Формирование певческих навыков как средство музыкального воспитания
статья по музыке по теме
Развитие певческих навыков:
-Хоровое пение в школе;
-Двухголосное пение;
-Примеры распевок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 227.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Учитель музыки Морева Ю.А.
г.ЖЕЛЕЗНОВОДСК
Воспитание творческой, всесторонне развитой личности -такова задача современной школы, семьи, школы общества. И каж дый учитель музыки в школе должен отчетливо представлять себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе понимать вос питательные возможности музыки, видеть пути наиболее эффектив ного её использования.
Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, разработанная в 1973 году в лаборатории НИИ школ Министерства, позволяет творчески мыслить и работать учителю музыки и в се годняшние дни, оставляя цельность тематизма построения уроков, видоизменяя и интерпретируя музыкальный материал, отвечающий сегодняшним задачам, принципам и методам музыкального обучения.
Методы музыкального обучения соотносятся с его целью -формированием музыкальной культуры гармонически развитой личности. Обучение искусству в школе рассматривается, как целе направленное введение обучающихся с первого класса в многообразный мир искусства, постижение его природы и связей с жизнью.
Музыкальное воспитание школьников происходит в различных видах деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения, хоро вого пения, самой доступной, полезной, активной формы деяте льности. Хоровое искусство неповторимое богатство духовной ку льтуры русского народа - не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры наше го времени.
В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью учитель воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, в природе. Функции хорового пения расширены по сравнению с предшествующими программами. Это не только правильное пение, не только эмоциона льное и выразительное исполнение произведения, но и одновременно, активное усвоение закономерностей музыкального искусства в опоре на восприятие музыки, т.е умение слушать и слышать музыку, пони мать её, размышлять о ней. Только на основе восприятия музыки осуществляется процесс ее познания, овладение обучающимися музыкальной культуры. Д.Б.Каба левский отмечал, что постепенное расширение и оттачивание испол нительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школь ников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного ис кусства. Каждый класс - хор - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление.
В программе сказано: уроки музыки ни в какой мере не отрицают возможности хорового пения, развивающего национальные хо ровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной гра моты, ставят перед собой гораздо более важную задачу:
-ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их люби ть и понимать музыку во всем богатстве её форм, жанров;
-воспи тывать у обучающихся музыкальную культуру, как часть всей их духов ной культуры.
В программе по музыке говорится : " Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано. Вокально-хоровую рабо ту надо вести так, чтобы обучающиеся стремились через звук создать художественный образ, характер песни. Учитель должен помнить, что он пришел в класс для того, чтобы воспитывать у обучающихся музыкальную культуру. Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он подчинен общим закономерностям, зависит от индиви дуальных способностей детей, от певческой подготовки детей, с которой они пришли в школу. Развитие певческих навыков идет в тесной взаимосвязи с развитием музыкально-мелодического слуха, который оказывает влияние на качество тембра голоса, звукообразования.
Правильное "опертое" дыхание способствует чистоте интонирова ния и улучшению качества тембра. Первой важной певческой задачей является научить детей правильно делать вдох не поднимая плеч, при свободной удобной посадке тянуть звук, петь плавно. Навыки плавного, напевного звучания формируются на основе элементарного владения певческим дыханием. На его формирование и направлены прежде всего усилия учителя. Это дает ребятам возможность на примере собственного исполнения ощущать напевный, протяжный харак тер мелодии и является основным свойством песенной музыки. Особое внимание, необходимо уделить на то, как дети берут дыхание (спокойно ли, мягко, связно ли, плавно ли они поют). При этом большое значение в работе над песней имеет дирижерский жест учителя. Уже с первых уроков следует постепенно приучать ребят к пониманию жестов разного характера, соответствующего характе ру музыки, что в огромной степени зависит от дирижерского мастерства учителя. Знаки " внимание ", начало пения /ауфтакт/, с сильной доли и с затакта, слабое или сильное окончание, ус корение и замедление, усиление и ослабление звучности и т.д. Весь этот богато развитый язык дирижерских жестов и мимики, обеспечит полное взаимопонимание между учителем и классом. Хорошо активизирует звукообразование у детей пение на стаккато. На отрывистой вокализации дети хорошо осваивают четкую атаку и легкое светлое звучание. Замечено, что один и тот же мотив в одной и той же текстуре хорошо интонируется детьми на гласную " у ". Это объясняется тем, что как в бытовой раз говорной речи, так и в пении гласная " у " произносится наи более спокойно без напряжения. В качестве предварительной ра боты, большую пользу приносит простое произношение слов с уда рением гласной " у " - ум, удочка, уголь, улица и т.