Программа по спортивной акробатике
рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования объединений "Крепыш" и "Ласточка" по спортивной акробатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 296.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ОБСУЖДЕНА: на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе № ___ «___» ____________2018 г. | Утверждена Приказом №______ от « »____________2018 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе ____________________М.М. Костенко |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивная акробатика»
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
начальная ступень- 5-7 лет, 1 ступень обучения - 7-10 лет,
2 ступень обучения- 11-14 лет, 3 ступень обучения -15-18 лет.
Срок реализации
начальная ступень – 2 года,
1,2,3 ступени обучения -3 года.
Составитель: Жаглина Ирина Ахметкиреевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта, относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, которые предъявляют к занимающимся очень высокие специфические требования. В спортивной акробатике выделяют пять дисциплин: мужские группы, женские группы, смешанные пары, мужские пары, женские пары. В каждой дисциплине спортсмены выполняют три вида соревновательных упражнения — балансовое, вольтижное и комбинированное. Интенсивность тренировочных занятий в акробатике относительно невысока. Она обусловлена овладением новыми сверхсложными, оригинальными упражнениями. Время, затраченное на выполнение упражнений, намного меньше общего времени занятий. В спортивной акробатике, для достижения высоких спортивных результатов, соревновательные упражнения должны быть в строгом соответствии со специальными требованиями, предусмотренными правилами соревнований. Стремительный рост спортивных результатов в сложно-координационных видах спорта и « омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 5-6 лет. Подготовка в спортивной акробатике - сложная развивающаяся система, основными принципами действия которой являются: • принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля); • принцип преемственности, определяющий строгую последовательность изучения программного материала по этапам обучения (от простого к сложному, положительного переноса навыка и т.д.); • принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от этапа многолетней подготовки максимальный учет индивидуальных особенностей спортсмена. Кроме общих системных принципов и закономерностей теории спорта, подготовка акробатов, как система, обладает и специфическими принципами, которые характерны ей как сложно-координационной спортивной деятельности: - направленность на достижение максимально возможного индивидуального результата; - принцип динамичности; - индивидуализация спортивной подготовки; - принцип оптимальности; - принцип соответствия структур подготовленности и соревновательной деятельности; - принцип педагогической управляемости. Программный материал предполагает решение следующих задач: - повышенные требования ко всем видам подготовки; - увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; - рост трудности соревновательных программ; - максимальная реализация индивидуальных способностей; - повышение важности внедрения научно – методического сопровождения и научно-исследовательских разработок, инновационных технологий; - совершенствование всех видов обеспечения тренировочного процесс; Данная Программа охватывает большой возрастной диапазон, соответственно включает большое разнообразие средств, способов, видов, методов и методических приемов, направлена на успешное освоение и качественное исполнение упражнений. Этому способствуют такие виды подготовки как, специально-физическая, техническая, хореографическая, функциональная, психологическая, теоретическая. Актуальность данной программы заключается в том, что объём социального заказа на обучение детей спортивной акробатике продолжает увеличиваться.
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивная акробатика» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
- Приказ Министерства спорта РФ от 30 декабря 2014 г. № 1105 “Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика”;
- Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5 – 18 лет. Начальная ступень – 5-7 лет, 1 ступень -7-10 лет; вторая ступень -11-14 лет; 3 ступень -15-18 лет. Срок реализации в начальной ступени - 2 года, в 1,2.3 ступени - 3 года.
Программа студии спортивной акробатики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- Рабочей программы по физической культуре под редакцией В.И. Лях для общеобразовательных школ, М.; «Просвещение», 2012 год;
- Учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И., М. Физкультура и спорт: 1983, «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.
В основу разработки программы положена программа по спортивной акробатике для ДЮСШ, СДЮШОР допущенная Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, классификационная программа по спортивной акробатике издание: июль 2005г. Комитет Акробатической Гимнастики.
Содержание программы «Спортивная акробатика» составлено на основе основных содержательных линий занятий по физической культуре. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: «Теоретическая подготовка», «Общая физическая подготовка», «Строевая подготовка», «Хореографическая подготовка», «Акробатическая подготовка», «Групповая акробатика» с распределением часов в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Особенность программы.
Акробатика является эффективным средством разностороннего воздействия на учащихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного аппарата к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства: внимание, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются личностные свойства ребенка.
Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного.
Актуальность программы.
В последние годы динамика уровня физического здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Причиной этого факта является выраженная гиподинамия детей в современном обществе. К сожалению, двигательная активность детей на уроках физической культуры недостаточна, что делает занятия физической культурой и спортом в сфере дополнительного образования просто необходимыми.
Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья учащихся, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки.
Акробатика – отличное средство пропаганды спорта. Акробатические упражнения необычайно зрелищны. Их используют в различных показательных выступлениях. Именно благодаря своей зрелищности занятия акробатикой стали особенно популярными среди детей школьного возраста.
В основу программы по спортивной акробатике входят развивающие двигательные занятия с детьми, направленные на активизацию физического и сенсомоторного развития, формирование осанки, развитие основных жизненно важных двигательных умений и навыков, через средства массовой оздоровительно-спортивной гимнастики, а также нравственное и эстетическое воспитание детей, и мотивация к занятиям спортивной акробатикой, посредством игровых форм и способов организации занятий.
Новизна, значимость программы.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учащихся.
Предметом обучения по программе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Цель образовательной программы - укрепление здоровья учащихся, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, обучение акробатике в доступной для них форме.
Задачи программы:
Работа с детьми осуществляется в трёх направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.
Оздоровительные задачи:
- повышать уровень физического развития и физической подготовленности;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
- способствовать комплексному развитию физических качеств (скоростно-силовых, гибкости, силы, ловкости, выносливости, быстроты).
Образовательные задачи:
- формировать основы знаний в области физической культуры и спорта, в частности, по спортивной акробатике;
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к другим;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.
