«XX и XXI век глазами моего поколения»
творческая работа учащихся по теме

Дрожжина Альфиза Минигаяновна

Мамедова Л.Р.  и Бетехтина В.А. раскрыли тему конференции «ХХ и ХХI  век глазами моего поколения», рассмотрев студентов в социуме на примере  доклада: «Студенчество как особая социальная группа».

В докладе они уделяюет особое внимание специфическим особенностям студенчества, проблемам воспроизводства студенческой молодежи, изменения происходящие в социальной структуре студенчества в настоящее время.

Студентки раскрыли сущность и проблемы студенчества как особой социальной группы. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Выполненный доклад соответствует заявленной теме. При написании доклада студенткой проявлена самостоятельность, дисциплинированность в работе, а также умение пользоваться  научной и художественной  литературой.

Положительные стороны: в своей  работе они делает вывод, что современному человеку очень важно получить квалифицированное образование для дальнейшей самореализации и самоопределения места в обществе. Так как образование для молодежи является социальной, моральной и психологической ценностью.

Доклад сопровождается презентацией, в которой приводятся высказывания  мировых писателей и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тезис42 КБ
Microsoft Office document icon Реферат365.5 КБ
Microsoft Office document icon Защитное слово65.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.46 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ

ГБОУ СПО СО Краснотурьинский индустриальный колледж
«Студенчество как особая социальная группа»

                                                                         Автор: Мамедова Луиза Рамазановна,

                                                                         студентка группы БД-12у

                                                                         Бетехтина Виктория Андреевна

                                                                         студентка группы БД-11

                                                                                      Руководитель: Дрожжина Альфиза

                                                                         Минигаяновна,  преподаватель

                                                                         экономических  дисциплин

           Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

        Объектом исследования данной работы являются политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.

Субъект исследования данной работы является студенты в социуме.

Цель  данного исследования является раскрытие сущности и проблем студенчества как особой социальной группы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: необходимо изучить и проанализировать источники пополнения студенчества; дать определение понятию «студент», «студенчество»; определить роль студентов для будущего государства; проследить актуальность темы в современном социуме.

Гипотеза исследования: современному человеку очень важно получить квалифицированное образование для дальнейшей самореализации и самоопределения места в обществе.

Многочисленные социологические исследования, как общероссийского масштаба, так и регионального, свидетельствуют, что траектория социальной мобильности молодежи в значительной степени обусловлена стремлением родителей вывести своих детей «в люди», т. е. дать им возможность получить высшее образование. Массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом».

Литература:

  1. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№3.
  2. Молодёжь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской студенческой конференции. 21 – 22 ноября 2002 (Самарская государственная экономическая академия и др.). – Самара: СГЭА, 2002.
  3. Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М.: Гардарики, 2002.
  4. Студенчество // Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. – М.:1998, стр. 544.
  5. Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.: РХГИ, 2004.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области            «Краснотурьинский индустриальный колледж»

Областная научно-практическая

студенческая  конференция

«ХХ и ХХI  век глазами моего поколения»

Тема работы:  «Студенчество как особая социальная группа»

                                                      Авторы: Мамедова Луиза

                                                  Рамазановна, студентка

                                                                         группы БД-12у

                                                                         Бетехтина Виктория Андреевна,

                                                   студентка группы БД-11

            Руководитель: Дрожжина Альфиза                                                                         Минигаяновна,

            преподаватель экономических

            дисциплин

         

Краснотурьинск

                                                     2013

Содержание

                                                                                                                                                                             стр.

Введение

3

Глава 1.   Социальная структура студенчества

4

1.1.

Понятие о студенчестве

4

1.2.

Источники пополнения студенчества

6

Глава  2.  Социальный статус студенчества

10

2.1.

Социальный статус и самочувствие студента

10

2.2.

Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

13

Глава 3. Исследование студенческой молодежи

15

3.1

Исследования молодежи и образования

15

3.2.

