелете и на препаратах костей, обратите внимание на их форму, тип, расположение в скелете, функцию.  Обратите внимание на количество пальцев, на которое опирается животное при движении. Найдите путовую(1), венечную(2), копытную (копытцевую или когтевую) (3) кости.

Задание №2. Изучите строение и топографию костей тазовой  конечности,    их особенности у разных видов домашних животных. Сделайте обозначения к рисункам и  определите, какому животному принадлежит кость.

Методика выполнения   

На скелете рассмотрите расположение костей тазовой конечности и их тип. Затем приступите к изучению отдельных звеньев конечности.

Таз.  На препаратах тазовых костей найдите границу между отдельными костями: подвздошной(1), седалищной(2), лонной(3). Определите положение таза в скелете.  Найдите характерные образования для каждой кости:

  1. Подвздошной: крыло(4), тело(5), маклок(6), крестцовый бугор(7), поверхности:  ягодичную (8), тазовую(9);
  2. Седалищной: тело(10), ветви:  шовную (11), впадинную(12), бугор(13);
  3. Лонной: тело(14), ветви(15).

Найдите суставную впадину(16), определите ее глубину, величину запертого отверстия(17), осмотрите тазовое сращение(18).

Бедренная кость.    На проксимальном конце найдите хорошо выраженную шарообразную головку(1) с ямкой в центре, ниже шейку(2) и хорошо выраженны вертелы: большой(3) и малый(4). На дистальном конце изучите строение блоков(5), обратите внимание на то, что по переднему блоку движется коленная чашка, а  другой блок соединяется с большеберцовой костью.  На  плантарной поверхности  выше блока находится круглая подошвенная ямка(6).  Найдите отличия в строении костей разных видов животных.

Кости голени.  Обратите внимание на то, что у жвачных животных хорошо развита только большеберцовая кость(1). Осмотрите проксимальный конец и определите его форму. На дорсальной поверхности найдите гребень(2), приросший к нему тупой отросток, который представляет собой проксимальный конец рудиментарной  малоберцовой кости(3). У свиней также лучше развита большеберцовая кость, а малоберцовая прилегает на всем протяжении к большеберцовой. Дистальный конец имеет прямо поставленный блок(4), разделенный гребнем, по которому движется таранная кость.

Кости заплюсны.  Изучите их на скелете и на препаратах  костей. Особый интерес представляют таранная(1) и пяточная(2) кости, расположенные в верхнем ряду заплюсны, кости второго и третьего рядов относятся к типу коротких костей, где наиболее развита центральная кость(3).

Кости плюсны и пальцев.  По строению эти кости  очень схожи с соответствующими отделами грудной конечности. Найдите различия в строении третьей пястной и третьей плюсневой костей у разных видов животных.

  Приобретенные умения и навыки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________                 Подпись преподавателя _______________  

 Практическое занятие №2(8 часов)

Тема: мышечная система.

Название работы. Препарирование и изучение строения мышц и их вспомогательных органов. Зарисовка схем расположения мышц на туловище

Цель занятия.  Научиться технике препарирования мышц. Уметь определять топографию мышц туловища, головы, конечностей, вспомогательных приспособлений мышц на трупах животных, сухих препаратах конечностей животных.

Место проведения: лаборатория.

Оснащенность рабочего места:

  1. Схемы мышц позвоночного столба, мышц грудной и тазовой конечностей, грудных и брюшных стенок.
  2. Муляжи головы коровы,  грудной и тазовой конечностей.
  3. Сухие препараты мышц теленка, овцы, лошади.
  4. Трупы животных, фиксированный трупный материал.
  5. Скальпель, пинцет ножницы.
  6. Полотенце, мыло.

Форма организации занятия: индивидуальная.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе с распилами костей.

Литература для самоподготовки:

Контрольные вопросы при допуске к работе?

  1. Что лежит в основе мускула?   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие вы знаете вспомогательные органы мышц?            

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите разгибатели и сгибатели, расположенные в области поясничных позвонков?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой мускул начинается на поперечно-реберных отростках поясничных позвонков и крепится к последнему ребру, какова его функция?_________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие мышцы образуют брюшной пресс?

__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите сгибатели плечевого сустава?

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие мышцы начинаются от заднего края лопатки и заканчиваются на локтевом бугре, какова их функция?

