Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувства уважения к людям,сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях сохранить высокий моральный облик,нравственную чистоту.На уроке используются фрагменты произведений этих авторов,стихи,выставка книг,презентация,фонограммы песен "Песня о Родине" и "Россия" И.Талькова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_cheloveka_v_totalitarnom_gosudarstve.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Урок-семинар по литературе в 11 классе.
Судьба человека в тоталитарном государстве.
(Особенности освещения «лагерной темы» в творчествеА.И. Солженицына, В.Т.Шаламова, А.В.Жигулина)
Цель урока:
1.Знакомство с биографией и творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова,
А. Жигулина
2.Исследовать особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого.
3.Формирование чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны.
4.Воспитание чувства уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и
сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.
Оформление урока: выставка книг названных авторов, презентация, муз.сопровождение-
«Песня о Родине» («..широка страна моя родная..»)
Ход урока:
I. «Погружение в эпоху» -исполняется «Песня о Родине» ,на её фоне демонстрируются плакаты
20-30-х годов. (см. рисунки.)
После слов песни «Я другой такой страны не знаю ,где так вольно дышит человек…» -пауза
II. Работа по теме урока.
1.Слово учителя: Среди новых тем, появившихся в литературе «оттепели», выделяется и «лагерная» тема, затронувшая не одну тысячу судеб советских граждан. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
Вот некоторые факты (историческая справка может быть подготовлена учащимся).
Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключенных резко возросло. На 1 января 1950 г., по данным В. Н. Земскова, насчитывалось 2,6 млн. зэков (в 1946 г. почти в 4 раза меньше), в том числе 1,4 млн. лагерников, из которых 60 тыс. - каторжане. В тюрьмах - до четверти миллиона. В ссылке и высылке - 2,7 млн. человек. К ним прибавьте 2-3 млн. пленных. В 1947 году смертную казнь отменили, заменив 25-летним заключением. Через три года казнь восстановили, а срок оставили.
Через проверочные лагеря пропустили 2 млн. пленных и репатриированных, из них 0,9 млн. направили в лагеря или ссылку. Почти 50 % зэков во второй половине 40-х гг. - политические, многие из них «повторники», получившие новый срок после от сидки с 1937-1938 гг. Из Западной Украины выслали 175 тыс. человек, из Прибалтики - 160 тыс., с Черноморского побережья- 60 тыс. (в основном греков) и т. д. Они все были очень нужны: одновременно во многих местах строились разнообразные гиганты очередной пятилетки.
Тоталитарный режим достиг верхней планки, невозможность его движения далее по нарастающей стала если не осознаваться, то ощущаться. Писатель К. М. Симонов (1915-1979) заметил, что с конца войны множились иллюзии: должно случиться нечто, двигающее страну в сторону либерализации. Возникла атмосфера ожидания обновления. Это понимал Сталин. Поэтому репрессивная машина стала усиливать свои обороты.
Среди авторов, кто отличается широким охватом «лагерной» темы, выделяется Александр Исаевич Солженицын.
2. Слово о писателе и его творчестве.
Учитель: В Нобелевской лекции А. И. Солженицын размышляет о двух типах писателей XX века: «Один художник мнит себя борцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира... - но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия... Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души».
Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.
Ученик: Биография и творчество А.И.Солженицына (учащийся готовит сообщение заранее)
3. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».
Слово учителя.
Одним из первых произведений в творческой биографии Александра Исаевича Солженицына стала повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в «Новом мире» (1962, № 11). Автор дебютировал в солидном возрасте - в 1962 году ему было 44 года - и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши...» Это самое первое впечатление А. Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.
Ученик: Краткое содержание повести «Один день Ивана Денисовича»
(сообщение подготовленного ученика).
Ученик: Архипелаг ГУЛАГ (обзор произведения) (сообщение подготовленного ученика).
Дополнения учителя: «Как попадают на этот таинственный Архипелаг? Туда ежечасно летят самолёты, плывут корабли, гремят поезда, — но ни единая надпись на них не указывает места назначения. И билетные кассиры, и агенты Совтуриста и Интуриста будут изумлены, если вы спросите туда билет. Ни всего архипелага в целом, ни одного из его бесчисленных островков они не знали, не слышали.
...Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ. Каждый из нас — центр Вселенной, и мироздание рушится, когда вам шипят: "Вы арестованы".
Если уж вы арестованы, — то разве что-нибудь ещё устояло в этом землетрясении?
Что же такое арест? Арест — это мгновенный, разительный переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое. По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов — гнилых, деревянных, глинобитных дувалов, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы. не задумывались, что за ними. Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть — а там-то и начинается страна ГУЛАГ.
Совсем рядом, в двух метрах от нас» (А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»).
Учитель: Что же такое арест?. За что можно было попасть в Архипелаг? Вслушайтесь в голоса страшного прошлого...
Вот как отвечает на этот вопрос А.И.Солженицын: «...арест: это ослепляющая вспышка и удар, от которых настоящее разом отодвигается в прошлое, а невозможное становится полноправным настоящим. Это резкий ночной звонок, или грубый стук в дверь. Это бравый вход невытираемых сапог оперативников... Это взламывание, вспарывание, сброс со стен, выброс на пол из шкафов, столов, вытряхивание, разрывание, рассыпание — и нахламление горами на полу, и хруст под сапогами! И ничего нет святого во время обыска!
При аресте паровозного машиниста Инохина у него в комнате на столе стоя гробик с только что умершим ребёнком. Юристы выбросили ребёнка на пол, они искали в гробу...
И вытряхивают больных из постели, и разбинтовывают повязки... |
В 1937 году громили институт доктора Казакова. Сосуды с лизатами, изобретёнными им, "комиссия" разбивала, хотя вокруг прыгали исцелённые и исцеляемые калеки, и умоляли сохранить чудодейственное лекарство. А ведь по официальной версии лизаты считались ядами. Так почему же их не сохранили хотя бы как вещественные доказательства?!
Аресты очень разнообразны по форме... Вас арестовывают в театре, по дороге в магазин и из него, на вокзале, в вагоне поезда, в такси. Иногда аресты кажутся даже игрой — столько в них положено выдумки, сытой энергии» (А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»).
— Железнодорожный чин Гудков: «У меня были пластинки с речами Троцкого, а жена донесла».
— Машинист, представитель общества анекдотистов: «Друзья собирались по субботам семьями и рассказывали анекдоты...» Пять лет. Колыма. Смерть...
— Миша Выгон — студент Института связи: «Обо всём, что я видел и слышал в тюрьме, я написал товарищу Сталину». Три года. Миша выжил, безумно открещиваясь, отрекаясь от своих близких товарищей, пережил расстрелы. Сам стал начальником смены на том же участке «партизан», где погибли, уничтожены все его товарищи.
— Костя и Ника. Пятнадцатилетние московские школьники, игравшие в камере в футбол | самодельным тряпичным мячом «террористы», убившие Хаджяна. Много лет спустя выяснилось, что Хаджяна застрелил в своём кабинете Берия.
А дети, которые обвинялись в его убийстве- Костя и Ника, — погибли на Колыме в 1938 году. Погибли, хотя и работать-то их особенно никто не заставлял... Погибли от холода...
4. Вступительное слово учителя о В.Шаламове.
Учитель: О времени репрессий, политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеческой личностью можно узнать из многих произведений, но в рассказах В. Шаламова показана еще одна сторона этой политики: в лагерях была целая система истребления, физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-й статье. Миллионам людей государственная машина «перемолола судьбы, самое лучшее, что было», как писал Шаламов, сам проведший в неволе почти два десятилетия.
5. Художественное чтение (рассказ) подготовленного ученика. Из статьи О. В. Волкова «Незаурядный талант».
«Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений.
Я общался с Варламом Шаламовым после его реабилитации, когда уже были опубликованы его первые книги, сразу замеченные и получившие признание....