д. Гласная " у " используется главным образом в отправном моменте певчес кого пения, пропевается на легком стаккато очень тихо. Другие гласные применяются в сочетаниях он, ан, ое. Быстрая смена гласных, в различных сочетаниях служит наилучшей тренировкой для артикуляционного аппарата / язык, губы, нижняя челюсть /. Если трудно пропеть фразу на одном дыхании рекомендуется ускорить темп упражнения. Из-за большой вялости артикуляционного аппарат /вялого смыкания/ голосовых связок, полезно врать слоги с сонарным /м,н,л,р/, взрывным /е,ю/ и такими согласными, как з, д,г, а также сольфеджирование. С целью активизации мягкого нёба и преодоления чрезмерно плоского /белого/ звучания в упражнениях для детей широко применяются слоги " ку " и " из ". Для округления звука и достижения собранного звучания рекомендуются слоги ду, да, лё, ма. Звонкому, светлому звуча нию способствуют слоги " ди ", " зи ", " ми ", " ми ", " ля ". При этом с самого начала обучения детей пению необходимо следить за ясным произношением гласных и согласных. От ясного произношения гласных зависит развитие в голосе звонкости и ровности - главнейших свойств певческого голоса. Надо " вы равнивать - округлять " гласные, чтобы постепенно избавиться от пестроты в структуре звука голоса школьников, добиваться наиболее красивого звучания гласных у каждого поющего. При этом необходимо, чтобы согласные произносились четко, потому что их громкость гораздо меньше, чем у гласных; небрежное произношение согласных на четкости артикуляции. Хор / голоса обучающихся / - это тот же музыкальный инстру мент, и как любой инструмент, он должен быть настроен. Точ ность выполнения любого певческого задания - постоянная и то же главная забота учителя. Это первостепенное требование всех певческих навыков. Ещё одно условие - петь выразительно! И только во взаи мопроникновении этих линий, могут возникнуть и совершенный хор, и исполнительское мастерство коллектива. В распевании достаточно двух, трех распевок, но над ними надо работать тщательно. Они должны быть разнообразными по вокально-техни ческим задачам, в таком сочетании, чтобы обеспечить формирова ние основных, необходимых вокальных навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования, дыхания, работу голо совых связок, и артикуляционного аппарата.
Примерный подбор распевок :
- На одном звуке : ду, ду, ду, ду, дуй в трубу - организует
хоровое звучание / создает строй и унисон / воспитывает
навык цепного дыхания. - Распевки напевного характера для развития дыхания, ровности
звучания, организация атаки звука / типа колыбельной, например
" Спи моя милая " и др. /
- Скороговорка для артикуляции артикулярного аппарата и выра ботки четкой дикции.
- Очень часто учителя практикуют в виде упражнений использо вание при распевании отрывки из вокальных и инструментальных произведений по слушанию музыки.
Отрывки, взятые из вокальных произведений, просто превращают ся в распевки, несущие музыкальный образ; исполняются с назва нием нот или на различные слоги. Такая практика конечно полезна, но только в том случае, если эти отрывки не мешают решать вокально-технические задачи при распевании. Думаю, не следует брать фрагменты интонационно и ритмически сложные для обучающихся. Одно и тоже упражнение может способствовать выполнению не одной, а нескольких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формированию равномерного выдоха и опоры, но и выравниванию гласных, развитию динамики звука.
Причем, если это упражнение употребляется с целью развития рав номерного экономного выдоха, то его в начале обучения достаточно исполнить на одном-двух длительно тянувшихся слогах. Но ес ли на первый план выдвинуть цель выравнивания гласных, то в это упражнение постепенно надо ввести все основные гласные, ко торые рационально петь без согласных /ми,э,а,о,у/, а не в виде повторяющихся слов /ми, мэ, ма, мо, му /, ибо тогда они будут соединены через согласные, что в некоторой степени мешает выравниванию гласных. Другой пример - упражнение с гаммой в нисходящем движении. Это упражнение, исполняемое в медленном темпе на одном гласном звуке, служит цели развития опоры дыхания и сохранения высокой позиции, а при названии нот - и выравниванию глас ных. Та же гамма, в нисходящем движении в быстром темпе, спетая на одном гласном звуке, является средством воспитания подвиж ности и беглости. Главным условием хорошего звучания гласных у детей младшего школьного возраста должно быть высокое звучание на всех звуках их небольшого диапазона. Особенно полезно в этом плане пение с нисходящим движением: ("Во поле береза стояла"). Известный русский дирижер Минин сказал: "Ус тойчивость позиций, необычайно существенна и важна, меняйте гласные, пользуясь возможностью наименьшим движением, но никогда не меняйте качество звука по существу ". Добиться красивого звучания в высокой позиции поможет следующее упражнение:
Нисходящее движение по ступеням мажорной гаммы и удобная тесситура дадут возможность обучающимся сосредоточить свое вни мание на звукообразовании и сохранении высокой позиции на всех ступенях мелодии. Упражнение пропеваем дважды; первый раз на слог "мо", второй - с чередованием слогов - мо, ли, лё, ле, ля. Дети должны, запомнить характер мелодии на слог "лю" и затем сох ранить его на других слогах. Затем поём эту мелодию, посте пенно повышая её по полутонам до си мажор, можно начинать с соль мажора. Полезно в работе над правильным формированием гласных о и а на одном звуке.
