Предпрофессиональная программа по спортивной акробатике
рабочая программа на тему
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта, относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, которые предъявляют к занимающимся очень высокие специфические требования.
В спортивной акробатике выделяют пять дисциплин: мужские группы, женские группы, смешанные пары, мужские пары, женские пары. В каждой дисциплине спортсмены выполняют три вида соревновательных упражнения — балансовое, вольтижное и комбинированное.
Специфику подготовки спортсменов в виде спорта спортивная акробатика определяет ряд признаков:
1. Прежде всего – это проявление высоких уровней развития как физических, так и психологических качеств для выполнения упражнений, связанных с большим риском (а значит, необходимы уже на этапе начальной специализации проявление смелости, настойчивости, терпения).
2. Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. Это связано с необходимостью доведения исполнительского мастерства до виртуозности и достижения на этой основе высокой надежности технических действий. Большую часть элементов акробаты выполняют в целостных комбинациях и соревновательных композициях, для отработки которых требуется много времени.
3. Интенсивность тренировочных занятий в акробатике относительно невысока. Она обусловлена овладением новыми сверхсложными, оригинальными упражнениями. Время, затраченное на выполнение упражнений, намного меньше общего времени занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofessionalnaya_1.docx | 76.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганского городского муниципального образовательного автономного учреждения бюджетного дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк»
Согласовано педагогическим советом НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк» «_____» _____________ 2015г. | Утверждаю директором НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк» _______________ Р.В. Александров «_____» ______________2015г. |
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ
Программа составлена в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ подготовки в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» Срок реализации программы: 3 года Разработчики программы: старший инструктор методист Е.Н. Шиблёва |
г. Нефтеюганск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка | 3 |
Учебный план | 7 |
Методическая часть | 9 |
Система контроля и зачетные требований | 22 |
Перечень информационного обеспечения | 25 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов спорта, относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, которые предъявляют к занимающимся очень высокие специфические требования.
В спортивной акробатике выделяют пять дисциплин: мужские группы, женские группы, смешанные пары, мужские пары, женские пары. В каждой дисциплине спортсмены выполняют три вида соревновательных упражнения — балансовое, вольтижное и комбинированное.
Специфику подготовки спортсменов в виде спорта спортивная акробатика определяет ряд признаков:
1. Прежде всего – это проявление высоких уровней развития как физических, так и психологических качеств для выполнения упражнений, связанных с большим риском (а значит, необходимы уже на этапе начальной специализации проявление смелости, настойчивости, терпения).
2. Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. Это связано с необходимостью доведения исполнительского мастерства до виртуозности и достижения на этой основе высокой надежности технических действий. Большую часть элементов акробаты выполняют в целостных комбинациях и соревновательных композициях, для отработки которых требуется много времени.
3. Интенсивность тренировочных занятий в акробатике относительно невысока. Она обусловлена овладением новыми сверхсложными, оригинальными упражнениями. Время, затраченное на выполнение упражнений, намного меньше общего времени занятий.
4. В спортивной акробатике, для достижения высоких спортивных результатов, соревновательные упражнения должны быть в строгом соответствии со специальными требованиями, предусмотренными правилами соревнований.
Стремительный рост спортивных результатов в сложно-координационных видах спорта и «омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 6-7 лет. Начало специализированных занятий акробатикой обычно приурочивается к 9-10 годам. До этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Этой цели служит этап начальной подготовки, основная задача которого – укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие.
Средства решения этих задач в принципе ничем не отличаются от средств других видов спортивной специализации. Это подвижные игры и игровые упражнения, общеразвивающие упражнения. Особое место на начальном этапе занимает хореографическая и физическая подготовка. Это и делает этап предварительной подготовки чрезвычайно важным для последующей специализации в акробатике с точки зрения формирования высокой культуры движения, своеобразного акробатического стиля.
Второй этап подготовки начинается с 8-10 лет у девочек и с 9-10 лет у мальчиков.
Настоящая программа является основным документом, определяющим
направленность и содержание тренировочного и воспитательного процессов на отделении спортивной акробатики НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк»
Программа составлена в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ подготовки в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» с учетом основных положении и требований нормативных и правовых документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказ Минспорта России № 1125 от 27.12.2013 г. «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказ Минспорта России № 731 от 12.09.2013 г. « Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
- Всероссийский реестр видов спорта;
- Единая всероссийская спортивная классификация;
- СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования, СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся на группы,
- СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения);
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика, №1105 от 30.12.2014г.;
- Устав НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк».