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой мускул идет от дорсальной поверхности предплечья, начинается от гребня латерального надмыщелка плечевой кости и оканчивается на передней поверхности проксимального конца 3-й пястной кости, какова его функция?

____________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какой мускул начинается на сгибательном  надмыщелке плечевой кости и оканчивается на копытцевых костях 3-го и 4-го  пальцев, какова его функция?

_____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите сгибатели тазобедренного сустава?

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите сгибатели заплюсневого сустава?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №1. Изучите строение мышц по форме и расположению мышечных волокон, зарисуйте и сделайте обозначения.

Методика выполнения

Изучите строение мышцы как органа на готовых препаратах, муляжах. Определите форму, обратите внимание на закрепление мышц на фасции, установите взаимосвязь в мышцах между сухожилием и мышечными волокнами. Зарисуйте строение скелетной мышцы.

Задание №2. Изучите строение и топографию  мышц головы,  зарисуйте их и сделайте обозначения к рисункам.

Методика выполнения

При осмотре мышц головы убедитесь, что большинство из них имеет форму лент и пластинок, а вокруг отверстий форма мышц - кольцеобразная. Найдите жевательную мышцу и отпрепарируйте ее, оставляя место закрепления ее на концах костей, таким же образом  отпрепарируйте височную, двубрюшную и крыловую мышцы. Рассмотрите их форму и степень развития, топографию.

При препаровке лицевой группы мышц отметьте их особенность, что они одним концом закреплены на выступах и шероховатостях костей черепа, а другим врастают в кожу.  Поэтому при их сокращении происходит смещение определенных участков кожи.  

Задание №3. Изучите строение и топографию  мышц туловища,  зарисуйте схему расположения мышц грудных и брюшных стенок и сделайте обозначения к рисункам.

Методика выполнения

На трупном материале туловища осмотрите желтую брюшную фасцию живота, фасцию грудных мышц, белую линию живота, затем найдите поверхностные мышцы, дорсальный зубчатый вдыхатель и выдыхатель, подниматели ребер, лестничный мускул. Рассекая пучки межреберных наружных мышц (направление волокон мышц каудо-вентрально), увидите мышечные волокна, идущие кранио-вентрально, - это внутренние межреберные мышцы – экспираторы. В области поясницы отпрепарируйте пояснично-реберную мышцу, определите ее топографию, функцию.  При препаровке мышц брюшных стенок обратите внимание на отчетливо выраженные  апоневрозы в виде широких пластинок, где мышцы располагаются в четыре пласта, отпрепарируйте вначале наружный косой брюшной мускул, затем внутренний косой брюшной, прямой брюшной  и поперечный брюшной мускулы, установите их топографию.

Задание №4. Изучите строение и топографию  мышц грудной конечности,  зарисуйте схему расположения  и сделайте обозначения к рисункам.

Методика выполнения

Хорошо изучив строение и топографию мышц на готовых препаратах, отпрепарируйте самостоятельно мышцы действующие на суставы: плечевой, локтевой, запястный, суставы пальцев. Определите их топографию и функцию.

Задание №5. Изучите строение и топографию  мышц тазовой конечности,  зарисуйте схему расположения  и сделайте обозначения к рисункам.

Методика выполнения

Вначале отпрепарируйте  поверхностную фасцию на тазовой конечности, после чего тупым концом скальпеля отделите одну мышцу от другой, начиная от верхней точки закрепления  и кончая нижней. Таким образом,  отпрепарируйте мышцы действующей на суставы: тазобедренный, коленный, заплюсневый, суставы пальцев.  Определите их функцию и топографию.

  Приобретенные умения и навыки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________                 Подпись преподавателя________________

Практическое занятие №  (   часов)

Тема:  кожный покров и его производные.

Название работы. Изучение строения кожи и ее производных на препаратах , муляжах и животных.

Цель занятия.  Научиться определять на препаратах, муляжах, схемах, животных, основные части на коже, волосах, вымени, копыте, копытце, мякишах, рогах, определять возраст по рогам у коров.  

Место проведения: лаборатория.