Опыт исследования проблем и интересов студенческой молодежи

16

3.3

Исследования проблем и интересов студенческой молодежи

18

Заключение

20

Список используемой литературы

22

Введение

Современное студенчество  в России – это класс людей, в основном, молодого возраста, который активно живёт жизнью и может существенно повлиять на ход дел в стране. Научный интерес к общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным. Возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов.  Студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции. Большую роль  играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Актуальность изучения общественной группы молодежи определяется тем, что в развитом обществе повысилась значимость  высшего образования, роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается  его количество. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Вышесказанное определяет актуальность темы.

Объектом исследования данной работы являются источники пополнения студенчества, социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.

Субъект исследования данной работы является студенты в социуме.

Целью исследования является раскрытие сущности и проблем студенчества как особой социальной группы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: необходимо изучить и проанализировать источники пополнения студенчества; дать определение понятию «студент», «студенчество»; определить роль студентов для будущего государства; проследить актуальность темы в современном социуме.

Гипотеза исследования: современному человеку очень важно получить квалифицированное образование для дальнейшей самореализации и самоопределения места в обществе.

Исследование проводилось по данным научной литературы, анкетированием студентов и опубликованных социологических исследований.      

Глава 1. Социальная структура студенчества

  1. Понятие о студенчестве

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом  познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.

Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами.

 Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества.

Само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения, особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни.

Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего и среднего специального образования.

Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.

Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт.

Прежде всего, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение,  и таким образом реализовать свою мечту о получении  образования, большинство студентов осознают, что образовательное учреждение является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении  профессионального образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза и колледжах способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в  вузах и колледжах приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.

  1. Источники пополнения студенчества

Проблема воспроизводства студенческой молодежи может рассматриваться в различных аспектах. Поскольку студенчество формируется из молодых представителей различных слоев, то в периоды трансформации социальной структуры общества оно может служить индикатором этих процессов.

Само оно также является их активным участником: ведь высшее образование выполняет функцию индивидуальной и/или групповой социальной мобильности и воспроизводства слоев, занимающихся высококвалифицированным и сложным трудом.

Анализ социальной структуры студенчества важен и в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех».

Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальный материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? Каковы основные социальные источники пополнения?

В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.), т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа.

Во-вторых, социальный состав студенчества достаточно пестрый: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты, появившиеся в ходе реформ (владельцы собственного дела, предприниматели). В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, среди студентов значительно уменьшилась доля детей рабочих и вспомогательного персонала. В-пятых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

Важной особенностью социального состава студенчества является высокая занятость родителей в государственном или негосударственном секторе экономики. Почему этот фактор считается дифференцирующим студенчество признаком? Дело в том, что у людей, связанных с частным сектором, жизненные перспективы, ожидания и установки, уровень жизни кардинально иные, чем у слоев, «завязанных» на госсектор. Еще одна линия расслоения студенчества «пролегла» между вузами: оказалось, что разные вузы «аккумулируют» студентов из разных стран далеко не одинаково. Конечно, и раньше были вузы, отличавшиеся как престижностью, так и «элитарностью» (т. е. высокой долей студентов выходцев из рядов советской элиты). Однако сейчас список элитарных вузов пополнился.

Наряду с экономическим положением родительских семей, с начала 90-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки.

Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.

 Прямой связи с уровнем жизни семьи студента не наблюдается, т. е. подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни.

Вероятно, дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т. е. выполняют не только свою прямую функцию).

Обучение  является важнейшим каналом социальных перемещений (социальной мобильности) для молодёжи из всех социальных групп и слоёв. При быстром росте абсолютной численности и доли специалистов вообще и слоя специалистов высшей квалификации в частности последний слой находится в процессе расширенного воспроизводства. Вполне понятно, что в условиях, когда численность рассматриваемого слоя почти удваивается на протяжении каждого последнего десятилетия, проблема социальных источников его пополнения требует особенно внимательного анализа.

