Формирование ключевых компетенций при обучении математике
учебно-методический материал по теме
Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики
Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.
П.Г. Щедровицкий
Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Основными приоритетами образовательной политики становятся:
- достижение социальной компетентности обучающихся;
-гарантия прав граждан на качественное образование;
-формирование ключевых (базовых) компетенций;
-обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
Учебно-познавательных
Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
Информационных – владение информационными технологиями.
Личного самосовершенствования – способность к самоопределению и самообразованию.
Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным и востребованным обществом.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
В связи с тем, что предметы: математика и информатика применяются почти в каждой области высокоорганизованной человеческой деятельности, я считаю, что учащимся необходимо овладевать такими знаниями и умениями, которые помогли бы освоить технологии интеллектуальной деятельности, повышали бы уровень информационной культуры.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Мультимедиа-технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по-моему, мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Выпускнику школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Что же такое информационная компетенция? Информационная компетенция - это умение:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
На сегодняшний день информационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. При этом учитель продолжает играть важную роль в создании и структурировании образовательного процесса. Правда, теперь из основного источника информации он превращается в консультанта, помогающего учащимся прокладывать свои собственные тропинки в зарослях разнообразной сетевой информации, окружающей их. Использование информационных технологий в процессе повседневного обучения улучшает мыслительные способности обучающихся, облегчает работу в составе групп. Учащиеся признают, что компьютер не снижает степень их социальной активности и не вызывает чувства изолированности, а побуждает их активнее общаться друг с другом. Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно используются информационные технологии.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике; позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог не только учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. Опыт использования ПК показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний. Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминанию изучаемого материала. Урок - это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Хочу сказать, что ИТ могут применяться на уроке математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить их на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
1. Уроки демонстрационного типа.
2. Уроки компьютерного тестирования.
3. Уроки тренинга или конструирования.
4. Интегрированные уроки.
5. Уроки с использованием компьютерных коммуникаций.
Использование инфокоммуникационных технологий на уроке позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме;
при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
На этапе организации работы с любым программным средством учитель должен обучить, умению владеть им своих учеников.
Привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала в качестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся используют Интернет-ресурсы.
В своей работе я использую информационные технологии в двух направлениях:
демонстрация слайдов (использование презентаций);
создание тестов.
Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS PowerPoint мною созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение (на доску), объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Использование таких презентаций дает хороший результат. Что позволяет на этапе актуализации знаний решать больше задач, дает возможность сэкономить время на уроке и вызывает больший интерес у ребят, нежели работа у доски, также, презентации к уроку позволяют разнообразить устную работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной. Особого внимания требует вопрос совместного использования презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо. Я считаю, что мультимедийные уроки- это уроки богато иллюстрированные, содержащие большой объем информации в различных видах, имеющие эффективный контрольно-практический блок. Модели с анимацией, тестовые задания в компьютерной версии, интерактивные тренажеры, слайдовые презентации особенно привлекательны для моих учеников.
Второе направление моей работы - создание компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный промежуток времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Одной из форм, применяемых мною на уроке информационных технологий, является использование готовых программных продуктов. Это, прежде всего, учебно-методический комплект «Живая математика». Комплексное воздействие видеоряда, звука, диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного позволяют облегчить усвоение математического материала.
Ещё одной сферой применения информационных технологий в моей практике является использование ресурсов громадной сети Интернет. Интернет содержит в себе огромные информационные, дидактические, методические возможности, объемы имеющейся текстовой, статистической, графической информации которого на несколько порядков превышают объемы любых печатных изданий (в том числе по математике). Центр тяжести в обучении математики переносится на методы поисковой и творческой деятельности. Но необходимо знать каталог ресурсов Интернет. Я и мои ученики используем следующие каталоги:
- Сайт фирмы «Клио-софт» - библиотека электронных документов по математике (http://www.hist.msu.ru/)
- Сайт Московского центра федерации Интернет-образования (http://www.centr.fio.ru/). Есть страница «В помощь учителю математики»
- http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа от компании «Кирилл и Мефодий»
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - тестирование по всем школьным предметам.
Я постепенно воспитываю в детях правильное отношение к этой огромной свободе которую дает Internet, ставлю интересную цель и вооружаю средствами ее достижения. И обучение становится уже не утомительным трудом, а увлекательной игрой.
Использование ИКТ дает возможность:
для повышения мотивации обучения;
для индивидуальной активности;
для формирования информационной компетенции;
для свободы творчества;
для интерактивности обучения.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка мыслить, видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках математики не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
На личном опыте я убедилась, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:
- повысить наглядность;
- разнообразить источники информации;
- вводить дополнительную информацию;
- организовать дифференцированное обучение;
- организовать многоуровневое закрепление изученного материала;
- учащимся выбрать собственную траекторию изучения материала.
Инновационные уроки с применением ИКТ учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока:
«…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»;
«…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»;
«…побольше бы таких необычных уроков»;
Список литературы:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 7. - С.5-9.
- Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в образовании: теория и практика / Н.А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2007. – 79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
Доклад на РМО учителей географии в 2011 году...
Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Прзентация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"...
"Формирование ключевых компетенций на уроке математики"
Этот доклад был представлен на Всероссийской научно - практической конференции "Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в регионе. Работ...
Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".
Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....
Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку
В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...
Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.
В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку....