Проблемно-интегрированное обучение на роках истории и обществознания с использованием ИКТ
материал по теме

Воронина Екатерина Николаевна

в докладе сообщается о  использовании ИКТ на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район

«Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им.

дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова»

доклад на тему

Проблемно-интегрированное обучение на роках истории и обществознания с использованием ИКТ

выполнила:

учитель истории и обществознания

Воронина Екатерина Николаевна

Плавск

2013

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и исторических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Активизация учебно-познавательного процесса обеспечивает:

-направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки.

Для развития познавательного интереса учащихся я использую различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков с помощью ИКТ: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции, использую на уроках творческие задания, составление опорных схем, тесты. Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении истории.

Результат: учащиеся получают прочные, глубокие знания по предмету, у них формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы и объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике (при подготовке к урокам-семинарам).

1.Межпредметные связи.

Большую роль в обучении истории и обществознания играет интегрированное обучение.

Цели:

 - обеспечить взаимосвязь предметов общественно-гуманитарного и естественно – научного циклов и их связь с трудовым обучением школьников;

 - использовать межпредметные связи для осуществления целенаправленного решения комплекса учебно – воспитательных задач.

С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Интегрированное обучение выступает непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, так и основ наук в целом.

Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях и т.д. в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей проводится как на отдельных уроках (чаще обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем различных курсов, или устанавливается взаимосвязь между предметами.

Опираясь на связи с другими предметами, при изучении истории и обществознания, раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд».

Результативность:

Используя знания учащихся по географии, Истории искусства, музыке и другим предметам раскрываются многие исторические понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.

2.Использование информационных технологий

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи:

- обеспечить доступ к большому объему информации,

- использовать образно - наглядную форму представления изучаемого материала,

- осуществить поддержку активных форм обучения,

- моделировать процессы и явления и т.д.

Цели:

- совершенствование учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно - коммуникационных технологий;

- формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Практика  показывает, что учащиеся, активно использующие навыки самостоятельной работы, овладевают более высоким уровнем умений и навыков при ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Презентация позволяет иллюстрировать изучаемый учебный материал. Например, при изучении тем по всемирной истории, истории Отечества, обществознания, я использую электронные учебный материал (видеофрагменты  по темам изучаемого курса, тесты, проблемные задания)

В изучении курса истории используются следующие  формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса истории.

При работе над презентацией школьники должны провести предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта.

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что  позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Результативность.

Использование ИКТ при изучении курса истории и обществознания  приводит к ряду выводов:

1.Повышается познавательный  интерес, активизируются творческие способности учащихся при изучении курса.

2. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

3. Установление интегрированного обучения.

4. Развиваются умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь собирать, необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы, для выявления и решения новых проблем).

Предлагаются проверочные интерактивные работы. Учащимся предлагается самостоятельно сделать свою презентацию из предложенного материала на определенную тему. Такой вид работы очень нравится детям и используется на всех этапах обучения в школе.

Учащиеся используют компьютер при подготовке творческих заданий к уроку. К своим стихам и сочинениям подбирают картинки, изображения и выступают на уроках.

В старшем возрасте учащиеся получают задания на построение различных графиков и диаграмм. Например: в 8 классе на уроках по изучению социального состава населения, экономического развития страны и т.п.

В 10 классе с помощью этой игры провожу обобщение, повторение и контроль знаний по определенной теме. Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к. это зависит от уровня подготовки класса. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока

На традиционных уроках истории, компьютер также используется в качестве ТСО для показа видеофрагментов (например, фильмы о Великой Отечественной войне, выступлений политических деятелей и др.).

Ресурсы Internet, диски содержат множество материала, который можно использовать и на занятиях элективных курсов.

Так, учащиеся 9 класса по завершении элективных курсов «Азбука права», «Исторический портрет» должны представить реферат по определенной теме, защита которого может сопровождаться демонстрацией презентации.

3. Творческие задания

Цели:

- повысить интерес учащихся к предмету;

- дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;

- развивать речь учащихся, умение отстаивать собственное мнение.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;

2) в сочинении сказки или  стихотворения, о каком – либо историческом объекте;

3) в рисунке

4) в составлении опорных схем и конспектов;

5) в исторических сочинениях по заданной теме.

В начале каждого последующего урока идет обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.

4. Исследовательская деятельность учащихся

Цели:

- приобретение учащимися первоначальных знаний и навыков исследовательской деятельности;

- развитие у учащихся умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия;

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения);

- создание информационно-обучающей среды, обеспечивающей мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы(можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

Результативность:

Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается  в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу. Чаще всего сочинения (эссе) – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома.

5. Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того чтобы, заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует -внимание;

-игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

-игра «Компетентность» - успешно применяется в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

-игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

- игра «Угадай слово» -позволяет повторить терминологию.

В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.

С моей точки зрения, применение новых методик надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формами обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение  должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

laquo;Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...