Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3-4 лет.
календарно-тематическое планирование по теме

Пелиева Светлана Геннадьевна

тематическое планирование занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №94 «Солнышко» г.Твери.

_________________________________________________________________________________

Направление развития детей:

                                Художественно-эстетическое

Образовательная область:

                                 Художественное творчество

Интеграция образовательных областей:

                                 Безопасность

                                 Коммуникация

                                 Познание

                                 Труд

                                 Чтение художественной литературы

Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3 – 4 лет

на 2012-2013 учебный год.

Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование.

Регламентированная образовательная деятельность.

Тематическое планирование занятий.

                                                                                            Составители: Пелиева С.Г.

                                                                                                                       Ломовская Л.В.

2012

Тверь

Литература:

  1. Алехин А. Матрешки.- М.: Малыш, 1989.
  2. Бедник Н.И. Хохлома.-Л.,1980.
  3. Клиентов А.Е. Народные промыслы.- М.: Белый город, 2003.
  4. Конаковский фаянсовый завод.- М.,1979.
  5. Крупин В.Дымка.- М.: Малыш, 1988.
  6. Осетров Е. Краса ненаглядная.- М.: Малыш, 1985.
  7. Репродукции картин русских художников. Демонстрационный материал.- М.,2004.
  8. Рогов А. Конь копытом бьет.- М.: Малыш, 1988.
  9. Рогов А. Про филимоновские свистульки.- М.: Малыш,1987.
  10. Романычева И.Г. Художники Калининской области.- Л.: Художник РСФСР, 1990.
  11. Русские живописцы.- М.: Белый город, 2003.
  12. Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели.- М.: Малыш, 1987.
  13. Тимофеевский А. Богородская игрушка.-М.,1985.
  14. Филимоновская расписная игрушка.- Л.,1980.
  15. Яхнин Л. Веселое слово Хохлома.- М.: Малыш, 1987.

Сентябрь.

№1. Тема: Кто такие художники.

Цель: познакомить детей с понятиями: «искусство», «живопись», «художник», «писать картины»; познакомить с работой художника, с предметами, которые необходимы ему для работы: мольберт, холст, краски, кисти, палитра; познакомить со средствами выразительности (цвет, форма), которые использует художник для передачи различных образов в живописи; вызывать у детей эмоциональный отклик на работы художников.

Литература и оборудование: «Репродукции…», предметы.

№2. Тема: Художники-иллюстраторы.

Цель: познакомить детей с понятиями «художественная литература», «художники - иллюстраторы»; познакомить с творчеством художников-иллюстраторов: Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Лебедева и др., со средствами выразительности, которые используют художники в своих работах; вызывать у детей эмоциональный отклик на работы художников.

Литература и оборудование: иллюстрации художников к детским книгам.

№3. Тема: Матрешки – деревянные игрушки.

Цель: познакомить детей с понятиями: «народное декоративно-прикладное искусство», «промысел», «мастер», «роспись»; познакомить детей с изделиями народных мастеров России из дерева – матрешками, с особенностью изготовления и росписью.

Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Алехин, подлинные изделия.

№4. Тема: Тверские матрешки.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Тверского края – матрешками, с особенностями росписи и названиями.

Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, подлинные изделия.

Октябрь.

№1. Тема: Осенние пейзажи.

Цель: познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, с репродукциями картин русских художников на тему: «Осень»; познакомить детей с понятием «теплые краски», со средствами выразительности (цвет, форма); развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.

Литература и оборудование: иллюстрации, репродукции, А.Плещеев «осень наступила», стихи об осени, загадки, «Репродукции…», «Русские живописцы…».

№2. Тема: Художники-иллюстраторы. Ю.Васнецов.

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; познакомить детей с особенностями работ художника Ю.Васнецова; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.

№3. Тема: Золотая Хохлома.

Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, с особенностями росписи и образами; вызывать эмоциональный отклик.

Литература и оборудование: иллюстрации, Яхнин, Бедник, Клиентов, подлинные изделия, стихи.

№4. Тема: Городские пейзажи.

Цель: познакомить детей с творчеством тверского художника В.Солодова, с понятием «городской пейзаж», с особенностями творчества и средствами выразительности, которые использует художник, изображая улицы, дома города Твери.