Воспитательные задачи:
- формировать необходимость в здоровом образе жизни;
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности и систематическим занятиям спортивной акробатикой;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей и творческой самореализации детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
Место программы в учебном плане МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа «Спортивная акробатика» составлена, исходя из требований к дополнительный общеобразовательным программам физкультурно- спортивной направленности. Обучение по программе проводится в объединениях «Крепыш» (дети 5-7 лет), и объединении «Ласточка» (дети 8-18 лет).
Для начальной ступени обучения программа составляет 144 часов (2 года обучения по 72 часа).
Каждый год обучения в следующих ступенях включает в себя 144 часа учебно-тренировочных занятий.
Всего по программе для 1, 2 и 3 ступеней обучения 432 часа. Из них количество часов теоретической подготовки и практических занятий варьируется на каждой ступени.
Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник научится:
- использовать жизненно-важные двигательные умения и навыки в повседневной жизни;
- реализовать свои творческие способности через составление и выполнение акробатических этюдов;
- владеть в совершенстве своим телом и использовать это умение во время выступления на сцене.
Выпускник получит возможность:
• комплексно развивать все физические качества (силу, координацию, гибкость, быстроту, выносливость);
• повышать уровень физического развития и физической подготовленности через занятия спортивной акробатикой;
• самостоятельно составлять акробатические этюды, реализуя тем самым свой творческий потенциал;
• работать в физическом и психологическом контакте с другими обучающимися в процессе составления и выполнения групповых акробатических этюдов и творческих номеров.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
– основные виды гимнастики;
– терминологию и основы знаний по спортивной акробатике;
– форму организации и проведения соревнований по спортивной акробатике, правила проведения соревнований;
– значение акробатики как вида спорта в повседневной жизни.
Уметь:
– выполнять простые и сложные акробатические элементы;
- выполнять строевые команды и упражнения, направленные на повышение уровня общей физической подготовки;
– выполнять упражнения, направленные на повышение уровня специальной физической подготовки и на развитие физических качеств;
– выполнять упражнения групповой акробатики, сотрудничать и взаимодействовать в парах и тройках;
- выполнять готовые акробатические этюды и составлять их самостоятельно, реализуя тем самым свой творческий потенциал;
- свободно чувствовать себя во время выступления на сцене, акробатической дорожке, не зависимо от количества зрителей, качества покрытия и освещения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
–для укрепления здоровья и повышения уровня физического развития и физической подготовленности;
– реализации творческого потенциала.
Личностные результаты выпускника:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание художественно-эстетического вкуса через искусство владения телом;
- понимать ценность физической культуры человека и ее место в повседневной жизни.
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессии;
• в познавательной сфере:
- умение формировать здоровый образ жизни и изучать новые возможности человеческого организма.
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действий с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Содержание программы по разделам:
0 ступень:
Разделы, Темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 4 |
Строевая подготовка | 6 | 6 |
Общая физическая подготовка | 22 | 20 |
Хореографическая подготовка | 6 | 6 |
Акробатическая подготовка | 28 | 30 |
Групповая акробатика | 6 | 6 |
Всего часов: | 72 | 72 |
Раздел «Теоретическая подготовка»:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности на занятиях спортивной акробатикой;
влияние занятий акробатикой на формирование организма человека;
правила поведения на занятиях спортивной акробатикой.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
слушать и слышать требования педагога во время занятий.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
историю зарождения акробатики как вида спорта;
правила организации занятия по спортивной акробатике.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
правильно организовать свое рабочее пространство.
Учебно-тематическое планирование раздела «Основы знаний».
0 ступень обучения (5-7 лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
1. | Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 4 | - | - | 4 | 4 | - | - |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий спортивной акробатикой. | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - |
2 | Правила поведения на занятиях спортивной акробатикой. | 1 | 1 | - | - | ||||
3 | Значение акробатических упражнений в современной жизни. | 2 | 2 | - | - | ||||
4 | История зарождения акробатики как вида спорта. | 1 | 1 | - | - | ||||
5 | Правила организации рабочего пространства на занятиях. | 2 | 2 | - | - |
Раздел «Строевая подготовка»:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
команды построений в шеренгу по одному;
команду перестроения из шеренги в колонну и обратно;
команду расчета по порядку и на счет.
уметь:
строиться по команде в шеренгу по одному;
перестраиваться из шеренги в колонну и обратно;
рассчитываться по порядку и по счету.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
команды равнений на направляющего и на ориентир;
команды построений и перестроений;
команды смыканий и размыканий.
уметь:
строиться и перестраиваться;
равняться на направляющего и на ориентир;
выполнять смыкания и размыкания в шеренге.
Учебно-тематическое планирование раздела «Строевая подготовка»
0 ступень обучения (5-7 лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
2. | Строевая подготовка. | 6 | 3 | 3 | - | 6 | 3 | 3 | - |
1 | Построение в шеренгу по одному. | 2 | 1 | 1 | - | ||||
2 | Перестроение из колонны в шеренгу и обратно. | 2 | 1 | 1 | - | ||||
3 | Расчет по порядку и на счет. | 2 | 1 | 1 | - | ||||
4 | Равнение на ориентир. | 2 | 1 | 1 | - | ||||
5 | Смыкания, размыкания. | 2 | 1 | 1 | - | ||||
6 | Повороты и перестроения. | 2 | 1 | 1 | - |
Раздел «Общая физическая подготовка»:
К концу обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие силы;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие выносливости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения, направленные на развитие гибкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие силы;
выполнять упражнения, направленные на развитие ловкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей;
выполнять упражнения, направленные на развитие выносливости;
выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты.
