Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"
статья по географии по теме

Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга  и  на  секции  Ассоциации  гимназий  Санкт-Петербурга. В  этой  статье  я  попыталась  отразить  роль  учителя  в  формировании  у  ученика  чувства  успешности в  главном  для  него  деле - учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnyy_uchenik_na_uroke_geografii._puti_k_uspekhu.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Б. Романова,

учитель географии,

ГОУ гимназия №505

г. Санкт-Петербург

УСПЕШНЫЙ  УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ

  1. В  сегодняшней  жизни  в  условиях  рыночной  экономки,  жёсткой  конкуренции  очень  важно,  чтобы  человек  ощущал  себя  способным  к  успеху.  К  сожалению,  школа  не  всегда  способствует  формированию  этого  ощущения  у  детей.  Известно,  что  большая  часть  наших  учеников  «троечники».  И  восприятие  себя  посредственностью  может  остаться на  всю  жизнь.  
  2. Выделиться  особыми  успехами  или,  хотя  бы,  быть  на  уровне  успешно  успевающих  по  всем  предметам  под  силу  далеко  не  всем  детям.  Однако  есть  предметы,  не  требующие  особых  способностей,   их  изучение  на  должном  уровне  доступно  всем  здоровым  детям:  это история,  география,  биология, обществознание.  Поэтому  одной  из  задач,  стоящих  передо  мной  как  учителем  географии,  считаю  формирование  у  всех  моих  учеников через  мои  уроки  ощущения  удовлетворённости  собой  и  даже  успеха.
  3. При  подготовке  к  уроку  отталкиваюсь  от  того,  что  ученик   идёт  в  школу  не  от  жажды  новых  знаний,  а  потому,  что  так  положено,  потому,  что  здесь  его  товарищи,  его  маленькая  жизнь.  Особенно  это  характерно  для  подростков,  так  как  ощущение  новизны  школьной  жизни  уже  пропало,  а  осмысленная  мотивация  как  у  старшеклассников,  ещё  не  пришла.  
  4. Ученик  пришёл  на  урок.  Он  инертен,  т.к.  инерция  это  естественное  свойство  материи.  Он  уже  знает,  что  успех  приходит  только  через  труд,  через преодоление  трудностей.  Это  трудный путь  и он  заранее  отказывается от  него:    он  хочет  просто  тихо  отсидеться,  подумать  о  чём-то  своём.  Но  я  об  этом  знаю  и  строю  урок  с  учётом  этих  обстоятельств.

5.1.  Важным  считаю  наличие  кабинета,  настраивающего  ребёнка  на     определённый предмет:  книги,  журналы,  справочники,  атласы.  Сувениры,  привезённые  детьми же  из  разных  стран,  создают  атмосферу  маленького  путешествия,  расширяют  стены  кабинета,  снимают  ощущение  напряжённости.

         5.2  К  каждому  уроку  мною  сделаны  рабочие  карты.  Этой  картой  я  приглашаю  ребёнка  к  сотрудничеству:  в  ней  представлен  план  урока,  все  задания,  форма  их  выполнения.  Даже  если  ребёнок  отвлёкся,  прослушал  задание,  не  понял  его  на  слух,  перед  ним  карта,  с  помощью  которой  он  может  вернуться  к  нему.  Рабочие  карты  структурируют  урок,    делают  понятным  ученику  его  цель  и  способы  её  достижения.      

        5.3.  География – устный  предмет.  Но  я  стараюсь  выстраивать  урок  через  систему  практических  заданий,  которые  не  оставляют  ребёнку  выбора – работать  или  не  работать.  Ребёнок  поневоле  вынужден  включиться  в  работу.

         5.4.  Ряд  практических  работ  по  географии,  выполнение  которых,  в  частности,  связано  с  математическими  знаниями  и  умениями,  вызывают  трудности   у  ряда  уч-ся.  В  таких  случаях  предлагаю детям  алгоритмы  их  выполнения.  

         5.5  Практические  работы,  выполняющие  функцию  и  проверочных,  всегда  предлагаю  для  подготовки  на  дом:  4-6  вариантов и  план  их  выполнения.  Это  реальная  помощь  детям,  не  обладающим  быстрой реакцией,  острым  мышлением.

   5.6. Изучение  устного  предмета  через  систему  практических  работ  даёт  возможность  контролировать  степень  освоения  учащимися  изучаемого  материала.  В  течение  четверти  ученик  получает  по  предмету  от  5  до  8  оценок.  Чёткая  система  контроля  не  даёт  ребёнку  расслабиться:  он  знает,  что  все,  что  изучено, будет  проверено  и  оценено.

          6.  Главной  мотивацией  познавательной  деятельности  ученика  считаю  интерес  к  самому  процессу  познания.  Но  этот  интерес  формируется  не  сразу.  А  заинтересованность  предметом  должна  присутствовать.  Для  её  формирования  максимально  использую  все  возможности  увидеть  всё  своими  глазами:  Интернет,  электронные  учебники,  спутниковые  карты,  отсканированные  из  книг  и  журналов  фотографии,  схемы.  рисунки.  Много  материала  приносят  дети,  даже  в  форме  электронного  продукта:  презентации,  пособия  для  урока  и  др.  

         7.  Надеюсь,  что  такая  система  преподавания   мобилизует  ученика  на  учение,  не  оставляя  лазейки  для  отлынивания  и  лени.  Учитель выводит  ученика  на  путь  успеха,  уверенности  в  свои  силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:- гибко адаптироваться к и...

Статья Преемственность на уроке географии в 5 классе

Методические рекомендации по ведению географии в 5 классе...

Статья "Проблемы современного урока географии и пути их решения"

Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок, чтобы он соответствовал требованиям новых образовательных стандартов и одновременно был понятен и интересен ребенку? Что нужно знать, уме...

конспект к уроку "На пути к успеху"

Данный урок относится к 1разделу «Человек в социальном измерении». Цель данного урока познакомить обучающихся со слагаемыми жизненного успеха, какие факторы могут этому способствовать....

Технологическая карта урока "Самообразование -путь к успеху"

Технологическая карта урока "Самообразование -путь к успеху"...

Статья "Уроки музыки - путь к успеху и воспитанию здорового поколения"

МУЗЫКА – ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ с раннего детства.Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже ...