Материалы по спортивной акробатике
план-конспект занятия по теме
методические рекомендации, план-конспекты занятий, доклад...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akrobatika_i_fizicheskoe_vospitanie.docx | 33.86 КБ |
план-конспект | 79 КБ |
доклад | 27.01 КБ |
programma_trenirovki_po_sportivnoy_akrobatike_dlya_uchashchihsya.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Акробатика и физическое воспитание»
Тренер: Портнягина А.К.
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Возникновение и развитие акробатики
1.1. История возникновения акробатики
1.2. Развитие акробатики в России
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
2.2. Группы упражнений
2.2. Значение акробатических упражнений
Заключение
Список литературы
Введение
Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.
Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.
Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.
Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.
1. Возникновение и развитие акробатики
1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.
1.2. Развитие акробатики в России
На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.
Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
— перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);
— кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;
— перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — «колесо»);
— перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)
Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.
2.2. Группы упражнений
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.
2.2. Значение акробатических упражнений
Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.
Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.
Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.
Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.
Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.
Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.
Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.
Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.
Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.
Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.
Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.
Основная задача начального обучения – добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.
При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.
В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.
Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.
Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.
Заключение
Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.
Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.
Спортивная акробатика - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
Список литературы
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
- Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
- Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
- Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
- Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С.2.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с. 12
Предварительный просмотр:
План – конспект по спортивной акробатике (10-11 лет)
Тема: акробатика – гибкость, координация, двигательная активность.
Цель: Привести в систему, знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение учебного материала.
Задачи:
- Развитие общеучебных умений и навыков (гибкости, координации движений, двигательной активности).
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Воспитывать у учащихся ответственность за результат своего труда.
Форма занятия – групповая, дифференцированная.
Занятия репродуктивный – быстрый, с оздоровительной направленностью, с применением современных педагогических технологий.
Тренер-преподаватель по спортивной акробатике: Портнягина Анастасия Кирилловна
Группа начальной подготовки – 1 года обучения
Комментарий урока | Действия ученика | Развитие личностных качеств |
Подготовительная часть (12 мин) | ||
|
| Умение слышать и слушать. Логическое мышление. |
|
| Логическое мышление. Умение выделять главное по целеполаганию. Демонстрируют свой уровень обученности. |
На носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, на внутренней, наружной стороне стопы, с выпадами. Медленный бег с изменением направления (в процессе работы выполнить прыжки (приставные) боком влево, вправо. Бег – спиной вперед, «змейкой» - малой, большой, с изменением скорости. После беговой разминки – восстановление дыхания. |
| Умение владеть строевыми упражнениями. Развивать двигательную активность, прыгучесть. Воспитывать правильную осанку при выполнении строевых упражнений. |
|
| Умение снимать напряжение и восстанавливать дыхание. |
«Совершенно верно: здоровье – это самое большое богатство человека, любовь к жизни, труду, огромное желание радоваться самому, радовать близких, родных, друзей. Молодцы!» |
| Образное мышление, умение слушать и слышать. Умение выражать свою мысль. |
Перестроение для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (7 упражнений).
Нарушение осанки. Заболевание органов дыхания. Улучшение осанки, улучшение функции дыхания.
Нарушение осанки. Улучшение осанки.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей.
Общеукрепляющее воздействие на весь организм.
Общеукрепляющее действие на организм, формирование правильной осанки.
Общеукрепляющее действие на организм.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей. Скажите, ребята, какую пользу приносит разминка? Совершенно верно! Есть такая пословица – кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается
|
Ученики выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Учащиеся кратко отвечают о пользе разминки:
Учащиеся перестраиваются по отделениям. Готовятся к практической деятельности. | Самостоятельность. Внимание. Активность. Внимание, воспитание правильной осанки, при выполнении комплекса упражнений. Развитие мышц нижней части туловища. . Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. Самостоятельность. Координация. Развитие гибкости. Умение владеть своим телом. . Самостоятельность поведения, четко, быстро. Умение излагать свою мысль. Организованность, самостоятельность. |
Основная часть 28 минут | ||
