ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (11 класс) по теме
Это статья о воспитании духовно-нравственных качеств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание духовно-нравственных качеств - одна из важнейших проблем современности | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.Н. Черных
Испокон веков нашу страну называли Святой Русью, и в это название, прежде всего, вкладывался большой нравственный смысл. В нем подчёркивалась особая роль, которую Россия взяла на себя добровольно как хранительница истинных христианских ценностей.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных качеств.
В наш стремительный век научно - технического прогресса и информационных технологий, в обстановке кризиса ценностных ориентаций общества, в результате политических и экономических перемен в стране повлекло за собой во многих семьях падение духовно - нравственных качеств. Большое значение в образовании приобретает формирование у учащихся новой системы ценностей, которые позволили бы им жить в современных условиях демократического общества. В то время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого, так как человек, следуя нравственным нормам в постоянно изменяющихся и, порой, противоречивых ситуациях, должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Такими ценностями, несомненно, являются христианские добродетели, закрепленные в заповедях Божиих. Привив учащимся христианские добродетели, можно с уверенностью сказать, что воспитана духовно-нравственная личность. Ибо с категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
С введением предмета «Православная культура» в учебный процесс, появилась уникальная возможность воспитания духовно-нравственных качеств и воспитание христианских добродетелей не только на сюжетах классической литературы, на уроках изобразительного искусства и музыки, на исторических героях, но и на евангельских образах и сюжетах. Ведь Священное Писание дает прекрасную иллюстрацию подхода к воспитанию. Поэтому у предмета «Православная культура» возможностей для воспитания духовно-нравственной личности намного больше, чем у любой другой дисциплины. Закон Божий в школе представлен на протяжении всех лет обучения. На уроках православной культуры дети знакомятся с православными традициями и храмом, а также с событиями Нового Завета через двунадесятые праздники, с событиями и героями Ветхого и Нового Завета в их хронологической последовательности, с историей Христианской Церкви, с Богослужениями Православной Церкви.
Занятия на уроках православной культуры и изучение Закона Божия интегрированные. На этих уроках применяются произведения живописи, музыки и художественной литературы, созданные авторами, вдохновленными Священным Писанием. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей, заложить основы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы. Формирование такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.
Поэтому учитель православной культуры должен использовать все возможности и строить урок так, чтобы он был не просто интересным, но и воспитывал у детей христианские добродетели. Знакомясь с Заповедями Божиими, дети усваивают христианские добродетели и учатся избавляться от таких качеств как осуждение, тщеславие, сквернословие.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.
Занятия с детьми не ограничиваются только стенами школы. Учащиеся вместе с руководителем посещают храмы, монастыри, музеи, памятные места, где воочию они могут соприкоснуться с историей России, её православной культурой, почерпнуть много важного для развития своей души, соприкоснуться со святынями Русской Православной Церкви. Ведь, как гласит русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Очень отрадно, что родители не только поддерживают инициативу школы в духовно - нравственном воспитании учащихся, но и дома стараются воспитывать детей в традициях Православия.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. И полученные ребёнком знания в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Одним из подходов к преподнесению православной культуры школьникам есть язык для прочтения и усвоения ребенком необходимых знаний. Очень важно, чтобы этот язык был понятен детям, не звучал для них как иностранный. Поэтому необходимо приспосабливаться к детям, их мировосприятию, а не наоборот - приспосабливать детей к предмету.
Воспитывая духовно-нравственные качества детей на уроках православной культуры учитель развивает личность воспитанников, способных быть благочестивыми христианами, всегда твердо сохранять веру в Бога и любовь к Нему и среди всех обстоятельств носить в сердце своем утешительное ожидание блаженной вечности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...
Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В этом материале указано какие подходы испльзуютя к ученикам на уроках физической культуре....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...
День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...