Программа составлена с учетом требований действующей обязательной классификационной программы по спортивной акробатике (утверждённой Федерацией спортивной акробатики, 2014 года) для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденной Госкомспортом СССР 1991г., с применением современных нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ (нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ ГКРФ по ФК и Т№ 96 - ИТ от 25. 01.95г. Заместитель Председателя ГКРФ по ФК и Т – И.А. Тер - Ованесян. Совместное МОРФ № 03 – М от 01.02.95. – Зам. Министра Образования РФ – А.Г. Асмолов.).
Деятельность по Программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
- создание условий для физического воспитания и физического развития;
формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
- выявление, отбор одаренных детей;
- освоение основ техники по виду спорта спортивная акробатика;
- подготовка учащихся к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Программа предназначена для детей в возрасте 6-10 лет.
Период освоения программы – 3 года.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов спортивной подготовки:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовок);
2) принцип преемственности, который определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенных задач спортивной подготовки.
Основная цель программы: подготовка спортивного резерва по спортивной акробатике посредством организации целенаправленного многолетнего процесса спортивной подготовки.
Программа рассчитана на 3 года обучения и включает этап начальной подготовки первого, второго и третьего года обучения.
Настоящая программа включает в себя нормативную часть, которая определяет общие требования к организации тренировочного процесса: режим работы и наполняемость групп на этапе начальной подготовки, возрастной диапазон зачисления детей на отделение акробатики, требования по переводу и зачислению на этап начальной подготовки отделения спортивной акробатики. В данной части программы представлен тренировочный план, нормативы общей физической и специальной физической подготовки.
Методическая часть содержит организационно-методические указания по организации и проведению тренировочных занятий, порядку перевода в группы следующего года на этапе начальной подготовки и перевода на программу спортивной подготовки на основание контрольно-переводных нормативов.
Программный материал состоит из практического и теоретического раздела. Практический материал систематизирован по этапам и видам подготовки (ОФП, СФП, техническая подготовка). Программный материал по ОФП, СФП представлен в программе в форме отдельных блоков, объединенных по принципу преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств. Программный материал по технической подготовке включает в себя:
- хореографическую подготовку;
- индивидуальную акробатическую подготовку;
- парно-групповую акробатическую подготовку и носит характер описательного перечня основных упражнений в соответствии с действующей обязательной классификационной программой по спортивной акробатике по разрядам и видам.
Качество усвоения программного материала определяется по результатам контрольно-нормативных тестов и выступлений на соревнованиях различного уровня.
Продолжительность этапов спортивной (предпрофессиональной) подготовки, минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной (предпрофессиональной) подготовки и наполняемость групп.
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) | |
юноши | девушки | |||
Этап начальной подготовки | 3 | 7 | 6 | 15-20 |
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту, уровню спортивной подготовки, стажу занятий. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим тренировочной работы. Минимальный возраст занимающихся 6-7 лет. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил ТБ на тренировочных занятиях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тренировочный процесс организуется в течение всего календарного года в соответствии с годовым календарным планом, рассчитанным в группах НП-1 на 36 недель, в группах НП-2 и НП-3 на 42 недели.
Основные формы организации тренировочного процесса:
- групповые тренировочные занятия;
- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые с несколькими занимающимися, объединенными в команду для подготовки к участию в соревнованиях;
- участие в соревнованиях и иных мероприятиях;
- медико-восстановительные мероприятия;
- промежуточная и итоговая аттестация.
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной (предпрофессиональной) подготовки по виду спорта спортивная акробатика.
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |
Этап начальной подготовки | ||
До года | Свыше года | |
Общая физическая подготовка (%) | 76ч. 34-37 | 132ч. 34-37 |
Специальная физическая подготовка (%) | 73ч. 32-35 | 125ч. 32-35 |
Техническая подготовка (%) | 59ч. 25-30 | 103ч. 25-30 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 4ч. 1-2 | 8ч. 1-2 |
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (только участие) (%) | 4ч. 1-3 | 10ч. 2-3 |
Всего часов в год | 216 часа | 378 часов |
В таблице указано соотношение объемов тренировочного процесса по разделам спортивной подготовки.
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |
Этап начальной подготовки | ||
До года | Свыше года | |
Количество часов в неделю | 6 | 9 |
Количество тренировок в неделю | 4 | 5 |
Общее количество часов в год | 216 | 378 |
Общее количество тренировок в год | 144 | 180 |
Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общее годовой объем тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов.
