Путь к ученику
статья по теме
Предварительный просмотр:
Наша учительская судьба , наше самочувствие , не говоря уж о престиже ,- во власти учеников. Да, они - те , кого мы намерены учить, а иной раз поучать , наставлять-распоряжаться нами по своему ребячьему хотению . Перестают слушать и слушаться, выполнять задания и.д. и т. п.
Эти глаголы ученического своеволия легко продолжить, и мы впадаем в бессилие, теряем власть над собой , а с нею элементарный педагогический профессионализм….
Но драматично другое. Разлад со школой обрекает ученика на муки подневольного учения , лишает радости детства , а с нею и школы, учителя.
Пора бы, наконец, понять, что учение, понуждаемое командной методикой – нелепость. Подлинное учение- это всегда совпадение двух воль- учительской и ученической… И стратегическое направление творческих поисков учителя нужно определять как путь к ученику.
Из школы , например, уходят строгость и взыскательность . Полагают, что они травмируют ученика.
И уж, конечно , учитель не имеет право на раздражение : оно тем более травмирует детей.
Не так давно в одной из центральных газет была высказана мысль , что беда школы в дефиците раскованности юмора, остроумия….
Все это вещи, без которых нормальную, естественную школу представить , действительно, невозможно.
По-прежнему школе особенно недостает интеллектуальной культуры и элементарной серьезности , не говоря уж о культе знаний , о пафосе учения-труда (прежде всего умственного).
Если на уроке ребят сковывает страх , труд учителя теряет смысл.
Правда , страх не так уж и трудно снять – достаточно исключить из общения авторитетность и культ отметки.
А вот равнодушие учеников , их умственную и душевную инертность преодолеть , куда сложнее. И здесь никакая традиционная этика педагога не поможет.
Без желания переделать мир – нет учителя . Однако самое трудное для него вырастить себя, ибо каждый из нас- мы сами , а не кто-то. Ведь школьники учатся в зависимости от того , как он относится к учителю. Значит , не с предмета(методики, программы , концепции и т.д.), а с того , кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику.
И нам с вами , конечно, хотелось бы узнать о мнениях учеников о нашей школе , о нас с вами, вообще об роках. С этой целью я попросила ребят 5-8 кл. ответить на три вопроса :
1)в какой школе ты хотел(а) бы учиться?
2)что не особенно ценишь в учителе и не приемлешь?
3)какой урок бы ты ни за что не пропустил бы?
И вот ответы:
«В нашей»,»Я хочу учиться только в нашей школе , потому что она для меня стала родным домом»,»…. Люблю потому, что она большая , светлая и красивая….»,»….нравится потому , что некоторые учителя очень добродушны к ученикам, за то , что она всегда чистая»,»….хочу учиться в такой школе , где все ребята находят занятие по душе»,»…хотела бы учиться в школе, где много учеников».
Ответы на 2-й вопрос:
«…ценю умение объяснять, отзывчивость, доброту и ласку к ученикам…»,»…люблю, когда с нами разговаривают наравне»,»….люблю такого учителя, который делает то , что делают ученики!»,»не приемлю , когда смеются над учеником»,»не нравится , когда кричат на учеников»,»не люблю злых учителей»,» не нравится, когда запрещают поговорить даже шепотом, когда жалуются на свое здоровье».
Ответы на 3-й вопрос:»…никогда ба не пропустили бы физику, алгебру, потому что они пригодятся в жизни и преподают хорошие учителя»,»..ни за что бы не пропустила бы уроки русского языка. Он мне нравится потому, что его ведет моя любимая учительница»,»… я бы не пропустил урок истории , потому что я больше хочу узнать о своей стране»,» ни за что бы не пропустила физику, где на уроке получаешь больше знаний»и т. д.
Вот такие ответы . И над ними нам стоит глубоко задуматься. Давайте спросим себя , что важнее любить ученика или знать, как с ним работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И тем не менее –знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок прежде всего Встреча , т.е. общение, а потом уже предмет, методика…
Вспомним , как обычно начинаем урок. Не входим . А врываемся в класс…Спешим к столу , раскрываем журнал….Затем оборачиваемся к доске :»Где мел? Где тряпка? Кто дежурный? Достать дневник…».Вот первые минуты урока. Невольно вспоминаешь шолоховского Давыдова, сказавшего однажды Нагульнову : «Сам псих ,и других психами делаешь».Войти в класс –искусство особого рода . Не к столу и доске, и не к мелу с тряпкой, и даже не к собственной сумке и классному журналу, а к ученику вначале надо подойти , с него и начать все, т.е. урок.
Подойти- это в буквальном смысле сократить дистанцию, и не только улыбаясь. Издали посмотреть на одного, другого. Сколько неожиданного сразу откроется, чего издали как бы ни улыбался, не увидишь.
Не так ли осматриваем своего ребенка , замечая каждую. Мелочь, вплоть до небрежно заплетенной косички, оторванной пуговицы…Только такое внимание , домашнее, дает уроку человека, учителю –способность действенно общаться с ним . Поэтому не жалейте «терять» минуту – другую на уроке.