У Варлама Тихоновича слегка дергалась голова, и слушал он собеседника напряженно - следствие побоев, навсегда повредивших его слух. Выдавал и нездоровый, желтовато-бледный цвет лица - из-за длительного пребывания на сорокаградусном морозе, продубившем кожу на всю жизнь. Ходил он, прихрамывая и опираясь на палку. И в условиях однокомнатной московской квартиры Шаламов выглядел зэком, привыкшим к алюминиевой кружке и миске, нарезанным на столе ломтям хлеба, который он ел, держа кусок в одной руке, а другую подставляя горстью, чтобы не ронять крошек. В комнате было голо, хозяин не хотел заботиться о комфорте. Неприхотливая меблировка -железная кровать, не слишком аккуратно застеленная, кухонный стол и тройка разнобойких стульев - составляла убранство комнаты, однако пол был чисто выметен и книги на полке аккуратно составлены. На единственном столе, за которым мы чаевничали, стояла сверкающая чистотой новенькая пишущая машинка.
Говорил Варлам Тихонович медленно, с запинками, чувствовалась его выработанная годами привычка к одиночеству, замкнутость характера. Мы разговаривали на профессиональные темы - я и познакомился с Шаламовым после того, как написал рецензию на сборник его колымских рассказов, горячо рекомендуя его издательству «Советский писатель». Впрочем, бесполезно. В те годы никакое издательство не могло и помыслить их опубликовать. То был потрясающий своей правдивостью сборник свидетельств о страшных, тщательно засекречиваемых палаческих делах, творимых на Колыме.
На долю автора рассказов о Колыме пришлись как раз те тяжелые мучительства, что в них описаны. Да, именно он виделся мне с кайлом в руках, долбящим породу на лютом морозе.. Именно ему грозила казнь за невыполнение нормы выработки, о которой он писал в новелле «Одиночный замер». И, глядя на дрожащие руки Шаламова, на нервный тик, то и дело подергивающий его лицо, на застывший взгляд, я знал: в его свидетельствах нет ни грамма выдумки, передачи с чужих слов, все это испытал на себе сидящий передо мной истерзанный, но еще сильный, еще не сдающийся человек... Перед тем, как перенес колымчанин Шаламов проведенные на Колыме 17лет, меркнут испытания сонма зэков на прочих островах Архипелага...
Измученным инвалидом подошел писатель к концу своею трагического пути. Брали свое недуги: крепкий от природы организм, подточенный пытками и лишениями, не выдержал.
Язвит сознание, что кончил свои дни Шаламов в доме инвалидов. Около него не было родной души, которая бы скрасила его последние дни. Он выстоял, у него хватило сил, до конца остаться человеком вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям. Однако ценой веры в возможности торжества добра, ценой отчуждения от людей....Он много знал, видел, помнил, как никто, и, обладая редкой памятью, эрудицией и начитанностью, был бы особенно нужен в новых условиях.»
6. Жизнь и творчество Варлама Шаламова (обзор) - сообщение подготовленного ученика.
7.Рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «Прокуратор Иудеи» -краткое содержание.
(сообщение подготовленных учеников).
Учитель: Возникает вопрос: а много ли было в лагере заключённых, которые выражали протест, оказывали сопротивление злу, государственной машине, сталинизму и благодаря этому смогли выжить? Много ли было таких узников, которые, находясь в одинаковых с другими бесчеловечных обстоятельствах, не теряли ни чести, ни внутреннего достоинства? Шаламов отвечает: один процент. В рассказе «Инженер Киселёв» он констатирует: «Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдерживали» .Писатель не раз подчёркивал, что человек по-разному проявляет себя в разных обстоятельствах. В крайних ситуациях, повинуясь инстинкту самосохранения, униженный человек шёл на всё, даже на подлость, лишь бы спасти себя. И только немногие, наделённые особой духовной силой, сумели проявить великое терпение, мужество, стойкость. Яркий пример — сам автор, доказавший, прежде всего самому себе, что он не сломался, не предал заложенные в нём с детства высокие нравственные принципы, сумел сохранить в себе человеческие качества, а значит, способность к сопротивлению против всего бесчеловечного, безнравственного. Огромную силу черпал автор как художник в своём понимании необходимости поведать миру правду об увиденном и пережитом.
В одном из лучших своих рассказов «Последний бой майора Пугачёва» представлен героический опыт сопротивления. Пожалуй, это единственный рассказ Шаламова об открытом противостоянии и борьбе за свободу.
