Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3-4 лет.
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №94 «Солнышко» г.Твери.
_________________________________________________________________________________
Направление развития детей:
Художественно-эстетическое
Образовательная область:
Художественное творчество
Интеграция образовательных областей:
Безопасность
Коммуникация
Познание
Труд
Чтение художественной литературы
Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3 – 4 лет
на 2012-2013 учебный год.
Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование.
Регламентированная образовательная деятельность.
Тематическое планирование занятий.
Составители: Пелиева С.Г.
Ломовская Л.В.
2012
Тверь
Литература:
- Алехин А. Матрешки.- М.: Малыш, 1989.
- Бедник Н.И. Хохлома.-Л.,1980.
- Клиентов А.Е. Народные промыслы.- М.: Белый город, 2003.
- Конаковский фаянсовый завод.- М.,1979.
- Крупин В.Дымка.- М.: Малыш, 1988.
- Осетров Е. Краса ненаглядная.- М.: Малыш, 1985.
- Репродукции картин русских художников. Демонстрационный материал.- М.,2004.
- Рогов А. Конь копытом бьет.- М.: Малыш, 1988.
- Рогов А. Про филимоновские свистульки.- М.: Малыш,1987.
- Романычева И.Г. Художники Калининской области.- Л.: Художник РСФСР, 1990.
- Русские живописцы.- М.: Белый город, 2003.
- Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели.- М.: Малыш, 1987.
- Тимофеевский А. Богородская игрушка.-М.,1985.
- Филимоновская расписная игрушка.- Л.,1980.
- Яхнин Л. Веселое слово Хохлома.- М.: Малыш, 1987.
Сентябрь.
№1. Тема: Кто такие художники.
Цель: познакомить детей с понятиями: «искусство», «живопись», «художник», «писать картины»; познакомить с работой художника, с предметами, которые необходимы ему для работы: мольберт, холст, краски, кисти, палитра; познакомить со средствами выразительности (цвет, форма), которые использует художник для передачи различных образов в живописи; вызывать у детей эмоциональный отклик на работы художников.
Литература и оборудование: «Репродукции…», предметы.
№2. Тема: Художники-иллюстраторы.
Цель: познакомить детей с понятиями «художественная литература», «художники - иллюстраторы»; познакомить с творчеством художников-иллюстраторов: Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Лебедева и др., со средствами выразительности, которые используют художники в своих работах; вызывать у детей эмоциональный отклик на работы художников.
Литература и оборудование: иллюстрации художников к детским книгам.
№3. Тема: Матрешки – деревянные игрушки.
Цель: познакомить детей с понятиями: «народное декоративно-прикладное искусство», «промысел», «мастер», «роспись»; познакомить детей с изделиями народных мастеров России из дерева – матрешками, с особенностью изготовления и росписью.
Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Алехин, подлинные изделия.
№4. Тема: Тверские матрешки.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Тверского края – матрешками, с особенностями росписи и названиями.
Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, подлинные изделия.
Октябрь.
№1. Тема: Осенние пейзажи.
Цель: познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, с репродукциями картин русских художников на тему: «Осень»; познакомить детей с понятием «теплые краски», со средствами выразительности (цвет, форма); развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.
Литература и оборудование: иллюстрации, репродукции, А.Плещеев «осень наступила», стихи об осени, загадки, «Репродукции…», «Русские живописцы…».
№2. Тема: Художники-иллюстраторы. Ю.Васнецов.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; познакомить детей с особенностями работ художника Ю.Васнецова; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.
№3. Тема: Золотая Хохлома.
Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, с особенностями росписи и образами; вызывать эмоциональный отклик.
Литература и оборудование: иллюстрации, Яхнин, Бедник, Клиентов, подлинные изделия, стихи.
№4. Тема: Городские пейзажи.
Цель: познакомить детей с творчеством тверского художника В.Солодова, с понятием «городской пейзаж», с особенностями творчества и средствами выразительности, которые использует художник, изображая улицы, дома города Твери.