Решающими факторами, определяющими всё более равномерное пополнение студенчества из всех социальных групп общества, являются следующие два.

  1. Сближение социальных групп по материальным условиям существования.
  2. Осуществление всеобщего полного среднего образования означает важнейший шаг в преодолении культурных различий среди молодёжи, принадлежащей по рождению и воспитанию к разным социальным группам, проживающей в городе или деревне.

Оба отмеченных исторических по своему значению достижения на пути к более полному социальному равенству оказывают всё более существенное воздействие на выравнивание возможностей получения высшего образования молодым поколением.

Противоречивое воздействие различных факторов создало неоднозначную ситуацию в отечественной высшей школе. Социальный механизм пополнения студенчества делает вузовскую систему все более самовоспроизводящейся.

Социолог Л.И. Бойко опубликовал следующие данные о социальной структуре студенчества. В составе студентов преобладают молодые люди, чьи родители имеют высокий образовательный уровень:

не менее 60% опрошенных являются выходцами из семей специалистов с высшим образованием, а около 30% - со средним специальным. Существенно увеличился удельный вес тех, чьи родители являются руководителями различного ранга; у каждого третьего студента отец и у каждого пятого - мать принадлежат к этой категории.

Указанные факторы предопределяют высокий экономический статус большинства студентов.

За последнее время доля благополучных в материальном положении студентов возросла и составляет едва ли не 3/4 опрошенных (для сравнения: согласно аналогичным социологическим замерам, среди  «взрослых» таковых не более 30%).

Причем эта часть определяет общий облик и социальное самочувствие студентов. Следовательно, студенчество пополняется преимущественно из слоев, во многом успешно адаптировавшихся к рыночным отношениям, хорошо обеспеченных.

Это явление выступает показателем того, что социальный состав студентов асимметричен социальной структуре общества, имеет весьма узкую социальную базу пополнения.

Значительное расслоение студентов происходит и в учебном процессе: речь идет не только об успеваемости, уровнях прилежания, но и различиях в побудительных факторах учения.

Наряду с теми, кто достаточно адекватно реагирует на рыночные импульсы и вследствие этого проявляет активность в освоении знаний, существует большая группа студентов с противоположными устремления.

Это отсутствие более или менее четких ориентиров, формальное приспособление или отчуждение от учебно-воспитательного процесса, значимость внешних стимулов в учебе, игнорируется необходимость собственных усилий для овладения знаниями, обретения профессионального самоопределения.

Глава 2. Социальный облик студенчества

  1.          2.1. Социальный статус и самочувствие студента

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность»  группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе.

Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

Как показывает исследование, в технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже.

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства.

Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции.

Говорить о социальном статусе студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры.

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия.

Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Насколько успешны попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной.

Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны). Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.

Для того чтобы снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещному миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

Судя по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья.

 Не обошла молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.),  которые более чем у третьей  части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты.

То, что материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления, это очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

В то же время самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке – это бесспорный факт.

Некоторые аспекты психоэмоционального состояния студентов.

Профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики. Наблюдая отношение студентов к изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу "открытий" неизвестного.

Студенты испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то при дальнейшем обучении в образовательном учреждении это не принято. На образ жизни студентов влияет необходимость пребывания в больших коллективах - это студенческая группа, поток, курс.

Безусловно, на студентов оказывает влияние их взросление от курса к курсу.

Однако они продолжают нести на себе образ школяра: волнуются, когда их спрашивают на занятиях, когда предстоит контрольная работа. Замечено, что в процессе обучения в вузе нередко у студентов своеобразный стресс.

Причиной такого состояния может быть перегрузка или слишком малая загрузка учебными делами. Это вызывает беспокойство в плане опасения не успеть, не справиться, получить неудовлетворительную оценку. Малая нагрузка создает беспокойство относительно своей ценности - студенты нередко обижаются, если их игнорируют в какой-то работе, не спрашивают на занятиях и т.д.

