"Формирование певческих навыков средствами релятивной сольмизации"
проект по теме
Данные проект представляет собой авторскую разработку по формированию певческих навыков детей подготовительной группы, расчитанный на 1 учебный год. Подробно разработан план работы с детьми, воспитателями и родителями в этой области.
Значимость данного проекта заключается в том, что дети, обучаемые пению, по принципу релятивной сольмизации получат хорошую базовую музыкальную подготовку, которая благотворно повлияет на эстетическое и нравственное воспитание, а также поможет в дальнейшем получить хорошие результаты при дальнейшем обучении музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по музыкальному воспитанию | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста средствами релятивной сольмизации
Автор проекта
Абатина Ксения Николаевна
Место работы:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
«Детский сад № 25 «Жемчужинка»
г. Йошкар-Олы
Должность:
музыкальный руководитель
База экспериментальной работы:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного вида «Детский сад № 55 «Елочка»
г. Йошкар-Ола ул. Добролюбова 88а
подготовительная группа «Теремок»
Актуальность темы:
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Следует отметить еще одну важную особенность пения – его доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах, ансамблях.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития.
В связи с этим данная тема остается актуальной и в настоящее время.
Цель:
Формирование певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста
Задачи:
- развитие ритмического чувства
- развитие координации между слухом и голосом
- повышение музыкальной культуры детей
- развитие интонации
- развитие артикуляционного аппарата
Объекты исследования:
дети подготовительной группы «Теремок»
Предмет исследования:
певческие возможности детей
Значимость
Значимость данного проекта заключается в том, что дети, обучаемые пению, по принципу релятивной сольмизации получат хорошую базовую музыкальную подготовку, которая благотворно повлияет на эстетическое и нравственное воспитание, а также поможет в дальнейшем получить хорошие результаты при дальнейшем обучении музыкальной деятельности.
Новизна темы
Новизна темы заключается в том, что я отхожу от стандартных средств обучения детей музыки, используемые в этом возрасте, таких как различные детские игры. Я их, конечно, сохраню, но они не будут ведущими. Главным и новым здесь будет то, что весь процесс обучения будет строиться на основных понятиях и средствах релятивной сольмизации музыки.
Ожидаемые результаты:
Метод релятивной сольмизации музыки в процессе обучения позволит добиться высоких и профессионально-грамотных результатов. Дети научаться хорошо чувствовать ритмические рисунки, в результате этого выполняемые ими ритмические и физические упражнения будут слаженными и выразительными. Также воспитанники овладеют чистой интонацией, в результате чего будет развито умение координировать воспроизводимые звуки. В целом, повыситься музыкальный уровень детей.
Этапы проекта и план мероприятий:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Ожидаемые результаты | Ответ ственный | Отмет ка о выпол нении |
Середина августа – октябрь 2010 года | 1.Изучение теоретических основ и методической литературы, связанной с темой «Релятивная сольмизация музыки». | 16.08. – 24.08. 2010 | Расширение знаний о методике релятивной сольмизации | Абатина К.Н. | Выпол нено |
2.Подготовка материалов для консультаций родителям о значении сольмизации в развитии музыкальности детей. | 24.08 – 31.08. 2010 | Выпол нено | |||
3.Подготовка материалов для консультаций педагогам о ручных знаках, их значении и применении во время занятий по музыкальному воспитанию. | 01.09. – 08.09. 2010 | Выпол нено | |||
4.Изготовление наглядного пособия «Ручные знаки». | 09.09. – 16.09. 2010 | Наличие необходимого наглядного материала для дальнейшего обучения детей | Выпол нено | ||
5.Изготовление пособия «Музыкальные лесенки». | 17.09. – 24.09. 2010 | Выпол нено | |||
6.Изготовление пособия «Детская клавиатура». | 27.09. – 01.10. 2010 | Выпол нено | |||
7.Изготовление дидактической игры «Волшебные пуговицы». | 04.10. – 11.10. 2010 | Выпол нено | |||
8.Изготовление дидактической игры «Нотки в домике». | 12.10. – 19.10. 2010 | Выпол нено | |||
9.Изготовление пособия «Длина звуков». | 20.10. – 29.10. 2010 | Выпол нено | |||
Основной этап ноябрь 2010 – апрель 2011 | 1. Знакомство детей с обозначениями нот на нотоносце на примере гаммы «до мажор». Знакомство детей с названиями каждой ноты. Начинаем с ноты «до». На каждом занятии прибавляем новую ноту. | Ноябрь 2010 года | После изучения нот и их фиксации, дети смело показывают карточки необходимых нот. | Абатина К.Н | Выпол нено |
2. Знакомство детей с длительностями звуков. На первых занятиях знакомим с четвертной длительностью, обозначая ее образно звуком «та». На последующих занятиях дети знакомятся с восьмой длительностью. Ее мы обозначаем звуком – «ти». Далее дети по карточкам учатся хлопать простые ритмические рисунки, при этом проговаривая слога, например: ♪♪♪♪ /ти-ти-ти-ти/.
