Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации
опыты и эксперименты (5, 6, 8, 9 класс) на тему
Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, связанных с современным состоянием общества
Духовно - нравственное воспитание учащихся в рамках образовательной организации ведётся по следующим основным направлениям:
1 направление: урочная деятельность
2 направление: внеурочная деятельность
3 направление: внеклассная деятельность;
4 направление: обобщение опыта работы учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Телегина Лариса Леонидовна,
Почётный работник общего образования РФ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа №8»
г.Нижневартовск
Тема моего педагогического опыта: «Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации». Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, связанных с современным состоянием общества.
Актуальность моего опыта: Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения. Актуальность педагогического опыта объясняется ещё и тем, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентациюобразования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие духовно - нравственной культуры личности школьника. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. В рамках Концепции модернизации российского образования отмечается, что именно филологическая компетенция является базисом, на основе которого необходимо и можно выстраивать дальнейшие надстройки в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно поэтому развитие духовно - нравственной культуры учащихся и их творческих способностей, на уроках литературы и во внеклассной деятельности становится актуальной и основополагающей.
Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, является ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ, а это значит, что оно является актуальным, важным, значимым. Духовно - нравственное воспитание учащихся в рамках образовательной организации ведётся по следующим основным направлениям:
1 направление: урочная деятельность
- Уроки «Основы православной культуры» в рамках модуля «ОРКСЭ» - 4 класс;
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - 5 класс;
- «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы. Православие и русская литература» - 5-11 класс;
2 направление: внеурочная деятельность
- «Духовно – нравственные традиции русского народа» - 6 класс
- Элективный курс «Светочи Земли русской» - 7 классы
- Кружок: «Уроки нравственной жизни» - 8 - 9 класс.
3 направление: внеклассная деятельность;
4 направление: обобщение опыта работы учителя.
В целях исполнения поручения Президента РФ от 02 августа 2009года № ПР -2009 о необходимости приобщения обучающихся к духовно – нравственной культуре своего Отечества, приказов Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры для обучающихся старших классов я разработала и апробировала программу элективных курсов «Светочи Земли Русской» (8 класс) и «Духовно- нравственная культура русского народа», «Православное краеведение» (9класс). Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей, влияющих на формирование личности обучающихся.
Задачи:
- формирование филологической компетентности обучающихся;
- Развитие творческих способностей;
- формирование духовно – нравственной культуры школьника через мировоззренческо–культурологический подход к процессу образования и воспитания;
- Использование современных образовательных технологий, системы дидактических принципов.
В основе реализации целей и задач лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей. Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах, включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
- Исследовательская деятельность, социальное экспериментирование.
Использую деятельностный подход в обучении – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. В своей практике работы я использую основные характеристики системно-деятельностного подхода:
- Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
- Процесс обучения – всегда творческий.
- Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Одной из активных форм работы, которые развивают творческие способности, формируют духовно – нравственную личность и способствуют познавательной активности ученика, являются проектно-исследовательские технологии, которые я активно использую в своей работе. Ребята пишут научно – исследовательские работы, проекты, выступают с ними на городских и окружных конференциях.
Так, в 2012-2013 учебном году под моим руководством обучающаяся 10А класса Палий Женя написала исследовательскую работу «В жертву за Россию был принесён её цвет…» Судьба Русской Православной Церкви на территории Обского Севера в 20-30 годы XX века». В ней ученица раскрыла проблему гонения на Русскую православную церковь на территории Югры в 20-30-е годы прошлого столетия, а также судьбу священномучеников Гермогена и Германа (Ряшенцева). На Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году данная работа удостоена Диплома III степени. В 2013-2014 учебном году на Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» работа ученицы 9А класса Жалниной Кати «Распространение христианства в Западной Сибири» заняла 2 место. Подготовила своих учеников к участию во II Молодежных Кирилло-Мефодиевских Чтениях: Муниципальный этап - 28 апреля 2014года МБУ «Центр развития образования»: 2 место: Жалнина Екатерина, 9А класс – в секции «Моя большая и малая Родина»; 3 место: Алферова Ольга, 9А класс - в секции «Духовные ценности русской культуры»; Региональный этап: Жалнина Екатерина, Алферова Ольга - 9А класс, Сертификаты участников.
2014-2015 учебный год: Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира». Исследовательская работа: «Духовное наследие Тобольска». Петрова Аня, 6В класс. Сертификат участника.
2016-2017 учебный год: VI Межрегиональная музейная Интернет-конференция «Связь времён», 2017г.Львова Ирина А, 5В кл. Исследовательская работа: «Подвиг Новомученников и Исповедников российских как высокий идеал духовно – нравственной культуры». Призер. Диплом III степени
Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира». Мухамадуллина Карина, 8В кл. Исследовательская работа: «Духовная основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сертификат участника.
