«Развитие речи детей как средства познания окружающего»
материал по теме

Искандарян Наринэ Эдуардовна

Тема самообразования по развитию речи во второй младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                                           

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                        города Москвы детский сад комбинированного вида №1490

Тема самообразования:

«Развитие речи детей как средства познания окружающего»

                                   ( вторая младшая группа)

                                                                                           

                                                                                                                                     воспитатель

                                                                                                         II квалификационной категории

                                                                                                                                            Искндарян

                                                                                                            Наринэ эдуардовна

                                             Москва 2012год

         В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря  и формирование произносительной стороны речи.

          Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

         Задачи познавательного развития детей младшего возраста:

        -поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

        -накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

      -уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

         Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего
- совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество

        Формы работы с детьми  для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста:

    -специально организованные игры-занятия

    -дидактические игры

    -наблюдения

    -прогулки

    -игры-экспериментирования

    -чтение и рассказывание детям

  -рассматривание картинок, иллюстраций

 -сюжетно-ролевые игры

   -игры с детьми старшего возраста

 -проблемные ситуации (с использованием игрушек)

  -игры- драматизации

-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

 Большую роль имеет организация речевой среды в группе.

 Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

     -постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

     -специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

 2.Тексты художественной литературы

       Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

  3.Постоянный разговор с ребенком

      С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и т.д. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

      Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.

Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались  действиями воспитателя, подходят, спрашивают:

     -Что вы делаете?

     -Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте.  Какого цвета нитки у меня в корзинке?

-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)

    -Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?

Дети вспоминают:

   -Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.

   -А моя бабушка вязала из ниток шарфик.

   -Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.

Такие ситуации можно создать во время умывания, одевания на прогулку, во время укладывания детей на сон.

       Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Речевая политика воспитателя.

        Речь воспитателя должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

 Наблюдения.

       С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации. Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.

На прогулке:

      -Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:

     -Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Сема, и Элина, и Сонечка, и Катюша…(называем  всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!

    -Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны.  Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. И т. д.

    Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего  за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет  существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).

Огромные значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:

-Рукотворной ( созданной руками человека)

-миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

-миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.).

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую.

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Проблемные ситуации с использованием игрушек. При их решении решаются задачи:

-Развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов

 - развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире

 -расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения

 -формирование бережного отношения к рукотворному миру

 -формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т.д.).

 В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.

Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

  • В группу пришла новая кукла. Где ей жить?
  • Приехала новая машина. Что она будет перевозить? И т.д.

При подготовке к детским праздникам:

- Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

  • Мишки и зайчики просят их нарядить. Как?
  • В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

  • Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать?
  • Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?
  • Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т.д.

Дидактические игры:

                                              «Кукла Катя проснулась»

Цель: Закрепить знания детей о названии одежды куклы; активировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле.

                                               «Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде, активировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

                                                 «Что изменилось?»

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, воспитывать у детей зрительную память, произвольное  запоминание , наблюдательность, речь.

                                              «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

                                                «Узнай на вкус»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов, активизировать речь детей.

                                                 «Назови предмет по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать предмет по описанию признаков; учить детей описывать предмет не называя его.

Литература:                                                    

 В .В. Гербова    Занятия по развитию речи

 О. В. Дыбина    Ребенок и окружающий мир для занятий с детьми 2-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....

Эффективные способы развития речи детей с алалией на основе ознакомления с окружающим миром.

Наличие коммуникативного фактора — эмоционального отношения к объекту, обращенной к ребенку речи, взаимодействия со взрослым — обусловливает возникновение речи у дошкольника и ее дальнейшее развитие....

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....