Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ на уроках слесарного дела.
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Самохов Владимир Григорьевич

Статья "Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ  на уроках слесарного дела".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_trudovyh_umeniy.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ

на уроках слесарного дела

Социально-экономическая ситуация в России обусловлена ростом безработицы, высокими требованиями к квалификации рабочих на рынке труда, что затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии. В связи с этим основная задача - это формирование умений и навыков у учащихся для того, чтобы облегчить адаптацию детей в современном обществе. Ведь не для кого не секрет, что наши дети не востребованы на рынке труда и им сложно устроиться в жизни.

Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков, он предложил четыре ступени обучения:

- первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом,

- усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы,

- связное изложение учителем материала,

- выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.

Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л. , Талызина Н. Ф. , Хуторской А. В. , Фридман Л. М. и др.

Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:
          - коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня

развития учащихся;
          - нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
          - формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
          - обучение приемам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков и умений.
           Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении
задания на уроках трудового обучения. Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся, одним из способов которого, служат самостоятельные, практические работы учащихся в конце каждой четверти, наблюдения учителем за деятельностью школьников, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. 
           Материал программ требует терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых учащихся. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам слесарного дела. Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является формирование у них достаточных умений и навыков в выполнении трудовых заданий.

Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по столярному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.

В этом плане школа для детей с ОВЗ достигла удовлетворительного выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении некоторых учащихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих учащихся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.

Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся. Как уже отмечалось выше, для самостоятельного выполнения трудового задания по столярному делу выпускники вспомогательной школы должны:

  • разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
  • определять последовательность выполнения задания;
  • выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.

Чтобы выяснить, в какой мере учащиеся вспомогательной школы владеют перечисленными знаниями и умениями, были проведены контрольные работы по столярному делу выпускного класса. Анализ контрольных работ свидетельствует о том, что воспитанники получают недостаточную подготовку. Учащиеся выпускного класса часто не разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они не умеют читать чертежи и т. д. У них плохо сформированы навыки и умения самостоятельной работы.

Одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практических заданий по труду является несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей работе учителя профессионально-трудового обучения. Например, наблюдаемые нами учителя столярного дела, объясняя учащимся процесс выполнения предстоящих изделий, не проводили в достаточной степени анализа этого процесса; не показывали готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; не приучали учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; не привлекали их к организации планирования предстоящей работы, а также не учат работать по готовому плану, данному учителем.

Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной школы конкретных практических заданий не способствует воспитанию у детей самостоятельности в труде.

Профессионально-трудовое обучение требует серьезного улучшения. Необходимо в частности уделять значительно больше внимания вопросу методики формирования у учащихся умения самостоятельно работать. Различные умения учащиеся приобретают на уроках швейного дела, при изучении различных разделов.

На уроках у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений. На основе проанализированного материала мы составили таблицу, в которой в общем виде представлены типы умений и способы их формирования.

Типы умений            

Характеристика умений

                      Способы формирования умений

Двигательные

Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений.

     Многократное выполнение действия,

     систематические упражнения с коррекцией

     неточностей, их осмысливанием, исправлением

      ошибок в повторных попытках.

Познавательные

Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение.

Использование методов активизации

учащихся: проблемное обучение,

частично-поисковый метод, метод проектов.

Усиление индивидуального подхода на уроках,

четкий контроль. Самостоятельная работа

учащихся, самоконтроль. Специальные

задания и упражнения, построение алгоритма.

Теоретические

Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.

Творческая деятельность. Использование

 методов активизации учащихся. Работа,

 направленная на стимулирование

 мыслительной деятельности учащихся.

Практические

Скоропись, беглое чтение.

 Задания и упражнения с элементами самоконтроля.

Интеллектуальные

Включают умения: выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты.

 Специальные упражнения, задания, вопросы,

 которые учитывают уровень психического развития.

Исследовательские

Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.

  Включение в исследовательскую

  деятельность, выполнение практических

  заданий, индивидуальный подход к каждому

  ученику. Повышение осмысленности усвоенных

  знаний, развитие когнитивных способностей

  учеников.

Коммуникативные

Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения - сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание - принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь.

  Общение. Наблюдение и сообщение о

  своих наблюдениях.

Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.

Рубинштейн рассматривает навыки как полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Что же должен делать учитель, для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения? Отметим два главных момента - постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале спросить себя, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли они ее?

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся - то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

Ставя цель обучить данному умению, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.).

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. Практически это значит, что при усвоении урочной темы необходимо подобрать такие упражнения, задания и т. п., которые одновременно будут обучать умению. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все учащиеся.

Подводя итог, можно обобщить, что учебные умения и навыки можно разделить на специфические и обще учебные. И те и другие обеспечивают усвоение знаний, но первая группа применима к решению конкретных задач. Вторая группа необходима при решении любых задач независимо от конкретного содержания. Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека.

Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...

Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"

В своём докладе я осветила какие существуют принципы  для формирования трудовых умений и навыков....

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Формирование трудовых умений и навыков учащимися с ОВЗ

Формировать трудовые умения и навыки на уроках слесарного дела с учащимися с ОВЗ...