| Декабрь 2010 года | Дети овладевают простыми ритмическими знаниями, которые совершенствуют ритмический слух. | Выпол нено | ||
3.После того, как дети овладели нотной и ритмической грамотой, мы переходим к музыкальной лесенке. В ходе этого периода, мы знакомим детей с тем, что каждый звук имеет свою ступень или высоту. Закрепляем знания о том, что 1, 3, 5 ступени самые основные. Далее, с помощью лесенки, мы поем ноты и карандашом показываем каждую пропеваемую ступень. Дети должны усвоить, что у каждой ноты своя ступень. После того как это будет усвоено, детям будут предложены схематические рисунки простых мелодий. Дети учатся пропевать ноты по карточкам, показывая при этом ступень на лесенке. | Январь – 15.02. 2011 | Дети овладевают мелодико-интонационными знаниями | Абатина К.Н | Выпол нено | |
4. После того, как основные знания получены, переходим к знакомству с ручными знаками. На каждом занятии изучаете 1 знак. Я объясняю, что каждый знак обозначает определенную ступень и определенную ноту в гамме. После того, как каждый знак усвоен и дети сами умеют их показывать, мы поем гамму с показом знаков. Далее я рукой показываю простые мелодии, а дети учатся петь нотами соответствующих знаков. Впоследствии при использовании песни по показу руки, дети умеют правильно и чисто интонировать. | 16.02 – 30.03. 2011 | При пении по показу руки, дети должны уметь правильно и чисто интонировать. | Абатина К.Н | Выпол нено | |
5.После того, как все знания по сольмизации получены, мы учимся писать легкие музыкальные диктанты. Я играю простые мелодии в «до мажоре», а дети по памяти выкладывают их на пуговицах. | Апрель 2011 года | В результате развивается внутренний слух. | Абатина К.Н | Выпол нено | |
Заключительный этап: май 2011 года | 1.Диагностика по следующим критериям: музыкальная память, ритмический слух, интонационный слух, певческое исполнение, координация между голосом и слухом. | 01.05 – 16.05. 2011 | Средний балл должен быть не менее 2,3; так как принципы сольмизации очень развивают музыкальные способности детей. | Абатина К.Н | Выпол нено |
2.Анализ данных диагностики, оформление документации, распечатка сравнительных диаграмм. | 17.05 – 22.05. 2011 | ||||
3. Подготовка материала к родительскому собранию на тему: «Влияние релятивной сольмизации на развитие музыкальных данных детей. Наши достижения». | Послед няя неделя мая | Оглашаются итоги проекта «Формирова- ние певческих навыков по принципам сольмизации». | Абатина К.Н | Выпол нено |
Формы и пути реализации:
Сроки | Дети |
Ноябрь 2010 года | 1.Путешествие в Нотоландию» - тематические занятия на ознакомление нот (7 занятий). |
Конец ноября 2010 | 2.«Узнай нотку» - развлечение на закрепление нотных знаков. |
Декабрь 2010 года | 3.«Ти-ти-та» - тематические занятия на ознакомление длительностей (7 занятий). |
Конец декабря 2010 | 4. «Едет, едет паровоз» - развлечение на закрепление четверной и восьмой длительности. |
Январь – 15.02. 2011 | 5.«Лесенка-чудесенка» - тематические занятия на формирование внутритональной ориентации (11 занятий). |
15 февраля 2011 | 6.«Мы пойдем на гору» - развлечение на закрепление ступеней. |
16.02 – 30.03. 2011 | 7.«Раз, два» - тематические занятия на ознакомление ручных знаков (11 занятий). |
Конец марта 2011 | 8.«Волшебные руки» - развлечение на закрепление знаний о ручных знаках. |
Апрель 2011 года | 9.«Музыкальный диктант» - тематические занятия на получение элементарных навыков по написанию музыкальных диктантов. |
Конец апреля - май | 10.«Музыкальный мир» - итоговое тематическое занятие на весь изученный материал. |