Литература и оборудование: фото, виды г.Твери, репродукции картин художника, стихи о Твери.
Ноябрь.
№1. Тема: Осенние пейзажи.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством русских художников на тему «Осень», со средствами выразительности, которые используют художники в своих работах.
Литература и оборудование: стихи об осени, «Репродукции…», «Русские живописцы…».
№2. Тема: Художники-иллюстраторы. Е.Чарушин.
Цель: познакомить детей с творчеством художника, с особенностями использования художником изобразительных средств и образов.
Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.
№3. Тема: Богородская деревянная игрушка.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров, с особенностями изготовления и образами.
Литература и оборудование: Клиентов, Тимофеевский, иллюстрации.
№4. Тема: Чудо из стекла.
Цель: познакомить детей с изделиями тверских мастеров – предметами и игрушками из стекла, с особенностями производства и росписью.
Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные предметы, Е.Осетров.
Декабрь.
№1. Тема: Зимние пейзажи.
Цель: познакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Зима»; познакомить детей с понятием «холодные краски», со средствами выразительности; развивать эстетическое восприятие природы.
Литература и оборудование: стихи о зиме: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок и др., «Репродукции…», «Русские живописцы…».
№2. Тема: Художники-иллюстраторы. В.Лебедев.
Цель: познакомить детей с творчеством художника, с особенностями использования художником выразительных средств; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.
№3. Тема: Дымковские глиняные игрушки.
Цель: познакомить детей с изделиями из глины народных мастеров Дымкова, с особенностями производства, росписи, образами; учить замечать яркость образов, выделять цвета, форму, украшение изделий; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Крупин.
№4. Тема: Деревянная игрушка Дед Мороз.
Цель: познакомить детей с изделиями современных мастеров –тверскими игрушками из дерева, с особенностью образа и росписью, учить сравнивать и анализировать, развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: подлинные изделия, Клиентов.
Январь.
№1. Тема: Зимний пейзаж.
Цель: продолжать знакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Зима», со средствами выразительности и образами, развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.
Литература и оборудование: стихи о зиме, «Репродукции…», «Русские живописцы».
№2. Тема: Синие цветы Гжели.
Цели: познакомить детей с изделиями народных мастеров Гжели, с особенностями росписи и образами; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, Сурьянинова.
№3. Тема: Конаковский фаянс.
Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Тверского края – Конаковского фаянсового завода, с особенностями производства, росписью, образами; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, «Конаковский…».
Февраль.
№1. Тема: Художники-иллюстраторы. Е.Рачев.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов; познакомить детей с особенностями творчества художника Е.Рачева; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.
№2. Тема: Мужской портрет.
Цель: познакомить детей с понятием «портрет» как одним из жанров изобразительного искусства; познакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Изображение человека»(мужчина), со средствами выразительности, которые используют художники при изображении лица человека; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, «Репродукции…», «Русские живописцы», стихи о защитниках Родины.
№3. Тема: Филимоновская глиняная игрушка.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Филимоново, с особенностями росписи, образами, учить сравнивать, анализировать, развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Рогов.
№4. Тема: Тверская глиняная игрушка.
Цель: познакомить детей с изделиями тверских мастеров – глиняными игрушками-свистульками птичками, с особенностями росписи и образами; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: загадки о птицах, иллюстрации, Клиентов.
Март.
№1. Тема: Весенние пейзажи.
Цель: продолжать знакомить детей с репродукциями картин русских художников; познакомить детей с репродукциями на тему «Весна», познакомить с выразительными средствами, которые используют художники при описании картин природы; развивать эстетическое восприятие природы.
Литература и оборудование: стихи о весне, «Репродукции…», «Русские живописцы».
№2. Тема: Женский портрет.
Цель: познакомить детей с изображениями человека (женщина) в картинах русских художников, со средствами выразительности, которые используют художники при передаче женских образов; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: стихи о женщинах, «Репродукции…», «Русские живописцы».
