программа элективного курса "Основы избирательного права"
элективный курс (10 класс) по теме
Программа элективного курса "Основы избирательного права" (35 часов) для 10, 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_osnovy_izbiratelnogo_prava.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлевская Елена Александровна
Косенко Александра Васильевна
Иткина Дина Рифатовна
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»
35 учебных часов
(для учащихся 10-11 классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности. Задачей образовательных учреждений является подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, создание условий для формирования правовой культуры, составной частью которой является знание основ избирательного законодательства. Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады по избирательному законодательству среди учащихся 9-11 классов, конкурсы по избирательной тематике как среди учащихся муниципальных образовательных учреждений, так и среди преподавателей. Проведение выборов органов ученического самоуправления – отличный способ применить на практике приобретенные знания по избирательному праву и процессу, а также воспользоваться и пассивным, и активным избирательным правом. Введение элективного курса «Основы избирательного права» - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.
Основные цели элективного курса:
- создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
- способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.
Основные задачи элективного курса:
- ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
- развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
- формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;
- развитие коммуникативных способностей.
Формы и методы работы:
- интерактивные лекции, дискуссии;
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
- изучение статистических материалов
- изучение материалов СМИ, Интернет-материалов
- проведение социологических исследований;
- практические занятия по решению учебных задач;
- выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.);
- учебное проектирование.
Предполагаемые результаты изучения элективного курса – при освоении курса учащиеся должны:
- знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;
- изучить основы избирательного законодательства РФ;
- характеризовать избирательные системы;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.
Форма итоговой аттестации по курсу – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
- активная работа на занятиях;
- участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях, конкурсах по избирательному праву и т.д.;
- решение практических учебных задач;
- успешное выполнение итогового тестового задания.
Основные нормативные акты:
1 Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
4. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в действующей редакции).
8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции).
9. Устав Белгородской области (в действующей редакции).
10. Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).
ПРОГРАММА
Вводные занятия (2 часа)
Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий. Основные страницы развития избирательного права в России. Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси. Зе́мский Собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Городская дума –распорядительный орган городского управления в России. Государственная дума как представительное учреждение введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. «Сталинская» Конституция 1936 года.
Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (4 часа)
Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.
Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.
Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Раздел 2. Субъекты избирательного права (14 часов)
Категории избирателей. Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.
Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права. Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Расформирование комиссий.
Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».
Наблюдатели. Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.
Уполномоченные представители и доверенные лица. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов на пост Президента РФ. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.
СМИ как субъект избирательного права. Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).
Раздел 3. Стадии избирательного процесса (8 часов)
Назначение выборов. Инициатива проведения и назначение референдума. Субъекты принятия решений. Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ. Избирательная комиссия, организующая выборы. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий. Лица, образующие избирательные участки, требования к образованию избирательных участков; органы, формирующие участковые избирательные комиссии. требования к формированию участковых избирательных комиссий.
Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.
Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением.
Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов политической партии: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей. Проверка подписей избирателей. Регистрация федерального списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии.
Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата на пост Президента РФ.
Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.
Голосование. Избирательный бюллетень: утверждение формы, текста и количества изготовления бюллетеней, защита от подделки, процедура передачи в нижестоящие избирательные комиссии. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Требования к помещению для голосования. Досрочное голосование. Время начала и окончания голосования. Голосование в помещении для голосования. Голосование по открепительным удостоверениям. Голосование вне помещения для голосования.
Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.
