Наглядный материал_Музыкальный словарик+кроссворд
учебно-методический материал по теме

Мамушкина Ольга Ивановна

Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио:
Музыкальный словарик служит подсказкой к кроссворду по сольфеджио для 1 класса.

Также предлагаются творческие задания:

- соединить линией вопрос с правильным ответом, 

- ответить на вопросы мини-теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solf._1_kl._muz.slovarikkrossvrod.doc176 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный словарик по сольфеджио:

в помощь к кроссворду

(в порядке прохождения тем)

1 год обучения

№ п/п

Наименование

Расшифровка

Сольфеджио

Пение по нотам

Нотоносец

(нотный стан)

Пять линеек для записи нот

Нота

Письменное обозначение звука, показывающее его высоту и длительность. Состоит из головки, штиля и флажка

Головка ноты

Обязательный элемент ноты

Штиль ноты

Необязательный элемент ноты

Флажок ноты

Необязательный элемент ноты

Звук

Колебания волны, которые мы слышим

Клавиатура

Набор клавиш для игры на музыкальном инструменте

Ключ

Знак в начале нотного стана, указывающий высоту нот

Скрипичный ключ

Ключ для записи высоких нот

Басовый ключ

Ключ для записи низких нот

Октава

Расстояние от ноты ДО до ее повторения – соседней ноты ДО

Субконтроктава

Самая низкая октава на фортепиано

Контроктава

Октава выше Субконтроктавы, но ниже Большой октавы

Большая октава

Октава между Контроктавой и Малой октавой

Малая октава

Октава выше Большой, но ниже Первой

Первая октава

Октава, расположенная в центре фортепиано

Вторая октава

Октава после Первой и перед Третьей

Третья октава

Октава между Второй и Четвёртой

Четвертая октава

Октава выше Третьей

Лад

Связь устойчивых и неустойчивых ступеней

Мажор

Светлый, твёрдый лад

Минор

Грустный, мягкий лад

Тональность

Высота лада (например, До Мажор, ля минор)

Звукоряд

Последовательность звуков по порядку вверх или вниз

Гамма

Звукоряд из 8 звуков

Тетрахорд

Звукоряд из 4 звуков

Полутон

Самое маленькое расстояние между звуками (две ближайшие клавиши)

Тон

Два полутона (две клавиши через одну)

Трезвучие

Одновременное звучание трёх звуков, расположенных через один

Тоника

I ступень лада – самая устойчивая и самая главная в ладу

Тоническое трезвучие

Трезвучие на I  ступени лада

Устойчивые ступени

I, III, V ступени лада (ступени, звучащие твёрдо, спокойно)

Неустойчивые ступени

II, IV, VI, VII ступени лада (ступени, звучащие напряжённо,  тянутся в устойчивые)

Вводные ступени

II и VII ступени (ступени, окружающие тонику)

Длительность

Протяжённость звука по времени

Целая длительность

Самая долгая длительность в музыкальной записи (стоим).

Её счёт: 1и, 2и, 3и, 4и.

Половинная длительность

Длительность меньше целой, но больше четвертной (стоим или медленно идём).

Её счёт: 1и, 2и.

Четвертная длительность

Длительность меньше половинной, но больше восьмой (идём).

Её счёт: 1и

Восьмая длительность              

Длительность меньше четвертной, но больше шестнадцатой (бежим).

Её счёт: 1

Шестнадцатая длительность

Нота, чья длительность меньше восьмой (бежим быстро)

Пауза

Перерыв в звучании нот, знак молчания. Бывает, как и нота, целая, половинная, четвертная, восьмая…

Ритм

Организация музыки во времени, чередование длительностей

Метр

Равномерное чередование сильных и слабых долей

Доля

Единица метра и ритма

Сильная доля

Ударная доля в такте

Слабая доля

Безударная доля в такте

Такт

Единица метра, включающая сильную и слабую доли

Тактовая черта

Черта, отделяющая такты друг от друга

Затакт

Звуки, стоящие перед первой тактовой чертой, не составляющие целый такт

Размер

Цифровое выражение метра (например, 24 – размер две четверти: в этом размере в один такт входят две четвертные длительности или другие, которые умещаются в счёт «Раз-и-два-и»)

Мотив

Объединение 2-3 нот в мелодии по смыслу, интонации – самая маленькая единица деления мелодии

Фраза

Объединение нот мелодии по смыслу, большее, чем, мотив

Знаки альтерации

Знаки повышения, понижения нот или отмены других знаков. Включают: диез, бемоль, бекар

Альтерация

Повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия

Диез

Знак альтерации, повышающий ноту на полутон

Бемоль

Знак альтерации, понижающий ноту на полутон

Бекар

Знак альтерации, отменяющий другие знаки

Ключевые знаки

Знаки альтерации, записанные в начале нотоносца (имеют действие на все ноты, к которым относятся). Например, фа-диез при ключе означает, что все ноты фа надо играть и петь с диезом.

Случайные знаки

Знаки альтерации, записанные около ноты (имеют действие 1 такт)

Порядок диезов

Строго установленный порядок обозначения ключевых знаков:

- Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си

Порядок бемолей

Строго установленный порядок обозначения ключевых знаков:

- Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа

Дирижирование

Движение рук по тактам согласно метрической сетке (при этом первая-сильная доля – движение вниз; последняя-самая слабая – движение вверх)

Параллельные (парные) тональности

Мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками. Например, До мажор и ля минор – нет знаков, Соль мажор и ми минор – при ключе фа-диез.

Транспонирование (транспозиция)

Перенос одного и того же музыкального материала из одной тональности в другую.

Канон

Музыкальная форма с поочерёдным вступлением голосов с одной и той же мелодией

 


Фамилия, имя: __________________________________________

Кроссворд по сольфеджио (1 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По-горизонтали:

1. Пение по нотам

3. Цифровое выражение метра

6. Графическое обозначение музыкального звука

8. Октава, расположенная ниже большой

10. Звукоряд из 8 звуков

По-вертикали:

1. Ключ для записи высоких нот

2. Расстояние от «ДО» до «ДО»

4. Светлый лад

5. Нота, чья длительность меньше восьмой

6. Пять линеек для записи нот

7. Объединение нескольких нот по смыслу, интонации

8. Басовый ….

9. Организация музыки во времени


Фамилия, имя: __________________________________________

Соедини линиями правильные ответы:


Фамилия, имя: __________________________________________

Выбери правильный ответ на вопрос и обведи букву ответа кружком:


Какой знак ставится в самом начале нотного стана?

А) Размер

Б) Ключ

В) Нота

Как одним словом можно назвать мажор и минор?

А) Лад

Б) Тональность

В) Гамма

Какая ступень лада является тоникой?

А) III

Б) V

В) I

Какое понятие обозначается как

протяжённость звука по времени?

А) Длительность

Б) Ритм

В) Размер

Сколько звуков в тетрахорде?

А) 5

Б) 4

В) 8

Трезвучие

Нота, чья длительность меньше половинной, но больше восьмой

Четвертная

Единица метра, включающая сильную и слабую доли

Субконтроктава

Грустный лад

Такт

Самая низкая октава

на фортепиано

Минор

Одновременное звучание

трех звуков, расположенных через один


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные наглядные пособияЭлектронные наглядные пособия

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ ДЛЯ РАБОТЫ....

Наглядный материал_Музыкальный алфавит_Нотки двигаем по кругу

Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....