"Образование будущего. Школа - территория успеха"
проект на тему
Данный проект разработан в рамках участия в областном конкурсе "Учитель года Дона - 2011" номинация "Педагогический дебют".
Цель проекта - сформировать развивающую среду образовательного пространства, способствующую развитию способностей обучающихся, их успешному самовыражению и социализации.
Задачи:
1. создание развивающего комплекса, в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных инкубаторов, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности;
2. вовлечение всех обучающихся в общественно – полезную деятельность с целью их успешной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrazovanie_budushchego.zip | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный образовательный проект
«Образование будущего. Школа – территория успеха»
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У. Уорд
- Обоснование актуальности проекта.
По данным международных исследований Россия занимает:
- 1 место по числу убийств среди детей и подростков,
- 1 место по смертности от заболеваний сердечно – сосудистой системы,
- 1 место по объему потребления героина,
- 1 место по объему продаж алкоголя,
- 1 место по числу пациентов с заболеваниями психики,
- 3 место по количеству тоталитарных сект,
- 27 место по качеству образования,
- 57 место по качеству жизни,
- 70 место по использованию коммуникационных и информационных технологий,
- 97 место по доходам на душу человека,
- 127 место по показателям здоровья человека,
- 134 место по продолжительности жизни.
За последние 35 лет из России уехали свыше 30 млн. человек, причем наиболее образованных, деловых и активных.
По оценкам экспертов, около 20.000 российских ученых работают на страны ЕС.
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Для решения данной задачи предлагается:
- создавать площадки реализации (краткосрочные школы, мастер-классы) для проб каждого ребенка;
- обучать педагога работать не с массой, со средним ребенком, а в горизонтах саморазвития каждого.
Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. И мне верится, что при умелом воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей.
- Одарённость - развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость проявляется в успешности, в какой - либо деятельности.
"Все дети талантливы", а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования.
Выделяют различные виды одаренности. Например:
- По виду деятельности и обеспечивающей ее сфере психики:
Вид деятельности | Тип одарённости | |
Практическая | спортивная | |
Техническая (например, одаренность в ремеслах) | ||
организационная | ||
Коммуникативная | лидерская | |
аттрактивная | ||
Художественно-эстетическая | музыкальная | |
сценическая | ||
литературно-поэтическая | ||
изобразительная | ||
хореографическая | ||
Духовно-ценностная | дар служения | |
дар создания духовных ценностей | ||
Познавательная | общая (умственная) одарённость | |
академическая | интеллектуальная |
- По "форме проявления" различаются: явная одаренность и скрытая одаренность.
Кого считать одаренным? Я бы сказала - себя. Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь
Зарубежная статистика такова: интеллектуально одарены 2% детей, с повышенными умственными способностями -15-16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Из вышесказанного явно следует противоречие: с одной стороны молодежь обладает высоким творческим потенциалом, но с другой стороны она не может реализовать себя в современных условиях.
- Цель проекта:
Цель проекта - сформировать развивающую среду образовательного пространства, способствующую развитию способностей обучающихся, их успешному самовыражению и социализации.
Задачи:
1. создание развивающего комплекса, в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных инкубаторов, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности;
2. вовлечение всех обучающихся в общественно – полезную деятельность с целью их успешной социализации.
- Условия, необходимые для реализации данного проекта.
Введение « Стандартов второго поколения», где декларируется введение в образовательные учреждения внеурочной деятельности, создают необходимые условия для реализации моего проекта.
- Управления и кадры.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что эта работа будет успешной только в том случае, если в непростом процессе становления юных талантливых граждан России принимает участие все взрослое сообщество: родители, психологи, учителя.
Бесспорно: в выявлении талантов у детей большую роль должны сыграть родители. Известно, что все таланты ребенка наиболее ярко проявляются в возрасте 5-6 лет. В этот период нужно быть особенно внимательным к детям, нужно уметь рассмотреть в своем ребенке уникальность, собрать первую папку достижений своего ребенка, которая поможет психологу школы для составления индивидуальной траектории развития успешности обучающегося. Для эффективного достижения цели развития успешности обучающегося взаимодействие родителей и всех участников образовательного процесса имеет определяющее значение. Ибо ни один даже самый талантливый взрослый не может в одиночку достичь положительного результата.
- Сущность проектного предложения и механизм реализации.
В президентской инициативе «Наша новая школа» справедливо замечено, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.Медведев).
Основой моего проекта составляет интеграция основных направлений по работе с одаренными детьми с целью их успешной социализации.