Зачетные занятия (4 часа)
Итоговое тестирование. Организация обобщающих турниров, викторин. Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, муниципальных, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результаты итогового тестирования и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
Вводные занятия (2 часа) | |||
1 | Вводное занятие «Что надо знать о выборах?» | - знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением; - распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.); | - выбор творческих заданий |
2 | Основные страницы развития избирательного права в России. | - Вече – как элемент выборных органов власти; - Выборные институты (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума); - Выборы в Учредительное Собрание (избирательные комиссии); - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»; -Конституция 1936 г. | Представление творческих работ учащихся по основным вопросам темы: - сообщения - мультимедийные презентации и т.д. |
Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (4 часа) | |||
3 | Понятие, система и источники избирательного права | - законы и подзаконные акты; - отраслевая принадлежность избирательного права; - предмет избирательного права. | - работа с текстом Конституции РФ |
4 | Принципы избирательного права | - избирательный ценз; - всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме; - равное избирательное право; - прямое избирательное право; - тайное голосование; - обязательность и периодичность выборов; - независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; - открытость и гласность; - свободное и добровольное участие в выборах. | - работа со схемой 1 «Принципы проведения выборов в РФ» - практическая работа с текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - заслушивание сообщений учащихся по теме «Избирательный ценз: история и современность» |
5 | Избирательная система | - понятие и основные типы избирательной системы | -составление сравнительной таблицы; - решение практических задач. |
6 | - методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ | - изучение статистических данных: результаты выборов в Государственную Думу ФС РФ ( последнего созыва). | |
Раздел 2. Субъекты избирательного права (14 часов) | |||
Носители избирательного права (7 часов) | |||
7 | Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав | - активное избирательное право; - регистрация (учет) избирателей, участников референдума; - составление списков избирателей, участников референдума. | - работа со схемой 5 «Регистрация (учет) избирателей»; - работа со схемой 6 «Составление списков избирателей»; - практическая работа со статьями 16, 17 ФЗ № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (с учетом изменений в ФЗ) |
8 | Политическая партия (основы правового статуса) | - понятие политической партии; - требования к политическим партиям; - устав политической партии. | - практическая работа со статьями 3, 21, 27,28 ФЗ №95-ФЗ «О политических партиях» (с учетом изменений в ФЗ) |
9 | Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ | - право выдвижения кандидатов; гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членам политических партий; - права и обязанности кандидатов; - гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов | - практическая работа со статьями 7, 36, 37, 45, 47 ФЗ № 51-ФЗ “О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (с учетом изменений в ФЗ) |
10 | Кандидат на пост Президента РФ | - право выдвижения кандидатов; - права и обязанности кандидатов; - гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов. | - практическая работа со статьями 6, 34, 35, 40, 42 ФЗ № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”(с учетом изменений в ФЗ) |
11- 12 | Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления | - право выдвижения кандидатов; - права и обязанности кандидатов - гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов; - изучение нормативной базы, регулирующей формирование представительных органов Белгородской области. | - практическая работа с текстами документов: ст. 36, 38, 42, 48, 50 Избирательного Кодекса Белгородской области (с учетом изменений в ФЗ); а также соответствующие статьи ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»; Устав Белгородской области (с учетом изменений). |
13 | Встреча с представителями органа местного самоуправления | - занятие-интервью | |
Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права (7 часов) | |||
14-15 | Избирательные комиссии | - принципы деятельности избирательных комиссий; - основы правового статуса избирательных комиссий; - организация деятельности избирательных комиссий; - статус членов избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голосов; - расформирование избирательной комиссии. | - работа со схемой 9 «Принципы деятельности избирательных комиссий»; - работа со схемой 10 «Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса»; |
16-17 | Система избирательных комиссий | - порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ; - порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней; - использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы». | - составление учащимися схемы «Система избирательных комиссий РФ» |
