Исследовательская работа "Творческая личность в тоталитарном государстве"
материал по теме
Исследовательская работа учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 41 г.Краснодара Бубновой Н.В, по теме " Творческая личность в тоталитарном государстве" раскрывает данный материал по рассказам В.Шаламова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа " Творческая личность в тоталитарном государстве" | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Сейчас много говорят о политике , различных партиях. Каждый творческий человек может выразить в стихах и прозе чувства , рассказать о своих общественных взглядах , затронуть любую проблему.
Меня заинтересовал вопрос о влиянии политического режима на творческую личность. Можно ли сохранить нравственные устои и продолжать работать над произведениями в условиях тоталитарного общества?
Знакомясь с литературой 40- 50 годов, я обратила внимание, что имена многих писателей слышу впервые. Смерть Сталина в 1953 году, последовавший двадцатый съезд КПСС обновили жизнь народа. В печати появляются произведения М.Булгакова, А.Платонова, О. Мандельштама , А. Солженицына.
Исследовать проблему творческой личности в эпоху тоталитаризма я решила на примере жизни и творчества В.Шаламова.
Тема моей исследовательской работы: « Творческая личность в тоталитарном государстве».
Цель: Исследовать на примере жизни и творчества В. Шаламова проблему творческой личности в эпоху тоталитаризма.
Задачи: Провести анализ биографических данных и текста « Колымских рассказов» В. Шаламова.
Показать , как человек смог выжить в тяжелых условиях, не уронив собственного достоинства, писать и верить в лучшие человеческие качества.
Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность документа. Сам автор – свидетель , любым своим словом,
любым поворотом души он дает окончательную формулу, приговор.
В.Шаламов.
Что такое 20 век в истории страны и в истории литературы? Позади страшные годы революций , гражданской войны. Наступает период строительства Советского государства. Государства тоталитарного… Тоталитарное общество – это закрытое общество. В нем все определяется всеподавляющим авторитетом правительства , а возможность жизненного выбора ограничена жесткими рамками. Литература , практически впервые в истории человечества, принадлежала государству. А имена тех, кто пытался сказать правду, были не просто забыты. Они были выброшены, запрещены. Как же выжить в этом аду творческой личности? Как сохранить человеческое достоинство?
Чтобы достоверно рассказать о жизни в лагерях, о подавлении личности в этот исторический период , надо было самому пройти « самый ледяной ад» сталинских лагерей. Таким человеком был писатель Варлам Шаламов. На его долю выпали страшные испытания. Трагическая судьба писателя отразилась в знаменитых « Колымских рассказах» и многих стихах.В лице В.Шаламова общенародная трагедия получила своего бескомпромиссного свидетеля , мученика- летописца, собственной душой и кровью заплатившего за страшное знание. Почти 20 лет тюрьмы, лагерей, одиночество в последние годы жизни – вехи биографии В.Шаламова. Даже умереть ему не дали по - человечески. Из дома престарелых писателя насильно переводят в психиатрическую лечебницу, где он вскоре умирает от воспаления легких. Трагедия Шаламова не была уникальной. Через лагеря прошли миллионы безвинных. Многих эти испытания сломали, лишили человеческого достоинства, все были « отравлены севером» навсегда. Какова же судьба творческой личности, русской интеллигенции в это непростое время?
В.Т.Шаламов родился в Вологде в 1907 г. 18 июня ( 1 июня) В этом городе соединялись иногда несовместимые по духу тенденции. Вологда – город церковной старины, не одно столетие служивший местом ссылки. Город, глубинно связанный с традициями русской патриархальности. Шаламов с детства чувствовал различные потоки в духовной атмосфере Вологды. Семья писателя находилась в центре общественной жизни. Отец Шаламова- Тихон Николаевич , соборный священник , был видной фигурой в городе.
Варлам с детства был увлечен книгами. От отца он унаследовал бескомпромиссность в нравственных вопросах , твердость убеждений. С молодости в Шаламова вселился дух непримиримости, нетерпимости , это влекло его к революционной стезе. Героями детских лет были революционеры. Уважая этих людей, будущий писатель начинал понимать , что средства их борьбы , например, терроризм наносили урон самой идее справедливости . Революционеры, жертвуя своими , а главное, чужими жизнями, вели страну к трагическому социальному эксперименту. Писатель с горечью вспоминает, чем революция обернулась для его семьи. Отец оправдывал революцию как порыв к справедливости , как событие , призванное обновить общество. Но В.Шаламов писал : « Отцу мстили все и за все – за грамотность, за интеллигентность. Все исторические страсти народа хлестали через порог нашего дома. Впрочем, из дома нас выкинули, выбросили с минимумом вещей. В нашу квартиру вселили городского прокурора».
