урок. икона
план-конспект урока по теме

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ikona.docx1013.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6  Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

ТЕМА УРОКА:  ИКОНА.

Цель урока:

познакомить с одним из  главных символов православного искусства – иконой;

выявить изобразительные особенности православной иконы, значение  иконы для православного человека,  чем отличается иконописное изображение от живописного, и почему существуют эти отличия.

Задачи урока:

  1. воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
  2. развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;
  3. обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Тип урока:  урок новых знаний.

Форма урока: урок – панорама.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

СЛАЙД №1

  1. Поэтическое вступление

СЛАЙД №2-5

Маленькая комната.

За окном – весна…

В тишине с иконами

Я сижу одна.

Равнодушно сонное,

Мерное «тик – так»

В тишине с иконами

Отбивает такт.

Что-то незнакомое…

Жизнь – не по часам…

Тишина с иконами -

Настоящий Храм.

С тайными законами

Богобытия

В тишине с иконами

Сталкиваюсь я.

В тишине с иконами,

Истину храня,
Лики просветленные

Смотрят на меня.

И грехи, что тоннами

На душе лежат,
В тишине с иконами

Тяжелей в стократ.

Крестными поклонами

И молитвой вслух

В тишине с иконами

Я лечу свой дух.

Сквозь стекло оконное

Льется неба синь…

В тишине с иконами,
Как в Раю. Аминь

               

. О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Икона – это один из главных символов православного искусства. Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде.

Слово «икона» греческого происхождения. В переводе оно означает «образ», т.е. изображение.

Кого изображают на православных иконах?

(ответы детей)

2.Визуальное отличие иконы от картины – изображение.

СЛАЙД №6

Давайте рассмотрим несколько изображений Богородицы, поскольку именно  Она является покровительницей, заступницей Руси, и иконы с изображением Богородицы больше всего почитали на Руси.

(слайды с изображением Богородицы)

1.  2.  3.  4. 5. 6.     

Вы видите 6 различных изображений Богородицы.

- Являются ли все они иконами?

- Какие из произведений являются иконами?

- А как вы сумели отличить икону от картины?

Правильно. Икона от картины отличается, прежде всего, своими изобразительными особенностями.

3. Знакомство с темой урока, целями и задачами.

Цель нашего урока – найти ответ на два вопроса: чем отличается иконописное изображение от живописного, и почему существуют эти отличия.

4.Особенности изображения (исследовательская работа в группах)

Начнем с первого вопроса. Для этого мы разделим наш класс на 4 исследовательские группы. Каждая группа получит свое задание – исследовать одну из изобразительных особенностей иконы, т.е. ответить на  конкретный вопрос, который прописан в карточке. 3 минуты на обсуждение, а затем один представитель от каждой группы зачитает нам результаты исследования.

Время пошло. Группы работают, затем отвечают.

СЛАЙД №7-10

1 группа: пропорции изображаемых силуэтов.

  1. Соблюдены ли пропорции человеческих фигур на иконе и на картине? Видите ли вы тени на иконе, а на картине?

фигуры людей на иконе изображаются в удлиненном виде, они не отбрасывают тени

Мазаччо. Уплата подати.                                                                      Введение во храм пресвятой Богородицы

2 группа: изображение фигур на плоскости.

  1. Имеют ли фигуры, изображенные на картине и на иконе объем?

на иконе фигуры лишены объема

Рубенс. Снятие с креста                                                                                                                                                         Снятие с креста. Икона

3 группа: линейная перспектива.

  1. Используется прямая линейная перспектива на картине и на иконе?

на иконе отсутствует прямая перспектива, и      присутствует обратная

Иванов. Явление Христа народу                                                                  

 Святой евангелист   Матфей. Икона

4 группа: портретное сходство.

  1. Какое из произведений является портретом, а какое нет? Почему?