Литература и оборудование: фото, виды г.Твери, репродукции картин художника, стихи о Твери.

Ноябрь.

№1. Тема: Осенние пейзажи.

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством русских художников на тему «Осень», со средствами выразительности, которые используют художники в своих работах.

Литература и оборудование: стихи об осени, «Репродукции…», «Русские живописцы…».

№2. Тема: Художники-иллюстраторы. Е.Чарушин.

Цель: познакомить детей с творчеством художника, с особенностями использования художником изобразительных средств и образов.

Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.

№3. Тема: Богородская деревянная игрушка.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров, с особенностями изготовления и образами.

Литература и оборудование: Клиентов, Тимофеевский, иллюстрации.

№4. Тема: Чудо из стекла.

Цель: познакомить детей с изделиями тверских мастеров – предметами и игрушками из стекла, с особенностями производства и росписью.

Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные предметы, Е.Осетров.

Декабрь.

№1. Тема: Зимние пейзажи.

Цель: познакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Зима»; познакомить детей с понятием «холодные краски», со средствами выразительности; развивать эстетическое восприятие природы.

Литература и оборудование: стихи о зиме: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок и др., «Репродукции…», «Русские живописцы…».

№2. Тема: Художники-иллюстраторы. В.Лебедев.

Цель: познакомить детей с творчеством художника, с особенностями использования художником выразительных средств; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.

№3. Тема: Дымковские глиняные игрушки.

Цель: познакомить детей с изделиями из глины народных мастеров Дымкова, с особенностями производства, росписи, образами; учить замечать яркость образов, выделять цвета, форму, украшение изделий; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Крупин.

№4. Тема: Деревянная игрушка Дед Мороз.

Цель: познакомить детей с изделиями современных мастеров –тверскими игрушками из дерева, с особенностью образа и росписью, учить сравнивать и анализировать, развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: подлинные изделия, Клиентов.

Январь.

№1. Тема: Зимний пейзаж.

Цель: продолжать знакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Зима», со средствами выразительности и образами, развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.

Литература и оборудование: стихи о зиме, «Репродукции…», «Русские живописцы».

№2. Тема: Синие цветы Гжели.

Цели: познакомить детей с изделиями народных мастеров Гжели, с особенностями росписи и образами; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, Сурьянинова.

№3. Тема: Конаковский фаянс.

Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Тверского края – Конаковского фаянсового завода, с особенностями производства, росписью, образами; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, «Конаковский…».

Февраль.

№1. Тема: Художники-иллюстраторы. Е.Рачев.

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов; познакомить детей с особенностями творчества художника Е.Рачева; развивать эстетический вкус.

 Литература и оборудование: иллюстрации художника к детским книгам.

№2. Тема: Мужской портрет.

Цель: познакомить детей с понятием «портрет» как одним из жанров изобразительного искусства; познакомить детей с репродукциями картин русских художников на тему «Изображение человека»(мужчина), со средствами выразительности, которые используют художники при изображении лица человека; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, «Репродукции…», «Русские живописцы», стихи о защитниках Родины.

№3. Тема: Филимоновская глиняная игрушка.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Филимоново, с особенностями росписи, образами, учить сравнивать, анализировать, развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Рогов.

№4. Тема: Тверская глиняная игрушка.

Цель: познакомить детей с изделиями тверских мастеров – глиняными игрушками-свистульками птичками, с особенностями росписи и образами; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: загадки о птицах, иллюстрации, Клиентов.

Март.

№1. Тема: Весенние пейзажи.

Цель: продолжать знакомить детей с репродукциями картин русских художников; познакомить детей с репродукциями на тему «Весна», познакомить с выразительными средствами, которые используют художники при описании картин природы; развивать эстетическое восприятие природы.

Литература и оборудование: стихи о весне, «Репродукции…», «Русские живописцы».

№2. Тема: Женский портрет.

Цель: познакомить детей с изображениями человека (женщина) в картинах русских художников, со средствами выразительности, которые используют художники при передаче женских образов; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: стихи о женщинах, «Репродукции…», «Русские живописцы».

№3. Тема: Цветочные платки.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров г.Павловский Посад – с платками, с особенностями производства, с росписью, образами; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Осетров.