Революция разбудила в народных массах темные силы. Писатель явно ощущал застарелую неприязнь народных масс к интеллигенции. Позже, уже в лагерях, он испытал эту ненависть на себе Такой случай Шаламов Рассказал в произведении « Леша Чеканов, или одновладельцы на Колыме». Знакомый писателя по Бутырской тюрьме , потомственный хлебороб Леша Чеканов злобно обвиняет Шаламова в том , что все восемь лет на Колыме страдает из- за таких грамотеев. Его ненависть обращена не сколько лично к Шаламову, сколько вообще к интеллигенции. Ненависть эта активно подогревалась государством, так как в независимо мыслящей творческой личности видели врага. Власть поощряла беспрекословное подчинение , слепое исполнение, а культуру, талант, мысль , принципы старались оттолкнуть, подвести под подозрение.
В. Шаламов остро ощущал этот замкнутый круг неприязни и отчуждения, доводящий многих до отчаяния. Защищая интеллигенцию от обвинений, писатель считал, что при всякой смене политического строя творческая интеллигенция принимает на себя самый тяжелый удар. Экстремальные условия, лагеря, насилие,- сколько было средств, для того чтобы сломить дух человека мыслящего. Такое антигуманное отношение к человеку свойственно тоталитарному государству. Отношение как к винтику, как к подопытному животному: выдержит – не выдержит. При этом Шаламов с презрением отзывается об интеллигенции, которая услужливо заискивает перед блатными в лагерях, пресмыкалась перед начальством. Приверженцем правды, совести, чести вступал в жизнь молодой Шаламов.
Выселение из квартиры семьи писателя, отказ от заведующего РОНО на обучение в ВУЗе , потому что Шаламов – «представитель чуждого социального слоя», « не наш», как и его отец. Это только начало , которое может показаться сравнительно безобидным. Отец писателя уже полностью ослеп и не имел источников пропитания. О судьбе отца Шаламов поведал в рассказе «Крест», в основу которого положен реальный факт: слепой священник рубит топором уникальный золотой крест, чтобы продать кусок золота и прокормить семью. Для достоинства, совести и чести наступили не лучшие времена.
В 1926 году Шаламов становится студентом факультета советского права в МГУ. Его переполняет жажда действия, жажда познания. Он участвует в митингах, демонстрациях, литературных диспутах и пробует писать.
В 1928 году Шаламов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. И он знал за что – за распространение завещания Ленина, его знаменитого « Письма к съезду». В этом письме Ленин говорил о том , что опасно концентрировать власть в руках Сталина, так как человеческие качества его сомнительны. В своем произведении « Вишера» В.Шаламов пишет : « Я ведь был представителем тех людей , которые выступили против Сталина,- никто и никогда не считал, что Сталин и Советская власть – одно и то же».
Свое первое тюремное заключение и трехлетний срок в Вишерских лагерях он воспринял как неизбежное испытание , данное для пробы нравственных сил , для проверки себя как личности. Находясь в Бутырской тюрьме , Шаламов думал о своей жизни, о том , как достойно пройти свой путь , остаться верным самому себе. Автор «Вешеры» пишет, что он « Твердо решил - на все жизнь- поступать только по своей совести».Тюрьма и лагерь как школа. Как опыт познания человека. Может ли человек выжить в экстремальных условиях и остаться человеком? Этот вопрос Шаламов обращает к самому себе. Это , на мой взгляд, и главная тема « Колымских рассказов».
После тюрьмы писатель опять попадает в лагерь ( Соловецкие лагеря особого назначения). Уже во время этапа Шаламов сталкивается с реальной жизнью лагеря. Он попытался заступиться за зверски избиваемого заключенного, но Шаламова ночью босиком вывели на мороз и заставили так стоять. В этих условиях любая попытка протеста грозила мгновенной расплатой, а то и гибелью.
В лагере человеческое достоинство и совесть часто подавлялись инстинктом самосохранения. Там царил закон: «Умри ты сегодня, а я завтра», обрекая человека на равнодушие окружающих и одиночество. Первые впечатления лагерной жизни повергли писателя в растерянность. Он решает рассказать, что происходит с человеком в лагерном аду.