Оснащенность рабочего места:

  1. Куски кожи только что убитых животных, фиксированные в формалине, сухие лоскуты обработанной кожи.
  2. Линейки, штангенциркули, скальпели, ножницы, пинцеты.
  3. Свежее и фиксированное вымя коровы, козы, свиньи, собаки, лошади, северного оленя.
  4. Палец лошади и продольный распил пальца, с копытом и пальцевым мякишем.
  5. Копытца, мякиши крупного рогатого скота, овцы, козы, свиньи, северного оленя.
  6. Рога животных(крупного рогатого скота, северного оленя).

Форма организации занятия: групповая.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе с распилами костей.

Литература для самоподготовки:

Контрольные вопросы при допуске к работе.

  1. Где сильнее развит эпидермис в безволосой или волосатой коже, почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каков цвет, запах  кожи у разных животных?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как определить эластичность кожи?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие части различают на вымени?

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько долей, сосков, сосковых каналов, различают в молочных железах коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, важенки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие основные части различают в копыте лошади, копытце коровы, свиньи и северного оленя?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как определить возраст по рогам?

________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Изучите строение кожи на препаратах и животных, сделайте выводы.

Методика выполнения

Возьмите куски свежей или фиксированной в формалине кожи, рассеките ее в поперечном направлении, рассмотрите слои и определите ее толщину линейкой. Обратите внимание и определите  упругость, эластичность, влажность, цвет кожи,  степень развития подкожного слоя в разных областях тела, виды волос.

Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Изучите строение вымени на препаратах, муляжах и животных, сделайте выводы.

Методика выполнения

Вначале изучите строение вымени на свежих и фиксированных препаратах. Определите форму, величину, части вымени, обратите внимание на толщину кожи вымени и волосяной покров.

        Методом прощупывания установите консистенцию вымени. Затем надрежьте скальпелем верхушку соска, сделайте продольный разрез всего соска по ходу соскового канала соответствующей доли. Обратите внимание на развитие соединительнотканного остова, где разветвляются кровеносные сосуды и нервы, паренхиму вымени, имеющую вид ткани розового цвета. У основания вымени, позади задних долей, найдите надвыменные лимфатические узлы.

        В таком порядке изучите строение вымени животных других видов и отметьте особенности в строении.

        Затем приступите к изучению вымени у коровы. Проследите ход подкожной, брюшной или молочных вен и отметьте их ширину, прощупайте молочный колодец, определите его величину. Отметьте количество, форму и величину сосков. Обратите внимание на волосы вымени, на их отсутствие в области сосков.

        Прощупайте вымя важенки, обратите внимание на его форму. Определите количество сосков.  Осмотрите вымя свиней, собак и кобылы

        Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Изучите строение копыта и мякишей  лошади, жвачных животных, северного оленя, свиньи, рога жвачных. Определите возраст коровы и  по рогам.

На продольном распиле пальца лошади, жвачных северного оленя, свиньи изучите послойное расположение кожи на всех частях копыта, пальцевого мякиша.

        Сняв роговой башмак, осмотрите основу каймы, венчика, стенки и подошвы. Убедитесь, что стенка рогового башмака копыта трехслойная: поверхностно расположена глазурь, за ней идет средний или венечный пласт и в глубине листочковый рог.  На месте соединения наружного края роговой подошвы с подошвенным краем копытной стенки найдите белую линию.

        На пальцевом мякише прощупайте подушку, стрелку мякиша с ее ножками и верхушкой. Снимите скальпелем волосистую кожу в области венечной кости и рогового башмака, рассмотрите форму и топографию мякишных хрящей. На конечностях собаки найдите запястные мякиши – в области запястья, подошвенные, или пястные (плюсневые), в – области пястно (плюснево) – фаланговых суставов, пальцевые – на концах пальцев.

        У живых животных отметьте различия в  постановке пальцев передней и задней конечностях. Отыщите основные части пальцев и копытца: кайму, венчик, стенку, подошву, белую линию. Надавливанием определите чувствительность венчика. На копытной стенке лошади осмотрите зацепные, заворотные и пяточные углы. Найдите каштаны и шпоры.   На пальцевом мякише найдите подушку, стрелку, мякишные хрящи.

        Найдите на роге коровы основание, тело и верхушку, подсчитайте количество колец и определите возраст животного.

        Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приобретенные умения и навыки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________                 Подпись преподавателя________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Система органов дыхания»

Название работы: Изучение строения и топография органов дыхания.

Цель занятия: Научиться определять строение и топографию органов дыхания на препаратах, муляжах, животных.

Место проведения: лаборатория, учебная ферма.

Форма организации занятия: звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Схемы строения легких домашних животных, хрящей носа, носовой полости, хрящевой гортани.
  2. Муляжи легких овцы, грудной клетки теленка.
  3. Распил черепа коровы, лошади.
  4. Фиксированные и свежие препараты носовой полости, гортани, трахеи, легких разных видов сельскохозяйственных животных.
  5. Трупный материал.
  6. Животные.
  7. Скальпели, пинцеты, стаканы, ножницы, полотенца, мыло, вода.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Литература для самоподготовки: Акаевский А.И. и др. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1978, с. 139-146, 150-151.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Назовите по порядку органы дыхания _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что различают в носовой полости?__________________________________

__________________________________________________________________

3. Где располагается голосовая щель, и на какие части делят гортань?_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое бифуркация, где она образуется? ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие поверхности, края, доли различают в легких?____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что располагается в средостении? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Изучите строение носовой полости и сделайте обозначения к рисунку.

Методика выполнения

        На препарате верхушки носа найдите ноздри, крылья носа, определите их форму, отверстие слезно-носового канала. На продольном распиле носовой полости и на поперечном распиле черепа найдите носовые раковины, носовые ходы и лабиринт решетчатой кости.

        Обратите внимание на различный цвет слизистой оболочки в разных отделах носовой полости. Убедитесь, что носовая полость сообщается с глоткой через хоаны. При изучении строения носовой полости у домашних животных разных видов обратите внимание на характерные особенности.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Изучите строение гортани на схемах, препаратах, трупном материале. зарисуйте хрящи гортани.

Методика выполнения

        Что бы изучить строение, форму и расположение хрящей, очистите хрящи от окружающей ткани при помощи скальпеля, пинцета, ножниц. Осмотрите голосовую щель и голосовые связки. Обратите внимание на механизм работы надгортанника. Затем рассеките пластинку кольцевидного хряща ножницами, разведите его концы в стороны и осмотрите слизистую оболочку, ее цвет, строение.

        Подробно опишите строение гортани. Чтобы прощупать гортань у живых животных, пальцами обеих рук нажмите между ветвями нижней челюсти, ощутите твердое тело округлой формы – это будет гортань. При сильном сдавливании животное будет кашлять. Прощупайте положение и диаметр хрящевых колец.

ЗАДАНИЕ 3. Изучите строение трахеи, зарисуйте форму ее колец у коровы, лошади, свиньи, собаки.

Методика выполнения

        Рассмотрите препарат трахеи, обратите внимание на форму трахеи и ее колец. Убедитесь, что кольца на дорсальной стенке трахеи, примыкающей к пищеводу, не замкнуты, а соединены связками. Обратите внимание на то, что у лошади концы трахеи истонченные, у крупного рогатого скота они сходятся на дорсальной поверхности, образуя гребень.

        Подсчитайте кольца трахеи. Осмотрите место деления трахеи на два главных бронха, убедитесь, что у жвачных животных и свиньи до бифуркации отделяется добавочный бронх в верхушечную долю правого легкого. Обратите внимание на строение и цвет слизистой оболочки.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Изучите строение легких на схемах, муляжах, препаратах, трупном материале. Зарисуйте схему строения легких коровы, свиньи, лошади.

Методика выполнения

        На препарате легких определите цвет, форму легких. на каждом легком найдите края – тупой и острый; поверхности – реберную, диафрагмальную и средостенную; доли – верхушечную, сердечную, диафрагмальную, добавочную.

        подсчитайте, сколько долей в легких каждого вида животного.

Определите консистенцию легких. Обратите внимание на то, что легкие эластичны и при надувании через трахею легко расправляются. Отрежьте кусок легкого и поместите в стакан с водой. Что произойдет с кусочком легкого и почему ?