Учебно-тематическое планирование раздела «Общая физическая подготовка»
0 ступень обучения (5-7 лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
3. | Общая физическая подготовка. | 22 | - | 22 | - | 20 | - | 14 | 6 |
1 | Гибкость. | 6 | - | 6 | - | 6 | - | 5 | 1 |
2 | Сила. | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 3 | 1 |
3 | Координационные способности (ловкость). | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 3 | 1 |
4 | Быстрота. | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 1 | 1 |
5 | Выносливость. | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 1 | 1 |
6 | Скоростно-силовые способности. | 4 | - | 4 | - | 2 | - | 1 | 1 |
Раздел «Хореографическая подготовка»:
К концу нулевой ступени учащиеся должны знать:
основные позиции рук и ног в хореографии;
технику выполнения упражнений для развития пластики.
уметь:
выполнять основные позиции рук и ног во время занятий;
выполнять упражнения для развития пластики.
Учебно-тематическое планирование раздела «Хореографическая подготовка»
0 ступень обучения (5-7лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
4. | Хореографическая подготовка. | 6 | 3 | 3 | - | 6 | - | 3 | 3 |
1 | Основные позиции ног. | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | 1 |
2 | Основные позиции рук. | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | 1 |
3 | Развитие пластики. | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | 1 |
Раздел «Акробатическая подготовка»:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия «Журавлик»;
технику выполнения моста и его вариантов;
технику выполнения кувырка вперед и его вариантов;
технику выполнения стойки на лопатках и ее вариантов;
технику выполнения прыжков «Козлик» и подбивного;
технику выполнения шпагата и его вариантов.
уметь:
выполнять простые акробатические равновесия;
выполнять простые акробатические прыжки;
выполнять кувырок вперед в различных вариантах;
выполнять мост и его варианты;
выполнять стойку на лопатках;
выполнять все варианты шпагата.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия «Ласточка»;
технику выполнения кувырка назад и его вариантов;
технику выполнения переворота в сторону;
технику выполнения прыжка «Ножницы».
уметь:
выполнять равновесие «Журавлик» и равновесие «Ласточка»;
выполнять кувырок назад и его варианты;
выполнять переворот в сторону;
выполнять прыжок «Ножницы»;
выполнять все варианты шпагата.
Учебно-тематическое планирование раздела «Акробатическая подготовка»
0 ступень обучения (5-7лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
5. | Акробатическая подготовка. | 28 | 7 | 21 | - | 30 | 6 | 21 | 3 |
1 | Равновесие на правой (левой) «Журавлик» | 4 | 1 | 3 | - | ||||
2 | Равновесие на правой (левой) «Ласточка». | 4 | 1 | 3 | - | ||||
3 | Мост и его варианты. | 4 | 1 | 3 | - | 4 | 1 | 2 | 1 |
4 | Кувырок вперед и его варианты. | 4 | 1 | 3 | - | 2 | - | 1 | 1 |
5 | Кувырок назад и его варианты. | 4 | 1 | 3 | - | ||||
6 | Стойка на лопатках – «Березка». | 4 | 1 | 3 | - | ||||
7 | Стойка на трех точках | 4 | 1 | 3 | - | ||||
8 | Переворот в сторону «Колесо» | 4 | 1 | 3 | - | ||||
9 | Шпагат и его варианты. | 4 | 1 | 3 | - | 4 | - | 3 | 1 |
10 | Прыжок «Козлик». | 4 | 1 | 3 | - | ||||
11 | Прыжок «Ножницы». | 4 | 1 | 3 | - | ||||
12 | Подбивной прыжок. | 4 | 1 | 3 | - |
Раздел «Групповая акробатика»:
К концу нулевой ступени обучения учащиеся должны знать:
особенности выполнения простых акробатических упражнений в мужских и
женских парах;
особенности выполнения простых акробатических упражнений в
смешанных парах.
уметь:
выполнять простые акробатические упражнения в мужских и
женских парах;
выполнять простые акробатические упражнения в
смешанных парах.
Учебно-тематическое планирование раздела «Групповая подготовка»
0 ступень обучения (5-7лет) | |||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
6. | Групповая акробатика. | 6 | 2 | 4 | - | 6 | 2 | 4 | - |
1 | Женская пара. Мужская пара. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 2 | - |
2 | Смешанная пара. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | 1 | 2 | - |
1 ступень:
Разделы, Темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 4 | 4 |
Строевая подготовка | 10 | 8 | 4 |
Общая физическая подготовка | 44 | 40 | 38 |
Хореографическая подготовка | 18 | 18 | 20 |
Акробатическая подготовка | 48 | 52 | 54 |
Групповая акробатика | 20 | 22 | 24 |
Всего часов: | 144 | 144 | 144 |
Раздел «Теоретическая подготовка»:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности на занятиях спортивной акробатикой;
виды гимнастики;
основные понятия и терминологию акробатики.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
правильно применять терминологию спортивной акробатики.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
влияние занятий акробатикой на формирование организма человека;
основные понятия и терминологию акробатики.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
правильно применять терминологию спортивной акробатики.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
правила личной и общественной гигиены.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
соблюдать правила личной и общественной гигиены.
Учебно-тематическое планирование раздела «Основы знаний».
1 ступень обучения (7-10 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
1. | Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 3 | 1 | - | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 1 | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий спортивной акробатикой. | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | |
2 | Виды гимнастики. | 1 | 1 | - | - | |||||||||
3 | Прикладное значение акробатики в современной жизни. | 2 | 1 | - | 1 | |||||||||
4 | Терминология акробатики. | 2 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - | 1 | |
5 | Правила личной и общественной гигиены на занятиях. | 2 | 1 | 1 | - |
Раздел «Строевая подготовка»:
К концу первой ступени обучения учащиеся должны знать:
команды построений и перестроений;
команды расчетов и равнений;
команды смыканий и размыканий;
команды поворотов и разворотов;
уметь:
строиться и перестраиваться по команде;
рассчитываться по порядку и по счетам;
смыкать и размыкать строй;
ходить строем и выполнять задания в строю;
свободно без затруднений выполнять любые строевые команды.