Для выработки широкого дыхания, рассчитанного на боль шую фразу, высокого позиционного звучания, напевного, льюще гося звука.
Точное интонирование нисходящего минорного звукоряда, короткого дыхания между фразами, высокого, ясного звучания.
Научить школьников пению по нотам не маловажная задача музыкального воспитания. А если дети овладеют нотной грамотой, весь процесс обучения становится более сознательным, активным, успешнее развивается слух. Песня разученная по нотам вернее, прочнее запоминается и легче воспроизводится в памяти. Иног да учащиеся поют по нотам уже известную песню, что вполне це лесообразно. Учащиеся поют и одновременно следят за движением мелодии. Это помогает им закреплять полученные знания, лучше усваивать песню. На первых уроках дети знакомятся с понятием "низкий", "высокий" звуки. Первоклассники хорошо различают их на слух. Учитель объясняет, что тонкие звуки более мягкие, они как воздушные шарики, тянутся к верху, их называют высокими. А грубее, толстые звуки, ка жутся более тяжелыми, как бы тянутся вниз, их называют " низкими ". Тут же выясняется, каким голосом говорят маленькие дети, и каким взрослые люди, как поют птицы и как рычит мед ведь. Для закрепления понятия звуковысотности вводится игра: Движением руки дети показывают, какие они слышат звуки; если высокие, то руки поднимают вверх, а низкие наоборот. Эта игра повторяется на нескольких уроках занимая 1-2 минуты в нужной части урока. Можно проигрывать разную музыку на определение высоты, движение мелодии вверх и вниз, затем знакомить ребят со звукорядом. Медленно и негромко звучит до-мажорный звуко ряд в восходящей движении, обращаем внимание детей, что зву ки поднимаются вверх как бы поднимаются по звуковой лесенке. Только теперь дети узнают что каждый звук имеет свое название и место написания на нотоносце. Ребята повторяют звуки запи санные на нотном стане, стараясь запомнить их местонахождение. Можно использовать графическую лесенку, чтобы яснее увидеть и услышать как и на какой ступеньке находится тот или иной звук. Используем распевку: "Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз" от звука " до ". Дети повторяют названия звуков по звуковой лесенке, можно как бы спустится вниз по ступенькам; - медленно играется звукоряд в нисходящем движении с названием звуков. Самое главное в работе на данном этапе, это игра с лесенкой. Рассказываю, что у моего знакомого мальчика дома есть музыкальная лесенка, которую он дал нам, чтоб мы тоже научи лись ходить звуками по ней, она называется "металлофон" - сделана из металлических ступенек. Ребята сами металлической палочкой извлекают звуки, вслушиваясь и понимая, что по звуковой лесен ке можно подниматься и опускаться вниз. Когда дети поют раз ные ступени звукоряда с металлофоном, или с инструментом и при этом называют ноты, у них появляется представление о звуковысотном соотношении. Необходимо отметить огромное значение движения руки учителя. Это наглядный прием, который все шире используется в школьной практике на уроках, эффект будет в том случае, если не только учитель, но и сами учащиеся поют и по казывают рукой движение мелодии, называя звуки. Движение рукой позволяет легко проверить, в какой мере обучающиеся усвоили соотношение звуков по высоте, как координируют эти движения с пе нием. Можно использовать пение не полного звукоряда от ноты " соль " вверх и вниз. Звук соль удобен для пения и является примерной удобной зоной от " соль " до ноты " до " в нисхо дящем движении, и наоборот, хотя " до " не всегда детям удобно петь, поэтому им пользуются реже чем остальными, особенно на первых порах обучения. Но совсем без звука " до " обходиться нецелесообразно; он необходим дл ладового чувства, для ощущения тоники. Последовательность упражнения звукоряда от" соль " к " до " в нисходящем движении, затем поют квинту и терцию в разных комбинациях по устойчивым звукам, а потом - небольшие распевки с движением мелодии по соседним ступеням. Самое трудное для детей - изменение направления мелодии. Например: дается задача спеть соль, фа, ми, до, соль. Первые три звука дети поют правильно, а затем некоторые из них по инерции поют - ре, до, или даже если и поют фа, - то не уверенно, не точно. Если же детей подготовить и сказать, что этот звук неудобный, что надо как бы слегка толкнуть звук фа, сделать на нем ударение, дети с этим заданием спра вятся хорошо. Еще труднее спеть: соль, фа, соль. Нелегко спеть подряд два звука на расстоянии секунды / соль, фа, со ль; ми, фа, ми /. Все трудности преодолеваются, применяя ди рижерский жест, показывая ребятам на какой высоте расположе на та или иная нота. В пении ступенек лесенки / звукоряда / требуется сообразительность, внимательность при тяготении звуков неустойчивых в устойчивые.
