Наглядный материал_Музыкальный словарик+кроссворд
учебно-методический материал по теме
Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио:
Музыкальный словарик служит подсказкой к кроссворду по сольфеджио для 1 класса.
Также предлагаются творческие задания:
- соединить линией вопрос с правильным ответом,
- ответить на вопросы мини-теста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solf._1_kl._muz.slovarikkrossvrod.doc | 176 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный словарик по сольфеджио:
в помощь к кроссворду
(в порядке прохождения тем)
1 год обучения
№ п/п | Наименование | Расшифровка |
Сольфеджио | Пение по нотам | |
Нотоносец (нотный стан) | Пять линеек для записи нот | |
Нота | Письменное обозначение звука, показывающее его высоту и длительность. Состоит из головки, штиля и флажка | |
Головка ноты | Обязательный элемент ноты | |
Штиль ноты | Необязательный элемент ноты | |
Флажок ноты | Необязательный элемент ноты | |
Звук | Колебания волны, которые мы слышим | |
Клавиатура | Набор клавиш для игры на музыкальном инструменте | |
Ключ | Знак в начале нотного стана, указывающий высоту нот | |
Скрипичный ключ | Ключ для записи высоких нот | |
Басовый ключ | Ключ для записи низких нот | |
Октава | Расстояние от ноты ДО до ее повторения – соседней ноты ДО | |
Субконтроктава | Самая низкая октава на фортепиано | |
Контроктава | Октава выше Субконтроктавы, но ниже Большой октавы | |
Октава между Контроктавой и Малой октавой | ||
Малая октава | Октава выше Большой, но ниже Первой | |
Первая октава | Октава, расположенная в центре фортепиано | |
Вторая октава | Октава после Первой и перед Третьей | |
Третья октава | Октава между Второй и Четвёртой | |
Четвертая октава | Октава выше Третьей | |
Лад | Связь устойчивых и неустойчивых ступеней | |
Мажор | Светлый, твёрдый лад | |
Минор | Грустный, мягкий лад | |
Тональность | Высота лада (например, До Мажор, ля минор) | |
Звукоряд | Последовательность звуков по порядку вверх или вниз | |
Гамма | Звукоряд из 8 звуков | |
Тетрахорд | Звукоряд из 4 звуков | |
Полутон | Самое маленькое расстояние между звуками (две ближайшие клавиши) | |
Тон | Два полутона (две клавиши через одну) | |
Трезвучие | Одновременное звучание трёх звуков, расположенных через один | |
Тоника | I ступень лада – самая устойчивая и самая главная в ладу | |
Тоническое трезвучие | Трезвучие на I ступени лада | |
Устойчивые ступени | I, III, V ступени лада (ступени, звучащие твёрдо, спокойно) | |
Неустойчивые ступени | II, IV, VI, VII ступени лада (ступени, звучащие напряжённо, тянутся в устойчивые) | |
Вводные ступени | II и VII ступени (ступени, окружающие тонику) | |
Длительность | Протяжённость звука по времени | |
Целая длительность | Самая долгая длительность в музыкальной записи (стоим). Её счёт: 1и, 2и, 3и, 4и. | |
Половинная длительность | Длительность меньше целой, но больше четвертной (стоим или медленно идём). Её счёт: 1и, 2и. | |
Четвертная длительность | Длительность меньше половинной, но больше восьмой (идём). Её счёт: 1и | |
Восьмая длительность | Длительность меньше четвертной, но больше шестнадцатой (бежим). Её счёт: 1 | |
Шестнадцатая длительность | Нота, чья длительность меньше восьмой (бежим быстро) | |
Пауза | Перерыв в звучании нот, знак молчания. Бывает, как и нота, целая, половинная, четвертная, восьмая… | |
Ритм | Организация музыки во времени, чередование длительностей | |
Метр | Равномерное чередование сильных и слабых долей | |
Доля | Единица метра и ритма | |
Сильная доля | Ударная доля в такте | |
Слабая доля | Безударная доля в такте | |
Такт | Единица метра, включающая сильную и слабую доли | |
Тактовая черта | Черта, отделяющая такты друг от друга | |
Затакт | Звуки, стоящие перед первой тактовой чертой, не составляющие целый такт | |
Размер | Цифровое выражение метра (например, 24 – размер две четверти: в этом размере в один такт входят две четвертные длительности или другие, которые умещаются в счёт «Раз-и-два-и») | |