Учебно-тематическое планирование раздела «Строевая подготовка»
1 ступень обучения (7-10 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
2. | Строевая подготовка. | 10 | 2 | 8 | - | 8 | - | 8 | - | 4 | - | 4 | - | |
1 | Построения и перестроения. | 3 | - | 3 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | |
2 | Расчеты и равнения. | 2 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | |
3 | Смыкания, размыкания. Повороты. | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | |
4 | Ходьба в строю. | 2 | 1 | 1 | - | 3 | - | 3 | - | 1 | - | 1 | - | |
5 | Построение в колонны и в шеренги по 2, по 3 по 4 и т.д | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - |
Раздел «Общая физическая подготовка»:
К концу первой ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие силы;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-
силовых способностей;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие выносливости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения направленные на развитие гибкости;
выполнять упражнения направленные на развитие силы;
выполнять упражнения направленные на развитие ловкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей;
выполнять упражнения, направленные на развитие выносливости;
выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты.
Учебно-тематическое планирование раздела «Общая физическая подготовка»
1 ступень обучения (7-10 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
3. | Общая физическая подготовка. | 44 | - | 41 | 3 | 40 | - | 36 | 4 | 38 | - | 34 | 4 |
1 | Гибкость. | 14 | - | 13 | 1 | 8 | - | 7 | 1 | 6 | - | 5 | 1 |
2 | Сила. | 10 | - | 9 | 1 | 12 | - | 11 | 1 | 6 | - | 5 | 1 |
3 | Координационные способности (ловкость). | 6 | - | 6 | - | 8 | - | 7 | 1 | 10 | - | 9 | 1 |
4 | Быстрота. | 6 | - | 6 | - | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 4 | - |
5 | Выносливость. | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 4 | - |
6 | Скоростно-силовые способности. | 4 | - | 3 | 1 | 4 | - | 3 | 1 | 8 | - | 7 | 1 |
Раздел «Хореографическая подготовка»:
К концу первой ступени учащиеся должны знать:
направления хореографии;
технику выполнения упражнений для развития пластики;
роль хореографии в составлении акробатических этюдов.
уметь:
использовать основные позиции хореографии во время выполнения этюдов;
выполнять упражнения для развития пластики;
различать направления хореографии.
Учебно-тематическое планирование раздела «Хореографическая подготовка»
1 ступень обучения (7-10 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
4. | Хореографическая подготовка. | 18 | 6 | 12 | - | 18 | 8 | 8 | 2 | 20 | 4 | 10 | 6 |
1 | Хореография. Виды и направления хореографии. | 6 | 6 | - | - | 4 | 4 | - | - | 2 | - | - | 2 |
2 | Роль хореографии в подготовке акробата. | 6 | 4 | - | 2 | 6 | 4 | - | 2 | ||||
3 | Развитие пластики. | 12 | - | 12 | - | 8 | - | 8 | - | 12 | - | 10 | 2 |
Раздел «Акробатическая подготовка»:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия с захватом ноги сзади и фронтального
равновесия;
технику выполнения переворота в сторону на одну;
технику выполнения перекидки вперед и ее вариантов;
технику выполнения лет-кувырка и его вариантов;
технику выполнения стойки на трех точках и ее вариантов;
технику выполнения прыжка в полушпагат и его вариантов, перекидного
прыжка;
технику выполнения шпагата и его вариантов.
уметь:
выполнять без затруднений акробатические равновесия с захватом ноги
сзади и фронтальное;
выполнять акробатические прыжки в полушпагат и перекидной;
выполнять лет-кувырок вперед;
выполнять переворот в сторону на одну руку;
выполнять стойку на трех точках и ее варианты;
выполнять перекидку вперед и ее варианты;
выполнять все варианты шпагата.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения бокового равновесия, равновесия «Кольцом» и заднего
равновесия;
технику выполнения рондата;
технику выполнения стойки на предплечьях и ее вариантов;
технику выполнения стойки переката и стойки-кувырка;
технику выполнения перекидок вперед, назад и их вариантов;
технику выполнения стойки на груди и ее вариантов.
уметь:
выполнять боковое равновесие, равновесие «Кольцом» и заднее
равновесие;
выполнять рондат;
выполнять стойку на предплечьях и ее варианты;
выполнять перекидки вперед, назад и их варианты;
выполнять стойку на груди и ее варианты;
выполнять стойку-перекат и стойку-кувырок.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения стоек на груди и на предплечьях;
технику выполнения стойки на руках;
технику выполнения перекидок вперед, назад и их вариантов;
технику выполнения переката вперед и дорожки перекатов;
технику выполнения прыжка «Кольцом одной».
уметь:
выполнять стойки на груди и на предплечьях;
выполнять стойку на руках;
выполнять перекидки вперед, назад и их варианты;
выполнять перекат вперед и дорожку перекатов;
выполнять прыжок «Кольцом одной».
Учебно-тематическое планирование раздела «Акробатическая подготовка»
1 ступень обучения (7-10 лет) | |||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | ||
5. | Акробатическая подготовка. | 48 | 9 | 33 | 6 | 52 | 9 | 37 | 6 | 54 | 7 | 40 | 7 | ||
1 | Равновесие с захватом ноги сзади. | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
2 | Фронтальное равновесие. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
3 | Боковое равновесие. Равновесие "кольцом" | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
4 | Равновесие заднее. | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
5 | Переворот в сторону "колесо" на одну руку. | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
6 | Рондат. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
7 | Перекидка вперед и ее варианты. | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | ||
8 | Перекидка назад и ее варианты. | 8 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||
9 | Лет-кувырок вперед. | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
10 | Стойка на трех точках. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
11 | Стойка на груди и ее варианты. | 8 | 1 | 6 | 1 | 8 | 1 | 6 | 1 | ||||||
12 | Стойка на предплечьях и ее варианты. | 6 | 1 | 4 | 1 | 8 | 1 | 6 | 1 | ||||||
13 | Стойка на руках. | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||||||||
14 | Стойка - перекат. | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
15 | Стойка – кувырок. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
16 | Перекат и его варианты. | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||||||||
17 | Шпагат и его варианты. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
18 | Прыжок в полушпагат. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
19 | Перекидной прыжок. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
20 | Прыжок «Кольцом одной» | 6 | 1 | 4 | 1 |
Раздел «Групповая акробатика»:
К концу первой ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения акробатических упражнений в мужских и
женских парах;
технику выполнения акробатических упражнений в
смешанных парах;
технику выполнения акробатических упражнений в мужских и женских
тройках;
технику выполнения акробатических упражнений в группах.
