рабочая программа по опк 4 класс
рабочая программа по теме

Некрестова Татьяна Михайловна

 

Рабочая программа  составлено на основе:

-           авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей:

·         Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2012. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx59.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлено на основе:

-        авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей:

  1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2012.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  1. ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  2. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  3. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  4. ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
    развития личностной ценностно-смысловой сферы младших по
    дростков;
  5. единых требований  к результатам освоения содержания  учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место  комплексного учебного  курса  в учебном  плане.

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме  1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

 С  согласия и по выбору  родителей (законных представителей)  в школе-интернате № 18 «ОАО РЖД» изучается  модуль основы православной культуры.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  3. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  3. формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  4. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  5. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эм
    оциональных состояний;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры »

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

урока

Название

тем модуля

Результаты

Основное

содержание

по темам

УПоЗ,

УПрЗ

по темам

Задания для совместной работы с родителями

Система оценивания

л

м

п

1

Россия – наша Родина 

Л1, Л7

М1, М2, М3, М7

П1, П3

П4

Отечество,

Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

1.Расскажите,  что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Приведите пример того, как влияет  духовного мир  человека на его настроение и поведение.

3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

4. Определите  вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

5. Создайте символ для дружной семьи народов России.

 6. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.    

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Свод творческих заданий, оценочный лист

2

Культура и религия 

Л4

Л5, Л6, Л7

М 4,

М2

П2, П3

- Что человек вкладывает в культуру

- Какие мысли несет религия

Определение культуры: то, что появилось на свет благодаря человеку.

1.Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2.Что значит быть православным человеком?

3. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

 

оценочный лист

3

 Бог и человек в православии 

 Л2, Л5

М4, М6, М7

П1, П2

- Какие дары Бог дал человеку
- Как вера в Бога может влиять на поступки людей Объяснение  слова Бог

1.Почему Бога называют Творцом?

2.Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

3.Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке?

4.Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?  

Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?  

Свод творческих заданий,  оценочный лист

4

Православная молитва 

Л2, Л4, Л6

М1, М4, М6, М7,

П2, П3

Вы узнаете:

-Что такое православие

- Что значит слово благодать

- Кто такие святые

-  О молитве Отче наш

Молитва как реакция человека на весть о существовании Бога. Три вида православной молитвы: молитва-просьба, молитва-благодарение, и молитва-славословие, (чистая радость).Молитва «Отче наш».

Понятие «звательный падеж»

1. Что значит слово «молиться»?

2.Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный ответ)

3.Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости.

4. Какие слова из перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако; рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?

5.Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать.

6.Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

7.Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?

 Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

Перевод «Отче наш» с церковнославянского языка

Я бы даже предложил написать этот текст церковнославянскими буквами, с титлами на доске. Это ещё более загадочно, ещё более интересно для детей. Рассмотрение этой молитвы предлагаю начать с грамматического разбора — к концу 4-го класса дети это умеют.

Свод творческих заданий, оценочный лист

5

Библия и Евангелие 

Л2, Л4, Л5

М2, М3, М6, М7

П2, П3

 Вы узнаете:

- кто такие христиане

- что такое Библия

- что такое Евангелие

«Важный конфессиональный богословский тезис: «Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека вопросы, особенности речи и строение той или иной книги Библии, а от Бога вдохновение, мысли, содержание Писания». Не вся Библия есть слово Божие. Это еще и мысль человека и поиск человека.»

Понятие «откровение»

1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2.Как переводится слово Евангелие?

3.Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?

4.Выбери правильный ответ:

а) Евангелие - это часть Библии.

б) Евангелие не входит в Библию.

5.Что означает слово «завет»? В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

6.как Соломон понял, кто мать ребенка?

7.Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?

8. Кто такие христиане?

Оценочный лист

6

Проповедь Христа 

Л2, Л4, Л5

М1, М3, М4, М7

П2, П3

- Чему учил Христос

- Что такое Нагорная проповедь

-Какое сокровище нельзя украсть

 Знакомство с моментами жизни Христа. Понятие «проповедь Христа»

1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

2.Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

3.Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

4.На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём?