В каникулярное время, во время тренировочных сборов, количество тренировок в день возможно увеличивать, но не более чем указанное в таблице максимальное количество занятий в неделю.
В рабочем журнале тренера-преподавателя допустимы разногласия между годовым учебным планом и месячным планом работы в связи с изменениями в календаре городских, областных, региональных, Всероссийских спортивно-массовых мероприятиях, изменениями в расписании учебно-тренировочных занятий, климатическими условиями.
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения спортивной подготовки.
№ п/п | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделия |
1 | Гимнастический ковер | штук | 1 |
2 | Музыкальный центр | комплект | 1 |
3 | Вес (до 200кг) | штук | 1 |
4 | Гимнастический куб-подставка | штук | 2 |
5 | Дорожка акробатическая | комплект | 1 |
6 | Зеркальная стенка (0,6х2м) | штук | 20 |
7 | Лонжа страховочная | штук | 3 |
8 | Лонжа страховочная универсальная | штук | 2 |
9 | Магнезница | штук | 2 |
10 | Маты гимнастические | штук | 3 |
11 | Маты поролоновые (200х300х40) | штук | 20 |
12 | Мостик гимнастический | штук | 2 |
13 | Подставка для страхования | штук | 1 |
14 | Скамейка гимнастическая | штук | 6 |
15 | Стенка гимнастическая | штук | 6 |
16 | Стоялки гимнастические | штук | 10 |
17 | Утяжелители для рук и ног (от 0,5 до 1,5) | комплект | 20 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Организационно-методические особенности спортивной подготовки в спортивной акробатике.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. Учитывая значительное омоложение спортивной акробатики, необходимо учитывать ряд организационных особенностей осуществления спортивной подготовки с юными спортсменами:
- тренировочные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма;
- в процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить организацию врачебно-педагогического контроля состояния здоровья и подготовленность занимающихся с их физическим развитием;
- надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств;
- необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
Тренировочные занятия спортивной акробатикой проводятся в оборудованном спортивном зале, в форме урока по общепринятой схеме. После проведения общей разминки необходимо выделять 5-10 мин на индивидуальную разминку, где применяются специальные физические упражнения для подготовки к упражнениям основной части с учетом поставленных задач данного учебно-тренировочного занятия.
В основной части занятия изучается и совершенствуется техника акробатических упражнений. Количество повторений каждого упражнения или соединения должно быть таким, чтобы было обеспечено создание устойчивого двигательного навыка.
Упражнения из раздела ОФП и СФП проводятся, как правило, в конце занятия. Эти упражнения направлены на развитие и совершенствование необходимых двигательных качеств, при этом учитываются индивидуальные особенности спортсмена. Занятия по ОФП и СФП проводятся на всех этапах подготовки. В них широко применяются элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.
Они способствуют развитию целого комплекса физических качеств, из которых складывается гармоническое развитие акробата.
Для предотвращения травм на занятиях акробатикой тренер-преподаватель обязан соблюдать основные положения:
- проводить общую разминку на высоком качественном уровне;
- соблюдать последовательность в обучении;
- знать и учитывать индивидуальные особенности физическую подготовку и состояние здоровья каждого занимающегося;
- учитывать возрастные и половые особенности учащихся;
- не допускать нарушения дисциплины во время УТЗ;
- следить за регулярностью прохождения медосмотра учащимися;
- применять приемы страховки и помощи при выполнении учащимися изучаемых упражнений, приучать их к страховке товарищей и само страховке;
- использовать инвентарь и оборудование по назначению;
- следить за гигиеническим состоянием мест занятий и спортивной формой занимающихся.
Прохождение учебного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей и степени физической и технической подготовленности занимающихся, которые базируются на следующих методических положениях:
- строгая преемственность задач, средств, методов тренировки детей;
- возрастание объема средств ОФП и СФП, соотношение между которыми постепенно изменяется (увеличивается удельный вес СФП и уменьшается ОФП);
- непрерывное совершенствование спортивной техники;
- неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки юных спортсменов;
- планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом периодов полового созревания.
При планировании тренировочного процесса необходимо учитывать предельные объемы тренировочной нагрузки. На протяжении тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Этап начальной подготовки
Основная цель тренировки на данном этапе - осуществление физической и координационной подготовки к выполнению простейших акробатических упражнений.
Задачи этапа начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта спортивная акробатика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта спортивная акробатика.
Учебная программа в группах начальной подготовки 1 года обучения является единой для всех видов акробатики. В группах НП свыше 1 года осуществляется начальная специализация по видам акробатики.