8.Краткое содержание рассказа «Последний бой майора Пугачёва»
(сообщение подготовленного ученика).
«После войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключённые, репатриированные из Италии, Франции, Германии. Эти люди, которые не подверглись растлению, были «с привычками, приобретёнными во время войны — со смелостью, уменьем рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики...» Вся их «вина» была лишь в том, что они не по своей вине пережили окружение и плен. Но поскольку они были узниками немецких концлагерей, их приравнивали к изменникам и предателям. Пугачёв ясно понимает, что «их привезли на смерть...». И он стал действовать. Поднимает товарищей на редкий по смелости и дерзости побег. Готовились всю зиму, и весной двадцать заключённых бежали из лагеря.
Майор Пугачёв бежал из немецкого лагеря в 1944 году, когда фронт приближался к городу. Работая шофёром на грузовике, он на большой скорости покинул пределы лагеря. Затем погоня, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта... И вот встреча со своими. Допрос в «особом отделе», обвинение в шпионаже, приговор — двадцать пять лет тюрьмы на Крайнем Севере... Потом голодная лагерная зима, побег, захваченный и скоро брошенный грузовик, лес, последний бой...
Неслучайно фамилия организатора вооружённого побега — бунтарская. Бежавшие бойцы пробыли на свободе несколько дней. Они решили умереть свободными, в бою, с оружием в руках.
-А кто же эти люди?
Это лётчик капитан Хрусталёв (подбитый немцами самолёт, плен, побег, трибунал и лагерь), его товарищи лётчики Левицкий и Игнатович, лейтенант танковых войск Георгадзе, бывший разведчик, механик«оружейный мастер Иващенко, танкист Поляков, военный фельдшер Малинин, ставший в лагере поваром Солдатов, сибирский охотник Селиванов, меткий стрелок Хачатурян. Их объединяет чувство братства, сила духа, желание жить достойно, стремление к победе ценой своей жизни. Побег заканчивается боем, в котором все беглецы погибают. Учащиеся с волнением читают о предсмертных муках майора, выраженных в его внутреннем монологе. Лёжа в пещере, он вспомнил прошлое — «трудную мужскую жизнь», — вспомнил всех, кого уважал и любил, начиная с матери Автор уважительно и с горечью говорит о Пугачёве. Для Пугачёва и его товарищей недосягаемой оказалась физическая свобода, но они одержали нравственную победу: «Он обещал им свободу — они получили свободу. Он вёл их на смерть — они не боялись смерти».
Обобщение учителя: Шаламова и Солженицына называют основоположниками «лагерной темы». Чаще всего в школе сравнивают «Колымские рассказы» и повесть «Один день Ивана Денисовича». Лагерный опыт у этих писателей был различен. Страшнее колымских «кругов ада» ничего не было (в рассказах Шаламова царствует смерть), и потому восприятие этого художника более трагично, пессимистично; повесть же Солженицына читать легче — герой выживает, несмотря ни на что... Если Шаламов более откровенен, объективен, беспощаден, многогранен, то Солженицын в своих оценках более сдержан. Шаламову близка эта повесть, хотя он и высказал в письме её автору ряд замечаний. Не соглашался с «героизацией» принудительного лагерного труда, с «лакировкой» жизни в зоне. В то же время Солженицын признавал, что Колыма как «полюс лютости»— это особое испытание, и здесь он полностью доверял свидетельствам Шаламова.
Смерть, унижения, холод, голод, воскрешения и казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью и безыскусностью изложения...
Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода холода, изнеможения...
Произведения Шаламова заставляют задуматься о цене человеческой жизни. Его проза и стихи- памятник жертвам ГУЛАГА. Проза Шаламова воспринимается и постигается глубже и полнее, если её рассматривать в соединении с лирикой в переплетении с ней.
9.Учащиеся читают наизусть стихи Шаламова. «Из колымской тетради» 1937-1956 г.
« Пещерной пылью…», « «Я разорву кустов кольцо», «Я забыл погоду детства» ,«Поэту»
Учитель:«Лагерная тема» в отечественной литературе была продолжена в таких произведениях, как «Крутой маршрут» Е.С.Гинзбург, «Чёрные камни» А.В.Жигулина, «Факультет ненужных вещей» Ю.О.Домбровского, «Верный Руслан» Н.Н.Владимова, «Дети Арбата» А.Н.Рыбакова, «Погружение во тьму» О.В.Волкова, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, и др.