Оценочный лист

7

Христос и Его Крест 

Л2

Л5

М1

М2

М5

М7

П4

- Как Бог стал человеком

-Почему Христос не уклонился от казни

-Символика креста

Боговоплощение, рассказ о распятии Христа. Понятие «грех».«На этом уроке надо не виновных искать, а подчеркнуть добровольность жертвы Христа.» Символика православного креста.

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

Оценочный лист

8

Православное учение о человеке. Душа

Л2

Л3

Л5

М1

М2

М5

М6

П2

П3

П4

- Когда болит душа

- Что такое «образ Божий»

 «…детское определение души (ибо взрослого определения я не знаю): душа это то, что болит у человека, когда все тело здорово. А может быть и обратное — телу плохо, а душа радуется. ..приучить ребенка к некоему нравственному самоанализу»

1.Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2.Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

3.Как Библия рассказывает о происхождении души?

4.Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя  в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и  исполнить её или отогнать?

Оценочный лист

9

Совесть и раскаяние. Добро и зло

Л2, Л4, Л5, Л6, Л7

М2, М3, М6, М7

П2, П3

- О подсказках совести

- Как исправлять ошибки

В православии добро – это то, что:

- помогает росту души человека;

-помогает другим людям;

- радует Бога.

Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех.

продолжаем разговор о боли души. Как работаетсовесть?

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3.Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4.Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5.Каковы этапы покаянных действий?

Разноуровневые задания на выбор (возможна помощь родителей):

Написать предложения о добре и зле

Найти пословицы и поговорки о добре и зле.

Написать сочинение «Добро и зло в православии»

Свод творческих работ, оценочный лист

10

Заповеди 

Л3

Л4

Л5

М3

М4

М7

П2

П4

- Что общего у убийства и воровства

-Как зависть гасит радость

Беседа по содержанию заповедей Христа

1.Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?

2.Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?

Красочно оформите Заповеди Христа в свод творческих работ вместе с родителями

Свод творческих заданий, оценочный лист

11

Милосердие и сострадание 

Л1

Л3

Л7

М2

М5

М7

П1

П3

П4

-Чем милосердие отличается от дружбы

-Кого называют «ближним»

 «Милосердие – это любовь с заплаканным лицом.» Притча о добром Самарянине. Милосердие, помощь другому спасает жизнь самому тебе В главе есть цитата из аввы Дорофея: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Тут важно показать детям, что доброделание – это жизнь в радости. Помогая другим, ты помогаешь себе. Творение добра – это не просто выполнение какого-либо закона. Это благо и радость для тебя самого

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал

Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

. Создайте с родителями собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

Свод творческих заданий, оценочный лист

12

Золотое правило этики 

Л1

Л2

Л4

Л6

М1

М4

М7

П1

П2

П4

Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

1.Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2.Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3.Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

Сочинение «Золотое правило этики»

Свод творческих работ, оценочный лист

13

Храм (Экскурсия в храм)

Л1

Л3

Л5

М2

М4

М6

П1

П2

П3

П4

-Что люди делают в храмах

- Как устроен православный храм

о Храме и Иконе. Это связано с тем, что впереди каникулы, дети разъедутся по стране и миру и могут оказаться рядом с храмами и монастырями. Эта глава поможет им зайти в храм уже с пониманием его устройства.

Разговор о храме — сценарный. Дети идут на экскурсию в храм, и о нем детям рассказывает священник. Однако, этот урок не архитектурный и не искусствоведческий, а поведенческий. В этом возрасте ребенку важнее понять, что делают в храме, а не то, что означают слова паникадило, клирос, амвон. А вот почему зажигают свечи, что за «записки» за здравие и упокой пишут и передают?

1.Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

2.Может ли православный христианин молиться без иконы?

3.Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

4.Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Благословлённая Вечной природой,

Ставшая телом живым благодать,

Кружит пчела, чтобы воском и медом

За сотворенье природе воздать.