18 | Встреча с представителями избирательных комиссий разного уровня | - занятие-интервью | |
19 | Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица. | - права и обязанности наблюдателей; - уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений; - доверенные лица политических партий; - доверенные лица кандидатов на пост Президента РФ. | - работа со схемой 15 «Статус доверенных лиц»; - заслушивание сообщений учащихся «Роль наблюдателей при проведении выборов и референдумов», «Зачем нужны уполномоченные представители и доверенные лица?» |
20 | СМИ как субъект избирательного права | - понятие СМИ; - государственные, муниципальные и негосударственные СМИ; - требования избирательного законодательства к СМИ при информационном освещении ими подготовки и проведения выборов. | - работа со схемой 19 «Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях»; - изучение теоретического материала; - изучение материалов СМИ по итогам прошедших выборов. |
Раздел 3. Стадии избирательного процесса (8 часов) | |||
21-22 | Назначение выборов и референдума | - назначение выборов в РФ; - инициатива проведения и назначение референдума; - реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ; - реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ; - образование (определение) избирательных округов, округа референдума; - образование избирательных участков; - формирование участковых избирательных комиссий. | - работа со схемой 3 «Назначение выборов»; - работа со схемой 7 «Образование избирательных округов»; - работа со схемой 8 «Образование избирательных участков»; - работа со схемой 16 «Информирование избирателей»; - практическая работа с текстом Конституции РФ, ФКЗ «О референдуме в РФ»; - просмотр мульимедийной презентации учащихся по теме «Референдумы в истории России», «Голосование по вопросу преобразования муниципальных образований Губкинского и Старооскольского муниципальных районов Белгородской области». |
23 | Выдвижение кандидатов | - общие положения о выдвижении кандидатов; - выдвижение федерального списка кандидатов политической партии. | - практическая работа статьями 7, 36, 37 ФЗ № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (с учетом изменений в ФЗ) |
24 | Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ | - самовыдвижение кандидата; - выдвижение кандидата политической партией; - основания для отказа регистрации кандидата; - регистрация кандидата на пост Президента РФ. | - работа со схемой 11 «Сбор подписей избирателей»; - работа со схемой 12 «Проверка подписей избирателей»; - работа со схемой 14 «Статус кандидатов»; - практическая работа со статьями 6, 34, 35 ФЗ № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” и со статьями 36,37 ФЗ №95-ФЗ «О политических партиях» (с учетом изменений в ФЗ) |
25-26 | Агитация | - агитационный период; - предвыборная агитация; - требования избирательного законодательства к предвыборной агитации. | - работа со схемой 18 «Предвыборная агитация»; - работа со схемой 20 «Условия проведения предвыборной агитации»; - социологический опрос «Самые эффективные методы предвыборной агитации»; - конкурс предвыборных слоганов; - изучение материалов предвыборной агитации за период выборов 2000-2008 гг.; - изучение статистической информации избирательных комиссий; - заслушивание сообщений по теме «Черный пиар», «Грязные технологии» и т.п. |
27 | Голосование | - помещения для голосования; - информационные стенды участковых избирательных комиссий; - бюллетень для голосования; - время начала и окончания голосования; - голосование в помещении для голосования; - голосование вне помещения для голосования; - голосование по открепительным удостоверениям. | - работа со схемой 25 «Организация голосования»; - работа со схемой 26 «Порядок голосования: общие условия»; - работа со схемой 27 «Порядок голосования: особенности». (досрочное голосование только на местных выборах и местном референдуме) |
28 | Подсчет голосов и установление результатов голосования | - сортировка избирательных бюллетеней; - подсчет голосов избирателей; - составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией; - обработка итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов; -порядок определения результатов выборов; - обнародование результатов выборов. | - работа со схемой 28 «Подсчет голосов избирателей и составление протокола»; - работа со схемой 29 «Определение результатов выборов». |
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа) | |||
29 | Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права | - субъекты конституционно-правовой ответственности - отмена решения о результатах выборов или референдума | - работа со схемой 22 «Ограничения при проведении предвыборной агитации»; - работа со схемой 30 «Обжалование решений и действий, нарушающих избирательные права»; - работа со схемой 31 «Основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов»; - практическая работа с текстами Конституции РФ, КоАП РФ, УК Российской Федерации; - решение и составление учащимися практических задач по теме. |
30 | Административная ответственность за нарушение норм избирательного права | - классификация объектов правонарушения; - субъекты правонарушений; - виды административных правонарушений. | |