№4. Тема: Золотое шитье.

Цель: познакомить  детей с изделиями торжокских мастеров – вышивкой золотыми нитями, с особенностями изделий, красочностью образов; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, Клиентов, Осетров, подлинные изделия.

Апрель.

№1. Тема: Натюрморт.

Цель: познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом, со средствами выразительности и образами, которые используют художники при написании натюрмортов, развивать эстетический вкус и эстетическое восприятие природы.

Литература и оборудование: иллюстрации, «Русские живописцы», «Репродукции…», загадки об овощах, фруктах.

№2. Тема: Детский портрет.

Цель: познакомить детей с изображениями человека (детей) в картинах русских художников, со средствами выразительности, которые используют художники при передаче детских образов; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: «Репродукции…», «Русские живописцы», репродукции картин, иллюстрации.

№3. Тема: Городецкие цветы.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Городца, с особенностями росписи, образами; развивать эстетический вкус, прививать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Рогов, Клиентов, Осетров.

№4. Тема: Тверские мастерицы.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Тверского края – вышивкой, кружевами, с особенностями изделий, с красочностью образов; развивать эстетический вкус, прививать любовь к декоративно-прикладному искусству Тверского края.

Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Осетров.

Май.

№1. Тема: Весенние и летние пейзажи и натюрморты.

Цель: продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства, со средствами выразительности, развивать эстетический вкус, прививать любовь к русскому изобразительному искусству.

Литература и оборудование: репродукции, иллюстрации, стихи о весне, о лете, загадки, «Репродукции…», «Русские живописцы».

№2. Тема: Фотохудожники.

Цель: познакомить детей с понятиями «фотография», «композиция», «фотохудожник»; со средствами выразительности и предметами, которые используют фотохудожники для создания ярких красочных образов; развивать эстетический вкус.

Литература и оборудование: иллюстрации, фотографии.

№3. Тема: Жостовские цветы.

Цель: познакомить детей с изделиями народных мастеров Жостова, с особенностями производства и росписи, с яркостью и красочностью образов; развивать эстетический вкус, прививать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Литература и оборудование: иллюстрации, подлинные изделия, Клиентов, Осетров.

№4. Тема: Художники Тверского края.

Цель: познакомить детей с репродукциями картин художников, которые жили, работали в Тверском крае, с темами и образами их работ; прививать любовь к изобразительному искусству наших земляков.

Литература и оборудование: репродукции, иллюстрации, Романычева, Солодов В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №94 «Солнышко» г.Твери.

_________________________________________________________________________________

Направление развития детей:

                                Художественно-эстетическое

Образовательная область:

                                 Художественное творчество

Интеграция образовательных областей:

                                 Безопасность

                                 Коммуникация

                                 Познание

                                 Труд

                                 Чтение художественной литературы

Организация работы по развитию эстетического восприятия детей 3 – 4 лет

на 2012-2013 учебный год.

Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование.

Нерегламентированная образовательная деятельность.

Планирование работы вне занятий.

                                                                                            Составители: Пелиева С.Г.

                                                                                                                       Ломовская Л.В.

2012

Тверь

Литература:

  1. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет: методическое пособие для педагогов ДОУ / Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др.- М.: Просвещение, 2007.
  2. Гончаренко С.С. Сделаю сам. Альбом для детей 3-4 лет.- М.: Просвещение,2012.
  3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».- М.: Просвещение, 2001.
  4.  Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Соловьева Е.В. Я рисую. Пособие для детей 3-4 лет.- М.: Просвещение, 2012.
  6. Хайлова Е.Г. Природа и искусство: учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2005.

Сентябрь.

  1. Беседы с детьми: «Время года - лето», «Время года - осень», «Как я отдыхал(а) летом», «Краски лета», «Краски осени», «Теплые краски».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями (цветы, деревья, кустарники, трава).
  4. Познавательные сказки: «Все о пластилине», «Все о бумаге», «Все о красках», «Все о карандашах».
  5. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий и т.д. на тему «Краски лета и осени – теплые краски».
  6. Работа с пособиями: «Выразительный и ловкий карандаш», «Цветик - семицветик», «Разноцветная бумага», «Такие разные мазки и точки».
  7. Составление букетов из осенних цветов и листьев.
  8. Совместная деятельность: «Осенние листья» (лепка), «Осенние цветы» (аппликация), «Осенний пейзаж» (рисование).
  9. Выставка совместного творчества «Осенние фантазии».

