Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".
статья по теме
Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_avgustovskih_pedchteniy_kutyrkina_o.n_mou_no48.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку.
Кутыркина Ольга Николаевна,
учитель русского языка МОУ гимназии № 48 г.о.Тольятти
В последние годы особое внимание в учебном процессе уделяют внимание проведению мониторинговых исследований. В процессе реализации одной из задач современного образования: индивидуализации учебного процесса, построении индивидуальной траектории развития каждого ученика, мониторинг приобретает ещё большую значимость. Данные мониторинговых исследований позволяют корректировать процесс обучения русскому языку и являются неотъемлемой часть работы учителя-предметника непосредственно в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
В учебном процессе мониторинг качества знаний представляет наблюдение, оценка и прогноз состояния обученности. Ведение мониторинговый исследований учителем – предметником представляет трудоёмкий и непрерывный процесс, но неизменно дающий результат.
Основная функция мониторинга – функция слежения.
Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.
Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений
Мониторинг позволяет:
- по-новому оценить успешность обучения школьников и по-новому организовать учебный процесс;
- выявить и измерить уровень успешности каждого ученика;
- определить уровень усвоения отдельных тем из изучаемых курсов;
- проверить уровень сформированности предметных компетенций;
- выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
- дифференцировать учащихся по успешности обучения, продвинутости по предмету;
- изучить и оценить результативность работы учителя;
- отобрать наиболее эффективные формы и методы образования, образовательные технологии;
- отобрать программы и учебники, используемые в процессе обучения;
- разработать систему предупредительной и коррекционной работы;
- дать самооценку собственной работы учителя в его профессиональном продвижении;
Задачи мониторинга:
- информационная
- диагностическая
- коррекционно-методическая
- функциональная
- стимулирующая
Цель мониторинга по русскому языку:
- выявить реальный уровень орфографической и пунктуационной грамотности на каждом из этапов её формирования в целях достижения требований качества знаний
Задачи мониторинга по русскому языку:
- выявление устойчивых ошибочных написаний;
- выявление написаний, вызывающих у учащихся наибольшие трудности и дающих массовые ошибки на определённом этапе формирования навыка;
- выявление ошибок, типичных для каждой ступени обучения;
- выявление причин массовых и типичных ошибок;
- выявление общих тенденций и закономерностей усвоения орфографии и пунктуации;
- определение уровня успешности обучения класса;
- выявление индивидуальных ошибок каждого учащегося;
- определение уровня продвинутости учащихся;
- выявление и ранжирование дифференцированных групп.
Основные принципы организации и проведения мониторинга:
- осознанность необходимости получения истинной картины;
- потребность в изменении ситуации;
- готовность к дальнейшей работе;
- осознание необходимости её систематического характера.
Технология проведения мониторинга:
- Предварительное задание на мониторинг.
- Задание на мониторинг.
- Создание рабочего проекта мониторинга.
- Уточнение задания.
- Создание инструментария.
- Сбор данных.
- Обработка результатов.
- Первичный анализ результатов.
- Обсуждение (валидизация).
- Подготовка заключительных документов с учетом индивидуальных характеристик лиц, принимающих решение.
- Использование результатов в управленческой деятельности.
Требования к инструментарию:
- опробованный в условиях эксперимента;
- оптимальное число заданий в тесте: от 10 и более;
- выставлены критерии оценки (баллы, проценты, уровни и т.д.):
- средний балл ставится при условии 50% выполнения теста + - 17%;
- если пробный тест выполняют более 80% учащихся, то они необоснованно просты
- если пробные тесты выполняют менее 20% учащихся, то они необоснованно сложны.
В начале учебного года учитель-предметник проводит вводный мониторинг, позволяющий определить уровень освоение учебного материала прошлого учебного года на прочность, выявить «западающие» темы и наметить работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы большая роль отводится индивидуальной работе с каждым учащимся с отслеживанием результатов деятельности ученика через личный мониторинг каждым учеником.
Промежуточный мониторинг позволяет вести коррекционную работу и определять уровень усвоения изучаемого материала на последующих этапах обучения.
Итоговый мониторинг определяет уровень усвоения материала за весь учебный год. В 10-11 классах ведется индивидуальный мониторинг подготовки к ЕГЭ на каждого ученика. В индивидуальной карте мониторинга отражаются все теме заданий ЕГЭ.
По итогам проведённого контроля знаний: комплексного тестирования, тематического тестирования, - результаты заносятся в карту мониторинга, что позволяет отследить уровень выполнения заданий по орфографии и пунктуации. Учащиеся сами могут отследить уровень успешности выполнения заданий, повышается мотивация учащихся в работе по подготовке к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений
Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...
Презентация "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку"
Данная презентация представлена на заседании НМС школы....
« Мониторинговые исследование здоровьесберегающих технологий по формированию здоровья учащихся»
МАОУ лицей№1 ведется постоянный поиск методов оздоровления учащихся в связи с этим был проведен входной мониторинг в различных направлениях с целью определения групп здоровья; факторов, вл...
Организация мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования
Мониторинг в учреждении дополнительного образования:1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные об...
Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»
Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...
Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"
Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....