Мотив | Объединение 2-3 нот в мелодии по смыслу, интонации – самая маленькая единица деления мелодии | |
Фраза | Объединение нот мелодии по смыслу, большее, чем, мотив | |
Знаки альтерации | Знаки повышения, понижения нот или отмены других знаков. Включают: диез, бемоль, бекар | |
Альтерация | Повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия | |
Диез | Знак альтерации, повышающий ноту на полутон | |
Бемоль | Знак альтерации, понижающий ноту на полутон | |
Бекар | Знак альтерации, отменяющий другие знаки | |
Ключевые знаки | Знаки альтерации, записанные в начале нотоносца (имеют действие на все ноты, к которым относятся). Например, фа-диез при ключе означает, что все ноты фа надо играть и петь с диезом. | |
Случайные знаки | Знаки альтерации, записанные около ноты (имеют действие 1 такт) | |
Порядок диезов | Строго установленный порядок обозначения ключевых знаков: - Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си | |
Порядок бемолей | Строго установленный порядок обозначения ключевых знаков: - Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа | |
Дирижирование | Движение рук по тактам согласно метрической сетке (при этом первая-сильная доля – движение вниз; последняя-самая слабая – движение вверх) | |
Параллельные (парные) тональности | Мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками. Например, До мажор и ля минор – нет знаков, Соль мажор и ми минор – при ключе фа-диез. | |
Транспонирование (транспозиция) | Перенос одного и того же музыкального материала из одной тональности в другую. | |
Канон | Музыкальная форма с поочерёдным вступлением голосов с одной и той же мелодией |
Фамилия, имя: __________________________________________
Кроссворд по сольфеджио (1 класс) | ||||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||
3 | 4 | 5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | 9 | |||||||||||||
10 | ||||||||||||||
По-горизонтали: | ||||||||||||||
1. Пение по нотам | ||||||||||||||
3. Цифровое выражение метра | ||||||||||||||
6. Графическое обозначение музыкального звука | ||||||||||||||
8. Октава, расположенная ниже большой | ||||||||||||||
10. Звукоряд из 8 звуков | ||||||||||||||
По-вертикали: | ||||||||||||||
1. Ключ для записи высоких нот | ||||||||||||||
2. Расстояние от «ДО» до «ДО» | ||||||||||||||
4. Светлый лад | ||||||||||||||
5. Нота, чья длительность меньше восьмой | ||||||||||||||
6. Пять линеек для записи нот | ||||||||||||||
7. Объединение нескольких нот по смыслу, интонации | ||||||||||||||
8. Басовый …. | ||||||||||||||
9. Организация музыки во времени |
Фамилия, имя: __________________________________________
Соедини линиями правильные ответы:
Фамилия, имя: __________________________________________
Выбери правильный ответ на вопрос и обведи букву ответа кружком:
Какой знак ставится в самом начале нотного стана? | А) Размер | |
Б) Ключ | ||
В) Нота | ||
Как одним словом можно назвать мажор и минор? | А) Лад | |
Б) Тональность | ||
В) Гамма | ||
Какая ступень лада является тоникой? | А) III | |
Б) V | ||
В) I | ||
Какое понятие обозначается как протяжённость звука по времени? | А) Длительность | |
Б) Ритм | ||
В) Размер | ||
Сколько звуков в тетрахорде? | А) 5 | |
Б) 4 | ||
В) 8 |
Трезвучие
Нота, чья длительность меньше половинной, но больше восьмой
Четвертная
Единица метра, включающая сильную и слабую доли
Субконтроктава
Грустный лад
Такт
Самая низкая октава
на фортепиано
Минор
Одновременное звучание
трех звуков, расположенных через один
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные наглядные пособияЭлектронные наглядные пособия
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ ДЛЯ РАБОТЫ....
Наглядный материал_Музыкальный алфавит_Нотки двигаем по кругу
Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.
Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку....
рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности
В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....