Октябрь.

  1. Беседы с детьми: «Время года - осень», «Золотая осень»(краски осени), «Дары осени»(овощи, фрукты, грибы).
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями (трава, цветы, деревья).
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин, фотографий и т.д. на тему «Золотая осень», «Дары природы».
  5. Составление букетов из засушенных листьев.
  6. Совместная деятельность: «Золотая осень»(лепка), «Золотая осень»(аппликация), «Дары осени»(рисование).
  7. Выставка совместного творчества «Золотая осень».

Ноябрь.

  1. Беседы с детьми: «Время года - осень», «Поздняя осень»(краски осени), «Животный мир».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями и животными.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок и т.д. на тему «Животный мир наших лесов», «Птицы нашего края», «Домашние животные».
  5. Совместная деятельность: «Ворона»(лепка), «Цыплята»(аппликация), «Медвежонок» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Подарки осени».

Декабрь.

  1. Беседы с детьми: «Время года - зима»(краски зимы), «Зимние развлечения», «Праздник –

 Новый год».

  1. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  2. Наблюдения за растениями, птицами.
  3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему: «Зимние пейзажи», «Краски зимы».
  4. Совместная деятельность: «Веселый снеговик»(лепка), «Нарядная елка»(аппликация), «Пришла зима!»(рисование).
  5. Выставка совместного творчества «Здравствуй, гостья зима!»

Январь.

  1. Беседы с детьми: «Время года - зима», «Новогодние каникулы», «У кого какие шубки», «Домашние обитатели».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями, птицами.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин на тему: «Зимушка - зима».
  5. Совместная деятельность: «Елочка» (лепка), «Зимние березы» (аппликация), «Зимний лес» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Зимние пейзажи».

Февраль.

  1. Беседы с детьми: «Время года - зима», «Масленица», «Птицы зимой», «Праздник – день защитника Отечества», «Труд людей».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями, птицами.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок и т.д. на тему: «Наши защитники», «Наша армия», «Мужские портреты».
  5. Совместная деятельность: «Снегирь» (лепка), «Подарок папе» (аппликация), «Мой папа» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Подарки зимы».

Март.

  1. Беседы с детьми: «Время года - весна» (краски весны), «Такие разные цветы», «Праздник – Международный женский день 8 Марта», «Моя семья».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями, птицами.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин и т.д. на тему: «Пришла весна - красна», «Женские портреты», «Детские портреты», «Весенние цветы».
  5. Совместная деятельность: «Цветы» (лепка), «Цветы» (аппликация), «Моя мама» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Наши любимые мамы».

Апрель.

  1. Беседы с детьми: «Время года - весна», «Космос», «ОБЖ», «Транспорт».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями, птицами.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок на тему: «Труд людей в природе», «Космос», «Весна», «Транспорт».
  5. Совместная деятельность: «Кораблик» (лепка), «Ракета» (аппликация), «Машины такие разные» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Весенние фантазии».

Май.

  1. Беседы с детьми: «Время года - весна», «Время года - лето», «Мой город», «Моя страна», «Праздник 9 мая – День Победы», «Растения и животные весной».
  2. Наблюдения за явлениями природы и событиями окружающего мира.
  3. Наблюдения за растениями, птицами, животными, насекомыми.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток, фотографий и т.д. на тему: «День Победы», «Моя страна», «Мой город», «Скоро лето!»
  5. Совместная деятельность: «Гусеничка» (лепка), «Бабочка» (аппликация), «Цветы» (рисование).
  6. Выставка совместного творчества «Подарки весны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы

Презентация и разработка на тему "Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы"...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА   учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны...

Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы

Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы...

« Искусство мозаики, как развитие эстетического восприятия и развитие мелкой моторики».

Почему учащиеся выбирают мой кружок « Мозаика в интерьере»?...

Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»

Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники характеризуются рядом особенносте...