Шаламов не сломался, он выдержал физическую и моральную пробу. В 1932 году он вернулся в Москву и активно включился в литературную жизнь. В 1937 году Шаламова снова приговаривают к 5 годам Колымских лагерей, а в 1943 ему добавляют еще 10 лет за антисоветскую агитацию. Агитация заключалась в том , что он назвал эмигранта Бунина русским классиком. Шаламов отправился в лагерь уже новичком ,а значит , в какой – то мере защищенным , но это оказалось иллюзией. Об этом писатель рассказал в «Колымских рассказах», которые создавались с 1954 по 1973 год. В широком смысле все рассказы Шаламова, написанные после освобождения,- колымские, они пронизаны колымским миропониманием. Страшный колымский опыт , состоящий из многих смертей ,из мук голода и холода, унижений, превращающих человека в животное,- вот что легло в основу шаламовской прозы, которую он называет «новой».Многое в системе человеческих ценностей требовало пересмотра , исходя из этого опыта. Этот опыт Шаламов выразил в конкретных образах . Его рассказы переворачивают душу. Двадцатый век продемонстрировал хрупкость ценностей культуры и нравственности. Жизнь человека потеряла ценность. Особенно остро кризис культуры проявился в России, отрекавшейся от «Старого мира».Шаламов считал, что его творчество должно было стать отражением реального мира, осмыслением нового состояния человека. Выстраданное выходило на бумагу как документ души .Для Шаламова было важно «воскресить чувство» - то чувство , которое испытывал человек в условиях лагеря. Нам трудно представить , какого огромного душевного напряжения стоили писателю его рассказы. Каждое такое воспоминание – душевная травма.
В рассказах и записях Шаламова есть суждения, в которых он считает Колымские лагеря более жестокими, чем тот же Освенцим … В рассказе « Уроки любви» он пишет :
« Конечно, на Колыме не было душегубок, здесь предпочитали « вымораживать», «доводить» - результат был « самый утешительный».Но признать сходство подразумевало по сути признать родство сталинизма и фашизма, родство режимов. Если взять самый главный критерий – отношение к человеку, становится ясно , что суть обоих режимов - безграничное насилие. Вечная мерзлота Колымы и газовые печи Освенцима – самое яркое выражение этого отношения.
В рассказе « Надгробное слово» рассказывается о целой веренице смертей. Он начинается со слов « Все умерли…» Люди гибли безвременно, умирали от побоев, голода, непосильной работы. Замедленное повествование « Колымских рассказов» позволяет беспощадно ясно видеть агонию загнанного, обреченного человека .Но за этим скрывается устрашающая обыденность. Смерть перестала быть событием и устрашать. Отношение к ней становится безразличным, как и ко всему, кроме голода. Голода вечного и мучительного. Меня поразил рассказ «Ночью». В нем смерть рассматривается живыми чисто с практической точки зрения. Двое зеков разбирают камни могилы , чтобы раздеть мертвеца и поменять одежду на хлеб и табак. В рассказе « Шерри – бренди» подробно описывается, как умирает от истощения поэт. Он уже не встает с нар , уже нет сил есть. А когда поэт умер , изобретательные соседи продолжает получать на него хлеб: мертвец поднимал руку , как кукла – марионетка. Шаламов понял , что для многих ценность человеческой жизни уже не воспринималась реально. Опыт Колымы изменяет представление писателя о человеческих возможностях. Он понял , что нравственные и физические силы небезграничны. В рассказе « Две встречи» Шаламов объясняет : « Я давно дал слово, что если меня ударят, то это и будет концом моей жизни. Я ударю начальника и меня расстреляют. Увы, я был наивным мальчиком. Когда я ослабел, ослабела и моя воля, мой рассудок .Я легко уговорил себя потерпеть и не нашел в себе силы душевной на ответный удар, на самоубийство, на протест. Я был обычный доходяга и жил по законам доходяг». Человек на грани гибели начинает жить животными инстинктами. В рассказе «Плотники» описываются условия, в которых работали заключенные: « Градусника рабочим не показывали, да и не нужно было, выходить на работу нужно было в любые морозы…»
Но мне хотелось бы понять , как можно было жить и работать в таких условиях? Исследуя рассказы Шаламова, я увидела, что несмотря на вечный голод и другие лишения, человек может остаться человеком, если будет мыслить, будет видеть какую- то цель даже в такой жизни. Понятно , что Шаламов не идеализирует заключенных . Он сознают, что « мороз , тот самый, который обращал слюну в люд на лету, добрался и до человеческой души .Если могли промерзнуть кости , мог промерзнуть и опустеть мозг, могла промерзнуть и душа».Расчеловечивание начинается с физических мук. Процесс этот может разрушить личность еще до физической гибели. Я думаю , никто так не описал муки голода, как Шаламов . Меня поразили рассказы « Сгущенное молоко», «Хлеб» . О каком достоинстве может идти речь , если человек может думать только о еде? Голод - унижение, голод - драма. Страх голода остаются в душах навсегда. Дедушка моей давней подруги никогда не выбрасывал ни кусочка, доедал даже крошки. Когда я стала писать работу, то поговорила с ним . Оказалось, что он провел детство в приюте, там не было еды, и теперь он просто боится остаться голодным. Что же тогда ощущают бывшие заключенные?