уметь:
выполнять акробатические упражнения в мужских и женских парах;
выполнять акробатические упражнения в смешанных парах;
выполнять простые акробатические упражнения в мужских и
женских тройках;
выполнять акробатические упражнения в группах.
Учебно-тематическое планирование раздела «Групповая подготовка»
1 ступень обучения (7-10 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
6. | Групповая акробатика. | 20 | 4 | 16 | - | 22 | 4 | 18 | - | 24 | - | 20 | 4 | |
1 | Женская пара. Мужская пара. | 4 | 1 | 3 | - | 4 | 1 | 3 | - | 6 | - | 5 | 1 | |
2 | Женская тройка. Мужская тройка. | 4 | 1 | 3 | - | 4 | 1 | 3 | - | 4 | - | 3 | 1 | |
3 | Смешанная пара. | 4 | 1 | 3 | - | 6 | 1 | 5 | - | 6 | - | 5 | 1 | |
4 | Группа 4 и более человек. | 8 | 1 | 7 | - | 8 | 1 | 7 | - | 8 | - | 7 | 1 |
2 ступень:
Разделы, Темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 4 | 4 |
Общая физическая подготовка | 44 | 40 | 38 |
Акробатическая подготовка | 48 | 52 | 50 |
Хореографическая подготовка | 18 | 18 | 20 |
Групповая акробатика | 20 | 22 | 24 |
Тактическая подготовка | 10 | 8 | 8 |
Всего часов: | 144 | 144 | 144 |
Раздел «Теоретическая подготовка»:
К концу второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности на занятиях спортивной акробатикой;
организацию рабочего места во время занятий спортивной акробатикой;
правила страховки и самостраховки во время занятий;
историю развития акробатики как вида спорта. Великих и известных акробатов.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
правильно организовывать рабочее место во время занятий спортивной акробатикой;
выполнять правила страховки и самостраховки во время занятий спортивной акробатикой.
Учебно-тематическое планирование раздела «Основы знаний».
2 ступень обучения (11-14 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
1. | Основы знаний (теоретическая подготовка) | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | - | - | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий спортивной акробатикой. | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | |
2 | Организация рабочего места во время занятий спортивной акробатикой. | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
3 | Правила страховки и самостраховки во время занятий. | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
4 | История развития акробатики как вида спорта. Великие и известные акробаты. | 3 | 3 | - | - |
Раздел «Общая физическая подготовка»:
К концу второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие силы;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-
силовых способностей;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие выносливости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения, направленные на развитие активной гибкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие специальной силы;
выполнять упражнения, направленные на развитие ловкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей;
выполнять упражнения, направленные на развитие специальной
выносливости;
выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты.
Учебно-тематическое планирование раздела «Общая физическая подготовка»
2 ступень обучения (11-14 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
2. | Общая физическая подготовка. | 44 | 6 | 32 | 6 | 40 | - | 40 | - | 40 | - | 34 | 6 |
1 | Гибкость. | 12 | 1 | 10 | 1 | 12 | - | 12 | - | 12 | - | 11 | 1 |
2 | Сила. | 8 | 1 | 6 | 1 | 6 | - | 6 | - | 8 | - | 7 | 1 |
3 | Координационные способности (ловкость). | 10 | 1 | 8 | 1 | 6 | - | 6 | - | 8 | - | 7 | 1 |
4 | Быстрота. | 4 | 1 | 2 | 1 | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 3 | 1 |
5 | Выносливость. | 4 | 1 | 2 | 1 | 6 | - | 6 | - | 4 | - | 3 | 1 |
6 | Скоростно-силовые способности. | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | - | 6 | - | 4 | - | 3 | 1 |
Раздел «Акробатическая подготовка»:
К концу первого года второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия в шпагат;
технику выполнения угла и его вариантов;
технику выполнения связки мост-перекат;
технику выполнения кувырка назад из положения стоя в шпагат;
технику выполнения дорожки перекатов;
технику выполнения прыжка шпагатом и его вариантов;
технику выполнения кувырка в шпагате.
уметь:
выполнять равновесие в шпагат;
выполнять угол и его варианты;
выполнять связку мост-перекат;
выполнять кувырок назад из положения стоя в шпагат;
выполнять дорожку перекатов;
выполнять прыжок шпагатом и его варианты;
выполнять кувырок в шпагате.
К концу второго года второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия "кольцом" с захватом двумя;
технику выполнения угла и его вариантов;
технику выполнения связки мост-перекат;
технику выполнения подъема в перекат;
технику выполнения дорожки перекатов;
технику выполнения перекидки вперед в шпагат;
технику выполнения прыжка шпагатом и его вариантов;
технику выполнения прыжка «кольцом двумя».
уметь:
выполнять равновесие «кольцом» с захватом двумя;
выполнять угол и его варианты;
выполнять связку мост-перекат;
выполнять подъем в перекат;
выполнять дорожку перекатов;
выполнять перекидку вперед в шпагат;
выполнять прыжок шпагатом и его варианты;
выполнять прыжок «кольцом двумя».
К концу третьего года второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения фронтального равновесия с наклоном;
технику выполнения подъема в перекат;
технику выполнения дорожки перекатов;
технику выполнения спичага;
технику выполнения темпового переворота;
технику выполнения фляка;
технику выполнения связки рондат-фляк.
уметь:
выполнять равновесие «кольцом» с захватом двумя;
выполнять угол и его варианты;
выполнять связку мост-перекат;
выполнять подъем в перекат;
выполнять дорожку перекатов;
выполнять перекидку вперед в шпагат;
выполнять прыжок шпагатом и его варианты;
выполнять прыжок «кольцом двумя».