31 | Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права | - преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; - состав преступления. | |
Зачетные занятия (4 часа) | |||
32-33 | Итоговое тестирование | Целесообразно использовать материалы муниципальных и областных олимпиад по избирательному праву | |
34-35 | Организация обобщающих турниров, викторин | Целесообразно использовать материалы изданий: - Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление образования администрации города Белгорода, 2007. - Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П.Великих, Г.В.Калитина, Л.Н.Москвитина.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2006. - Клубы избирателей и клубы молодых и будущих избирателей – эффективная форма подготовки организаторов выборов, повышения правовой культуры граждан: материалы областного конкурса на лучшие клубы избирателей, клубы будущих избирателей в Белгородской области: выпуск третий / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.:Л.Б.Белая, Д.Р.Иткина.] – Белгород:КОНСТАНТА, 2008. – 316 с (а также вып.№1- 2005 г.,№ 2- 2007г.) - Олимпиады по избирательному законодательству – эффективная форма повышения правовой культуры будущих избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области;[составители: Л.Б. Белая, Д.Р. Иткина]– Белгород, 2009. Вып.4.– 60 с. (а также выпуски: №1-2006 г., №2- 2007 г., №3- 2008 г.) и другие |
В основу программы положены материалы: Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с. http://www.1000knig.ru/s_series.asp?id=5&ss_id=13 Анализ вопросов избирательного права, предлагаемый в настоящем учебном пособии, основывается на законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме и теоретических положениях конституционного права. В пособии дана теоретическая характеристика избирательного права, определены его принципы и система его источников. С практической точки зрения рассмотрены правовой статус субъектов избирательного права, стадии избирательного процесса, юридическая ответственность за нарушение соответствующих норм. ISBN: 5-476-00753-1 Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с. (включая электронный вариант) |
Дополнительная литература:
1.Обществознание: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.: ил.
2. Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление образования администрации города Белгорода, 2007.
Материалы муниципальных олимпиад по избирательному праву.
Сборники Избирательной комиссии Белгородской области:
3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации- сборник лекционных материалов в помощь организаторам повышения правовой культуры избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Е.А. Абашева, А.А. Ерыгин, В.И. Ерыгина, Г.В.Калитина, В.Н. Шовгеня.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2007.- 181 с.
4. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П.Великих, Г.В.Калитина, Л.Н.Москвитина.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2006.
5. Олимпиады по избирательному законодательству – эффективная форма повышения правовой культуры будущих избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области;[составители: Л.Б. Белая, Д.Р. Иткина]– Белгород, 2009. Вып.4.– 60 с.
А также выпуски: №1-2006 г., №2- 2007 г., №3- 2008 г.
6. Клубы избирателей и клубы молодых и будущих избирателей – эффективная форма подготовки организаторов выборов, повышения правовой культуры граждан: материалы областного конкурса на лучшие клубы избирателей, клубы будущих избирателей в Белгородской области: выпуск третий / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.:Л.Б.Белая, Д.Р.Иткина.] – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 316 с
А также выпуски: №1- 2005 г., №2- 2007 г.
7. Библиотеки Белгородской области центры формирования правовой культуры избирателей: сборник материалов областного конкурса среди библиотек Белгородской области на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей. Выпуск третий. /Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Л.Б. Белая, И.В.Буханцова, Н.П.Гоц, Д.Р.Иткина,]-Белгород: ООО «КОНСТАНТА», 2008. Вып.3- 201 с.
А также выпуски: №1- 2006 г., №2- 2007 г.
8. 15 лет избирательной системе Российской Федерации. (2008 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Избирательное право"
Элективный курс "Избирательное право" для обучающихся 9 класс, который может быть использовани и в 10-11 классах...
Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"
Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Программа дистанционного обучения "Избирательное право", 9 - 11 классы
Предлагаемый курс направлен на то, чтобы: Воспитывать социально активных и законопослушных граждан; Сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия; Способс...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»
Объединение по интересам "Круб будующего избирателя" 1 год обучения 10-11 класс...
Программа элективного курса "Имею право"
Программа элективного курса по обществознанию и праву "Имею право" для учащихся 9 классов....
Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов
Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...