2017-2018 учебный год: Школьная научно – практическая конференция «Исследовательский дебют» - Мухамадуллина Карина, 9В кл. Исследовательская работа: «Особенности изображения гастрономического аспекта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Диплом II степени.
Участвуем во Всероссийских конкурсах сочинений:
1. Во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», 2018г. Аборина Дарья», 9 В класс. Сочинение «Моя первая встреча с Троице – Сергиевой Лаврой».
2.Участие во Всероссийском конкурсе, посвящённом юбилею Победы. Сочинение на тему: «История любви». (Великая Отечественная война в истории моей семьи). Бабкина София 7В кл. Сертификат участника.
3. Участие во Всероссийском конкурсе сочинений на тему: «Жизнь ратными подвигами полна». Тематическое направление: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», 2018г. Мухамадуллина Карина, 10А кл. Приказ ДО города. Участие 8 место.
Продукт педагогического опыта:
1.Авторская программа «Православие и русская литература», утвержденная кафедрой связей с общественностью и литературы Нижневартовского государственного гуманитарного университета. По итогам участия во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» в 2009 году за работу: «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы. Православие и русская литература» присуждено I место в региональном этапе, I место в Уральском федеральном округе.
2.Авторские программы элективных курсов «Духовно- нравственная культура русского народа», «Православное краеведение в школе», (9 класс), «Светочи земли Русской» (8 класс). В 2012-2013 учебном году за участие в окружном заочном конкурсе дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мои авторские программы элективных курсов «Православное краеведение в школе», «Светочи земли русской» по рейтингу были удостоены 3 места в округе (сентябрь, 2012г). Мною разработаны рабочие программы к данным элективным курсам, методические пособия по духовно – нравственному воспитанию на уроках литературы и во внеклассной деятельности, имею многочисленные публикации по данной теме.
3.Монография «Образование и духовность». Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию учителя Телегиной Л.Л. Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012г.
Методический продукт опыта: Методические рекомендации для педагогов и обучающихся при подготовке к сочинению в рамках системно-деятельностного подхода. Публикация моих материалов из опыта работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в сб. МБУ «ЦРО», многочисленные публикации в СМИ городского и окружного значения. На окружной ТРК «Югория» выходят радиопередачи с моим участием и участием моих учеников: «Сибирь православная», «Литературные страницы», «Земля моя Югорская».
Внеклассная работа:
- Сотрудничество с городской центральной библиотекой; посещение вместе с учащимися мероприятий в городской центральной библиотеке;
- Сотрудничество с религиозными организациями города, округа: участие школьников в Творческих конкурсах Благочиния: «Весенний Вернисаж», конкурсах, посвящённых Пасхе Христовой, Рождеству Христову; участие в Рождественских и Пасхальных концертах, посвящённых праздникам Рождества Христова и Пасхи в городском Дворце Искусств;
- Участие школьников в окружных и Всероссийских творческих конкурсах: «Святые заступники Руси»;
- Экскурсионные и паломнические поездки по историческим и памятным местам нашей Родины, по святым местам Сибири;
- Участие в исследовательской деятельности: создание проектов, написание сочинений, отзывов;
- Участие в Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира», слёте НОУ;
- Проведение внеклассных мероприятий, классных часов с приглашением Ветеранов Великой Отечественной войны;
- Проведение внеклассных мероприятий с приглашением поэтов и писателей Земли Югорской, уважаемых земляков;
- Участие в фестивале патриотической песни «Димитриевская суббота»;
- Участие в записи радиопередач на ГТРК «Югория»;
- Участие в конкурсе – экологической акции «Сбор макулатуры».
Вся эта работа способствует воспитанию духовно - нравственной личности школьника, что очень важно в наше непростое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления в формировании духовно-нравственной личности.
В данной статье поднята проблема формирования духовных ценностей в современном обществе....
Реферат: "Законодательство в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и преподавания основ религиозных культур и светской этики"
Итоговая работа на КПК: «Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами Образования»...
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы -насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-...
Формирование духовности у детей и молодежи средствамиоснов православной культуры
Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В сборник включены разработки уроков литературы, представленные учителями русского языка и литературы, при методической поддержке кафедры гуманитарных дисциплин Калининградского областного...
Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»
Выступление на педсовете на тему: «Привитие любви к Родине, Отечеству на уроках истории, основ православной культуры и духовного краеведения»...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы. Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы. На примере творчества А.С. Пушкина.Автор: Левина Ольга Владими...