№3. Тема: Цветочные платки.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров г.Павловский Посад – с платками, с особенностями производства, с росписью, образами; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Осетров.
№4. Тема: Золотое шитье.
Цель: познакомить детей с изделиями торжокских мастеров – вышивкой золотыми нитями, с особенностями изделий, красочностью образов; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Осетров, подлинные изделия.
Апрель.
№1. Тема: Натюрморт.
Цель: познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом, со средствами выразительности и образами, которые используют художники при написании натюрмортов, развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.
Литература и оборудование: иллюстрации, «Русские живописцы», «Репродукции…», загадки об овощах, фруктах.
№2. Тема: Детский портрет.
Цель: познакомить детей с изображениями человека (детей) в картинах русских художников, со средствами выразительности, которые используют художники при передаче детских образов; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: «Репродукции…», «Русские живописцы», репродукции картин, иллюстрации.
№3. Тема: Городецкие цветы.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Городца, с особенностями росписи, образами; развивать эстетический вкус, прививать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.
Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Рогов, Клиентов, Осетров.
№4. Тема: Тверские мастерицы.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Тверского края – вышивкой, кружевами, с особенностями изделий, с красочностью образов; развивать эстетический вкус, прививать любовь к декоративно-прикладному искусству Тверского края.
Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Осетров.
Май.
№1. Тема: Весенние и летние пейзажи и натюрморты.
Цель: продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства, со средствами выразительности, развивать эстетический вкус, прививать любовь к русскому изобразительному искусству.
Литература и оборудование: репродукции, иллюстрации, стихи о весне, о лете, загадки, «Репродукции…», «Русские живописцы».
№2. Тема: Фотохудожники.
Цель: познакомить детей с понятиями «фотография», «композиция», «фотохудожник»; со средствами выразительности и предметами, которые используют фотохудожники для создания ярких красочных образов; развивать эстетический вкус.
Литература и оборудование: иллюстрации, фотографии.
№3. Тема: Жостовские цветы.
Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Жостова, с особенностями производства и росписи, с яркостью и красочностью образов; развивать эстетический вкус, прививать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.
Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Осетров.
№4. Тема: Художники Тверского края.
Цель: познакомить детей с репродукциями картин художников, которые жили, работали в Тверском крае, с темами и образами их работ; прививать любовь к изобразительному искусству наших земляков.
Литература и оборудование: репродукции, иллюстрации, Романычева, Солодов В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №94 «Солнышко» г.Твери.
_________________________________________________________________________________
Направление развития детей:
Художественно-эстетическое
Образовательная область:
Художественное творчество
Интеграция образовательных областей:
Безопасность
Коммуникация
Познание
Труд
Чтение художественной литературы
Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3 – 4 лет
на 2012-2013 учебный год.
Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование.
Нерегламентированная образовательная деятельность.
Планирование работы вне занятий.
Составители: Пелиева С.Г.
Ломовская Л.В.
2012
Тверь
Литература:
- Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет: методическое пособие для педагогов ДОУ / Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др.- М.: Просвещение, 2007.
- Гончаренко С.С. Сделаю сам. Альбом для детей 3-4 лет.- М.: Просвещение,2012.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».- М.: Просвещение, 2001.
- Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Соловьева Е.В. Я рисую. Пособие для детей 3-4 лет.- М.: Просвещение, 2012.
- Хайлова Е.Г. Природа и искусство: учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2005.
Сентябрь.
- Беседы с детьми: «Время года - лето», «Время года - осень», «Как я отдыхал(а) летом», «Краски лета», «Краски осени», «Теплые краски».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями (цветы, деревья, кустарники, трава).
- Познавательные сказки: «Все о пластилине», «Все о бумаге», «Все о красках», «Все о карандашах».
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий и т.д. на тему «Краски лета и осени – теплые краски».
- Работа с пособиями: «Выразительный и ловкий карандаш», «Цветик - семицветик», «Разноцветная бумага», «Такие разные мазки и точки».
- Составление букетов из осенних цветов и листьев.