Человек зависим от своих воспоминаний. Считаю , что поэтому Шаламов так натуралистично описывает физиологию заключенных. В рассказе « Тифозный карантин» читаем: « Расчесы на коже зажили гораздо раньше, чем другие раны Андреева. Исчезал понемногу черепаховый панцирь, в который превратилась на прииске человеческая кожа…»
Так же меня заинтересовал вопрос о развращающей силе власти над человеком. Шаламов делает вывод : « Власть – это растление, спущенный с цепи зверь, скрытый в душе человека, ищет жадного удовлетворения своей извечной человеческой сути в побоях, убийствах». В рассказе « Аневризма аорты» показано, как «страшная штука» власти развращает человека, превращая его в насильника и подлеца.
Еще один уродливый лик власти – блатари, уголовники самых разных мастей. Государство поощряло их внутрилагерный террор, ненавидя мыслящую интеллигенцию. Цикл рассказов о нравах уголовников писатель назвал « Очерки преступного мира»В рассказе « На подставку» рассказывается о карточной игре уголовников. Когда один из них проигрывает, то велит снять свите случайно оказавшемуся поблизости заключенному.Тот отказывается, его тут же убивают , а свитер забирают блатари. Их мир ужасен для нормального человека. Мне кажется , что сходство людей, стоящих у власти и «паханов» в том , что вседозволенность распространилась на всю страну.
Кстати, над воротами почти каждого лагеря висел лозунг: « Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Но в произведениях Шаламова говорится о рабском , подневольном труде. Труд, который должен « облагораживать» человека, в лагере внушал только страх и ненависть. Любыми путями заключенные старались избежать такого труда, не редкостью было членовредительство. Рабский труд не мог быть честным. Откровением для меня стали слова героя рассказа « Сухим пайком» . Он говорит: « К честному труду в лагере призывают подлецы и те, которые нас бьют, съедают нашу пищу и заставляют работать живые скелеты – до самой смерти. Э то выгодно им – этот « честный» труд. Они верят в его возможность еще меньше, чем мы».Вот так в тоталитарном государстве искажено даже само понятие « честного труда».
Исследуя биографию Шаламова , я сделала вывод, что Шаламов ценил людей , способных повернуть свою судьбу, вмешаться в ход событий , постоять за себя. В рассказе « Последний бой майора Пугачева» Шаламов рассказал о людях, обладающих инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они не были развращены лагерным рабством. Их «вина» только в том , что они побывали в окружении или в плену. Бывшие солдаты , офицеры, верившие только в оружие. Эти люди поняли, что их обрекают на гибель безвинно. Шаламов выжил , чтобы донести до нас правду этой борьбы, отчаянного призыва к свободе. В этом бою погибли и те, кто хотел вырваться на свободу и те , кто не давал им освободиться – конвойные, солдаты. Эти солдаты были для заключенных врагами. В драматизме рассказа – трагедия страны, трагедия народа, собственными руками уничтожающего самого себя, ставшего одновременно жертвой и палачом.
А вот в рассказе «Сентенция» описан процесс воскрешения « доходяги»
– от почти полного бесчувствия , от злобы , - к жизни. Герой сначала различает ночные звуки – храп, стоны, хрипы, потом появляется чувствительность мышц, потом жалость к животным. Но окончательно вернувшимся к жизни его можно считать после реакции на слово « сентенция». В опустошенной душе не было места этому слову. И то , что оно родилось- это уже возвращение к жизни .