Можно использовать различные приемы :
- Учитель называет звуки, показы Дети исполняют их, тоже
вая их рукой. показывая рукой. - Учитель поет разные звуки, на Дети поют эти звуки и показывают их рукой.
зывая их, но не показывая их рукой. и т.п.
Такие приемы оживляют работу, активизируют детей. Нужно стре миться, чтобы дети пели все упражнения без сопровождения инст румента или голоса учителя, но как только дети начинают петь неточно, снова тихо сыграть основное трезвучие.
Способность слышать, и исполнять многоголосную песню не может быть развита вне этой сферы, в процессе занятий лишь унисонным пением. Задача учителя подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал обучающихся, позволил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить новые результаты. Трудность многоголосия не в пении, а в слушании. Нуж но, чтобы дети слушали красоту звучания двухголосия. Важно, чтобы на первоначальном этапе пение было интересно, чтобы первые двухголосные песни и упражнения доходили до уха и сердца школьника, включая слуховые упражне ния, играя простые интервалы: б.3, м.З, ч.4. Позднее можно переходить к более сложным; пение вер хних звуков созвучий / эти звуки исполняются без инструмента и непременно хорошим певческим звуком /. Затем пение нижних звуков интервалов. Класс делят на две группы: 1 голос, 2 голос. Сидящим справа предлагается повторить первый мотив по взмаху руки, а сидящим слева второй мотив. Иногда лучше начинать со второй партии для лучшего запоминания второй партии, так как первая партия - это всегда главная мелодия, она всегда хорошо ложится на слух, и быстро запоминается. Проводится доработка точности интонирования, и делается проба соединения двухголосия в одном мотиве или фразе. Проводится пропевание по партиям (при этом следует следить за тем, чтобы учащиеся учились слушать оба голоса).
Обязательное требование - хороший, активный звук. Затем по указанию учителя поочередно каж дая партия исполняет свою тему. Сигналом к пению того или иного голоса служит или словесное указание учителя, или его руки. Важ ное место в работе, отводится работе оттенков, дирижерский жест, мимика учителя, да и словесное объяснение дает точное представле ние учащимся с какой силой должен звучать тот или иной эпизод в песне. Очень важно - чтобы каждая партия звучала точно, чисто ин тонирована, тогда точнее и увереннее будут звучать два голоса. Кажущаяся простота верхнего голоса обманчива. Исполнение повторяющихся звуков требует определенных навыков. Самым люби мым звучанием в двухголосном пении отводится терцовым тонам. Дети с упоением слушают свое исполнение когда звучат терции.
Следует обращать внимание на то, что как бы одна и та же партия звучит как в одном, так и в другом голосе, в чем-то есть у них сходство и есть различие. Сходство в поступенном движении без расширения и уменьшения в голосах, а разли чие: одну и ту же мелодию можно исполнить как в первом голо се, так и во втором. Большое место в работе над двухголосным пением зани мает канон. Например:
Дети исполняют французскую народную песню. Далее можно исполнить на слоги до, ле, ми, всем классом одноголосно, затем провести соревнование; какой голос лучше исполнит мелодию, с названием нот, потом на слог " да ", можно мелодию разделить на отдельные отрезки по два такта каждый, и обучающиеся исполняют и эти фрагменты поочередно по партиям. Порядок вступления голосов меняется, готовится внимание учащихся к моменту вступления второго голоса к третьему такту. С этой целью снова одноголос но пропевается мелодия с динамическими оттенками. А дальше звучит канон в таком варианте: первый голос исполняют дети, вто рой учитель, или инструмент. Наиболее трудный момент в ка нонах - вступление нового голоса.
Грамотная вокально- хоровая работа помогает достигать уровень качественного исполнения как в школе на уроках музыки, так и в работе с хорами. В пении попевок, вокальных уп ражнений, различных мелодий развивается вокальное мастерство, формирует ся голос, развивается слух.
-1
Еще В.А.Сухомлинский говорил: " Запоет школа, тогда запоет весь народ ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
"Формирование певческих навыков средствами релятивной сольмизации"
Данные проект представляет собой авторскую разработку по формированию певческих навыков детей подготовительной группы, расчитанный на 1 учебный год. Подробно разработан план работы с детьми, воспитате...
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...
"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...
Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Использование системы специальных упражнений и различных игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование певческих навыков: Певческое дыхание
Формирование певческих навыков: Певческое дыхание...
«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»
Наглядный показ приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...