Чем авторитарнее становилось наше общество , тем прочнее утверждался диктаторский режим в школе .Мнение педагога, даже при полной его некомпетентности, стало законом. Первым это почувствовали и осознали дети. А осознав, решил противодействовать диктату любыми способами . Участились конфликты между учителями и учениками…..Вот что пишут ученики- восьмиклассники(не нашей школы):
«Мне на уроке географии не интересно .Учительница говорит ,что на уроке надо работать, но все равно она тех , кто работает , не вызывает. Она вызывает тех , которые не работают не могут ответить на ее вопросы.
Если бы учительница географии была бы я, я бы этот урок сделала интересным. Об охране природы, экономики очень много различных материалов . Я бы вырезала из газет и журналов заметки и использовала их занятия ». Вот другое сочинение.
«На уроках нам скучно. Учителя в начале урока вызывают школьников , чтобы они пересказали задание или параграф, который задан на дом. Остальные в это время разговаривают. Потом учитель задает новый параграф… И так каждый день , на каждом уроке.
Если бы учительницей была бы я, я бы на уроке предупреждала тех учеников , которых буду спрашивать на следующем уроке , чтобы они могли хорошо подготовиться!».
Вот так , в таком плане почти обо всех уроках , а значит , и об учителях. Мы много сегодня говорим и пишем о демократизации школьной жизни . Но о какой демократии, самоуправлении может идти речь, если учебник бесправен на уроке . и как было бы хорошо, если бы после каждого занятия делать анализ урока вместе с учениками, т.е. предоставить детям право оценивать работу класса в целом . Как работал коллектив? Если плохо , то почему? Затем даем возможность школьникам высказаться о том , что нового узнал каждый из них, что закрепилось в памяти , а что нет.
После этого просим ребят внести предложения , пожелания, как лучше, доступнее, интереснее объяснить новый материал. Времени на это уходит не много. А польза обоюдная.
В последнее время не только уч-ся , но и родители задают такой вопрос : «зачем нужна эта школьная форма? Летом в этой форме жарко, а зимой холодно. Мы все одинаковые, как в монастыре. Может быть, учителям следовало бы разрешить нам купить материал одного цвета, а каждый ученик выбрал бы ту модель, которая ему подходит. Тогда все мы были красивы»
Как видим, школьники говорят о наболевшем. Перед нами масса проблем. Многое и очень многое им не нравятся в жизни школы . Только вот выслушать , разобраться во всем нам , страшим, некогда .
Учебный год , как правило, начинается с педагогического совета, на котором утверждается план работы школы на год и распорядок дня.
Директор школы или завуч перечисляет названия кружков, которые будут работать в новом учебном году.
Стремимся вовлечь в кружки каждого ученика. Перечисляются основные мероприятия, которые будут проведены в школе. Много, очень много всего.
А кто готовит и проводит эти мероприятия? Как правило , этим заняты педагоги. Они ищут и находят необходимые материалы, раздают их ученикам, проверяют готовность к выступлению ребят. Вся инициатива в руках преподавателей . Ученики –исполнители. Груз, который взвалили на себя учителя, для их плеч тяжеловат. Но отдать инициативу, выпустить ее из рук, похоже, никто не собирается.
В последние годы был модным лозунг о том , что ученики – хозяева школы . Стали ли дети хозяевами? Где-то стали. И эти школы, без сомнения, воспитывают полноценных людей. В нашей школе этого пока нет, к сожалению. У нас еще тоже все решается педагогическим советом , в работе которого ученики участия не принимают.
Мало ведь выбрать в совет школы учеников , надо еще, чтобы они поверили, что они обладают равным с учителем голосом. А в чем-то их голос весомее. Кто ,например, лучше самих ребят знает, какие кружки им нужны? Конечно же ,сами дети.
Вот пусть они от имени коллектива уч-ся предположат, что надо проводить , что не надо. И основную заботу о проведении возьмут на себя. А педагог при этом будет консультантом, а не диктатором.
А если мы не научимся прислушиваться к мнению уч-ся , перестройке в школе не бывать. Если же она произойдет, чего, вероятно, желает каждый из нас , тогда школа перестанет быть местом для бездельников.
К сожалению , много, очень много учителей, которые не хотят отказаться от диктата. Очевидно, в этом им видится сила. На самом деле это слабость.
Сила - когда ученика держит возле учителя любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностные технологии - путь сопровождения одарённого ученика к цели
В своей педагогической системе ч отдаю приоритет деятельностным технологиям. Их использование наиболее эффективно в работе с одарёнными детьми...
Самоанализ и самооценка - путь к развитию личности ученика
Из опыта работы . Приемы и методы учителя по формированию самооценки у учащихся....
Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху"...
Статья "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку"
Данная статья раскрывает суть понятия "целеполагание", приводятся примеры приёмов целеполагания учащихся на уроках русского языка и литературы...
Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"
Эта статья написана по материалам выступления на 4-х Тамбасовских чтениях, проводимых в Красносельском районе Санкт-Петербурга ...
«Школьная тревожность. Пути взаимодействия: ученик-педагог»
Повышенная школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверст...
Классный час " В добрый путь, мои ученики!"
Выступление классного руководителя перед выпускниками...
Комментарии
путь к ученику
........