Пусть мне простят – но ни много, ни мало

Быть на пчелу я похожим хочу,

Чтоб и мое бытие даровало

Мёд - человеку, и Богу - свечу.

В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Поисковая работа с родителями на выбор:

«Знаменитые Храмы  России»

 или с элементами краеведения  «»История создания храма в посёлке Ачаирский»

Выступление на зачётном уроке

14

 Икона 

Л1

Л3

Л7

М1

М3

М5

М7

П2

П3

П4

- Почему икона так необычна

-Почему изображают невидимое

На уроке идет разговор об иконах, которых у них нет. А урок содержит объяснение, почему у православных икона все же есть.

Одна из сложностей в развитии христианской иконописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. То, что видно, можно изобразить. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Эти аргументы даны не для навязывания православных икон протестантам, а для того, чтобы показать, что Православие это не мир идиотов, которые забыли, что Библии говорит о невидимости Бога

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Поисковая работа по теме «Православная икона»

Выступление на зачётном уроке, оценочный лист

15

Творческие работы учащихся 

Л1

Л2

Л4

Л6

М3

М4

М7

П4

Зачётный урок. Выбор тем: - вера в Бога,

- вера в учение Христа,

- вера в Его жертву и воскресение;

- Библия и Евангелие;

- стремление жить по заповедям;

- забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

- милосердные дела и героические поступки христиан;- величественные храмы;

- прекрасные иконы;

-молитвы христиан о себе и о других.

Поисковая работа по темам

Поисковая работа по темам

Оценочный лист

16

Подведение итогов. Урок -презентация 

Л6

Л7

М3

М7

П2

П3

П4

Зачётный урок.

Выступления учащихся по выбранным темам

Выступления учащихся

Оценочный лист

17

Как христианство пришло на Русь

Л1

Л3

Л6

М4

М7

П1

П2

 Что такое Церковь

 Что такое крещение

Рассказ о крещении Руси. «На этом уроке дети, кажется, в первый раз услышат имя Солженицын: в урок включен рассказ  «Крохоток».»

1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

4.Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

5.Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения?

Оценочный лист

18

Заповеди блаженства

Л2

Л3

Л5

Л7

М2

М4

М5

П2

П3

-Когда христиане бывают счастливы

Как плач может обернуться радостью

Когда сердце бывает чистым

Выражение «блаженны нищие духом».

1.Какие жизненные выборы совершает «нищий духом»?

2.Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

3.Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?

4.Что такое чистое сердце?

5.Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле?

Красочное оформление Заповедей блаженства в свод творческих работ

Свод творческих работ, оценочный лист

19

Зачем творить добро?

Л1

Л3

Л6

Л7

М1

М3

М4

М5

М7

П3

П4

Как подражают Христу

Чему радуются святые

Первый мотив – подражание Христу. Жертва Христа — провокация людей на такое же жертвенное служение людям.

Второй мотив – жажда духовной радости. Я бы советовал в этом уроке рассказать детям беседу Серафима Саровского с Мотовиловым о том, как христианский подвижник переживает духовную радость. Это особое измерение в жизни христианина, то, что связано с духовностью. Но Бог не будет радовать злую и черствую душу. Поэтому жажда мистической радости – это мотив, который подвигает человека к творчеству добра.

1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?

2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?

3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?

4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?

5. Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?

6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните

Жизнеописания православных святых

Свод творческих работ, оценочный лист

20

Чудо в жизни христианина

Л2

Л5

Л6

М2

М4

М5

П2

П3

П4

О Святой Троице

О христианских добродетелях

Третий мотив –– чудо в жизни христианина. Ты хочешь, чтобы Бог помог тебе? Но как ты думаешь склонить Бога к помощи тебе? — Если ты хочешь, чтобы Бог послал тебе ангела, сам стань ангелом для кого-то другого.»

1. Бывало ли, что родители поступали против вашей воли, а вы потом понимали, что они сделали правильно?

2. Как связаны вера и верность?

3. В чем проявляет себя любовь?

4. Попробуйте написать, какие добродетели вы видите в ваших одноклассниках. Но эти листочки никому не показывайте, а передайте учителю.