Сроки | Воспитатели |
Ноябрь 2010 | 1.Консультация «Нотная грамота» 2.«Узнай нотку» - развлечение на закрепление нотных знаков. |
Декабрь 2010 | 1.Консультация «Простые ритмы» 2.«Едет, едет паровоз» - развлечение на закрепление четверной и восьмой ноты. |
Январь 2011 | Консультация «Ступенная гамма» |
Февраль 2011 | Консультация «Что такое ручные знаки» |
Март 2011 | 1.Консультация «Значение сольмизации в детском саду» 2.«Волшебные руки» - развлечение на закрепление знаний о ручных знаках. |
Апрель 2011 | 1.Беседа «Чему научились наши дети» 2.«Музыкальный мир» - итоговое тематическое занятие на весь изученный материал. |
Май 2011 | Подведение итогов о проекте «Сольмизация музыки» |
Сроки | Родители |
Ноябрь 2010 | Консультация «Нотная грамота» |
Декабрь 2010 | Консультация «Простые ритмы» |
Январь 2011 | Консультация «Ступенная гамма» |
Февраль 2011 | Анкетирование «Что такое ручные знаки» |
Март 2011 | Консультация «Значение сольмизации в детском саду» |
Апрель 2011 | Анкетирвоние «Чему научились наши дети» |
Май 2011 | Обсуждение итогов на собрании по проекту «Сольмизация музыки» |
Бюджет:
№ п/п | Наименование | Назначение |
Компьютер | Подготовка документов | |
Оргтехника | Подготовка документов | |
Музыкальный центр | Для воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений | |
Концтовары:
| Для распечатывания документов Для ведения различных журналов Для фиксации знаков сольмизации Для ведения записей Для оформления документации | |
Книги, методическая литература | Для получения новых знаний в области музыкального и педагогического образования | |
Использование образовательных ресурсов Интернета | Для ознакомления и обмена опытом с педагогами из других регионов нашей страны и мира в целом |
Список используемой литературы:
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой на основе сольмизации. – М.: Музыкапроф, 2007. – 99с.
- Вахромеев В. Элементарная теория музыки книга. – М., 1987. – 356с.
- Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – СПб.: Питер, 2008. – 456с.
- Воронова И.А. В музыку с радостью. – СПб.: Питер, 2004. – 155с.
- Губинская Р.В. По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие по сольфеджио для учащихся подготовительных групп и первых классов. – М.: Моспедуниверситет, 2006. – 553с.
- Кончалавская Н. Нотная азбука. – Киев: Музична Украiна, 1984. – 97с.
- Королькова И. Самые азы музыкального развития крохе музыканту. – Ростов н/Д.: Дрофа, 2005. – 55с.
- Куклина И.Н. Веселые нотки. – Чебоксары, 2001. – 344с.
- Ларионова Г.П. Я учу нотную грамоту. 4-6 лет. – СПб.: Питер, 2007. – 122с.
- Риман Г.Музыкальный словарь Римана. – М.: Си ЭТС, 2004. – 144с.
- Семченко Р. Сольфеджио. - СПб: Владос пресс, 2004. – 162с.
- Драченко Ю. Сольмизация музыки в ручных знаках. – М.: Музыка, 1988. – 670с.
- Хереско Л. Музыкальные картинки про ручные знаки. – М.: Детям, 2005. – 44с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование певческих навыков как средство музыкального воспитания
Развитие певческих навыков:-Хоровое пение в школе;-Двухголосное пение;-Примеры распевок....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...
"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...
Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Использование системы специальных упражнений и различных игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование певческих навыков: Певческое дыхание
Формирование певческих навыков: Певческое дыхание...
«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»
Наглядный показ приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...