Основные средства: подвижные игры и игровые упражнения, общеразвивающие упражнения, хореографические упражнения, гимнастические упражнения, парно-групповые упражнения.
Наряду с применением подвижных игр упражнений ОФП, следует включать комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Двигательные навыки у юных акробатов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т. е. перерыв между занятиями не должен превышать более 3 дней.
Дети этапа начальной подготовки принимают участие в групповых и школьных и городских соревнованиях.
Теоретическая подготовка
Цель теоретической подготовки - привить интерес к избранному виду спорта, формирование культуры здорового образа жизни, умений применять полученные знания в тренировочном процессе в жизни.
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке акробатов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить спортсменов осмысливать и анализировать свои действия и действия партнеров, а не механически выполнять указания тренера, творчески подходить к ним.
Начинающих акробатов необходимо приучить посещать соревнования, изучать технику выполнения элементов у соперников и спортсменов старших разрядов, просматривать фильмы и видеосъемки с выступлениями сильнейших акробатов.
Теоретические занятия во всех группах рекомендуется проводить в форме бесед продолжительностью 10-15 мин, по возможности с использованием наглядных материалов, видео и фото - материалов. Эти занятия органически связаны с физической, технической, психологической и волевой подготовкой.
На практических занятиях следует дополнительно разъяснять занимающимся отдельные вопросы техники акробатических упражнений, методики обучения, правил соревнований.
Хореографическая подготовка
Хореография стала неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся.
Спортивная акробатика - один из наиболее красочных и зрелищных видов спорта. Сегодня это сплав сложных, рискованных акробатических элементов с хореографией и музыкальным сопровождением. Хореография - важное средство эстетического воспитания, развития творческих способностей учащихся.
Хореографическая подготовка в акробатике, базируясь на классической основе, должна включать в себя и другие виды танцевального искусства, без чего невозможно создание современных композиций.
Современная школа акробатики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменов, широким диапазоном стилей, целостностью композиций, что и достигается с помощью хореографической подготовки.
На каждом этапе хореографическая подготовка решает определенные задачи:
Этап начальной подготовки:
- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся;
- развитие необходимых акробату двигательных навыков;
создание стойкого интереса к занятиям хореографией и акробатикой.
Практическая подготовка
Этап начальной подготовки 1 год обучения
1.ОФП
- строевые упражнения
- разновидности ходьбы, бега, прыжков
- лазание по гимнастической стенке и скамейке, канату
- легкоатлетические упражнения: бег 20,30,60 метров, бег на средние дистанции до 500 метров
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа
- прыжки на двух нога, на одной, на возвышение
- приседания на двух ногах и на одной
- подтягивания в висе лежа и в висе
- поднимание туловища из положения лежа на спине и животе
- подвижные игры и эстафеты.
2. СФП
Упражнения для развития ловкости и координации
- прыжки через скакалку, скамейку
- упражнения на низком гимнастическом бревне и скамейке (разновидности ходьбы, поворотов)
- упражнения на приземление (спрыгивание с возвышения 20-50 см на точность приземления).
Упражнения для развития гибкости
- наклоны вперед из положения стоя и сидя
- махи ногами из положений стоя и лежа
- шпагаты
- мостик.
Упражнения на развитие быстроты, силы
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке
- удержание угла в висе на гимнастической стенке
- удержание в висе на согнутых руках
- прыжки в упоре лежа на месте и с продвижением
- прыжки из приседа.
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Хореография
- разновидности ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, в полуприсяду, приседе, спиной вперед)
- разновидности бега («легкий» бег, высоко поднимая бедро, с захлестыванием голени, бег с выносом прямых ног вперед)
- варианты танцевальных шагов (приставные шаги, шаги галопа, переменный шаг, варианты подскоков, шаг польки)
- прыжки (на двух, на одной, с двух на одну)
- основные положения рук (вперед, вверх, в стороны, вниз)
- классические позиции рук (подготовительная, I, II, III)
- классические позиции ног (I, III )
- повороты (приставлением ноги, переступанием, с крестным шагом)
- равновесия (на двух ногах на носочках, на одной ноге, вторая согнута - «цапля», «ласточка».
Акробатические упражнения
- разновидности группировок
- перекаты вперед, назад, боковые
- кувырки вперед, назад
- стойки на лопатках, на голове, на руках
- колесо
- «мостик»
- шпагаты
- обязательные индивидуальные элементы 2 юношеского разряда.
