ШКОЛА ИСТОРИИ
материал по теме
Предварительный просмотр:
ШКОЛА ИСТОРИИ
В современном понимании музей – это одновременно и хранилище ценностей, и исследовательский институт, и образовательное учреждение; это место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, территорий, традиций и т.д.; это место, где занимаются собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории; это место развития материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельности.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях ещё в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. В Московской области из 4097 образовательных учреждений в настоящее время функционирует 555 школьных музеев, то есть школьный музей есть в каждой 12-й школе.
В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции. Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы.
В Одинцовском муниципальном районе из 48 образовательных учреждений в 25 действуют 28 музеев.
Эти музеи прошли паспортизацию и получили свидетельство Министерства образования Московской области о присвоении им звания «Школьный музей». Это один из лучших показателей в Московской области.
Есть в районе музеи, давно активно и плодотворно работающие, но пока не зарегистрированные – в Шараповской, Горковской, Кубинской школе № 2. Готовятся документы на регистрацию музея «Кристалл» в Дубковской СОШ «Дружба», музея «Родники» в гимназии ОГИ, историко-краеведческого музея в школе № 5. Проводится сбор и систематизация экспонатов в лицее № 10 и Часцовской школе.
Только за последние 5 лет открыли свои двери новые музеи в Старогородковской, Мало-Вязёмской школе, Кубинской школе № 1, Голицынских школах № 1 и № 2 , Немчиновском лицее, школе № 16, историко-краеведческий музей в Лесногородской школе, музеи спортивной славы в гимназии № 7 и в Барвихинской школе.
Традиционными стали ежегодные семинары руководителей школьных музеев, которые проводились в Одинцовском лицее № 2, Перхушковской, Жаворонковской, Голицынской школе № 2, Кубинской школе № 1, Немчиновском лицее. В этом году семинар «Работа школьного музея в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников» проходил в Назарьевской школе.
Для гостей была проведена экскурсия в храм Святой Троицы в селе Назарьево, представлена выставка «Школа – вчера и сегодня», юные экскурсоводы познакомили с экспонатами школьного музея, которых собрано уже свыше двух с половиной тысяч! По итогам семинара составлено письмо-обращение к администрации Назарьевского сельского округа о рассмотрении возможности предоставления помещения для демонстрации и хранения этих экспонатов. Трудности с помещением для школьных музеев испытывают многие школы, но это не единственная проблема. Непросто найти человека, способного возглавить школьный музей, человека ответственного, неравнодушного, знающего и любящего свой край. Как правило, руководителями школьных музеев становятся преподаватели, давно работающие в школе. Однако среди руководителей школьных музеев нашего района есть немало и молодых педагогов.
Исследовательская деятельность школьных музеев отражается в конкурсных работах. Вот уже три года подряд школьные музеи нашего района становятся финалистами областного конкурса «Мой музей» (это школьные музеи гимназии № 13, гимназии № 7, СОШ № 16, Лесногородской, Асаковской, Захаровской школы). В 2012 году исследовательская работа Коноплёвой Татьяны из Асаковской школы и коллективная работа актива школьного музея гимназии № 13 заняли 3 место в областном конкурсе «Мой музей».
Результаты этой работы очевидны. Не так очевидна другая, наиболее важная и значимая её часть. Ребята, отдающие всё свободное время работе в музее, занимающиеся поисковой, просветительской и исследовательской деятельностью в своём музее, становятся действительно настоящими патриотами своей малой Родины, и как следствие – настоящими гражданами своей Отчизны.
И конечно же, хочется особо поблагодарить тех жителей нашего района, которые передают в дар школьным музеям дорогие сердцу вещи - фотографии, письма, документы, настоящие исторические реликвии.
Самойлова О.И.,
методист по музейной работе и краеведению
филиала ОЦЭВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»
Данный курс нацелен на углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...
Исследовательская деятельность обучающихся в школе: история становления, проблемы и перспективы.
Доклад посвящен проблемам становления, развития и дальнейшей перспективы учебно...
Конспект занятия в начальной школе "История о том, как Художник и Кисточка пригласили гостей, и что произошло дальше..."
Представление-игра для учащихся 1-го и 4-го классов....
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Сочинение. История школы – история страны.
Сочинение.История школы – история страны....
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА
2019 объявлен в России годом театра. Данная презентация поможет познакомить учащихся с историей возникновения и становления русского профессионального театра...
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ГОРОДАХ БУРЯТИИ (1950-1980-Е ГГ.)
История среднего общего образования в новых городах Бурятии (1950–1980-е годы) / Ж. Ж. Цырендаши&sh...