        Сделайте разрез легкого по разветвлению главного бронха и изучите бронхиальное дерево. Обратите внимание, что у свиньи и жвачных животных между дольками много соединительной ткани, поэтому дольки выделяются на поверхности многогранных полей, придавая легкому мраморный вид.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Система органов дыхания»

Название работы: Определение топографии органов дыхания, типа, частоты дыхания и соотношения вдоха и выдоха у различных животных в покое и после прогонки.

Цель занятия: Научиться определять тип, ритм, частоту дыхания, регистрировать дыхательные движения и анализировать пневмограммы.

Место проведения: Учебная ферма.

Форма организации занятия: Звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Фонендоскопы, стетоскопы.
  2. Полотенце.
  3. Животные.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Литература для самоподготовки: Акаевский А.И. и др. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1978, с. 148,

152-153.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какие типы дыхания различают?____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какова чистота дыхания в покое у домашних животных?_______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Определите топографию органов дыхания, тип, частоту дыхания и соотношение вдоха и выдоха у различных животных в покое и после прогонки.

Методика выполнения

        Отметьте мелом на крупе животного места расположения гортани, трахеи и легких.

По движению грудных или брюшных стенок у животных определите тип дыхания, количество дыхательных движений в минуту (можно по движению крыльев носа у лошади или по струе выдыхаемого воздуха, если эти методы не дали результатов, число дыханий определите аускультацией – по дыхательным шумам), в трахее шумы напоминают звук Х- бронхиальное, в легких – удвоенное Ф- везикулярное дыхание. затем определите в покое ритм дыхания, то есть отношение вдоха к выдоху.

        Затем животное в течение 15 минут погоняйте, определите число движений грудной клетки за минуту.

Получение данные запишите в таблицу.

Вид животных

Частота дыхания (мин.)

отношение вдоха к выдоху

покое

после прогонки

Лошадь

Крупный рогатый скот

Овца

Свинья

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Система органов крово- лимфообращения»

Название работы: Изучение строения сердца, кровеносных сосудов, лимфатических узлов и селезенки.

Цель занятия: Научиться находить оболочки, камеры, клапаны сердца, топографию важнейших кровеносных сосудов, лимфатических узлов, селезенки на трупном материале, муляжах.

Место проведения: Лаборатория.

Форма организации занятия: Звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Схемы строения сердца, кровеносных сосудов головы, туловища, грудной и тазовой конечностей коровы и лошади; строения лимфатического узла, расположения лимфатических узлов грудной, брюшной полостей, конечностей, головы коровы.
  2. Сухие препараты кровеносных сосудов теленка, овцы, грудной и задней конечностей теленка, лошади.
  3. Муляжи сердца.
  4. Фиксированные и свежие препараты сердца разных видов сельскохозяйственных животных.
  5. Трупный материал.
  6. Скальпели, пинцеты, ножницы, стеклянные палочки.
  7. Полотенца, мыло, вода.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какие камеры, оболочки, клапаны различают в сердце?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие артерии отходят от грудной аорты?___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие артерии отходят от брюшной аорты?___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите артерии головы __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите артерии грудной конечности _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите артерии задней конечности ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Перечислите подкожные лимфатические узлы _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Изучите строение сердца на схемах, муляжах, препаратах. Сделайте выводы.

Методика выполнения

        Вначале изучите строение сердца на схемах, муляжах, а затем возьмите натуральное сердце, осмотрите перикард, обратите внимание на цвет, толщину, затем разрежьте его в продольном направлении скальпелем. Посмотрите, как лежит сердце в сердечной сумке, что находится в ее полости. Затем определите форму и величину сердца, найдите продольную и венечную борозды.

        Разрежьте скальпелем сердце продольно, вскройте желудочки и предсердия, исследуйте их содержимое, удалите его и изучите строение каждой камеры. Отметьте величину полости, толщину стенки, введите стеклянную палочку т определите, с каким сосудом связана полость сердца. Обратите внимание на оболочки стенки сердца.

        При рассмотрении полостей желудочков найдите клапаны и сухожильные струны, определите, в какой половине сердца находятся двух- и трехстворчатые клапаны. Найдите полулунные клапаны в области аорты и легочной артерии.

        Выводы: _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Изучите строение  и топографию артерий, вен головы, шеи, туловища и конечностей на схемах, сосудистых препаратах. Сделайте выводы.