Участие в соревнованиях
- произвольные упражнения в индивидуальном виде акробатики по программе 3 юношеского разряда (индивидуальные упражнения с набором обязательных элементов) (Приложение 1).
Этап начальной подготовки свыше 1 года обучения
- ОФП
- строевые упражнения
- разновидности ходьбы, бега, прыжков
- лазание по гимнастической стенке и скамейке, канату
- легкоатлетические упражнения: бег 20, 30, 60 метров, средние дистанции до 500 метров
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа
- прыжки на двух нога, на одной, на возвышение.
- приседания на двух ногах и на одной
- подтягивания в висе лежа и в висе
- поднимание туловища из положения лежа на спине и животе
- подвижные игры и эстафеты.
2. СФП
Упражнения для развития ловкости и координации
- игры и эстафеты с перекатами, кувырками, поворотами
- прыжки через скакалку, скамейку
- упражнения на низком гимнастическом бревне и скамейке (разновидности ходьбы, поворотов)
- упражнения на приземление (спрыгивание с возвышения 20-50 см с поворотами по 90 — 360 градусов на точность приземления).
Упражнения для развития гибкости
- наклоны вперед из положения стоя и сидя махи ногами из положений стоя и лежа
- варианты упражнения «мостик» из положения лежа и стоя.
Упражнения на развитие быстроты, силы
- прыжки на двух нога, на одной, на возвышение
- приседания на двух ногах и на одной
- сгибание рук в упоре лежа
- подтягивания в висе лежа и в висе
- удержание в висе на согнутых руках
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке
- удержание угла в висе на гимнастической стенке
- поднимание туловища из положения лежа на спине и животе
- прыжки в упоре лежа на месте и с продвижением
- прыжки «зайцами»
- прыжки из приседа.
3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Хореография
- совершенствование пройденного материала
- варианты танцевальных шагов (вальсовый шаг, различные сочетания и комбинации из приставных шагов, переменных, шагов польки и галопа с различными движениями рук)
- прыжки (прыжок прогнувшись, по 1, 3 невыворотным позициям, толчком двумя, сгибая ноги вперед, назад, толчком двумя прыжок ноги врозь, правую или левую вперед, прыжки толчком двух с поворотом на 180, 360 градусов)
- классические позиции ног (II, V)
- равновесия (фронтальное, затяжка одной)
- танцевальные композиции.
Акробатические упражнения
- повторение и совершенствование изученного материала
- перекидки
- перевороты (вперёд, назад, боком)
- обязательные элементы парно-групповой акробатики программы 1 юношеского разряда.
Участие в соревнованиях
- с упражнениями по программе 3,2 юношеского разряда в составах.
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Спорт – это такое поле деятельности, где открываются большие возможности для осуществления всестороннего воспитания спортсменов.
Главной задачей в занятии с юными спортсменами является воспитание моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование чувства ответственности перед товарищами, обществом и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств.
В процессе воспитания формируются убеждения и установки личности, которые в значительной мере влияют на поступки и действия. Они формируются на базе знаний и опыта и в то же время становятся мотивами действий, правилами поведения и основой для суждения и оценки.
Психологическая подготовка - воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством проведением учебно-тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Психологическая подготовка включает мероприятия, которые обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических качеств, которые необходимы для успешного решения задач тренировки и участия в соревнованиях.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий, строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это обращать внимание тренер. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера-преподавателя. Тренер, работающий с юными спортсменами, должен быть особенно принципиальным и честным, требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до конца, постоянно учиться, чтобы сегодня дать своим воспитанниками больше, чем вчера, а завтра - больше чем сегодня.
Психологическая подготовка осуществляется в процессе всего учебного года, на каждом занятии. Тренер-преподаватель должен знать, что совершенствование психологических возможностей гораздо сложнее физической и технической подготовки. Важно с самого начала занятий акробатикой воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать юных спортсменов, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия.
Этап начальной подготовки
На этапах начальной подготовки важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, дисциплины, самооценки. Психологическая подготовка в группах начальной подготовки направлена на преодоление чувства страха при выполнении акробатических упражнений, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость и превозмогать боль.
