Качество образования - качество жизни
материал по теме

Мочульская Анна Владимировна

Лекция, прочитанная на конкурсе "Педагог года Москвы - 2013".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качество образования – качество жизни

Лекция на конкурсе «Педагог года Москвы – 2013»

        Что такое качество образования для общества? Какая связь существует между образованием и тем, что волнует общество? Общество волнует качество жизни, поэтому установим взаимосвязи между качеством образования и качеством жизни.

        Владимир Константинович Бацын, участник группы «Качество образования», считает, что качество образования измеряется эффективностью людей, его получивших. Если человек не эффективен, таковым является и образование, которое он получил. Если образование не делает человека эффективным, зачем оно? Как определить, каким должно быть образование?

        Спрашивая выпускников о степени удовлетворенности их образованием, мы часто слышим в ответ, что они не знают, насколько востребованы будут их знания и умения. А как школа узнает, какие знания и умения будут востребованы, чему надо учить? Попробуем представить жизнь в РФ в середине XXI века. Соотнесем наши представления с образованием выпускников современной школы. Насколько они коррелируют?

        Система образования зависит от того, каким видит общество качество жизни будущих поколений. Если общество удовлетворено качеством существующей жизни, образование должно обеспечивать воспроизводство этого качества. Если не удовлетворено, то должно понять, чем и почему, и внести соответствующие изменения в систему образования.

        Представляется, что критерием качества образования может стать не эффективность – термин, применение которого оправдано, скорее, к общественным институтам, а успешность выпускника, члена общества, гражданина. Только успешный человек сможет обеспечить высокий уровень и гармоничное сосуществование всех компонентов, составляющих, по мнению Александра Ивановича Субетто, качество жизни: духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических.

        Что же должно образование дать выпускнику, чтобы он стал успешным? На мой взгляд, можно выделить несколько приоритетных направлений в деятельности современной школы.

        Во-первых, приоритет мышления над знанием. Количество «наиболее ценных» знаний растет в геометрической прогрессии. Нарастает противоречие между общим количеством накопленных знаний и возможностью определиться с тем, какие из них должны быть положены в фундамент общего образования. Выход видится в том, чтобы поместить в центр школьного образования не сумму знаний, а способность вырабатывать новое знание, то есть способность мышления. Человек середины XXI века будет жить в информационном пространстве. Одна из важнейших проблем в работе с информационными потоками – способность отличать достоверную информацию от недостоверной. Единственный инструмент, с помощью которого возможно это различение, - мышление. Однако возникает закономерный вопрос: как тестировать качество развития мышления, если на него переносится основной образовательный акцент? Однозначного ответа на него нет, он нуждается в обсуждении.

        Во-вторых, необходимо сделать акцент на приоритете творческого, а не исполнительско-репродуктивного начала в человеке. Если в ребенке поддерживается потребность и способность порождать собственную деятельность, если в нем поддерживается чувство деятельностного достоинства, он с легкостью будет выполнять любую, в том числе и рутинную работу. Вопрос, который нам стоит регулярно себе задавать: помогает ли наше образование развивать в ребенке способность по-своему видеть, понимать, интерпретировать информацию.

        В-третьих, в современном мире социум заинтересован в гибкой, динамичной личности, чье образование соответствует ее собственным глубинным потребностям, является способом ее самоактуализации и самореализации. Соответственно, образование должно ориентироваться на формирование и развитие образовательных потребностей ребенка. Важнейший критерий эффективности современной школы – то, в какой степени происходит развитие и усложнение образовательных потребностей ребенка, в какой мере увеличивается и усложняется количество детских образовательных «хочу!».

        В-четвертых, важнейшей ценностью современного образования должно стать эмоциональное переживание. Если ребенок усвоил школьный курс физики, но при этом его тихо ненавидит, или усвоил школьный курс литературы, но при этом остался эмоционально холоден по отношению к освоенным произведениям, он получил неполноценное образование. Образование безусловно ценно только тогда, когда оно оставляет в душе ребенка положительные эмоциональные метки, когда развивается и усложняется пространство детского эмоционального переживания.

        В-пятых, диалог должен превалировать над монологом. Показателем эффективности образовательного процесса оказывается процесс ветвления диалога, усложнения и углубления диалогического взаимодействия его участников. Причем диалог мы понимаем не как простой обмен репликами, а как движение от непонимания к пониманию. Движение к другому, который заведомо не есть ты и который никогда не станет тобой, при этом навсегда сохранит свою суверенность.

        В-шестых, качественное образование может дать мультикультурная школа, позволяющая своим ученикам входить в различные культурные среды и реализовывать в них свою собственную культурную индивидуальность. Речь может идти о различных типах культур: производственных, коммуникационных, духовных, религиозных, личностных, «культур бытовой повседневности». Сегодня популярно слово «толерантность». Но это – лишь терпимость, принятие права иных культур на суверенное существование. Речь же должна вестись о возможности диалогического восхождения к другим культурам – при условии сохранения и развития собственной культурной уникальности.

        В-седьмых, важнейшим показателем эффективности школы является ее действенная продуктивность, создаваемые во взаимодействии детей и взрослых реальные продукты (материальные и интеллектуальные). Какими они могут быть? Исследовательская деятельность во взаимодействии с профессиональными лабораториями, погружение в реальное технически оснащенное производство, взаимодействие с профессиональными литераторами и журналистами.

        И, наконец, для эффективной школы ключевым является вопрос о смысле деятельности. Участники педагогического процесса должны понимать, ради чего они делают то, что делают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качество образования – качество жизни Мочульская Анна Владимировна

Слайд 2

Современные представления о качестве образования Качество образования измеряется эффективностью людей, его получивших В.К. Бацын «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» А.М. Новиков

Слайд 3

Приоритет мышления над знанием

Слайд 4

Приоритет творческого начала в человеке

Слайд 5

Приоритет в воспитании гибкой, динамичной личности

Слайд 6

Приоритет ценности эмоциональных переживаний

Слайд 7

Приоритет диалога над монологом

Слайд 8

Приоритет мультикультурности над монокультурностью

Слайд 9

Приоритет реальной жизни над «ученой книжностью»

Слайд 10

Приоритет смысла над целесообразностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Качество образования - качество жизни!"

Современное качество образования не ругал только ленивый....

Эссе на тему "Качество образования - качество жизни"

Публичное выступление в III туре профессионального конкурса "Педагог года ЮВАО-2013" в номинации "Учитель года"....

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Качество образования-качество жизни

Творческое эссе "Качество образования-качество жизни",написанное в рамках участия в Московском городском конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы 2013"...

Эссе "Качество образования - Качество жизни" - "Разговор во времени"

Я учитель информатики и понимаю, что многое зависит от времени и эпохи, в которой мы живем. И пусть меняется мир, время, быт, люди, содержание образования. Но не меняется лишь одно: величайшая роль уч...

Эссе "Качество образования - качество жизни"

Эссе посвященное размышлением о зависимости качества образования от качества жизни...