(произведения перечислены на слайде)
10. Биография А. Жигулина. (сообщение подготовленного ученика).
Для учителя дополнения: «В1949 году он привлечён к суду и приговорён к отправке в лагерь в Прибайкалье на строительство железнодорожной ветки Тайшет –Братск, а затем на Колыму. Восемнадцатилётнему юноше довелось испытать все тяготы лагерного быта, строительства железной дороги, работ на лесоповале, на Колымских рудниках.
Если большинство жертв сталинских репрессий были ложно обвинены, то о Жигулине этого не скажешь. К моменту ареста он состоялся как принципиальный противник сталинизма, один из создателей подпольной организации в Воронеже. Юный Анатолий и его романтично настроенные соратники через пропаганду подлинного марксизма-ленинизма надеялись изменить политический строй в стране.»
Учитель: Ему в полной мере пришлось испытать издевательства и лагерного начальства, и охраны, и тяжелейший физический труд, часто опасный для жизни. Лагерные лишения и мучения не сломили дух Жигулина, он не озлобился на весь белый свет и не проклял родную землю. С мудростью много испытавшего человека он утверждал, что проходят личные обиды на людей.
В повести «Черные камни» автор говорит, что изменил имена, фамилии предателей: «Сделано это из чувства милосердия. Но не к ним, а к их детям, их близким». Жигулин не демонстрирует свое милосердие. Милосердие и великодушие не должны быть громкими, иначе они превратятся в другие чувства. Во всех этих суровых испытаниях помогает выстоять любовь к родине, природа, чувство человечности, желание сохранить в себе человеческое. Даже в невыносимых условиях жизни многие из заключённых оставались настоящими людьми, сохранили человеческие чувства, надежду на достойную жизнь в будущем.
11. Стихи А. Жигулина «Летели гуси», « «Бурундук» и другие.
(читают наизусть подготовленные учащиеся)
12.Обобщение учителя:
Размышляя о природе русской литературы, В. Шаламов писал: «У писателей учатся жить. Они показывают нам, что хорошо, что плохо, пугают нас, не «дают нашей душе завязнуть в тёмных углах жизни. Нравственная содержательность отличительная черта русской литературы».
Жизнь и творчество этих и других авторов, пишущих на «лагерную тему»-это серьёзный урок для живущих и последующих поколений: как в экстремальных условиях выстоять остаться людьми. Писатели учат помнить о человеческой боли, чтобы не очерствели сердца. Хотя, например, Шаламов отмечал, что «лагерь-это отрицательный опыт», однако свою историю надо знать, чтобы удержать человечество от ошибок в будущем. Мы должны знать и помнить о прошлом.
Произведения актуальны и сегодня, т.к. в них поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла, честности и подлости, мужества и трусости, смысла
Бытия.
Д/З - эссе «по следам урока: «Судьба человека в тоталитарном государстве»
(мой взгляд на эпоху и на произведения).
Примечание:
1.Семинар проводится в два урока.
2.Во время работы учащиеся делают записи в тетради, (об этом сообщает учитель в начале урока) накапливая материал для эссе.
3.Во время записи домашнего задания включается запись песни И.Талькова «Россия»,
и возвращается слайд с перечнем произведений лагерной тематики.
4. Используются статьи журналов «Литература в школе» и приложений к ним «Уроки литературы» № 5-2008г. о В.Шаламове и №7-2005г. об А.Жигулине;
5.Материал сопроводительных статей к произведениям А.Солженицына.
6.Фотографии взяты из Интернета и журналов «Литература в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология: обучение в сотрудничестве (групповая работа)....
Слайды к уроку "Маленький человек: тип или личность "(по творчеству Ф.М. Достоевского)
Материалы для интеракивной доски....
Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе
Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
Урок литературы в 11 классе "Судьба человека в тоталитарном государстве".(Варлам Шаламов "Колымские рассказы")
Презентация предназначена для дистанционного урока в 11 классе...