Восстановительные мероприятия
Успешное решение задач, стоящих перед спортивной школой в процессе подготовки юных спортсменов, невозможно без системы специальных средств и условий восстановления. Во время обучения в школе от года к году увеличивается объем тренировочных нагрузок, в связи с чем увеличивается расход энергетических ресурсов растущего организма. Нарастание тренированности и повышение работоспособности возможны лишь тогда, когда энергетические затраты восполняются в процессе восстановления. Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных тренировочных занятий (отдых между выполнением отдельных упражнений, варьирование тренировочных нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах, аутогенная тренировка, активный отдых), соревнований и в свободное время. Система профилактика восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Педагогические средства восстановления
1. Рациональное распределение нагрузок.
2. Сочетание четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса.
3. Рациональное построение учебно-тренировочных занятий.
4. Использование рациональных средств и методов тренировки.
5. Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
6. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
7. Адекватные интервалы отдыха.
8. Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
9. Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
10. Дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления
1. Организация внешних условий и факторов тренировки.
2. Создание положительного эмоционального фона тренировки.
3. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам.
4. Переключение внимания, мыслей, самоуспокоение, самоободрение, самоприказы.
5. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, слушание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.
Гигиенические средства восстановления
1. Рациональный режим дня.
2. Ночной сон не менее 8-9 часов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
3. Тренировки преимущественно в благоприятное время суток: после 8.00 и до 20.30 часов.
4. Сбалансированное 3-4-х разовое рациональное питание.
5. Использование специализированного питания: витамины, питательные смеси, соки, спортивные напитки во время приема пищи, до и вовремя тренировки.
6. Гигиенические процедуры.
7. Удобная одежда и обувь.
Физиотерапевтические средства восстановления
1. Душ.
2. Ванны.
3. Массаж ручной, вибрационный, точечный.
4. Сауна.
Техника безопасности при занятиях спортивной акробатикой
Для предотвращения травм на занятиях акробатикой необходимо учитывать основные причины травматизма:
- нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной дисциплины;
- нарушение методики и режима тренировки;
- отсутствие страховки или неумелое ее применение;
- плохое материально-техническое обеспечение занятий;
- нарушение врачебных требований и гигиенических условий.
Частыми причинами травм являются: форсирование подготовки акробатов; чрезмерные нагрузки; неумение обеспечить на занятиях и после них достаточный отдых для восстановления функционального состояния к следующему подходу или тренировке; недооценка систематической и регулярной работы над техникой; включение в тренировку упражнений, к которым акробат не готов из-за слабого развития физических качеств или утомления. К травматизму могут привести: проведение занятий без тренера; неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале; неорганизованные переходы или хождения; отсутствие сознательной дисциплины, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям.
На тренировках как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травматизма применяется профессиональная страховка и помощь.
1. Общие требования безопасности
1.1. К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к занятиям спортивной акробатикой.
1.2. При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
2.Требования безопасности перед началом занятий
2.1.Перед началом занятий зал должен быть проветрен естественной сквозной системой вентиляции. Тренер-преподаватель должен проверить исправность и надежность крепления снарядов и готовность зала к занятиям.
2.2. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.
2.3.Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура не ниже 15-17°С.
2.4.Учащиеся допускаются к занятиям только в соответствующей спортивной форме. Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы, способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.
2.5. Перед началом занятий тренер-преподаватель должен постараться выявить любые, даже незначительные отклонения в состоянии здоровья обучающихся, с последующим их освобождением от занятий для предупреждения случаев травматизма и заболеваний.
3.Требования безопасности во время занятий
3.1.Занятия в зале проходят согласно расписанию.
3.2.Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
3.3.При занятиях акробатикой должно быть исключено:
- пренебрежительное отношение к разминке;
- неправильное обучение технике физических упражнений;
- отсутствие необходимой страховки (само страховки), неправильное её применение;
- плохая подготовка инвентаря для проведения занятий (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов);
- нарушение дисциплины, невнимательность, поспешность.
3.4. На занятиях в зале акробатики запрещается:
- находиться в зале и начинать учебно-тренировочные занятия без тренера-преподавателя;
- при занятиях на акробатической дорожке возвращаться в зону разбега по дорожке;
- находиться в зоне приземления или возможного падения выполняющего упражнение;
- бегать по ковру во время занятий;
- перебегать от одного места занятий к другому;
- выполнять самостоятельно сложные элементы без страховки, не имея на это разрешения тренера.
3.5. Категорически запрещается ставить на страховку учащегося, не имеющего достаточного опыта страховки, а также страхующего, находящегося в состоянии усталости или недомогания.
3.6. При разучивании элементов использовать гимнастические маты, страховочную лонжу. Недостаточно разученные элементы выполнять со страховкой. При использовании гимнастических матов, необходимо следить, чтобы они были уложены с точной стыковкой без щелей между ними.
