Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".
статья по теме

Кутыркина  Ольга Николаевна

Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль мониторинговых исследований в обучении  русскому языку.

Кутыркина Ольга Николаевна,

 учитель русского языка МОУ гимназии № 48 г.о.Тольятти

В последние годы особое внимание в учебном процессе уделяют внимание проведению мониторинговых исследований. В процессе реализации одной из задач современного образования: индивидуализации  учебного процесса, построении индивидуальной траектории развития каждого ученика,  мониторинг приобретает ещё большую значимость. Данные мониторинговых исследований позволяют корректировать процесс обучения русскому языку и  являются неотъемлемой часть работы учителя-предметника непосредственно в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

В учебном процессе мониторинг качества знаний  представляет  наблюдение, оценка и прогноз состояния обученности. Ведение мониторинговый исследований учителем – предметником представляет трудоёмкий и непрерывный процесс, но неизменно дающий результат.

Основная функция мониторинга – функция слежения.

Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.

Мониторинг – предполагает  НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления  ДИНАМИКИ изменений

Мониторинг позволяет:

  1. по-новому оценить успешность обучения школьников  и по-новому организовать учебный процесс;
  1. выявить и измерить уровень успешности каждого ученика;
  2. определить уровень усвоения отдельных тем из изучаемых курсов;
  3. проверить уровень сформированности предметных компетенций;
  4. выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
  5. дифференцировать учащихся по успешности обучения, продвинутости по предмету;
  6. изучить и оценить результативность работы учителя;
  7. отобрать наиболее эффективные формы и методы образования, образовательные технологии;
  8. отобрать программы и учебники, используемые в процессе обучения;
  9. разработать систему предупредительной и коррекционной работы;
  10. дать самооценку собственной работы учителя  в его профессиональном продвижении;

Задачи мониторинга:

  1. информационная
  2. диагностическая
  3. коррекционно-методическая
  4. функциональная
  5. стимулирующая

Цель мониторинга по русскому языку:

  1. выявить реальный уровень орфографической и пунктуационной грамотности на каждом из этапов её формирования в целях достижения требований качества знаний

Задачи мониторинга по русскому языку:

  1. выявление устойчивых ошибочных написаний;
  2. выявление написаний, вызывающих у учащихся наибольшие трудности и дающих массовые ошибки на определённом этапе формирования навыка;
  3. выявление ошибок,  типичных для каждой ступени обучения;
  4. выявление причин массовых и типичных ошибок;
  5. выявление общих тенденций и закономерностей усвоения орфографии и пунктуации;
  6. определение уровня успешности обучения класса;
  7. выявление индивидуальных ошибок каждого учащегося;
  8. определение уровня продвинутости учащихся;
  9. выявление и ранжирование дифференцированных групп.

Основные принципы организации и проведения мониторинга:

  1. осознанность необходимости получения истинной картины;
  2. потребность в изменении  ситуации;
  3. готовность к дальнейшей работе;
  4. осознание необходимости её систематического  характера.

Технология проведения мониторинга:

  1. Предварительное задание на мониторинг.
  2. Задание на мониторинг.
  3. Создание рабочего проекта мониторинга.
  4. Уточнение задания.
  5. Создание инструментария.
  6. Сбор данных.
  7. Обработка результатов.
  8. Первичный анализ результатов.
  9. Обсуждение (валидизация).
  10. Подготовка заключительных документов с учетом индивидуальных характеристик лиц, принимающих решение.
  11. Использование результатов в управленческой деятельности.

Требования к инструментарию:

  1. опробованный в условиях эксперимента;
  1. оптимальное число заданий в тесте: от 10 и более;
  2. выставлены критерии оценки (баллы, проценты, уровни и т.д.):
  1. средний балл ставится при условии 50% выполнения теста + - 17%;
  2. если пробный тест выполняют более 80% учащихся, то они необоснованно просты
  3. если пробные тесты выполняют менее 20% учащихся, то они необоснованно сложны.

 В начале учебного года учитель-предметник проводит  вводный мониторинг, позволяющий определить уровень освоение учебного материала прошлого учебного года  на прочность, выявить «западающие» темы и наметить работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы большая роль отводится индивидуальной работе с каждым учащимся с отслеживанием результатов деятельности ученика через личный мониторинг каждым учеником.

Промежуточный мониторинг позволяет вести коррекционную работу и определять уровень усвоения изучаемого материала на последующих этапах обучения.

 Итоговый мониторинг определяет уровень усвоения материала за весь  учебный год. В  10-11 классах ведется индивидуальный мониторинг подготовки к ЕГЭ на каждого ученика. В индивидуальной карте мониторинга  отражаются все теме заданий ЕГЭ.

 По итогам проведённого контроля знаний: комплексного тестирования, тематического тестирования, -   результаты заносятся в карту мониторинга, что позволяет отследить уровень выполнения заданий по  орфографии и пунктуации. Учащиеся сами могут отследить уровень успешности выполнения заданий, повышается мотивация учащихся в работе по подготовке к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений

Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...

Презентация "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку"

Данная презентация представлена на заседании НМС школы....

« Мониторинговые исследование здоровьесберегающих технологий по формированию здоровья учащихся»

МАОУ лицей№1 ведется постоянный поиск методов оздоровления учащихся в связи с этим был проведен входной мониторинг в различных  направлениях с целью определения групп здоровья; факторов, вл...

Организация мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования

Мониторинг в учреждении дополнительного образования:1.  Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные об...

Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»

Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....