Методика выполнения

        Вначале изучите ветвление основных артерий и вен на схемах, затем на сосудистых препаратах грудной и тазовой конечностях теленка, лошади; на трупном материале. найдите и рассмотрите ветвление общего плечеголовного ствола, идущего от дуги аорты, определите, какие от него отходят артерии и где разветвляются.

Затем приступите к изучению аорты, отметьте ее толщину, длину и форму, определите, какие сосуды отходят от нее в грудной и брюшной полости, в какие органы? Найдите заднюю полую вену, воротную, печеночную и яремную вены, изучите ветвление этих вен, на трупном материале разрежьте артерию, вену, найдите сходство в их строении и отличие.

        На сосудистых препаратах грудной конечности теленка, лошади с внутренней стороны найдите подмышечную артерию и проследите, на какие сосуды она разделилась и какие мускулы питает.

Начиная с пальцевых вен, проследите, как они сливаются и какой веной заканчиваются на грудной и на тазовой конечностях. На сосудистом препарате задней конечности теленка, лошади проследите за ветвлением наружной подвздошной артерии.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Изучите строение и топографию лимфатических узлов, селезенки на схемах, трупном материале, препаратах. Сделайте выводы.

Методика выполнения

        На трупном материале найдите лимфатический узел, определите форму, величину, на разрезе – цвет, капсулу, паренхиму (зоны, корковую и мозговую). на препарате селезенки жвачных животных, свиньи, лошади обратите внимание на цвет, форму, величину, консистенцию, капсулу, связки. Рассмотрите поверхность разреза селезенки, найдите соединительную капсулу и трабекулы.

        Подсчитайте кольца трахеи. Осмотрите место деления трахеи на два главных бронха, убедитесь, что у жвачных животных и свиньи до бифуркации отделяется добавочный бронх в верхушечную долю правого легкого. Обратите внимание на строение и цвет слизистой оболочки.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Система органов крово- лимфообращения»

Название работы: Исследование пульса и измерение кровяного давления у животных. Прослушивание тонов сердца у животных.

Цель занятия: Научиться исследовать пульс, измерять кровяное давление, прослушивать тоны сердца у животных.

Место проведения: Учебная ферма.

Форма организации занятия: Звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Стетоскопы, фонендоскопы, сфигмоманометры.
  2. Полотенца, мыло, вода, веревки для фиксации животных.

Литература для самоподготовки: Акаевский А.И. и др. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1978, с. 188-189.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Что называется сердечным толчком, с чем он совпадает, чему равен у домашних животных?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что называют артериальным пульсом, чему он равен у домашних животных? ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие тоны сердца прослушиваются у домашних животных, чем они обусловлены? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем обусловлено кровяное давление, чему равно, чем измеряется?_______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Исследуйте артериальный пульс у животных в покое и после прогонки (15 мин.). Получение данные запишите в таблицу.

Методика выполнения

        Артериальный пульс у лошади определите по наружной челюстной артерии вблизи сосудистой вырезки, у крупного рогатого скота – по наружной челюстной артерии вдоль нижнего края жевательного мускула, а также по хвостовой артерии, у мелких животных – на бедренной артерии. Концами двух пальцев, наложенных на артерию, осторожно сдавите сосуд, перекатывая его в поперечном направлении, определите пульс.

Вид животного

Артериальный пульс (число)

в покое

после прогонки

Крупный рогатый скот

Лошадь

Овца

Собака

Теленок (новорожденный)

ЗАДАНИЕ 2. Измерьте кровяное давление у крупного рогатого скота по хвостовой артерии. Полученные данные запишите в тетрадь.

Методика выполнения

        У крупного рогатого скота наложите манжетку на корень хвоста, соедините манжетку  с манометром, нагнетайте в систему воздух до полного исчезновения пульса на периферии перетянутой артерии, затем постепенно выпускайте воздух из манжетки, отвинчивая винт на тройнике нагнетателя, наблюдайте за колебаниями стрелки манометра. Самые высокие колебания манометра соответствуют максимальному давлению, а низкие – минимальному давлению, разница между ними равна пульсовому давлению.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Прослушайте тоны сердца у коровы, лошади, теленка. Полученные данные запишите в тетрадь.

Методика выполнения

        Приложите к грудной клетке в область сердца фонендоскоп, прослушайте два различных тона - систолический и диастолический. определите, какие эти тоны по силе, продолжительности, частоте (без шумов). бифуркации отделяется добавочный бронх в верхушечную долю правого легкого. Обратите внимание на строение и цвет слизистой оболочки.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Обмен веществ и энергии»

Название работы: Демонстрация животных с авитаминозом. Измерение температуры тела животного.

Цель занятия: Научиться методике измерения температуры тела у животных и выявлять у животных нарушение обмена веществ.

Форма организации занятия: Звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Животные здоровые и с авитаминозом.
  1. Термометры, вазелин, вата, веревки для фиксации животных, полотенца, мыло.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Назовите температуру тела домашних животных______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Из каких процессов состоит теплопродукция?________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из каких процессов состоит теплоотдача?____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое теплопроводность и от чего зависит?________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что такое лучеиспускание?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как происходит отдача тепла у собаки и птицы?_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Просмотрите животных с авитаминозом и определите, отсутствие какого витамина вызвано заболевание, сделайте выводы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Измерьте температуру тела у коровы, лошади, свиньи, овцы, собаки. Заполните таблицу.

Методика выполнения

        Возьмите ртутный термометр, встряхните до нижнего деления, смажьте вазелином, приподнимите корень хвоста и вращательными движениями введите его через анус в прямую кишку, привяжите его к корню хвоста бинтом, выдержите 7-10 минут. Затем термометр вытащите, протрите ватой, посмотрите его показания, занесите в таблицу.

Вид животного

Температура тела при измерении

Лошадь

Корова

овца

Свинья

Собака

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Система органов мочеотделения»

Название работы: Изучение строения почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала на препаратах, трупном материале, животных и по таблицам.

Цель занятия: Научиться определять строение и топографию органов мочеотделения на трупном материале, влажных и эластических препаратах, схемах. Уметь отличать здоровые органы от патологических.

Место проведения: Лаборатория, учебная ферма.

Форма организации занятия: Звеньевая

Оснащенность рабочего места:

  1. Почки свежие и фиксированные (всех видов домашних животных).
  2. Почки на продольном и поперечном разрезе.
  3. Изолированный мочеполовой аппарат самца и самки.
  4. Муляжи почек коровы и свиньи, мочеполового аппарата кобылы.
  5. Схемы строения почек, почечной дольки, мочевого пузыря.
  6. Скальпели, пинцеты, линейки, лупы, секционные ножи.
  7. Полотенца, мыло, вода, вазелин.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Литература для самоподготовки: Акаевский А.И. и др. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1978, с. 212-213.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Перечислите органы мочеотделения по порядку_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие типы почек различают у сельскохозяйственных животных?_______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие слои различают на разрезе почки?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Где начинаются и куда впадают мочеточники?________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие части и оболочки различают на мочевом пузыре?________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что представляет собой мочеиспускательный канал?___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Какова топография почек у коровы, свиньи, лошади____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Изучите строение и топографию почек, почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного и мочеполового канала на трупном материале, влажных и эластических препаратах, схемах.

Методика выполнения

Почки. На препаратах почек определите, какому животному принадлежит почка, ее тип, форму, величину, цвет, массу, консистенцию. Найдите ворота почек, рассмотрите там обрезанные концы мочеточника, почечной артерии, почечной вены и нерва. Разрежьте почку по большой кривизне и определите зоны, измерьте их толщину, найдите почечные тельца в виде точек, расположенных радиально в корковой зоне, а в мозговой зоне – почечный сосочек. Установите величину и форму почечного сосчка, при помощи лупы на его вершине найдите отверстия, из которых поступает капельками моча в почечную лоханку. Проследите переход почечной лоханки в мочеточник.

Мочеточники.. Прощупайте мочеточник пальцами и определите толщину его стенок, найдите его просвет и определите диаметр, обратите внимание, что слизистая оболочка собрана в небольшие продольные складки, покрыта многослойным переходным эпителием. Продвигая проволоку по мочеточнику, убедитесь, как он входит в мочевой пузырь близ его шейки и на каком расстоянии идет в мышечной оболочке? На препаратах, таблицах, схемах определите топографию мочеточников как парных органов.