Я задалась целью найти в тяжелых рассказах Шаламова еще что- либо о возрождении духовных сил. Лишенный нормальных условий человек , по – моему , и природу будет воспринимать враждебно .Для нормального восприятия природы тоже нужны душевные силы. В том же рассказе « Сентенция» от лица героя идет такое повествование: « Я стал всю более равнодушно , без злобы, смотреть на холодное красное солнце… По вечерам с реки поднимался холодный туман – и не было часа в таежных сутках, когда мне было бы тепло». Но когда герой начинает возвращаться к жизни, его восприятие природы меняется: « Даже камень не казался мне мертвым, не говоря уже о траве, деревьях, реке. Река была не только воплощением жизни, не только символом , но и самой жизнью…»
Исследуя биографию писателя и его произведения, я сделала вывод, что настоящий человек и в таких адских условиях не разучился думать. В рассказе « Шерри- бренди» описывается смерть поэта в лагере. Ему « приятно было сознавать , что он еще может думать». У этого поэта нет даже имени, но перед смертью ему открывается истина, он понимает всю свою прожитую жизнь. Оказывается, « стихи были той животворящей силой, которой он жил. Именно так. Он не жил ради стихов, он жил стихами». Жизнь была для поэта вдохновением, и он понял эту правду перед смертью. Это , по- моему, относится и к самому Шаламову.
В рассказе « По снегу» Шаламов говорит о назначении и роли писателя, сравнивая ее с тем , как протаптывают дорогу по снежной целине. Писатели – те ,кто ее протаптывает. Первому на этой дороге тяжелее всех, но за ним пойдут другие, протаптывая широкую дорогу для читателя…
Заключение
Шаламов не идет по протоптанной дороге , он первопроходец. Жизнь для писателя была постоянным противоборством добра и зла. Разных людей он встречал на жизненном пути. В 1945году знакомый врач Андрей Пантюхов избавил писателя от этапа и помог устроиться на курсы фельдшеров. Такие люди не давали угаснуть его вере в человека , может быть , самой трудной вере .В последнее десятилетие жизни ему встречались люди, которым писатель мог быть благодарен, но уже не мог о них написать. Шаламов старел, появилось поражение центральной нервной системы. Ему было необходимо неврологическое лечение. Но над неудобным автором крамольных рассказов нависла именно психиатрия. В 1979 году Шаламов переехал в дом престарелых и инвалидов. Он воспринял это как тюрьму, как насильственную изоляцию. Писатель жил как бы в двух временах, соединяя их в одно. Его образ- не престарелого инвалида, а бритоголового старого арестанта – был образом протеста .Молчаливого , но непреклонного.
Я узнала , что у Шаламова было тяжелое неврологическое заболевание, но слабоумия не было. В этом состоянии он сочинял стихи. Подборку этих стихов под названием
« Неизвестный солдат» у нас в стране печатать не стали. Литературовед А. Морозов написал заметку о положении писателя .За границей заметка привлекла внимание к Шаламову. Шаламовскими посетителями стали интересоваться органы госбезопасности. В сентябре 1981 собралась комиссия – решать вопрос о возможности дальнейшего содержания писателя в доме престарелых. В 1982 году Шаламова погрузили в машину и отправили в интернат для психотроников. 17 января 1982 года В. Шаламова не стало. Даже на похоронах поодаль стояли черные «Волги». Земной путь писателя закончился, но он смог рассказать потомкам правду о жизни людей в эпоху тоталитаризма.
Хрущевская оттепель принесла Шаламову реабилитацию, но не признание , как э то было со Солженицыным. Но тем не менее герои его рассказов и сам автор выживают и побеждают , пусть не физически , но морально. И помогает им вера – не в бога, не в лагерный труд – а вера в человека , который в любых обстоятельствах способен оставаться человеком. На мой взгляд, писательский и человеческий подвиг В.Шаламова в том , что он , пройдя через лагерный ад, сохранил чистой и живой душу, нашел в себе силы вернуться в это страшное время воспоминаниями и чувствами. Он смог «высечь из самого долговечного материала – слова – воистину мемориал в память погибших, в назидание потомкам».
Бубнова Н.В.Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 41 г. Краснодара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина
На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и...
Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...
Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе
Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...
"Судьба личности в тоталитарном государстве"
Цель:· Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.· Развивать исследоват...
Судьба поэта в тоталитарном государстве (Проект)
Урок-защита проектов. Проблемный вопрос:Что в творчестве разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка кот...