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не решаемыми социальными проблемами. Степень тревожности девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует плохое материальное положение.

2.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил – от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь.

Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.

Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть (и это сегодня становится все более ясным), что в деятельности вузовских  комсомольских организаций были не только негативные моменты (идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные (организация учебы, труда, быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезными препятствиями для преодоления институционального кризиса в молодежном движении.

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различия по полу (юноши чуть активнее), по направлению обучения (естественники и экономисты чуть активнее технарей и гуманитариев), и по вузам мало значимы и лишь подтверждают общую тенденцию.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. Выясняется несостоятельность распространенного в последние годы стереотипа, когда аполитичность молодежи (факт реальный применительно к участию в политической деятельности, политических партиях, движениях) переносилась и на ее отношение к информации о политике. Особенно это недопустимо относить к студентам-гуманитариям и экономистам, чей интерес к политической информации выше среднего. Поэтому представляется не совсем оправданным происшедшее в последние годы свертывание системы политического информирования студентов.

Этому способствовало и то, что многие кафедры – под предлогом «деидеологизации», «деполитизации» – крайне мало используют потенциал своих базовых курсов и спецкурсов для информирования студентов по актуальным политическим проблемам.

Однако недопустима односторонность политического информирования студентов, превращение его в политическую агитацию. В условиях предвыборной борьбы это может привести к втягиванию студенчества в политические игры на стороне тех или иных сил. Поэтому включение в уставы многих вузов положения о недопустимости политической пропаганды в обучении и воспитании студентов должно неукоснительно соблюдаться.

Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентаций сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» сказывается на достаточно широкой поддержке студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения. Можно предположить, что немалую поддержку получило бы у студентов и движение, стремящееся специально выразить и защитить интересы молодых людей.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и нерешенные проблемы.

Глава 3. Исследование студенческой молодежи

3.1. Исследования молодежи и образования

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет — учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам профессионального обучения в 2011-2012 годах характеризовалась следующими показателями:

  1. на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс,
  2. на инженерно-технические — 31 %;
  3. сельскохозяйственные — 4 %,
  4. экологические — 1 %,
  5. естественнонаучные — 5 %,
  6. гуманитарные — 18 %,
  7. просвещения — 6 %,
  8. медицины — 3 %,
  9. культуры и искусства — 2 %.

В результате анкетирования выпускников МБОУ СОШ города Краснотурьинска,  выяснилось, что более 30% учащихся еще не определились с выбором  будущей профессии. Ученикам 11-  классов  было предложено выбрать область своей будущей профессии, на основании исследовательских данных получилось: самыми популярными оказались: гуманитарная сфера, сервис, экономика и право.

3.2. Исследования проблем и интересов студенческой молодежи

Становится актуальным опыт исследовательской работы по выявлению наиболее значимых интересов и проблем современной студенческой молодежи на примере старшекурсников.

В этой работе преследована цель – составить рейтинг проблем и интересов студенчества. Большинство их сводятся к вопросам проведения досуга, получения образования и трудоустройства.

В ходе исследования респондентам, в качестве которых были выбраны студенты четвертого курса, предлагали на листе чистой бумаги зафиксировать десять наиболее важных проблем или тем. Причем респонденты были предупреждены о том, что упоминания в опросных листах должны отражать их личную заинтересованность.

 В результате обобщения и группировки данных получены следующие группы молодежных проблем и интересов: спорт, семья, трудоустройство, материальные проблемы и дополнительный заработок, досуг и отдых, мода, молодежные движения, образ жизни, увлечения и хобби, интернет-общение и др.

Выявленные группы  были переформированы в рейтинг. Лидерами стали следующие:

  • трудоустройство (работа, карьерный рост, денежная мотивация, адаптация);
  • обучение (специализация, сложности учебного процесса);
  • досуг (место проведения свободного времени, вид отдыха, клубная жизнь);
  • молодежные движения (молодежные субкультуры, общества по интересам);
  • спорт (занятия спортом, спортивные достижения молодежи, спорт. события).