3.7. При выполнении упражнений потоком (один за другим) необходимо соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
3.8. Перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что зона разбега и приземления свободна.
3.9. При появлении во время занятий боли, а также при неудовлетворительном самочувствии, обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
3.10. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.
4.Требования безопасности после окончания занятий
4.1.После занятий все спортивные снаряды должны быть аккуратно поставлены на места хранения.
4.2.Проветрить спортивный зал.
4.3.В раздевалке при спортивном зале переодеться, снять спортивную форму (одежду и обувь).
4.4.Тщательно вымыть лицо и руки с мылом. По возможности рекомендуется принять душ.
5.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
5.1. При резком ухудшении состоянии здоровья или при получении травмы учащимся тренер-преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию ему первой доврачебной помощи.
4.2. Одновременно нужно вызвать медицинского работника и скорую помощь.
4.3. При обнаружении признаков пожара преподаватель должен обеспечить эвакуацию обучающихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их полной безопасности. Все учащиеся проверяются в месте сбора по имеющимся у преподавателя поименным спискам.
4.4. При обнаружении пожара действия работников образовательного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.
4.5. Поведение и действие всех лиц в условиях чрезвычайной ситуации должны быть объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными. Руководство действиями в чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель образовательного учреждения или назначенный им представитель администрации.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а так же влияния физических упражнений на организм учащихся осуществляется медико-педагогический контроль. Контроль должен быть комплексными, проводится регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях.
Контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям спортивной акробатикой и участия в соревнованиях осуществляется медицинскими работниками - фельдшером СДЮСШ, врачами медицинских учреждений.
Допуск к занятиям на этапе начальной подготовки проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров.
Контроль за технической и физической подготовленностью осуществляется тренером-преподавателем. Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.
Педагогический контроль в виде тестирования проводится для определения уровня освоения программного материала, физической и спортивной подготовленности учащихся.
Промежуточное тестирование проводится ежегодно по всем разделам учебного плана в соответствии с этапом подготовки, итоговая — после освоения программы.
Основными формами тестирования являются:
- сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной и технической подготовленности).
Методические указания по организации промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится ежегодно в конце учебного года (апрель-май), для приема контрольных нормативов создается аттестационная комиссия из представителей администрации, методиста и старшего тренера-преподавателя отделения, утверждается план проведения промежуточной аттестации.
Практическая часть аттестации проводится в виде сдачи контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП. Нормативы принимаются во время тренировочного занятия в соответствии с планом проведения аттестации. Учащиеся тренировочного этапа и этапа совершенствования спортивного мастерства, кроме практической части сдают зачет по теоретической подготовке в виде тестирования. Темы для тестирования выбираются на основании учебных планов по теоретической подготовке.
Учащиеся, успешно выполнившие все требования, переводится на следующий год обучения или зачисляется на следующий этап подготовки (при условии прохождения обучения на предыдущем этапе в полном объеме).
Учащиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не переводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза).
При повторном невыполнении норм, такие учащиеся переводятся в группу спортивно-оздоровительного этапа.
Порядок и требования по зачислению на этапы и перевод в группы по годам обучения
В основу комплектования групп положена обоснованная система многолетней спортивной подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Группы формируются в соответствии с возрастом, стажем занятий, уровнем физической подготовленности при условии выполнения контрольно-переводных нормативов.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ по заявлению родителей, достигшие 6-7 летнего возраста, желающие заниматься спортивной акробатикой, имеющие письменное разрешение врача врачебно-физкультурного диспансера. Зачисление на этап начальной подготовки в группы 1 года обучения осуществляется по результатам индивидуального отбора. Индивидуальный отбор осуществляется с целью выявления лиц, обладающих способностями, необходимыми для освоения данной предпрофессиональной программы.