Тренер предлагает учащимся выполнить акробатические упражнения: (разные варианты динамических упражнений – перекаты, кувырки (вперёд, назад), перевороты; разные варианты статических упражнений (равновесия, стойки, «мосты», «шпагаты»). Тренер предлагает учащимся ответить на вопрос: «Чтобы стать хорошим гимнастом, какие качества нужно развивать?» | Учащиеся выполняют данное задание, во время снятия напряжения готовятся ответить на вопрос учителя. Чтобы стать хорошим акробатом, нужно развивать:
. | Самостоятельность, прагматичность мышления. Умение выражать и излагать свою мысль. Демонстрировать свой уровень обученности. |
| Учащиеся в парах обсуждают задание, уточняют, чем будет заниматься каждая пара (группа), как пройдёт взаимоконтроль, на что обратить внимание. Ответы учащихся:
Учащиеся активно работают и ведут контроль. | Самостоятельность, прагматичность мышления. Организованность, самостоятельность. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. Взаимоконтроль при выполнении работы по карточкам. |
Тренер-преподаватель помогает провести игру. После окончания игры учитель предлагает снять напряжение через упражнение «Лети, пёрышко» Каждый подкидывает пёрышко над головой и начинает дуть. Мы выполнили упражнение на осанку, т.е. зарядку для тела, а теперь выполним зарядку для мозга. Задание следующее. Назвать быстро, гимнастические снаряды. Молодцы! Совершенно верно! Чтобы быть здоровым, надо… | Каждому второму игроку взять по резиновому мячу, по сигналу передать мяч впереди стоящему, но обратить внимание на следующее: при направлении мяча вправо, смотреть влево для приёма мяча. Варианты игры разные (направлять мяч сверху, снизу, за спиной). В случае потери мяча, игра начинается заново. Учащиеся выполняют упражнения на осанку и отвечают на вопрос тренера. (Брусья, мостик, перекладина и. т.д.). Делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня. | Организованность. Умение провести игру. Концентрация внимания. Ловкость, внимание, координация. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
| Учащиеся обсуждают задание, затем переходят к практической деятельности – выполняют комбинацию, соблюдая очередность. Ответственные в группах проводят коррекцию ошибок, выставляют за акробатическую комбинацию оценку и выявляют лучшего. | Творческая самостоятельность. Организаторские способности. Взаимопомощь, умение работать в группах. Соревновательная деятельность. |
Тренер говорит: «Ребята все мы знаем такой стих: «Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и мы…» Давайте поговорим, так ли это? Проведем опыт. Преподаватель предлагает учащимся глубоко вздохнуть, затем закрыть ладошкой рот и нос. – «Что вы сейчас чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? Да, ребята, я дополню…. Без дыханья меркнет свет…» | Учащиеся выполняют упражнение, воздуха не хватает и они отводят руку, хватая ртом воздух… И отвечают на вопрос учителя:
| Прагматичность мышления. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
Заключительная часть 5 минут | ||
На занятии мы повторили и обобщили материал по теме акробатика; научились применять знания и практические умения в акробатической комбинации и значит, подготовились к контрольному занятию. Вели диалог о здоровье Были ли у вас затруднения в выполнении заданий? Как вы думаете, чем они вызваны? Как их преодолеть? | Учащиеся слушают тренера, высказываются о затруднениях, как их преодолеть. Ответы учащихся:
| Умение слушать, делать выводы. Умение обобщать, излагать свою мысль. Сознательное мышление. |
Тренер заканчивает тренировку: Дорогие друзья! Будьте умными, если сможете, Будьте добрыми, если хотите, Но, здоровыми будьте всегда! Цените, любите, уважайте друг друга! Спасибо! До встречи на следующем занятии! | Учащиеся слушают тренера, сознательно понимают, какое домашнее задание предлагает тренер-преподаватель. Учащиеся благодарят тренера за тренировку, выражают свое отношение к занятию своими искрящимися глазами, улыбкой! | Творчество, самостоятельность Сознательное мышление. Рефлексивное мышление. |
Выводы и предложения по занятию:
Дата и подпись тренера: «____» _________________20__ г. __________________________/Портнягина А.К.
Предварительный просмотр:
ТМКОУ ДОД «ДЮСШ по национальным видам спорта имени А.Г. Кизима»
ДОКЛАД
Тема: «Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)»
Портнягина Анастасия Кирилловна
тренер-преподаватель по спортивной акробатике
Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Актуальность данной проблемы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, что обуславливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости их совместной деятельности и взаимоотношений, что, в конечном счете, будет способствовать повышению спортивного мастерства акробатов.
Практика показывает, что большинство составов парно-групповых видов спортивной акробатики формируются без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто, приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи, одной из важнейших задач психологического обеспечения акробатов-групповиков, является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов. Реализация этой задачи затрудняется в виду отсутствия научно обоснованной методики комплектования составов парно-групповой спортивной акробатики на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
Групповая совместимость характеризуется как социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее участников в условиях совместной деятельности. Критериям межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из партнеров оказался на высоте требований другого, и не потребовались специальные усилия на установление взаимопонимания. Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей, то есть когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии и поведение в целом взаимно исключаются друг друга. Этот процесс взаимодействия нередко сопровождается состоянием субъективной неудовлетворенности партнеров, психологической напряженностью, неуравновешенностью в поступках, конфликтными ситуациями. Исследования, проведенные психологами позволили различить явления «совместимости» и «срабатываемости». Эффект совместимости чаще всего возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с деятельностью (учебной, спортивной, трудовой).
