"Судьба личности в тоталитарном государстве"
методическая разработка по литературе на тему
Цель:
· Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.
· Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.
· Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_lichnosti.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект
Судьба личности в тоталитарном государстве
Эпиграфы урока:
Живая душа потребует, живая душа не послушается механики.
Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин
Цель:
- Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.
- Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.
- Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.
- Вступительное слово учителя.
Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.
Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.
В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?
О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?
2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний.
Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».
Учитель: прослушайте диалог героев.
Мэри О’Брайен:
- Зачем вы живёте?
Джон Престон:
- Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?
Мэри О’Брайен:
- Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье.
Джон Престон:
- Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.
Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?
3. Дискуссия. Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:
1.Дикое состояние свободы.
2.Математически безошибочное счастье.
3.Наш долг - заставить их быть счастливыми.
4.Самая трудная и высокая любовь – это жестокость.
5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.
6. Душа – тяжёлое заболевание.
Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.
4. Тест-ассоциация.
Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.
Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.
Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.
“Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
“Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.
“Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.
“Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.
Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)
Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.
«Я, он и О – мы треугольник, пусть даже и неравнобедренный…»
«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»
«На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»
Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?
4. Работа в группах.
Группа «Математики»
Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа. Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1?
Результаты работы группы
√ -1 (квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.
«Давно, в школьные годы, со мной случился √ -1.И вот теперь снова √ -1».
«этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»
- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.
Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.
Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».
«Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»
∫ Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.
«Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»
«Линия государства – прямая линия»
«Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»
Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.
Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?
Результаты работы группы
«Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы».
Всё, что охраняет нашу несвободу, т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».
Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели.
Группа «Романтики»:
Задание.
Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?
Результаты работы группы:
«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»
«стерильное, безукоризненное небо»
«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»
«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»
Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».
Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.
Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.
Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.
Группа «Философы»
Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан?
Результаты работы группы
«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»
«В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».
Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.
Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.
5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)
- Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира
- Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.
- Торжествует МЫ, уничтожено Я.
- Нет места зависти и злости
- Любовь, душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!
- Шеренга, униформа.
- Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)
- Подавление личности
- Бюро Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю
- Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)
6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя?
Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.
Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.
Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».
Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.
И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:
«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики».
7. Домашнее задание:
Вернёмся к записи на доске «XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?
Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».
Приложение 1. Словарь к теме
Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.
Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.
Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.
Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».
Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина
На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и...
Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе
Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...
Судьба поэта в тоталитарном государстве (Проект)
Урок-защита проектов. Проблемный вопрос:Что в творчестве разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка кот...
Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...
Тема: «Судьбы людские в тоталитарном государстве»
Тип урока: Урок-семинар (защита проектов)Цель урока: показать особенности освещения «лагерной темы» в литературе периода «оттепели» ( на примере произведений ...