Учебно-тематическое планирование раздела «Акробатическая подготовка»
2 ступень обучения (11-14 лет) | |||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | ||
3. | Акробатическая подготовка. | 48 | 7 | 39 | 2 | 52 | 4 | 42 | 6 | 50 | 5 | 43 | 3 | ||
1 | Равновесие в шпагат. | 8 | 1 | 6 | 1 | ||||||||||
2 | Равновесие "кольцом" с захватом двумя. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
3 | Фронтальное равновесие с наклоном. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
4 | «Угол» и его варианты. | 10 | 1 | 9 | - | 6 | - | 5 | 1 | ||||||
5 | Мост в перекат | 6 | 1 | 4 | - | 6 | - | 5 | 1 | ||||||
6 | Подъем в перекат | 8 | 1 | 7 | - | 6 | - | 5 | 1 | ||||||
7 | Дорожка перекатов | 8 | 1 | 6 | 1 | 6 | - | 6 | - | 6 | - | 5 | 1 | ||
8 | Кувырок назад из положения стоя, в шпагат | 4 | 1 | 3 | - | ||||||||||
9 | Перекидка вперед в шпагат | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
10 | Спичаг | 8 | 1 | 7 | - | ||||||||||
11 | Темповый переворот | 8 | 1 | 7 | - | ||||||||||
12 | Фляк | 8 | 1 | 7 | - | ||||||||||
13 | Рондат-фляк | 8 | 1 | 7 | - | ||||||||||
14 | Прыжок шпагатом | 6 | 1 | 5 | - | 6 | - | 5 | 1 | ||||||
15 | Прыжок «Кольцом двумя» | 8 | 1 | 6 | 1 | ||||||||||
16 | Кувырок в шпагате | 6 | 1 | 5 | - |
Раздел «Хореографическая подготовка»:
К концу второй ступени обучающиеся должны знать:
направления хореографии;
основы народной и классической хореографии;
роль хореографии в составлении акробатических этюдов;
уметь:
использовать народную и классическую хореографию в составлении
акробатических этюдов;
самостоятельно составлять этюды и композиции, сочетая хореографию с
акробатикой;
различать направления хореографии.
Учебно-тематическое планирование раздела «Хореографическая подготовка»
2 ступень обучения (11-14 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
4. | Хореографическая подготовка. | 18 | 2 | 14 | 2 | 18 | 2 | 14 | 2 | 20 | 2 | 16 | 2 |
1 | Народная хореография. | 18 | 2 | 14 | 2 | ||||||||
2 | Классическая хореография. | 18 | 2 | 14 | 2 | ||||||||
3 | Сочетание хореографии с акробатикой. | 20 | 2 | 16 | 2 |
Раздел «Групповая акробатика»:
К концу второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в мужских и
женских парах;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в
смешанных парах;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в мужских и женских тройках;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в группах;
уметь:
выполнять вольтижные акробатические упражнения в мужских и женских парах;
выполнять вольтижные акробатические упражнения в смешанных парах;
выполнять статические и вольтижные акробатические упражнения в мужских и женских тройках;
выполнять вольтижные акробатические упражнения в группах.
Учебно-тематическое планирование раздела «Групповая подготовка»
2 ступень обучения (11-14 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
5. | Групповая акробатика. | 20 | 4 | 16 | - | 22 | 4 | 18 | - | 24 | - | 20 | 4 | |
1 | Женская пара. Мужская пара. | 5 | 1 | 4 | - | 5 | 1 | 4 | - | 6 | - | 5 | 1 | |
2 | Женская тройка. Мужская тройка. | 5 | 1 | 4 | - | 6 | 1 | 5 | - | 6 | - | 5 | 1 | |
3 | Смешанная пара. | 5 | 1 | 4 | - | 5 | 1 | 4 | - | 6 | - | 5 | 1 | |
4 | Группа 4 и более человек. | 5 | 1 | 4 | - | 6 | 1 | 5 | - | 6 | - | 5 | 1 |
Раздел «Тактическая подготовка»:
К концу второй ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений на развитие внимания;
особенности, отличительные черты своего характера;
психологические особенности своего коллектива;
психологические приемы, направленные на восстановление спокойствия.
уметь:
сосредоточиться на выполнении упражнения или серии упражнений;
контактировать с коллективом во время выполнения групповых композиций;
вырабатывать спокойный настрой на выступление.
Учебно-тематическое планирование раздела «Тактическая подготовка»
2 ступень обучения (11-14 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
6. | Тактическая подготовка. | 10 | 3 | 7 | - | 8 | 1 | 7 | - | 8 | - | 6 | 2 | |
1 | Развитие внимания. | 6 | 1 | 5 | - | 4 | - | 3 | 1 | |||||
2 | Психологические тесты: «Мой темперамент». | 2 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | |||||
3 | Психологические тесты: «Мое место в команде». | 2 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | |||||
4 | Релаксирующие упражнения. Дыхательная гимнастика. | 6 | 1 | 5 | - | 4 | - | 3 | 1 |
3 ступень:
Разделы, Темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения |
Основы знаний (теоретическая подготовка) | 6 | 6 | 6 |
Общая физическая подготовка | 18 | 12 | 12 |
Специальная физическая подготовка | 18 | 18 | 18 |
Акробатическая подготовка | 50 | 52 | 54 |
Хореографическая подготовка | 18 | 18 | 20 |
Групповая акробатика | 26 | 30 | 26 |
Тактическая подготовка | 8 | 8 | 8 |
Всего часов: | 144 | 144 | 144 |
Раздел «Теоретическая подготовка»:
К концу третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности на занятиях спортивной акробатикой;
правила соревнований по спортивной акробатике;
разрядные нормативы по спортивной акробатике;
основы судейства в спортивной акробатике.
