«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
методическая разработка на тему

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_logochasa.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД № 1181

Материал для проведения логочаса

для родителей по теме:

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Подготовила учитель-логопед

Шарифуллина Альбина Фаимовна

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми. Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Ведь не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Японский врач, создавший оздоравливающую методику воздействия на руки, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Таким образом массируя пальцы рук мы благотворно влияем не только на развитие речи, но и на оздоровление организма в целом. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди. Принято считать, что спички детям не игрушка, и напрасно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно - образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша. Если вы боитесь, что ваш полуторагодовалый малыш скушает серу – соскоблите ее. Внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.

Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает мама, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключайте ребенка.

Даже самым маленьким деткам будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Если вы боитесь, что малыш их может скушать – насадите пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и погремушкой, и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера.

Крупы, соль. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Не стоит ругать малыша, если он любит вытаскивать шнурки из вашей обуви, найдите не сезонную обувь со шнурками, помойте и дайте ребенку. Вот увидите - эта игрушка придется ему по душе. Кроме того, детки очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых. А так же надевать шапки, заматываться в шарфы. Как только проявит интерес к самостоятельному одеванию - не мешайте ему. И если вам не надо спешить – предоставьте ребенку по мере возможности, одеться самому.

Бумага, газеты, журналы, фольга - из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки.

Тесто вполне можно использовать за место пластилина - замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала - пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Массаж с дарами природы: шишки сосновые и еловые, грецкие орехи, фундук, фасоль, горох, перья. Катать, вращать, сжимать, перекатывать по поверхности, перебирать, пером водить по поверхности ладони и тыльной стороне рук, протягивать между пальцами, вытягивать перья из кулачка.

Игры с карандашом. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. 

 Варианты упражнений:
• 
«Скольжение»  
Проговаривание рифмовки:
 «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
• 
«Ладошка»
Инструкция: 
«Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки: 
 «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
• 
«Эстафета» 

 Передача карандаша поочередно каждому пальчику из правой в левую руку. Проговаривание рифмовки:  «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
• 
«Качалочка»
Проговаривание рифмовки: 
«Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
• 
«Добывание огня» 

 Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

• «Утюжок»
Проговаривание рифмовки: 
«Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».

Ну и последнее на сегодня, но очень важное средство развития тонкой моторики рук – это работа с пластилином. Очень хорош для этих целей наш обычный пластилин, он тверже всех новомодных, соответственно предполагает более активные действия пальцев рук. Очень важными элементами в лепке из пластилина являются: катание колбаски и выполнение из нее различных предметов: крендельков, улиток, чашечек и т.п.; катание шарика-колобка, сплющивание небольших шариков большим и указательным пальцами, отщипывание небольших кусочков пластилина.

Систематическое использование перечисленных упражнений доказало следующее:· 

  • Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Обобщив все сказанное можно выделить основные виды работы по развитию мелкой моторики рук. А именно:

  • 1. Пальчиковая гимнастика: - показывать жестами солнце – раскрытая ладонь с растопыренными пальцами, камушки – два кулачка, заборчик - две стоящие рядом ладошки с сомкнутыми пальцами;
  • 2. Массаж пальцев и кистей рук при помощи пупырчатого мячика, граненого карандаша или ручки, грецких орехов, каштанов, сосновых шишек и др. Эти предметы катают между ладошек, прокатывают по руке, используя их неровности и шероховатости для массирования. Сначала массаж делает мама, а потом малыш может делать его сам.
  • 3. «Рассказывание» маленьких сказок при помощи рук, героями которых являются паучки, осьминожки и т. п. – ребенок изображает пальчиками, как пучки бегают, как краб двигает клешнями: средний и указательный пальчики двигаются на манер ножниц.
  • 4. Отстукивание ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию: мама показывает несложный «мотив» - «та-та та-та-та», малышу нужно его повторить.
  • 5. Рвать бумажку, салфетку, ватку и пр.
  • 6. Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика пальцами поочередно (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем) сначала ведущей, затем другой рукой.
  • 7. Застегивание и расстегивание пуговиц на собственной одежде или пришитые на специальном лоскуте (а может, это будет целая тряпичная книга, сшитая мамой, где расположатся самые разные застежки?)
  • 8. Нетрадиционные способы рисования (по крупе или разным поверхностям) сначала ведущей рукой, затем обеими вместе.
  • 12. Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • 13. Игры с водой и крупами.
  • Работа с пластилином.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...

Консультация для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Консультация для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...