        Выводы: _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. На препарате мочевого пузыря определите его форму, величину, консистенцию, топографию. Найдите верхушку, тело, шейку и определите, куда они направлены: краниально или каудально? Сделайте разрез стенки мочевого пузыря, убедитесь, что слизистая оболочка собрана в многочисленные складки, розовато- белая, покрыта многослойным переходным эпителием; наружная оболочка – серозная и лишь в области шейки соеденительно- тканная – адвентиция; мышечная оболочка состоит из трех слоев гладкой мышечной ткани.

        В области шейки прощупайте уплотнение – это сфинктер мочевого пузыря, а на слизистой оболочке найдите два отверстия мочеточников. Убедитесь, что от шейки мочевого пузыря назад идет равномерной толщины плотный на ощупь мочеиспускательный канал. На дорсальной поверхности его у самцов хорошо выражены половые железы. Измерьте длину мочеиспускательного канала и мочеполового каналов.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Изучите топографию органов мочеотделения на животных.

Методика выполнения

        Определите область расположения почек (правой и левой) у лошади и крупного рогатого скота. Места расположения почек обведите мелом. Мочевой пузырь исследуйте через прямую кишку. Мочеиспускательный канал (его отверстие) прощупайте у самцов на нижней поверхности полового члена, а у самок найдите отверстие мочеиспускательного канала на нижней стенке преддверия влагалища.

        Выводы: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Приобретенные умения и навыки ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Оценка _________                                Подпись преподавателя _____________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Органы внутренней секреции»

Название работы: Изучение строения желез внутренней секреции на анатомических препаратах.

Цель занятия: Научиться определять строение и топографию желез внутренней секреции на трупе, влажных препаратах; технике препаровки. Место проведения: Лаборатория.

Форма организации занятия: Звеньевая.

Оснащенность рабочего места:

  1. Схемы желез внутренней секреции.
  2. Муляжи желез внутренней секреции коровы.
  3. Препараты (свежие и фиксированные) головного мозга с гипофизом и эпифизом, гортани и части трохеи с щитовидной и околощитовидной железами, зобной железы (на целом трупе теленка или трахее), надпочечных желез с почками.
  4. Скальпели, пинцеты, ножницы, стеклянные палочки.
  5. Полотенца, мыло, вода.

Соблюдайте правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Литература для самоподготовки: Акаевский А.И. и др. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.- М.: Колос, 1978, с. 237-245.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какие железы относятся к железам внутренней секреции?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что различают на щитовидной железе, где она располагается?___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где располагается вилочковая железа, как она устроена?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Где располагается гипофиз, как подразделяется?_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где располагаются надпочечники, какие слои различают в них? _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Изучите строение и топографию желез внутренней секреции на препаратах, схемах, муляжах. Зарисуйте щитовидную, вилочковую железы, надпочечники, гипофиз.

Методика выполнения

        Щитовидная железа. Обратите внимание на ее топографию, осмотрите ее форму, доли, перешеек, взаимоотношение с трахеей, цвет, определите консистенцию, вес.

        Выводы: _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Околощитовидная железа. Определите топографию, форму и величину.

        Выводы: _____________________________________________________

__________________________________________________________________

        Надпочечники. Найдите их медиальнее почек. Обратите внимание на цвет, форму надпочечников у сельскохозяйственных животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по практической стилистике для 5-6 класса

Рабочие тетрадипо практической стилистике для 5 класса помогут учителю наиболее эффективно организовать работу на уроке, поскольку они содержат достаточное количество заданий, адаптированных к в...

Рабочая тетрадь для практических занятий

Рабочая тетрадь для практических занятий   по дисциплине  «Налоги и налогообложение»   для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика отрасли»

Оказание помощи студентам в выполнении задания по решению ситуационных задач с использованием полученных знаний.Воспитать ответственность и аккуратность, интерес к профессии.Закрепить и расширить теор...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык(английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банковское дело, 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банков...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 38.00.00 «Экономика и управление»: 38.02.04 Коммерция

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 38.00.00 «Экономика и управление»: 38.02...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык(английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей профиля Сервиса и туризма: 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 43.00.00 «Сервис и туризм»: 43.02.08 Сер...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности 54.02.04 Реставрация

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально направленное содержание» для специальности 54.02.04 Реставрация...