Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время
материал по теме
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_rabote_s_odarennymi_detmi_na_urokah_himii.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии
и во внеурочное время
за 2012-2013 уч. год
Вострикова О.И, учитель биологии и химии
МКОУ «Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Цель работы с одарёнными детьми:
- сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии и химии; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах
- создать условия для оптимального развития одаренных детей
Для достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках химии и биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Работа с одаренными детьми велась в несколько этапов:
Первый этап реализации программы – отбор детей.
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.
Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.
Здесь целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных курсов, предметов, позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.
На протяжении нескольких лет в МКОУ «Камышенская СОШ» работают элективные курсы по химии и биологии: «Избранные главы общей биологии», «Эти удивительные животные», «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека», «Загадочный мир растений», «Химия в задачах и упражнениях» и др. Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
В своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие учащиеся:
•5 класс: Виниченко В, Максимова В, Клименко А.
•6 класс: Кожевникова Н, Марченко С, Кривенко Л, Беспалов В, Поздняков А, Шевченко С, хлызова С..
•7 класс: Мироненко Ю.
•8 класс: Кастюк Н, Чекалина Д, Булатбекова В, Вострикова Ю.
•9 класс: Иващенко Д, Ермаленко Л, Ерофеев И, Данько А.
•10 класс: Ладан И.
•11 класс: Стариков А.
Второй этап – реализация программы.
Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах, научно-исследовательской деятельности, участвовали в олимпиадах различного уровня.
Третий этап – завершающий.
Проведения контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.
В работе применялись следующие методы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- факультатив;
- кружковая работа;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальный марафон.
Для работы со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.
Используются задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
Так же задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.
Организована внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной .
Результаты:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- Отсутствие неуспевающих по предмету;
- Увеличение количества обучающихся выбирающих химию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
- Увеличение числа призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:
Итоги реализации программы работы с одаренными детьми
на уроках химии, биологии и во внеурочное время
за 2012-2013 учебный год.
№ п/п | Ф.И. одаренного учащегося | Класс | Предмет | Участие | Результат |
1 | Алексеенко Софья | 1 | Окружающий мир | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
2 | Костюк Владимир | 1 | Окружающий мир | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
3 | Мирских Владислав | 1 | Окружающий мир | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013 | Лауреат |
4 | Ладан Василий | 2 | Окружающий мир | Краевой заочный теоретический конкурс «Экологический эрудит» по теме «Тайны живой природы». | Лауреат |
5 | Виниченко Виктория | 5 | Природоведение | Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012» | Призёр «Золотой колосок» |
6 | Клименко Андрей | 5 | Природоведение | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
7 | Поздняков Александр | 6 | Биология | Школьная научно практическая конференции, 2013г. | 2 место |
8 | Поздняков Александр | 6 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом регионального победителя 3 степени |
9 | Поздняков Александр | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
10 | Шевченко Сергей | 6 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом регионального победителя 3 степени |
11 | Шевченко Сергей | 6 | Биология | Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012» | Призёр «Золотой колосок» |
12 | Шевченко Сергей | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
13 | Кожевникова Анастасия | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
14 | Хлызова Светлана | 6 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012» биология | Диплом 1 степени |
15 | Хлызова Светлана | 6 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» биология | Лауреат |
16 | Хлызова Светлана | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
17 | Беспалов Виктор | 6 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом федерального победителя 3 степени, бронзовая медаль. |
18 | Беспалов Виктор | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
19 | Кривенко Алексей | 6 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012» | Диплом III степени |
20 | Кривенко Алексей | 6 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом федерального победителя 1 степени, золотая медаль. |
21 | Кривенко Алексей | 6 | Биология | Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012 | Призёр «Золотой колосок» |
22 | Кривенко Алексей | 6 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
23 | Марченко Александр | 6 | Биология | Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012 | Призёр «Золотой колосок» |
24 | Овсепян Нарина | 7 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
25 | Мироненко Юра | 7 | Биология | Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии | Диплом лауреата |
26 | Мироненко Юра | 7 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 3 место в районе |
27 | Караульная надежда | 7 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
28 | Булатбекова Вероника | 8 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012» | Диплом I степени |
29 | Костюк Анастасия | 8 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012» | Диплом II степени |
30 | Костюк Анастасия | 8 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | 2 место в районе |
31 | Чекалина Дарья | 8 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012» | Диплом III степени |
32 | Вострикова Юлия | 8 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | Диплом регионального победителя 3 степени |
33 | Стукач Андрей | 8 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 1 место в районе |
34 | Овсепян Лилит | 8 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 2 место в районе |
35 | Иващенко Дмитрий | 9 | Биология | Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г. | 3 место |
36 | Иващенко Дмитрий | 9 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
37 | Ермаленко Алексей | 9 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом федерального победителя 2 степени, серебряная медаль. |
38 | Ермаленко Алексей | 9 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Лауреат |
39 | Ермаленко Алексей | 9 | Химия | Общероссийский конкурс «Мультитест» по химии | Диплом лауреата |
40 | Ермаленко Алексей | 9 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | 1 место в районе |
41 | Ерофеев Игорь | 9 | Химия | Общероссийский конкурс «Мультитест» по химии | Диплом лауреата |
42 | Данько Ангелина | 9 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Диплом I степени |
43 | Данько Ангелина | 9 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | 2 место в районе |
44 | Мелконян Севак | 9 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 2 место в районе |
45 | Ладан Ирина | 10 | Биология | Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013» | Диплом II степени |
46 | Ладан Ирина | 10 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | Диплом регионального победителя 3 степени |
47 | Ладан Ирина | 10 | Биология | Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г. | 3 место |
48 | Кожевникова Екатерина | 10 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 3 место в районе |
49 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Всероссийский молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г | 1место в районе |
50 | Стариков Анатолий | 11 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | 1 место в районе |
51 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2012г. | 3 место |
52 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Школьная научно практическая конференция, 2013г. | 1 место |
53 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Районная научно - практическая конференция | 1 место |
54 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Окружной этап краевого конкурса для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая», 2013г с. Тюменцево. | 3 место |
55 | Стариков Анатолий | 11 | Биология | Краевая научно-практическая конференция одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая» г. Барнаул, 2013г. | участник |
56 | Бирюков Вадим | 11 | Химия | Всероссийский молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г | 2 место в районе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
В статье идет речь о том, кто такие одаренные детьми и что для них характерно. Перечислены проблемы, возникающие у категории этих детей и их особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...