 лик и лицо отличаются, важное значение при изображении лика имеют глаза

                                           Рембрандт. Голова Христа                                                                                        

                         Спас Нерукотворный 

5.Представление результатов исследования.

6.Работа с учебником.

 На основе проведенного исследования мы уже можем ответить на второй вопрос – почему же изображение на иконе отличается от изображения на картине?

(потому что на иконе изображается бестелесный Божественный мир и его обитатели, а живопись – категория земная).

 Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека.

Учебник стр.52

Прочитайте  вступление. Чем  икона отличается от картины?

Чтение 4-6 абзаца. 

СЛАЙД №11

Какова роль света в православной иконе?
Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда, он сам излучает свет .

Чтение 7 абзаца.

СЛАЙД №12

Как на иконе художник передает действие , происходящее внутри храма?

Кто может показать занавес-велум на этой иконе?

Чтение 8-10 абзаца.

СЛАЙД №13

Как называется золотой круг, окружающий голову Святого?

Каково значение НИМБА?

Почему иногда нимб как бы выходит за пространство иконы?
Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.

Чтение 11 абзаца.

СЛАЙД №14

Чтение 12-14 абзаца.

СЛАЙД №15

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся?

Это значит, что не я смотрю на икону, а икона как бы смотрит на меня.
Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Чтение 15 абзаца.

СЛАЙД №16

Что на иконе передают глаза и лики Святых?

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

СЛАЙД №17-18

Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.  

На иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.
В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.
Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Поэтому можно сказать, что икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное не эгоизм, а любовь.

7. Выводы, подведение итога урока

Вопросы и задания
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Давайте сделаем вывод: икона – это окно в Горний мир, через которое устанавливается связь человека с Богом. В своей молитве мы обращаемся не к иконе и даже не к образу, запечатленному на ней, мы обращаемся к святому - к первообразу - и просим: «Моли Бога о нас». И исцеление человек получает не от иконы. Исцеление он получает от Бога по молитвам святых. Именно через это открытое окно – через икону – Бог проявляет к человеку особое благоволение. Поэтому православные верующие почитают икону, как святыню.

СЛАЙД №19

8.Поэтическое заключение.

Завершить наш урок я хочу еще одним  стихотворением. Оно называется «Икона»

Немало все мы в жизни перевидели,
Но что храним мы в памяти своей?..

Я помню светлый образ Вседержителя

Над койкою прабабушки моей.

Икона, потускневшая от времени,
Прошедшая насквозь XX век –

Тот век, в котором жил во имя Ленина

В стране Советской каждый человек.

Пока за сотворенными кумирами

Шагали мы по жизни налегке,
Она, такая тихая и смирная,

Висела над кроватью в уголке.

Бывало, просыпалась утром рано я,
Заглядывала в щелочку тайком

И видела, как бабушка старательно

Шептала перед этим образком…

Как жаль, что нам нельзя вернуться в прошлое

И там чуть-чуть исправить жизнь свою…

Прошли года  плохие и хорошие,
И вот перед иконою стою

Я в тесной комнатенке, как в обители,
И слезы сами катятся из глаз…

Пред этою иконой Вседержителя

Молилась моя бабушка о нас.

Ее уж нет. Но есть икона светлая –

В Небесный Мир открытое окно…

Любить, прощать, надеяться и веровать –

И ничего другого не дано.


9.Домашнее задание         Стр.55

  1. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________   друг другу.

  1. Дополни схему  «Чем икона отличается от картины».

  1. Кто изображён на иконе?

           

     _______________________       _____________________      ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

урок "Икона"

урок  проводился  в  4  классе  по  теме "Икона!...

урок "Икона"

урок  проводился  в  4  классе  по  теме "Икона!...

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим».Иоанн ДамаскинЦели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с...

Конспект урока «Икона « Живоначальная Троица»

Урок по предмету духовно -нравственного цикла "Истоки" На данном уроке дети отправляются в путешествие в мир иконы "Живоначальная Троица"...