уметь:
использовать теоретические знания в практической деятельности;
составлять программу соревнований, соответственно разрядов по спортивной
акробатике;
судить соревнования по спортивной акробатике.
Учебно-тематическое планирование раздела «Основы знаний».
3 ступень обучения (15-18 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
1. | Основы знаний (теоретическая подготовка) | 6 | 3 | 2 | 1 | 6 | 3 | 2 | 1 | 6 | 3 | 2 | 1 | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий спортивной акробатикой. | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | |
2 | Правила соревнований по спортивной акробатике. | 5 | 2 | 2 | 1 | |||||||||
3 | Разрядные нормативы по спортивной акробатике. | 5 | 2 | 2 | 1 | |||||||||
4 | Основы судейства в спортивной акробатике. | 5 | 2 | 2 | 1 |
Раздел «Общая физическая подготовка»:
К концу третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие силы;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие выносливости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения, направленные на развитие активной гибкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие специальной силы;
выполнять упражнения, направленные на развитие ловкости;
выполнять упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей;
выполнять упражнения, направленные на развитие специальной выносливости;
выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты.
Учебно-тематическое планирование раздела «Общая физическая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
2. | Общая физическая подготовка. | 18 | - | 12 | 6 | 12 | - | 6 | 6 | 12 | - | 6 | 6 |
1 | Гибкость. | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
2 | Сила. | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
3 | Координационные способности (ловкость). | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
4 | Быстрота. | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
5 | Выносливость. | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
6 | Скоростно-силовые способности. | 3 | - | 2 | 1 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 1 |
Раздел «Специальная физическая подготовка»:
К концу третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения упражнений, направленных на переразгибы в суставах;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие специальной
статической и динамической силы;
технику выполнения сложно-координационных упражнений;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие специальной
взрывной силы;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие специальной
выносливости;
технику выполнения упражнений, направленных на развитие быстроты.
уметь:
выполнять упражнения, направленные на переразгибы в суставах;
выполнять упражнения, на развитие специальной статической и
динамической силы;
выполнять сложно-координационные упражнения;
выполнять упражнения, направленные на развитие взрывной силы;
выполнять упражнения, направленные на развитие специальной
выносливости;
выполнять упражнения, направленные на развитие быстроты.
Учебно-тематическое планирование раздела «Специальная физическая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
3. | Специальная физическая подготовка. | 18 | 6 | 12 | - | 18 | - | 18 | - | 18 | - | 12 | 6 |
1 | Гибкость. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
2 | Статическая сила. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
3 | Сложно-координационные упражнения. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
4 | Динамическая сила. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
5 | Специальная выносливость. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
6 | Быстрота. | 3 | 1 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | 1 |
Раздел «Акробатическая подготовка»:
К концу первого года третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия «ласточка» в шпагат;
технику выполнения переворота в сторону без рук;
технику выполнения стойки «крокодил» и ее вариантов;
технику выполнения курбета и его вариантов;
технику выполнения каскада прыжков.
уметь:
выполнять равновесие «ласточка» в шпагат;
выполнять переворот в сторону без рук;
выполнять стойку «крокодил» и ее варианты;
выполнять курбет и его варианты;
выполнять каскад прыжков.
К концу второго года третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения равновесия махом в "кольцо";
технику выполнения стойки «мексиканка» и ее вариантов;
технику выполнения сальто вперед;
технику выполнения каскада прыжков.
уметь:
выполнять равновесие махом в «кольцо»;
выполнять стойку «мексиканка» и ее варианты;
выполнять сальто вперед;
выполнять подъем в перекат;
выполнять каскад прыжков.
К концу третьего года третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения фронтального равновесия шпагатом;
технику выполнения арабского сальто;
технику выполнения сальто назад;
технику выполнения связки рондат-сальто.
уметь:
выполнять фронтальное равновесие шпагатом;
выполнять арабское сальто;
выполнять сальто назад;
выполнять связку рондат-сальто.
Учебно-тематическое планирование раздела «Акробатическая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | |||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | ||
4. | Акробатическая подготовка. | 50 | 5 | 40 | 5 | 52 | 4 | 44 | 4 | 54 | 4 | 46 | 4 | ||
1 | Равновесие «ласточка» в шпагат | 12 | 1 | 10 | 1 | ||||||||||
2 | Равновесие махом в «кольцо» | 12 | 1 | 10 | 1 | ||||||||||
3 | Фронтальное равновесие шпагатом | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||||||||
4 | Переворот в сторону («колесо») без рук | 14 | 1 | 12 | 1 | ||||||||||
5 | Стойка «крокодил» и ее варианты | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||||||||
6 | Стойка «мексиканка» и ее варианты | 14 | 1 | 12 | 1 | ||||||||||
7 | Сальто вперед | 16 | 1 | 14 | 1 | ||||||||||
8 | Курбет и его варианты | 6 | 1 | 4 | 1 | ||||||||||
9 | Каскад прыжков | 8 | 1 | 6 | 1 | 10 | 1 | 8 | 1 | ||||||
10 | Арабское сальто | 12 | 1 | 10 | 1 | ||||||||||
11 | Сальто назад | 16 | 1 | 14 | 1 | ||||||||||
12 | Связка рондат-сальто | 16 | 1 | 14 | 1 |
Раздел «Хореографическая подготовка»:
К концу третьей ступени обучающиеся должны знать:
характер танца;
основные части танца.
уметь:
составлять эстрадно-спортивный танец;
правильно вставлять в танец акробатические элементы.
Учебно-тематическое планирование раздела «Хореографическая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль |
4. | Хореографическая подготовка. | 18 | 2 | 14 | 2 | 18 | 2 | 14 | 2 | 20 | 2 | 16 | 2 |
1 | Характерный танец | 9 | 1 | 7 | 1 | 9 | 1 | 7 | 1 | 10 | 1 | 8 | 1 |
2 | Эстрадно-спортивный танец | 9 | 1 | 7 | 1 | 9 | 1 | 7 | 1 | 10 | 1 | 8 | 1 |
Раздел «Групповая акробатика»:
К концу третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в мужских и
женских парах;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в
смешанных парах;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в мужских и
женских тройках;
технику выполнения вольтижных акробатических упражнений в группах;
уметь:
выполнять вольтижные акробатические упражнения в мужских и женских
парах;
выполнять вольтижные акробатические упражнения в смешанных парах;
выполнять статические и вольтижные акробатические упражнения в
мужских и женских тройках;
выполнять вольтижные акробатические упражнения в группах.
Учебно-тематическое планирование раздела «Групповая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
5. | Групповая акробатика. | 26 | 4 | 18 | 4 | 30 | 4 | 22 | 4 | 26 | 4 | 18 | 4 | |
Женская пара. Мужская пара. | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | ||
Женская тройка. Мужская тройка. | 6 | 1 | 4 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | ||
Смешанная пара. | 4 | 1 | 2 | 1 | 6 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | ||
Группа 4 и более человек. | 10 | 1 | 8 | 1 | 12 | 1 | 10 | 1 | 14 | 1 | 12 | 1 |
Раздел «Тактическая подготовка»:
К концу третьей ступени обучения учащиеся должны знать:
правила соревновательного настроя;
особенности, отличительные черты своего характера;
психологические особенности своего коллектива;
психологические приемы, направленные на восстановление спокойствия.
уметь:
сосредоточиться на выполнении упражнения или серии упражнений;
контактировать с коллективом во время выполнения групповых композиций;
вырабатывать спокойный настрой на выступление.
Учебно-тематическое планирование раздела «Тактическая подготовка»
3 ступень обучения (15-18 лет) | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
№ раздела | Раздел, темы | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | всего | теория | практика | контроль | |
6. | Тактическая подготовка. | 8 | 3 | 3 | 2 | 8 | 1 | 5 | 2 | 8 | 2 | 4 | 2 | |
1 | Соревновательный настрой | 8 | 3 | 3 | 2 | |||||||||
2 | Групповое взаимодействие во время выступления. | 8 | 1 | 5 | 2 | |||||||||
3 | Стрессоустойчивость | 8 | 2 | 4 | 2 |
Формы и методы контроля и самоконтроля:
по теоретической подготовке: - устные опросы; | по практической подготовке: - внутренние соревнования; |
Методическое обеспечение программы.
Используемые в настоящей программе упражнения и элементы направлены в основном на развитие физических качеств, выработку пластичности, выразительности и музыкальности.
Кабинет оборудован танцевальным станком, гимнастическими матами, спортивным инвентарем, разнообразным гимнастическими предметами, в том числе нестандартными, поэтому программа составлялась с учётом данных условий.
Занятие делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть.
В подготовительную часть входят общие развивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств в соответствии с сенситивными периодами и целями занятия. Основная часть занятия направлена на решение образовательной цели занятия и включает в себя обучение конкретным акробатическим элементам в соответствии с учебным планом. А также в основной части занятия используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, необходимые для обучения конкретно тех акробатических элементов, которые изучаются на данном занятии. В заключительной части используются упражнения и игры, направленные на восстановление дыхания и пульса, так же возможно изучение акробатических этюдов. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений, содержанием основной части занятия. Это зависит от постановочной работы, возраста и степени подготовки учащихся.
Важная роль отводится музыкальному оформлению занятия. Музыка важна как положительный фон, помогающий дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. Устанавливая единый для всех темп и ритм исполнения движений, музыка несет функцию организатора. Однако этим её влияние не ограничивается, возможности её воздействия на детские личности гораздо шире и объёмнее.
Инвентарь и оборудование.
Маты поролоновые используются для страховки учащихся.
Музыкальный центр используется для подготовки и проведения упражнений под музыкальное сопровождение (ОРУ под музыку, танцевальные минутки и т.д.)
Компьютер используется для просмотра и демонстрации техники выполнения акробатических и хореографических элементов, а также для анализа проведенных соревнований и конкурсов.
Скакалка гимнастическая используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр.
Мяч используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр.
Обруч гимнастический используется для проведения комплексов ОРУ, проведения некоторых игр, в показательных выступлениях.
Скамейка гимнастическая используется при выполнении некоторых упражнений, направленных на развитие гибкости и силы.
Литература.
- В.В. Козлов «Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика», Москва, «Владос», 2003г.
- Т.А. Гусева «Вырастай-ка! Гармоническая спортивная игровая гимнастика» Тобольск ТГПИ им. Д.И. Менделеева 2004г.
- М.Л. Журавин, Н.К. Меньшикова «Гимнастика» Москва «Академия» 2005г.
- С.А. Левина, С.И. Тукачева «Физкультминутки» Волгоград «Учитель» 2006г.
- С.А. Левина, С.И. Тукачева «Физкультминутки» выпуск 2 Волгоград «Учитель» 2006г.
- Т.К. Барышникова «Азбука хореографии» Санкт-Петербург «Респекс», «Люкси», 1996г.
- Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва, «Владос», 2001г.
- Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». Москва, «Владос» 2001г.
- Т.Н. Образцова «Подвижные игры для детей». Москва «Лада», «Этрол», 2005г.
- Т.А. Гусева «Гимнастическая терминология на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» Тобольск ТГПИ им. Д.И. Менделеева 2002г.
- Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Москва, «Владос» 2001г.
- Г.И. Семенова, Н.Я. Городничева «Развитие физических качеств». Тобольск, ТГПИ им. Д.И. Менделеева 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофессиональная программа по спортивной акробатике
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта, относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, которые предъявляют к занимающимся очень высокие специфические ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Основы спортивной акробатики"
Основы спортивной акробатики...

Программа: Основы спортивной акробатики для детей. Ознакомительный уровень
Программа: Основы спортивной акробатики для детей. Ознакомительный уровень...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс». «Основы спортивной акробатики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театра танца «Релакс»...
- Мне нравится (2)