- Совместная деятельность: «Осенние листья» (лепка), «Осенние цветы» (аппликация), «Осенний пейзаж» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Осенние фантазии».
Октябрь.
- Беседы с детьми: «Время года - осень», «Золотая осень»(краски осени), «Дары осени»(овощи, фрукты, грибы).
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями (трава, цветы, деревья).
- Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин, фотографий и т.д. на тему «Золотая осень», «Дары природы».
- Составление букетов из засушенных листьев.
- Совместная деятельность: «Золотая осень»(лепка), «Золотая осень»(аппликация), «Дары осени»(рисование).
- Выставка совместного творчества «Золотая осень».
Ноябрь.
- Беседы с детьми: «Время года - осень», «Поздняя осень»(краски осени), «Животный мир».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями и животными.
- Рассматривание иллюстраций, картинок и т.д. на тему «Животный мир наших лесов», «Птицы нашего края», «Домашние животные».
- Совместная деятельность: «Ворона»(лепка), «Цыплята»(аппликация), «Медвежонок» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Подарки осени».
Декабрь.
- Беседы с детьми: «Время года - зима»(краски зимы), «Зимние развлечения», «Праздник –
Новый год».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему: «Зимние пейзажи», «Краски зимы».
- Совместная деятельность: «Веселый снеговик»(лепка), «Нарядная елка»(аппликация), «Пришла зима!»(рисование).
- Выставка совместного творчества «Здравствуй, гостья зима!»
Январь.
- Беседы с детьми: «Время года - зима», «Новогодние каникулы», «У кого какие шубки», «Домашние обитатели».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин на тему: «Зимушка - зима».
- Совместная деятельность: «Елочка» (лепка), «Зимние березы» (аппликация), «Зимний лес» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Зимние пейзажи».
Февраль.
- Беседы с детьми: «Время года - зима», «Масленица», «Птицы зимой», «Праздник – день защитника Отечества», «Труд людей».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами.
- Рассматривание иллюстраций, картинок и т.д. на тему: «Наши защитники», «Наша армия», «Мужские портреты».
- Совместная деятельность: «Снегирь» (лепка), «Подарок папе» (аппликация), «Мой папа» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Подарки зимы».
Март.
- Беседы с детьми: «Время года - весна» (краски весны), «Такие разные цветы», «Праздник – Международный женский день 8 Марта», «Моя семья».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин и т.д. на тему: «Пришла весна - красна», «Женские портреты», «Детские портреты», «Весенние цветы».
- Совместная деятельность: «Цветы» (лепка), «Цветы» (аппликация), «Моя мама» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Наши любимые мамы».
Апрель.
- Беседы с детьми: «Время года - весна», «Космос», «ОБЖ», «Транспорт».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами.
- Рассматривание иллюстраций, картинок на тему: «Труд людей в природе», «Космос», «Весна», «Транспорт».
- Совместная деятельность: «Кораблик» (лепка), «Ракета» (аппликация), «Машины такие разные» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Весенние фантазии».
Май.
- Беседы с детьми: «Время года - весна», «Время года - лето», «Мой город», «Моя страна», «Праздник 9 мая – День Победы», «Растения и животные весной».
- Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
- Наблюдения за растениями, птицами, животными, насекомыми.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, фотографий и т.д. на тему: «День Победы», «Моя страна», «Мой город», «Скоро лето!»
- Совместная деятельность: «Гусеничка» (лепка), «Бабочка» (аппликация), «Цветы» (рисование).
- Выставка совместного творчества «Подарки весны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы
Презентация и разработка на тему "Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы"...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны...
Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы
Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы...
« Искусство мозаики, как развитие эстетического восприятия и развитие мелкой моторики».
Почему учащиеся выбирают мой кружок « Мозаика в интерьере»?...
Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»
Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники характеризуются рядом особенносте...
Развитие эстетического восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья через синтез музыки и живописи
Статья о развитии эстетического восприятия детей....