Я предлагаю на базе школы создать несколько открытых развивающих площадок, соответствующих одной из форм одаренности:
- 1.Плошадка «Эврика» - развивает способность творчески мыслить и находить нестандартные решения в области науки и техники. Работу ведут творческие группы педагогов, специалисты узкого профиля, которые строят свою работу с учащимися через:
- УНО - конференции, олимпиады, творческие конкурсы.
- Кружки по интересам.
- Элективные курсы по выбору.
- Углубленные программы по предметам.
- Профильное обучение.
- Работа профильных смен лагеря дневного пребывания.
- Консультации по предметам.
- Работа по индивидуальным планам развития.
- Творческая площадка - «Арт –мастерская». Создает условия для проявления творческих компетентностей обучающихся в художественно-эстетической деятельности — хореографической, сценической, литературно-поэтической, изобразительной и музыкальной. Работу ведут педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, которые строят свою работу с обучающими через исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия.
- Площадка «Город мастеров» ». Создает условия для проявления трудовых способностей обучающихся, знакомит с профессиями.
- Площадка «Спортивный олимп» создает условия для развития физических способностей.
- Площадка «Школа лидеров». Создает среду для развития и самореализации лидерских качеств.
Все площадки являются открытым развивающим пространством.
Обучающиеся проходят следующие этапы:
Название этапа | Период реализации | Описание этапа. | |
1. | «Играй и пробуй!» | Начальная школа | Обучающиеся проходят через все развивающие площадки, психолог помогает определить приоритеты развития, выстроить индивидуальный график развития. |
2. | «Дерзай и побеждай!» | Средняя школа | Обучающиеся могут посещать одну или несколько площадок, развивая способности, реализуя приобретенные навыки в общественно – полезной деятельности |
3. | « Твори и определяйся!» | Старшая школа | Обучающиеся определяются с профилем, углубленно погружаются в свое пространство, совершенствуют навыки общественно – полезной деятельности. |
- Планируемые результаты.
Создание благоприятной развивающей среды образовательного пространства, способствующей развитию творческих компетентностей и инициативности обучающихся, их успешному самовыражению и социализации, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
- Методические средства реализации проекта.
- Сроки реализации проекта
На протяжении 15 лет в Сальском районе существует летняя профильная школа одаренных детей «Виктория», чей опыт я частично обобщила при работе над проектом. Лучшие учителя Сальского района, в последнее время победители национального проекта «Образование» ведут преподавание 6 предметных секций. Особая роль отводится в школе внеурочной деятельности. Проведение таких акций, как «Мы есть!», «Умным быть модно!», «Добрые сердца» помогают самореализации и социализации одаренных детей. В школу успешно вошло социальное проектирование.
- Источники информации
Стране надо растить свои таланты, от этого зависит ее будущее; каждый имеет право достичь максимального для него уровня развития.
Дорогие коллеги!
Я даю себе отчет, что многим из Вас мой проект кажется утопией. Но иногда из смелых фантазий рождаются самые прогрессивные идеи, которые влияют на поворот общественной жизни. Я стою у порога педагогической карьеры. И сегодня я не вправе представлять свой педагогический опыт, но зато я вправе мечтать, и может быть от смелости и диапазона моих дерзновений зависит мой профессиональный путь. Я научу мечтать своих учеников, заражу их жаждой счастливой жизни, покажу им счастье полета, и они сделают нашу жизнь хоть немножечко лучше!
«Мы ничего вам не даем.
Мы не даем Вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны Вы его найти в своей душе.
Мы не даем Вам Родины, потому что вы сами должны найти ее трудом собственного сердца и мысли. Мы не даем Вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение- это огромный труд, который каждый должен предпринять сам.
Мы даем вам только одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда – нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Может быть , эта тоска приведет Вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь»- Януш Корчак, 1942 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа - территория успеха? Или как выстраивать родителям взаимоотношения с учителем
У родителей часто складываются довольно сложные отношения со школой. Но все родители понимают, что их отдаленность от школы ведет к не очень хорошим последствиям для обеих сторон, и особенно для ...
Школа - территория успеха? Или как выстраивать учителям взаимоотношения с родителями
Несколько незамысловатых рекомендаций по работе с родителями в школе для учителей....
Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)
Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
«Дополнительное образование детей – территория успеха»
Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности, необходимо создавать для каждого р...
Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"
Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:-создание условий для социализации выпускников;-формирование гражданской ответствен...
Моя инициатива в образовании: школа-территория успеха.
Школа-территория успеха.Опираясь на положения концепции развития образования РФ, можно сделать вывод, что направляющим вектором в работе современного учителя является формирование успешной личности. Н...