Оценочный лист

21

Православие о Божием суде.

Л1

Л3

Л5

М4

М6

М7

П3

П4

Как видеть в людях Христа

 Почему христиане верят в бессмертие

 «Урок  – страх перед Божьим судом как повод к добрым делам. Я не вижу здесь каких-то сложностей. Разве что в концовке урока есть анонимная цитата:

Христианин помнит о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «Никому нет конца, даже тем, кто не с нами!» Поэтому надо примириться с людьми, до своего или их ухода из земной жизни.»

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

Оценочный лист

22

Таинство Причастия

Приглашение священника на урок

Л5

Л6

М1

М7

П4

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

Понятия «Причастие», «Церковь»

1.  Как главная надежда христианина связана с Литургией?

2. Что происходит во время Литургии?

3. Что значат слова причастие и Тайная Вечеря?

4. В чем главное назначение Церкви?

Письменно оформите  интересующие  вас  вопросы священнику

Оценочный лист

23

Монастырь

Л3

Л4

Л7

М1

М3

М4

М5

П3

П4

- Почему люди идут в монахи- От чего отказываются монахи

 «Урок– монастырь. Тот парашют, который вложен сюда для светского педагога, — в разговоре о том, что у разных людей разные призвания. Свое призвание у ученого, свое призвание у врача, свое призвание у педагога. А вот есть люди, которые свое призвание видят в пребывании в молитве. И отсюда уже разговор о монастыре…

Но учитель может предложить: «Ребята, какие свои призвания вы сами ощущаете? Хорошо ли если человек живет без призвания или не чувствует его? Хорошо ли не любить свою работу?». И увести разговор в тему профориентации»

1. Объясни значения слов инок и монах.

2. Вы хотели бы найти свое призвание?

3. Почему монахи так ценят послушание?

4. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

5. Если в вашем классе есть буддисты, спросите потом у них –знакома ли им история о царевиче, который стал монахом. Послушайте их рассказ.

6. Почему св. Лука считал, что и став монахом, он должен остаться врачом?

«Знаменитые  православные монастыри» - поисковая работа

Выступление на зачётном уроке

24

Христианское отношение к природе

Л3

Л5

Л6

Л7

М3

М5

М4

М7

П2

П4

Что делает человека выше природы

 Какую ответственность несет человек за сохранение природы

 «Отношение к природе. Здесь будет шок для неверующего учителя. Оказывается, с христианской точки зрения человек не является частью природы. Человек выше природы. Блез Паскаль сказал: «Что такое человек по сравнению со Вселенной? Это тростинка. Чтобы сломать её, не надо много усилий, достаточно облачка пара, капельки воды. Но звезды не знают, что они смертны, а я знаю, что я смертен. Поэтому хоть я и тростник, но я мыслящий тростник. И потому я выше, чем вся Вселенная».

Человек — это не часть мира, не микрокосмос. Напротив, мир – это часть человека. По формуле Григория Богослова, человек — это макрокосмос, помещенный в микрокосмос, человек – это большой мир помещенный в мир малый. Все, что есть в мире, есть во мне, но кроме этого, во мне есть свобода. Во мне есть то, что связано с химией, биологией, зоологией, социологией и т.д. Но я к этому не свожусь.»

Так что человек, выше, чем космос и выше, чем общество. И лишь при таком условии человек отвечает за эту природу. Волк не отвечает за биоценоз, он просто часть биоценоза. А человек отвечает и за волка, и за зайца, потому что мы не являемся необходимой частью их питательной цепочки. И поэтому мы в ответе за все.

1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

5. Вам знакомо слово «экологический кризис»? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Сочинение  «В чём проявляется милосердие к животным»

Свод творческих работ, оценочный лист

25

Христианская семья

Л1

Л3

Л5

Л7

М3

М4

М6

М7

П4

- Что такое венчание

Что означает обручальное кольцо

1.Какие добрые качества присущи детству? Как вы думаете, почему Христос поставил детей в пример взрослым?