Срабатываемостью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности. Признаками срабатываемости группы является оптимальный ритм работы, достаточно высокая продуктивность, точности и согласованность взаимодействий, надежности совместной работы в трудных условиях и т.д. Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения. Оптимальным сочетанием считается тогда, когда совместимость и срабатываемость максимальны. Для выработки оптимальных приемов отбора и комплектации групп необходима система прогноза срабатываемости и совместимости партнеров совместной деятельности. Знания в этой области помогут в спортивно-педагогической практике активно формировать межличностные отношения, регулировать социально-психологический климат в коллективе.
Отношения между партнёрами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества. Женская групповая акробатика не существует без общения, межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.
Перед началом комплектования составов рекомендуется изучить склонность к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При комплектовании женских троек очень важно учесть тревожность спортсменов, так как именно она является фактором успешного выступления на соревнованиях.
Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. В соревнованиях низкого ранга спортсмена с высокой тревожностью способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.
Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.
Психологическая совместимость – схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, а также целому ряду психических качеств. Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. В условиях спортивной деятельности между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения. Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместности по ряду социальных, психологических и психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствуют о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые появившиеся в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров: критериями функциональной совместности в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.
Психологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Женская тройка – это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и поэтому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения). Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные сами себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важным психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщённости и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат в тройке в целом, а также отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами.
Вывод:
- Срабатываемые акробатические составы характеризуются стабильным выполнение групповых элементов, быстрым освоением пирамид и вальтижа, хорошим уровнем срабатываемости с партнером.
- Низкосрабатываемые акробатические составы характеризуются нестабильным выполнением парно-групповых элементов, их длительным освоением, низкой срабатываемостью. В данных составах наблюдается недостаточно благоприятная психологическая атмосфера, низкая сплоченность состава, удовлетворительная совместимость с партнерами, ухудшение эмоционального состояния спортсменов в процессе совместной деятельности.
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение
по спортивной акробатике для воспитанников 7-10 лет
программу составила Портнягина Анастасия Кирилловна - тренер-преподаватель по спортивной акробатике ДЮСШ им. А.Г. Кизима
Спортивная акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.
Спортивная акробатика – это вид спорта, который даёт нагрузку на все мышечные группы. В спортивной акробатике можно выступать как индивидуально, так и в групповых упражнениях.
Мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры вот основа акробатических упражнений. Элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта. Акробатические упражнения составляют сложную и наиболее важную часть современных вольных упражнений спортивной гимнастики.
Соревнования по спортивной акробатике проводятся по 5 дисциплинам:
Женские пары
Мужские пары
Смешанные пары
Женские тройки
Мужские четверки
Упражнения, выполняемые в спортивной акробатике, делятся на 3 вида:
- упражнения балансового характера (статика);
- упражнения вольтижного характера (броски);
- комбинированные упражнения (сочетание баланса и вольтижа).
Для ребенка рекомендуется начинать занятия как можно раньше (оптимальный возраст для начала тренировок в группе начальной подготовки составляет 6-7 лет). Если начинать занятия по акробатике позже, то достичь отличной гибкости и растяжки юному акробату будет сложнее, и его спортивная карьера начнется значительно позже сверстников. Современные требования для десятилетних спортсменов заставляют браться за освоение программы для кандидатов в мастера спорта.
Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера. Разница в возрасте между партнерами не должна превышать 6 лет.
Потребность ребенка в активных движениях полностью удовлетворяются занятиями спортивной акробатикой и помогают сформировать из него физически полноценного человека.
Даже если в результате занятий спортивной акробатикой ваш ребенок не станет чемпионом, то результатом упражнений будет ни с чем не сравнимое ощущение владения собственным телом.
Занятия спортивной акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. Урок — эта общепринятая и наилучшая форма проведения занятий — должен строиться и проводиться по определенному плану.
На занятиях тренер-преподаватель должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одинаковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.
Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упражнениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно. В спортивной школе тренер-преподаватель ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать на различного рода соревнованиях. Это другое.
Но основная задача тренера — воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.
При занятиях спортивной акробатикой тренер-преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель должен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.
Количество занимающихся в группе спортсменов различно. Оно зависит от этапа подготовки. Акробатические элементы приходится неоднократно повторять с каждым воспитанником, что занимает много времени. В чрезмерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и ученики теряют интерес к занятиям. Поэтому чем выше класс спортсменов, тем меньше их количество в группе, поскольку они требуют повышенного внимания со стороны тренера.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ
Общее построение, отмечаю присутствующих в журнале учета, инструктаж по технике безопасности;
Общая беговая разминка (цель: разогрев и приведение в рабочий тонус большинства групп мышц).