Все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что и используется социологами как индикатор их ценностных ориентаций.

В ряду наиболее значимых ценностей:        

  • дело по душе, интересная работа.
  • высокий заработок, материальное благополучие.
  • хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Обостряется противоречие: как соотнести рыночные установки и общечеловеческие ценности?

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Выясняется, что представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются в серьезном уточнении.

Да, разрушились многие идеалы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.

Неблагоприятные условия досуговой деятельности и отдыха молодежи, а также недостаточность для нее социально-культурных благ не попали в число важнейших социальных проблем студенчества.

Однако это свидетельствует не столько об отсутствии проблемы организации досуга как таковой, сколько о том, что на фоне происходящих социальных и экономических катаклизмов она находится на втором плане, уступая место трудностям материального положения, плохому состоянию здоровья, безработице, опасение за безопасность родных и близких.

Нет открытия в том, что юноши-студенты в среднем гораздо больше тратят денег на досуговую деятельность, чем девушки-студентки.

3.3. Исследования студенческого рынка труда

Нынешней молодежи приходится начинать свою трудовую биографию в обстановке жесткой конкурентной борьбы.

Социологические исследования, проведенные в 2011—2012 годах, показали, что стремятся подработать дети не только из малообеспеченных семей, вынужденных бороться за каждый рубль, но и из вполне благополучных.  Заметно изменилась и мотивация подростков: если в 90-х годах главной причиной была помощь семье, то сегодня работа для несовершеннолетнего — возможность самореализоваться и быть независимым от родителей.

По данным анкетирования среди студентов, при выборе временной работы подростки исходят из следующих критериев:

  • робота должна быть интересной – 7%;
  • приносить доход – 7%;
  • приносить доход и не мешать учебе –26%;
  • сочетать доход и интерес – 60%.

Заработанными деньгами молодые люди распорядились бы так:

  • потратили на помощь семье – 27%;
  • на собственные потребности – 43%;
  • на летний отдых – 3%;
  • на накопление – 27%.

Исследования студенческого рынка труда показали: оказывается, на первом курсе работают 2–3% студентов, на втором — уже 10–12%, на третьем-четвертом — до 70–75%.

И это хорошо! Потому что к молодому специалисту сегодня предъявляют достаточно высокие требования: и соответствующее образование, и навыки ПК, и знание иностранного языка, и наличие водительских прав, но самое главное — опыт работы. Только совмещая учебу с работой (пусть даже не по специальности), можно и образование получить, и трудовые навыки. При отборе кандидатов работодатель отдаёт предпочтение тому претенденту, который имеет хотя бы минимальный опыт работы, зачастую не играет роли даже сфера деятельности. Просто такой молодой человек более адекватно воспринимает требования работодателя, знает цену своему труду.

Однако студенту надо найти работу, которая его не захлестнет и не вынудит бросить учебу, уйти в академический отпуск.

Заключение

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность.

Образ территории действительно накладывает некоторые социальные различия в поведенческие и духовные аспекты жизни всего населения, и молодежи в частности.

В ходе исследовательской работы была  изучена  молодежь как особая  социальная группа. Были проведены социологические опросы путем анкетирования среди молодежи. Далее проанализированы полученные данные и на их основании созданы графики. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Молодое поколение нашего города хорошо адаптировано к жизни современного общества. Молодежь обладает большей уверенностью в завтрашнем дне, так как имеет более сильную опору для своего развития. Большее число образовательных учреждений, молодежных организаций, мест культурно-досугового плана дает молодежи больше возможностей для реализации и становления собственной личности. Поэтому своими главными жизненными приоритетами молодежь считает скорее образование и материальные ценности, включающие в себя самореализацию и занятие достойного положения в современном обществе.

Среди негативных качеств молодежи следует выделить большую подверженность вредным привычкам и асоциальным нормам поведения.

Представляя собой основу будущего общества, молодежь заслуживает к себе самого непосредственного внимания.