Требования по зачислению в группы и перевода по годам обучения на этапе начальной подготовки
Требования | Этап начальной подготовки | ||
Минимальный возраст для зачисления | 6-7 | 7-8 | 8-10 |
Медицинские требования | Допуск к занятиям | Допуск к занятиям | Допуск к занятиям |
Основания для зачисления (перевода) | Прохождение индивидуального отбора | тесты | тесты |
Выполнение объема тренировочной нагрузки в % от тренировочного плана | - | Не менее 90% | Не менее 90% |
Спортивная подготовленность (разряд) | - | - | - |
Уровни соревнований | Участие в групповых соревнованиях 3ю.р. |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки и перевода обучающихся на программу спортивной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения | |
Юноши | Девушки | |
Скоростные качества | Бег на 30 м (не более 6,9с) | Бег на 30 м (не более 7,2с) |
Сила | Подъем туловища лежа на спине (не менее 10 раз) 8 | Подъем туловища лежа на спине (не менее 8 раз) 10 |
Подтягивание из виса на перекладине (не менее 2 раз) | Подтягивание из виса на перекладине (не менее 1 раз) | |
Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с) | Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжки в длину с места (не менее 115см) | Прыжки в длину с места (не менее 110см) |
Координация | Удержание равновесия на одной ноге (не менее 5с) | Удержание равновесия на одной ноге (не менее 5с) |
Гибкость | Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 50см, фиксация 5с) | Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 40см, фиксация 5с) |
Обучающимся СДЮСШ, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые настоящей Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе, но не более 1 года.
Планируемы показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивная акробатика
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |
Этап начальной подготовки | ||
До года | Свыше года | |
Контрольные | - | 1 |
Отборочные | - | 1 |
Основные | - | 1 |
Главные | - | - |
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Формируется на основе календарного плана школы, Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Нормативные документы
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказ Минспорта России № 1125 от 27.12.2013 г. «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказ Минспорта России № 731 от 12.09.2013 г. « Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
- Всероссийский реестр видов спорта;
- Единая всероссийская спортивная классификация;
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная акробатика, №1105 от 30.12.2014г.;
- СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования, СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся на группы;
- СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
2. Е.А. Анцупов, Г.С. Филимонова Типовая программа по спортивной акробатике [текст] / Е.А. Анцупов, Г.С. Филимонова – Москва; Советский спорт, 1991. – 123с.
3. Д.А.Винников, И.В.Никитина, Классификационная программа по спортивной акробатике на 2014-2017гг., [текст] / Д.А.Винников, И.В.Никитина– Москва; 2013. – 25с.
4. Интернет ресурсы.
- Министерство спорта РФ ( www.minsport.gov.ru )
- Министерство образования и науки РФ ( http://минобрнауки.рф/ )
- Федерация спортивной акробатики РФ ( http://acrobatica-russia.ru/ ).
Для тренера-преподавателя
1. В.В. Козлов Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика [текст] / В.В.Козлов – Москва; ВЛАДОС, 2003. – 64 с.
2. В.П. Коркин Спортивная акробатика [текст] / В.П.Коркин – Москва; Физкультура и спорт 1981. – 127с.
3. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н.Чесноков Единая всероссийская спортивная классификация 20013 – 2016гг.: Часть1. [текст] / А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н.Чесноков – Москва; Советский спорт, 2002. – 767с.
4. Б.И. Мишин Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Б.Н. Мишин – Москва; Астрель 2003. – 528с.
5. Ю.К. Гавердовский Гимнастическое многоборье [текст] / Ю.К. Гавердовский – Москва; Физкультура и спорт 1987. – 817с.
6. Свод правил спортивная акробатика 2013-2016гг. Международная федерация гимнастики.
Для обучающихся:
- «Акробатика» [текст] / В.П. Коркин – Москва; Физкультура и спорт 1983.
- Интернет ресурсы:
- Федерация спортивной акробатики РФ ( http://acrobatica-russia.ru/ ).
- Официальный сайт СДЮСШОР «Сибиряк» (http://sibiryak-sport.edusite.ru/index.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивному единоборству тхэквондо
Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта, и с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки по спортивному единоборству «Тхэквондо»...
Дополнительная предпрофессиональная программа физкультурно-спортивной направленности по МИНИ - Ф У Т Б О Л У
В дополнительной предпрофессиональной программе физкультурно-спортивной направленности по мини-футболу разработаны и описаны нормативные документы и общте требования к организации у...
Дополнительная предпрофессиональная программа физкультурно - спортивной направленности по виду спорта ЛАПТА
Внастоящее время лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федер...
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивным единоборствам "Вольная борьба"
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивной борьбе (вольная борьба) (далее – Программа) соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре, ус...
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивным единоборствам "Вольная борьба"
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивным единоборствам "Вольная борьба" срок реализации:8 летвозраст обучающихся: 10-18 лет...
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивным единоборствам "Вольная борьба"
Данная программа рассчитана на группу начального и тренировочного этапов. Срок реализации 8 лет. Возраст обучающихся 10-18 лет....
Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивным единоборствам «Вольная борьба»
Программа по вольной борьбе для МАУ ДО Окинской ДЮСШ разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,...