Бег по залу (5 кругов);
Идем на носках, руками тянемся наверх (вытягиваем позвоночник);
Идем с пятки на носок, делая пружинящие движения, руками тянемся наверх;
- Прыжки на двух ногах;
- Прыжки на правой (левой) ноге;
- Приставные подскоки (правым (левым) плечом);
- Прыжки в группировке (ноги максимально подтягиваем к животу);
- Прыжки в группировке спиной вперед;
- Подскоки с ноги на ногу (руками делаем вращательные движения назад);
- Полный присед, руки за головой, спина прямая – «гусиный шаг» (идем, далее прыжки);
- Время беговой разминки: 7-10 минут. Пульс (норма): до беговой разминки 60-70 ударов/мин., после 110-130 ударов/мин.
Общая разминка (на месте). Цель: более тщательная разминка и разогрев всех групп мышц, подготовка спортсмена к выполнению акробатических элементов, связанных с гибкостью, растяжкой, равновесием. Во время основной разминки придерживаемся принципа «сверху вниз», т.е. начало разминаем шею, потом руки, затем туловище и т.д.). Это необходимо начинающим спортсменам для лучшего запоминания разминки, для последовательной проработки основных групп мышц, ведь хорошая разминка позволяет свести к минимуму получение микротравм при выполнении акробатических элементов.
Разминаем шею;
Разминаем руки: плечевой пояс, локти, кисти;
Прыжки наверх, пируэты (влево, вправо)
Разминаем туловище;
Махи ногами на месте
Разминаем колени (вращения, приседания);
Разминаем стопы (стоя на ногах);
Разминаем стопы (сидя);
Общая разминка длится (5-7 мин).
Выполнение индивидуальной работы (баланс)
Характерные индивидуальные элементы (см. табл. 1):
Категория I - баланс (из таблицы трудности).
Таблица 1
Статические удержания и сила: | Стойка на руках, стойка на голове, равновесия на ногах (например ласточка); равновесие на локте («крокодил»), стойка на лопатках. Поддержки и упоры, стойки силой. |
Гибкость: | Например: шпагаты; перекидки, мосты, складки |
Элементы в позу: | Например: кувырки, колеса и комбинации элементов, различные прыжки в позу (фляг на колено, подъем разгибом в упор и т.д.). |
Индивидуальные элементы со статическим удержанием должны выполняться без поддержки. Такие элементы должны быть выдержаны 2 секунды (требование к выступающим на соревнованиях) и от 3 до 5 секунд и более в тренировочном процессе.
Контроль за выполнением задания осуществляет тренер-преподаватель. В процессе выполнения элементов выявляются и затем устраняются ошибки.
Разучивание новых элементов осуществляется только под контролем (или страховкой) тренера-преподавателя.
Прыжки на акробатической дорожке включают в себя кувырки и их разновидности (вперед, назад, углом, через стойку на руках, углом и т.д.), колесо, перевороты, подъем разгибом, полет-кувырок, переднее сальто в группировке, рондат, фляг и т.д. Спортсмены каждой учебно-тренировочной группы выполняют акробатические элементы, соответствующие их уровню подготовки.
В конце тренировки выполняется ОФП (отжимания от пола, упражнения на пресс (спину), подтягивания, приседания, комплексные упражнения (например, связка «бег-отжимания» или «пресс-спина-отжимания»). Крайне важно включать в программу ОФП акробатические элементы, такие как, стойка на руках у стенки (например, 5 подходов по 10 сек., потом время и количество подходов можно постепенно увеличивать), спичаги в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё), из положения «упор сидя» выход в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё) и т.д.
В конце тренировки проводится общая оценка всей тренировки (тренер-преподаватель выявляет положительные (отрицательные) стороны, делает замечания и дает свои рекомендации по устранению ошибок).
Список литературы
- С.В. Кожевников. Акробатика. – М.: Искусство, 1984
- Свод правил по спортивной акробатике 2009-2012 гг. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
- Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: Терра-Спорт, 2002.
- Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. – М.: Физкультура и спорт 1974.
- Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт 1983.
- Спортивная акробатика: Учебник для институтов физкультуры / Под ред. В.П. Коркина – М.: Физкультура и спорт, 1981
- Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка студентов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по спортивной акробатики
Программа для групп НП по спортивной акробатики...
Рабочая программа по спортивной акробатики
Программа для групп НП по спортивной акробатики...
Предпрофессиональная программа по спортивной акробатике
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта, относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, которые предъявляют к занимающимся очень высокие специфические ...
«Общая физическая подготовка в спортивной акробатике»
Понятие о физических качествах: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости. Развитие и методы воспитания этих качеств....
Положение по спортивной акробатике
о проведении открытого первенстваТаймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по спортивной акробатике памяти И. Надера...
Программа по спортивной акробатике
Рабочая программа дополнительного образования объединений "Крепыш" и "Ласточка" по спортивной акробатике....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Основы спортивной акробатики"
Основы спортивной акробатики...