У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего  «завтра».  Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают - любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя. Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех профессий, которые явно противопоказаны ему.

Итак, молодежь стремится получить высшее и среднее профессиональное образование, считая, что «без них в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

Список использованной литературы

  1.  Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО: СВИВТ, 2012. – С. 129-135. - http://www.humanpsy.ru/articles/conf-2012/2012-21-Kokin.pdf

Сайты:

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/136627/%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  2. http://ispu.ru/files/Vestnik-07-2008-%D1%81.49-54.pdf
  3. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00038445_0.html
  4. http://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-4857.htm
  5. http://www.ref.by/refs/72/17037/1.html
  6. http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/sergeev_molodezh_i_studenchestvo_kak_socialnye_gruppy_i_obekt_sociologicheskogo_analiza.pdf



Предварительный просмотр:

Защитное слово

1 слайд

Добрый день!!!

Мы  Мамедова Луиза   и Бетехтина Виктория  хотим представить вашему вниманию свою работу тема, которой:  «Студенчество как особая социальная группа».

Выбор темы исследовательской работы не составил трудности, т.к. сами принадлежим к группе студентов и имеем возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

2 слайд   Актуальность выбранной темы (вот это не надо читать) 

 Во первых: в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным;

Во вторых: возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов;

В третьих: студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции;

В четвертых: возрастает роль студенчества  в общественно-политической жизни нашей страны.

  3 слайд

Объектами исследования данной работы являются источники пополнения студенчества, социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов. 

Субъектами исследования данной работы является студенты в социуме.

4 слайд

Целью исследования является раскрытие сущности и проблем студенчества как особой социальной группы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:  1)необходимо изучить и проанализировать источники пополнения студенчества;  2) дать определение понятию «студент», «студенчество»; 3

3)определить роль студентов для будущего государства; 4)проследить актуальность темы в современном социуме.

    5 слайд

Гипотеза исследования: современному человеку очень важно получить квалифицированное образование для дальнейшей самореализации и самоопределения места в обществе.

6 слайд

Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших и средне специальных учебных заведениях.

 

Являясь составной частью молодежи студенчество, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего и среднего специального образования.

Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.

 7  слайд

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести несколько типичных черт:

  1. Прежде всего, социальный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи.
  2. Общность целей в получении  профессионального образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза и колледжах способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
  3. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузах и колледжах приводят студенчество к большой возможности общения.
  4. Довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
  5. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

8 слайд    Исследования молодежи и образования (вот это не надо читать)

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет — учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

  9 слайд

Структура приема по всем формам профессионального обучения в 2011-2012 годах характеризовалась следующими показателями:

1)Экономика и право  - 17%

2) транспорт  3%

3)Технические и технологические -3%

4)Сервис -14%

5)Сельское хозяйство -0 %

6)Педагогика – 3%

7)Лингвистика-7%

8)Культура и искусство -0%

9)Здравоохранение и спорт -10%

10)Гуманитария -23%

11)Военная структура -10%

12) Архитектура и строительство -3

 

В результате анкетирования выпускников МБОУ СОШ города Краснотурьинска,  выяснилось, что более 30% учащихся еще не определились с выбором  будущей профессии. Ученикам 11-  классов  было предложено выбрать область своей будущей профессии, на основании исследовательских данных получилось: самыми популярными оказались: гуманитарная сфера, сервис, экономика и право.

10 слайд   

Исследования проблем и интересов студенческой молодежи(вот это не надо читать)

Становится актуальным опыт исследовательской работы по выявлению наиболее значимых интересов и проблем современной студенческой молодежи на примере старшекурсников. В этой работе преследована цель – составить рейтинг проблем и интересов студенчества.