2.Почему заключение брака в церкви называется венчанием?

3.Что означает венец над молодоженами?

4.Какое поведение называется хамским?

5. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?

6. Какие традиции есть в твоей семье?

 Какие традиции есть в твоей семье?

Мини-сочинение

Свод творческих работ

26

Защита Отечества

Л2

Л1

Л4

Л6

Л7

М3

М4

М7

П3

П4

- Когда война бывает «справедливой»

- о святых защитниках Родины

 «…важно в учебнике христианской этики: мы много говорили о прощении, о милосердии, о том, что надо подставить другую щеку. Поэтому так важно было и другой акцент поставить. Когда зло причиняют тебе, можно и нужно прощать. Но когда речь идет о семье, вере и Родине, здесь другая модель поведения.

И второй сюжет этого урока о том, как вернуться с войны. Как ту ненависть, которая была неизбежная в бою, не оставить в себе.»

1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?

2. Какие поступки недопустимы даже на войне?

3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?

4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?

5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?

Реферат на тему  «О святых защитниках Родины»

Выступление на зачётном уроке

27

Христианин в труде

Л2

Л3

Л5

Л7

М2

М4

М6

М7

П2

П3

П4

 О первом грехе людей

Какой «труд» напрасен

 «Христианин в труде». Из конфессионального пространства в итоге мы выходим в пространство чисто этическое и светское: трудись с совестью.

1.Какие заповеди получили первые люди от Творца?

2. Что такое пост?

3. В чем грех первых людей?

4. Какие трудовые усилия вредны для человека?

5. Кто является автором поговорки «кто не работает – не ест»?

6. Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам?

7. Что значит «работать на совесть»?

Оценочный лист

28

 Пасха 

Л1

Л3

Л6

М2

М4

М6

М7

П4

-Что воскресенье не только день недели

- Что такое Пасха

- Как празднуют Пасху

 «Он состоит из двух частей: Пасха догматическая, христианская и Пасха русская. Пасха христианская – это рассказ о вероучительном значении события Пасхи, а пасха русская – это наши обычаи, связанные с ее празднованием.Для христиан Пасха – это слово о будущем, а не о прошлом, это слово надежды.»

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. Как звучит главный пасхальный гимн?

5. В чем состоит христианский пост?

Пасхальные украшения

Свод творческих работ, оценочный лист

29

Подвиг

Л1

Л3

Л4

Л5

М1

М3

М5

М6

П3

П4

- О том, что такое подвиг

О человеческой жертвенности

 «Подвиг» — продолжение этической темы. Задача урока — растождествить понятия войны и подвига. Подвиг может быть не только на войне. Без этого не будет понятен рассказ о монашестве и иных видах подвижничества.

В уроке отождествляются подвиг и жертва.

1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

2. Слово подвиг связано только с военным временем?

3. Объясните слово «подвижник».

3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Вместе с родителями выясните, кто из ваших близких был на войне, о каких подвигахих вы знаете?

Выступление на зачётном уроке, оценочный лист

30

 Православный календарь. Почитание святых.

Л2

Л3

Л5

М4

М5

П4

 Подготовка к зачётному уроку.

Урок- консультация

Поисковая работа по теме «Православный календарь. Почитание святых.»

Поисковая работа по теме «Православный календарь. Почитание святых.»

Выступление на зачётном уроке

31

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Л2

Л3

Л5

М4

М5

П4

Подготовка к зачётному уроку.

Урок- консультация

Поисковая работа по теме

Поисковая работа по теме

Выступление на зачётном уроке

32

Подготовка творческих проектов

Л2

Л3

Л5

М4

М5

П4

Урок- консультация.

Поисковая работа

Поисковая работа по выбранной теме

Поисковая работа по теме

Выступление на зачётном уроке

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие»,

Л3

Л4

Л7

М3

М7

П4

Зачётный урок

Доклады, презентации учащихся

Оценочный лист

34

Подведение итогов года

Л3

Л4

Л7

М3

М7

П4

Зачётный урок

Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...