Выявленные группы  были переформированы в рейтинг. Лидерами стали следующие:

  1. трудоустройство (работа, карьерный рост, денежная мотивация, адаптация) – 55%;
  2. обучение (специализация, сложности учебного процесса) – 40%;
  3. досуг (место проведения свободного времени, вид отдыха, клубная жизнь) – 20%;
  4. молодежные движения (молодежные субкультуры, общества по интересам)- 18 %;
  5. спорт (занятия спортом, спортивные достижения молодежи, спорт. события)- 15%.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья). Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

11 слайд 

Исследования студенческого рынка труда (вот это не надо читать)

Нынешней молодежи приходится начинать свою трудовую биографию в обстановке жесткой конкурентной борьбы.

Социологические исследования, проведенные в 2011—2012 годах, показали, что стремятся подработать дети не только из малообеспеченных семей, вынужденных бороться за каждый рубль, но и из вполне благополучных.  Заметно изменилась и мотивация подростков: если в 90-х годах главной причиной была помощь семье, то сегодня работа для несовершеннолетнего — возможность самореализоваться и быть независимым от родителей.

По данным анкетирования среди студентов, при выборе временной работы подростки исходят из следующих критериев:

  • робота должна быть интересной – 7%;
  • приносить доход – 7%;
  • приносить доход и не мешать учебе –26%;
  • сочетать доход и интерес – 60%.

Вика 12 слайд

Заработанными деньгами молодые люди распорядились бы так:

  • потратили на помощь семье – 27%;
  • на собственные потребности – 43%;
  • на летний отдых – 3%;
  • на накопление – 27%.

Исследования студенческого рынка труда показали: оказывается, на первом курсе работают 2–3% студентов, на втором — уже 10–12%, на третьем-четвертом — до 70–75%.

И это хорошо! Потому что к молодому специалисту сегодня предъявляют достаточно высокие требования: и соответствующее образование, и навыки ПК, и знание иностранного языка, и наличие водительских прав, но самое главное — опыт работы. Только совмещая учебу с работой (пусть даже не по специальности), можно и образование получить, и трудовые навыки. При отборе кандидатов работодатель отдаёт предпочтение тому претенденту, который имеет хотя бы минимальный опыт работы, зачастую не играет роли даже сфера деятельности. Просто такой молодой человек более адекватно воспринимает требования работодателя, знает цену своему труду.

Однако студенту надо найти работу, которая его не захлестнет и не вынудит бросить учебу, уйти в академический отпуск.

13 слайд

Итак подведем итоги:

  1. Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя.

 

  1. Для этого необходим правильный выбор образовательного учреждения для получения высшего или среднего специального образования.

  1. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.

Итак, молодежь стремится получить высшее и средне специальное образование, считая, что «без них в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

14 слайд

Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"

Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....

Конференция «ХХ и ХХI век глазами моего поколения»

Дьякова Елена Юрьевна является  студенткой четвертого курса  группы  СЭЗ 10ук/09к  по специальности  270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....

Научно-практическая конференция «XX и XXI век глазами моего поколения»

Пасютина Юлия Александровна  и  Микова Ксения Николаевна  являются  студентками четвертого курса  группы  У-08к  по специальности  080504.52 «Государственное и ...

Сценарий театрализованного представления "Война глазами моего поколения"

Сценарий содержит несколько сцен, разных по своей эмоциональной напряженности. Постановка посвящена 70-летию Великой Победы. Участниками являются обучащиеся средней общеобразовательной школы....

«Великая Отечественная война – глазами нового поколения».

                      Урок по истории России в 9 классе...


 

Комментарии

Дрожжина Альфиза Минигаяновна

Целью исследования является раскрытие сущности и проблем студенчества как особой социальной группы.
Задачи – изучить, проанализировать источники пополнения студенчества; дать определение понятию «студент», «студенчество»; определить роль студентов для будущего государства; проследить актуальность темы в современном социуме.
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Вывод: Многочисленные социологические исследования, как общероссийского масштаба, так и регионального, свидетельствуют, что траектория социальной мобильности молодежи в значительной степени обусловлена стремлением родителей вывести своих детей «в люди», т. е. дать им возможность получить высшее образование. Массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом».